Надо Знать

добавить знаний



Крещения Руси



План:


Введение

Крещение Руси - процесс принятия и распространения христианства в Киевской Руси. Ключевое событие - массовое крещение в 988 году жителей Киева, а затем других городов государства князем Владимиром I Святославичем, в результате чего христианство стало основной религией на Руси.

Крещения Владимира. Фреска В.М.Васнецова, Владимирский собор в Киеве

1. Предпосылки

Утверждение христианства на Руси - длительный сложный процесс, растянувшийся во времени на много веков нашей эры, пройдя в своем развитии несколько важных стадий: спонтанного проникновения христианских идей и ценностей в языческого среды, борьбы христианства и других мировых религий за сферы влияния, провозглашения христианства государственной религией Киевской Руси, противостояние языческого общества новой идеологии.

Судя из разных источников (переводов, летописей, материальных памятников), христианское вероучение на землях, которые в будущем вошли в состав Киевской Руси, появилось практически сразу после начала его распространения в мире, во времена святых апостолов. Процесс распространения христианства был длительным и постепенным. Так в III в. появляются упоминания о Скифскую епархию в составе единой вселенской кафолической православной церкви, в состав которой входила значительная часть земель будущей Киевской Руси. Христианская жизнь епархии несколько упадок с приходом гуннов (в других источниках - болгар), союза племен смешанного праслов'янотюркоугрофінського происхождения и появления государства Великая Болгария (Гунния, Хазария). Но Скифская епархия продолжает существовать до IX в. (То есть фактически до принятия христианства на Руси).

В любом случае можно говорить о том, что на момент принятия христианства в обществе Киевской Руси существовало большое количество различных вероучений и направлений, среди которых следует отметить язычество, христианство (греческого и латинского обрядов, все еще ​​единственной на то время вселенской кафолической церкви), мусульманство (распространенное в соседней Волжский Булгарии, а значит без сомнения известно и на Руси), иудаизм (вера правителей Хазарии, а также сообществ в разных городах Руси, в ​​частности Киеве). Таким образом, перед Владимиром Великим, стояла сложная задача - выбрать одно из вероучений о едином Боге, каждое из которых имело значительную часть своих сторонников на землях Руси - христианства греческого или латинского, ислама или иудаизма в качестве государственного вероучения.

Вопрос распространения христианства на землях Руси (в те времена Скифии) освещены в работах известных церковных историков, таких как Иоанн Златоуст и Тертуллиан еще задолго до принятия в Великом княжестве Русском.


1.1. Научные источники истории древнерусского христианства

В крупнейших отечественных источников специалисты относят произведения теоретиков киевского христианства: "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона (ок. 1053), "Послание к смоленскому пресвитера Фомы" следующего митрополита-русича Климента Смолятича (?-1154р.), "Послание к братии" Луки Жидяты, "память и похвалу Владимиру "Иакова Мнимая (11 в.)," Повесть временных лет "и" Житие Феодосия Печерского "Нестора (ок. 1056-после 1113рр.)," Киево-Печерский патерик "и другие.

Иностранные источники о христианстве в Киевской Руси представлены житиями святых (Георгия Амастридского, Константина Философа, Стефана Сурожского), енцикликою патриарха Фотия, произведениями Прокопия Кесарийского, сообщениями западноевропейских авторов - архиепископа Бруно (974-1009рр.), Краковского епископа Матфея (12 в.) и других.


2. Первые христиане

Христианизации Руси благодаря географическому положению страны (соседство с Черным морем и небольшая расстояние от Ближнего Востока), началась с раннего проникновения христианства уже при первых веков по Крещению Руси на территорию нынешней Украины.

Свидетельство историки говорят о появлении христианства на территории, которую занимает современная Украина, в позднеантичных городах Северного Причерноморья, которые были населены греческими колонистами и в первые века новой эры стали сосредоточением крупнейших очагов христианства.

