Надо Знать

добавить знаний



Кристина (королева Швеции)


Кристина

План:


Введение

Королева Кристина I ( швед. Drottning Kristina * 7 декабря 1626, Стокгольм - ? 19 апреля 1689, Рим) - королева Швеции в 1644-1654 годах. Династия Васа. Отличалась достаточно вольным поведением и страстным коллекционированием произведений искусства мастеров Западной Европы. После добровольного отречения от престола поселилась в Риме, где жила до своей смерти.


1. Родители

Отец - король Густав II Адольф (1594-1632), высокообразованный человек, реформатор армии и флота, основатель университета в Тарту, восстановил Уппсальского университета. Владел несколькими европейскими языками, а такох латыни, языком ученых той эпохи. Погиб во время Тридцатилетней войны.

Мать - Мария-Элеонора Бранденбургские, особого влияния на дочь не имела. Родители придерживались протестантизма.


2. Детство Кристины

Кристина в молодости

Мать воспитанных дочери не занималась. Лицо религиозная, фанатичная и нервная, она плохо влияла на Кристину. Воспитание поручили тете - пфальцграфини Екатерине. Образованием Кристины занималась она и канцлер Аксель Оксеншерна. Родители не имели ребят в семье, поэтому трон унаследовала Кристина в возрасте шести лет. До совершеннолетия страной правили регенты.

Кристина оказалась напричуд способной, изучила семь языков. Язык ученых знала настолько хорошо, что могла провозгласить целую речь латыни. Много читала, рано увлеклась коллекционированием монет. Постоянно совершенствовала свое образование, анализировала дела в стране. В 18 лет ее объявили совершеннолетней.


3. Отказ от брака

В возрасте 15 лет Кристина увлеклась жизнеописанием королевы Англии Елизаветы Первой (1533-1603) Тюдор, которая отказалась от брака. Браки в королевских семьях дело политики, а не дружбы. Поэтому самостоятельная Кристина отказала всем претендентам. На запросы риксрату ответила, что трон после нее унаследует двоюродный брат Карл-Густав Пфальцский, что помешало бы перехода короны в другую династию.

Годы самостоятельного правления Кристины 1644-1654.


4. По-над барьерами

Худ. С. Бурдон. Конный портрет Кристины Шведской, Прадо, Мадрид.

Авторитарная, не склонный к компромиссам, Кристина быстро нажила противников и врагов. Особенно опасными были конфликты с канцлером Оксеншерны, что чувствовал себя властителем страны. Дошло до открытых конфликтов с ним на совещаниях. Расхождения во мнениях о политических делах только усугубили конфликты.

Самостоятельная Кристина чувствовала себя по-над барьерами в общественных делах, даже в личной жизни. Взывала роскоши, славы, праздничного образа жизни. Королевский двор удивлял баллами, праздниками, развлечениями. У молодой королевы крутились фавориты, в основном иностранцы, с которыми Кристина чувствовала себя увереннее. Большое влияние на Кристину имели; Магнус Габриэль Делагарди, врач француз Бурделя и дипломат из Испании Пиментелли. В круг близких друзей королевы вошел лишь двое шведов: Класс Тотти и Эбба Спарре (подруга королевы). Но она охотно общалась с умными людьми и среди них оказались Гуго Гроций, Декарт. Кристина переписывалась с кардиналом Мазарини, что тогда правил фактически Францией.

Кристина увлекалась танцами, охотно ездила верхом, переодевалась в мужские костюмы, как удобнее.

Так, Рене Декарта она вызвала во дворец в пять утра и заставляла читать лекции, так пожелала поближе узнать культуру Франции. Разрыв между ней и обществом Швеции становился избыточным. Ее все меньше понимали. Нарекания только росли.


5. Кристина - меценат и коллекционер

Худ. Ханс фон Аахен. Император Рудольф II

Особая статья жизни королевы - коллекционирование книг и произведений искусства. Швеция получила ряд побед в Тридцатилетней войне и ограбила богатую Прагу. В страну вывезли большую часть художественной коллекции императора Рудольфа Второго (1552-1611) и даже бронзовые скульптуры из королевского дворца в Праге (до сих пор в Швеции). Среди захваченного было почти 600 картин мастеров Италии и Голландии, рисунки, медали и монеты, предметы прикладного искусства (серебряные бокалы, ювелирные изделия и т.п.). В художественных сборников Швеции пришли картины Арчимбольдо, скульптуры Адриана де Врис (амуры возносят Венеру, бронза, Стокгольм) и др..

Выдающиеся вещи также скупали агенты королевы в Германии, Голландии, Италии, даже в Греции, тогда входила в состав Турции. Чтобы разместить свои сборники, королева запланировала расширить королевский дворец "Три короны", а архитектор Никодим Тессин Старый разработал проект достроек в и большого дворца.

Два года жил в Стокгольме художник из Франции Себастьян Бурдон (1616-1671). Он сделал несколько портретов королевы Кристины, в том числе верхом (конный портрет Кристины был подарен королю Испании, хранится в Музее Прадо, Мадрид).

Внешность Кристины не одобряли. Она была небольшого роста и непривлекательной телосложения. На лице выделялся, не скрыл и Себастьян Бурдон на портретах. Более привабливюю ее сделал на портретах француз Робер Нантейль, что разглядел под малопривлекательной внешностью незаурядный ум и личную значущисть.


6. Добровольно-принудительное отречение

Еще в 1649 году Карла-Густава Пфальцского объявили наследником короны Швеции. На волне роста недовольства королевой Кристина решает отречься от престола. 1654 года на заседании Риксдагом в университетской Уппсалы она отреклась от престола. Отречение приняли. Кристина после отречения получила доходы из разных земель в 200 000 риксталерив ежегодно и поняла, что ей лучше эмигрировать из Швеции. Скептически настроена к протестантизму, Кристина решает пока тайком перейти в католицизм.


7. Кристина - католичка

Кристина уехала в Антверпена в мужском наряде, и лишь позднее переоделась в женское. Католичество приняла в Брюсселе на Рождество 1654 года. Имя выбрала Александра, якобы в честь папы римского Александра Седьмого (понтификат 1655-1667). Но зломовни современники говорили, что не в честь папы римского, а в честь Александра Македонского, которого Кристина очень уважала. Совпадение имен папы и царя Македонии только камуфлировал правду. Попытки папы распространить католицизм в Швеции через Кристину политического успеха не имели.


8. Кристина в Риме

Экс-королеву, перешедшей в католичество, в Риме встречали триумфально. На встрече она получила особую карету по проекту самого Лоренцо Бернини (1598-1680). И верна себе Кристина вежливо отказалась от кареты и въехала в Рим верхом, как