Из этого региона в начале нашей эры начинает распространять христианство на территории Восточной Европы апостол Андрей Первозванный. Его кафедра находилась в Синопе и была апостольским центром, ближе расположенным по пивничнопонтийськимы землями. Особое значение для славянского мира имеет апокрифический предание, записанное в "Повести временных лет", о том, что первый благовест Христовой веры принес на земли Руси апостол Андрей во время одной из своих миссионерских путешествий в середине первого века. Он благословил горы, где теперь стоит Киев, поставил крест на месте нынешнего Андреевского собора, и предвещал городу, мало здесь появиться, торжество новой веры и светлое христианское будущее.

Или апостол Андрей был на территории Киева, на это нет исходных доказательств, но почти уверен, что он, согласно писаниям Евсевия Кесарийского, основанный на Ориген (3 в.), Получил как миссионерскую территорию Скитию, т.е. земли нынешней Украины. Он имел с Синопу отправиться на Закавказье, Черное море и в Скитию (А. Карташев). Е. Голубинский и С. Томашевский считают, что рассказ о апостольство Андрея в Украине является произведением позже, но М. Чубатый доказывает, что пребывание Андрея на Руси почти определенное.

Вторым легендарно известным миссионером на землях Руси был ученик апостола Петра римский папа Климент I (88-97 гг.) Как оппозиционера официальной римской религии, он был сослан в конце I в. н.э. до каменоломен Херсонеса Таврического, где он потерпел мученическую смерть за пропаганду христианского вероучения. Возвращаясь к 867 г. в Моравию, славянские первоучителей берут с собой часть мощей св. Климента, чтобы представить их в Риме и Константинополе.

Распространению культа св. Климента в Киевской Руси способствовало официальное размещения после перевозки князем Владимиром ( 980 - 1015 гг) из Корсуня (Херсонеса) в Киев в 988 г. председателя Климента, а также тела его ученика Фива, в специальной раке. Автор "Слова", произнесенного в честь этой церкви, считает св. Климента основным святым Церкви Христовой и заместителем Русской земли.

Конкретные данные о наличии христианства на укр. землях происходят со времен пребывания на тех территориях готов, пришедшие в 3 в. с севера Готы уничтожали христианские колонии, они доходили до Малой Азии и принимали невольников аж с Каппадокии, которые знакомили готов а христианством. Еп. западных готов Ульфиляс перевел Писание на готский язык, т. н. "Кодекс Аргентеус" (теперь хранится в Упсале в Швеции). На Соборе в Никее 325 участвовал еп. готов Теофиль. Одним из преемников Теофиля был епископ уныло, что его рукоположил св. Иоанн Златоуст. Центром уныло была Дора в Крыму. Наезд гуннов (375) затормозил распространение христианства на украинских землях в течение времени, хотя в южном Крыму остались готы, потому что не все под давлением гуннов отправились на Запад. Археологические раскопки утверждают существование церквей на Причерноморье в 3 - 4 вв. Древнейшие вещи церковного обихода найдены в Херсонесе и Керчи, происходят из 4 - 5 ст.


2.1. Христианство первых русских князей

Купель в Корсуни (совр. Севастополь) - построена в 1997 г. на предполагаемом месте крещения Владимира [1]

Есть сведения, что ок. 860, два русских князья должны принять христианство, ибо патриарх Фотий в одном послании пишет, что он послал на Русь епископа где-то ок. 864. Нет, однако, уверенности, то было епископство в Тмутаракани, или в Киеве.

Конце 9 в. организационно в "Русской земле" оформляется церковная структура - митрополия, во главе которой стал болгарин Михаил (кон. 9 в.), который склонил киевского князя Аскольда до принятия христианства. По преданию, на могиле Аскольда должна быть построена церковь св. Николая, что свидетельствовало бы, что он был христианином.

Однако ограниченность в переживания византийского христианства Аскольдом, его пренебрежение спецификой славянского мировоззрения привели к тому, что в 882 г. новгородский князь Олег, использовав языческую оппозицию, захватывает Киев.

Преемник Олега на киевском столе Игорь I ( 913 - 945 гг) способствовал дуалистическом, двухмерном характера религиозной жизни в государстве. Он толерантно относился к христианству и не мешал его постепенному проникновению в стране.

Опять же за Олега языческая реакция подавила христианство, но оно не исчезло совсем, и есть свидетельства, что по кн. Игоря существовала в Киеве церковь св. Ильи, так как при заключении договора с греками 944 часть его посольства присягала на Евангелие.

Христианство ширилось в Украине также с Запада, из Моравии, где миссионерскую работу вели Кирилл и Мефодий и их ученики. Оба слов. апостолы в пути к хазарам были в Крыму и там нашли мощи папы Климентия И. С деятельностью Кирилла и Мефодия традиция связывает проникновение христианства через Галицию на Волынь, где должны быть во Владимире еп. еще перед крещением Киева при Владимире Великом. Предполагают, что в те времена в Перемышле уже епископство (М. Чубатый).

После смерти Игоря в 945 г. во главе государства становится его вдова - княгиня Ольга. Во время ее пребывания в 957 г. в Константинополе было приложено немало усилий, чтобы получить высшего государственного титула "дочки" императора, для чего Ольга частно (Правдоподобнее в Киеве в 955 г.) принимает крещение. В своем почте Ольга имела пресвитера Григория, о чем подробно повествует Константин Багрянородный. По возвращении из Константинополя княгиня начинает проводить линию на ограничение влияния язычества в государстве, нарушив "требища бесовские" и построив деревянную церковь святой Софии. Однако меры Ольги не дали желаемых результатов. Во-первых, не получив политических предпочтений от Византии, она вернула свой взгляд на Запад, пригласив священнослужителей с немецкого королевства, поднявшееся за Оттона ( 936 - 973 гг.) По свидетельству немецких хронистов, послы княгини Ольги в 959 г. "Просили посвятить для сего народа епископа и священников". В ответ он прислал на Русь посольство во главе с еп. Адальберт. Однако уже в 962 г. он вернулся назад ни с чем. Во-вторых, попытки сохранить собственную самобытность между Западом и Востоком приводило к тому, что в Киево-русски обществе периодически происходило реставрации язычества.

Деятельность Ольги не находит поддержки и понимания в ее ближайшем окружении. Даже сын Святослав, несмотря на уговоры матери, отказывается от принятия христианства, но его сыновья Ярополк и Олег правдоподобно уже были христианами. Более того, в 979 г. папа Бенедикт VII высылал послов к Ярополку.


3. Крещение Руси Владимиром Святым

Владимир Святой - Креститель Руси (Украины), памятник в Киеве над Днепром
Крещение киевлян. Подготовительный эскиз фрески В.М.Васнецова, Владимирский собор в Киеве

Крестить Киевскую Русь и провозгласить христианство государственной религией пришлось князю Владимиру Великому. Придя к власти с помощью варяжской дружины и языческой элиты, Владимир для их интересов ввел языческий пантеон богов. На месте старого капища, где стояла подобие Перуна, появляются 6 разноплеменных богов - Перун, Дажьбог, Хорс, Стрибог, Симаргла, Мокошь.

Но чуть позже Владимир убедившись, что для укрепления государства и его престижа нужно новой веры (Киевское государство) поддерживала тесные отношения с Византией - богатым, мощной и наиболее культурно влиятельной державой того времени. Так он решил принять христианство и окрестить весь свой народ.

Крещение состоялось во времена ослабления внутриполитического положения в Византийской империи. Во второй половине (80-х гг) Х в. взрывается крайне опасное антиправительственное восстание на Востоке империи, возглавляемое Вардой Фокой и поддержано населением Таврии. Затруднительное положение, в котором оказался император Византии, заставило его обратиться в Киев с просьбой о военной помощи. Условия, по которым Киев соглашался помочь Византии, продиктовал Владимир. За ними киевский князь обязывался помочь императору подавить восстание, а за это тот должен отдать за Владимира свою сестру Анну (то есть Владимир получал бы права на византийский трон) и содействовать крещению населения Киевского государства. При этом Владимир сначала получил отказ, и только восхищение им византийской колонии Херсонеса (Корсунь) заставило Византию заключить эту сделку.

О том, откуда пришла иерархия в Украину, есть разные теории. Первая, иерархия пришла из Византии (Е. Голубинский, М. Грушевский, И. Пелеш, М. Миллер, Ф. Дворник). Вторую теорию (рим.) отстаивают Банимгартен, Жюжи и М. Коробка. Никоновская летопись говорит о посольства к Владимиру от папы (988, 991, 1000) и к папе от Владимира (994, 1001). Третью теорию (Охридскую или македонский) выдвинул М. Приселков, а с украинским ее поддерживают историки Т. Коструба, С. Томашевский, из русских А. Карташов, Е. Шмурло, Г. Федотов, П. Ковалевский, немец Г. Кох. Она основывается на сходстве языка. (?Номоканон? пришел в Украину в болг. Ред.). Четвертую теорию (Тмутороканский) выдвинул Ю. Вернадский и за ним М. Чубатый. Оба автора являются той мысли, что в пределах Киевского государства во времена крещения Владимира уже существовала иерархия в Тмутаракани.

После официального крещения киевлян в 988 г. христианство становится государственной религией Киевской Руси. Христианизация Руси шла постепенно за водными путями, сначала ее приняли большие ячейки, позже провинция. Не везде этот процесс происходил без сопротивления, как в Киеве. Главный сопротивление оказали служители языческого культа - "Волхвы", влияние которых на южных землях Руси было незначительным. Зато на севере в Новгороде, Суздале, Билоозерьи они подстрекали население до открытых выступлений против христианских священников. Еще долго сосуществовали между собой некоторые элементы языческой веры, преимущественно обрядов, с христианством (т. н. Двоеверие).

Для нормализации церковной жизни в своем государстве, Владимир издал Устав, назначив десятину на содержание церкви, и определил права духовенства: Владимир пытался дать структурное оформление новой религии, вроде византийского. Первое упоминание о митр. на Руси известна с 1037, хотя - раньше должен был быть архиеп., который присматривал за русской церковью. Первым митр., Который упоминается, был грек Теотемпт (см. Киев. Митрополия). Христианство, проповедуя милосердия и христианской любви - фундамент цивилизованного и мирной жизни, объединило религиозно великую державу Владимира и положительно повлияло па мораль руководящей верхушки и населения.

С принятием христианства на Руси распространилась письменность. Владимир закладывал школы, строил церкви сначала в Киеве, а затем в других городах. Учителями были свящ. из Корсуня, которые знали слов. язык. Факт, что с принятием христианства не пришло к непосредственному полет, овладение Руси Византией, а открыто новой христианизованных сообществу связи с дальнейшими и близкими соседями, следует считать положительным следствием акта крещения Руси и слов. Востока.


3.1. Датировка крещения

1-й Псковская летопись сообщает следующее датировки крещения:

"В 9 лето княжения Владимира, купно же от Адама до крещения Рускаго 6496, индикта 1, в лето 6497, ключ границ Р, круг Солнца 28, вруцелето С, а Луне круг 17ј".
[2]

Анализируя данный текст, можно прийти к выводу, что крещение состоялось в воскресенье, 1 августа 988 года. [3]

4. Крещения Руси на монетах

Christening a.jpg
Christening r.jpg
Khresch r.jpg
Хр.Руси.jpg
Монета НБУ 100 гривен 2008 года "Крещение Киевской Руси" Аверс Монета НБУ 100 гривен в 2008 году "Крещение Киевской Руси" Реверс Монета НБУ 2000 года "Крещение Руси" Реверс Монета СССР 25 рублей 1988 года "1000-летие Крещения Руси" Реверс

Примечания

  1. http://www.chersonesos.org/?p=ct_map28 - www.chersonesos.org/?p=ct_map28
  2. dlib.rsl.ru / view.php? path = / rsl01004000000/rsl01004161000/rsl01004161763/rsl01004161763.pdf # page185 1-й Псковская летопись
  3. http://www.protos7.ru/KnigaTK/TKGlava12_2.htm - www.protos7.ru/KnigaTK/TKGlava12_2.htm Азбучная Хронология

Литература

  • Малый словарь истории Украины / Ответственный редактор Валерий Смолий. - М.: Просвещение, 1997.
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .
  • Голубинский Е. История Русской Церкви. М. 1901;
  • Томашевский С. Введение в историю Церкви в Украине, тт. 1 - 2. Жовква 1931;
  • Zaikyn W. Zarys dziejow ustroju Kosciola wschodnio-slowianskiego. Л. 1939;
  • Ammann A. Abriss der Ostslavischen Kirchengeschichte. Вена 1950;
  • Vernadsky G. The Status of the Russian Church During the First Half-century Following Vladimir's Conversion. The Slavic and East European Heview, Vol. XX. 1941;
  • Назарко I. Св. Владимир Великий, обладатель и Креститель Руси-Украины. Рим 1954;
  • Vernadsky G. The Origin of Russia. Оксфорд 1959;
  • Карташев А. Очерки по истории Русской Церкви, т. И. Париж 1959;
  • Хохлатый М. История христианства на Руси-Украине, т. 1. Рим - Нью-Йорк 1965;
  • Полонская-Василенко Н. История Украины, т. И. Мюнхен 1972;
  • Dvornik F. Les Slaves, Byzance et Rome au IX s. Париж 1926.

См.. также

п ? в ? р История православия в Украине
До 1945
Приднепровье
Галичина
Таврия
В 1770-х
1770-1919
Киевская митрополия 1770-1921 ? Екатеринославская епархия ? епархия ? Подольская епархия ? Полтавская епархия ? Херсонская епархия ? Таврическая епархия ? Харьковская епархия ? Черниговская епархия
1919-1941
1941-1945
Буковина
Закарпатье
1945-1991
После 1991
Русская православная церковь ? Киевская митрополия ? Галицкая православная митрополия ? Украинский патриархат
п ? в ? р Киевская Русь
Русь ? Русская земля ? Рюрик ? Рюриковичи
События Alex K Kievan Rus .. svg
Правители
Населения
Войны
Войны Руси с Византией ? Погром Хазарского каганата ? Битва под Любечем ? Битва над Бугом ? Битва на Альте ? Битва на Немиге ? Битва на Стугне ? Битва на Калке
Культура
Skifska pecktoral copy.png Древность
(- 300 по Р.Х)
Доисторическая Украина ? Палеолит ? Мезолит ? Неолит ? Трипольская культура ? Киммерийцы ? Скифы ? Сарматы ? Античные города Северного Причерноморья
Alex K Kievan Rus .. svg Раннее Средневековье
(300-1240)
Готы ? Анти ? Гунны ? Венеды ? Восточные славяне ? Хазарский каганат ? Киевская Русь ? Половцы ? Княжество Феодоро ? Херсонес
Alex K Halych-Volynia.svg Позднее Средневековье
(1240-1569)
Галицко-Волынское княжество ? Киевское княжество ? Великое княжество Литовское ? Королевство Польское ? Золотая Орда ? Крымское ханство
Herb Viyska Zaporozkogo (Alex K). Svg Казачество
(1569 - 1775)
Запорожская Сечь ? Речь Посполитая ? Хмельницкая ? Гетманщина ? Колиивщина
Alex K Kyiv Michael.svg Новое время
(1775 - 1917)
Российская империя : Малороссия ? Слобожанщина ? Новороссия ? Кубань Османская Империя : Чертомлыкская Сечь ? Олешковская Сечь ? Задунайская Сечь Австро-Венгрия : Галичина ? Буковина ? Закарпатье
Coat of Arms of UNR.svg Новейшее время
(1917 - 1991)
Революция : УНР ? Украинская Государство ? ЗУНР ? Кубанская Народная Республика ? Зеленая Украина ? КНР
СССР : УССР ? Голодомор ? Карпатская Украина ? УПА ? Революция на граните
Lesser Coat of Arms of Ukraine.svg Современность
(После 1991)
Независимая Украина ? Оранжевая революция
п ? в ? р

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам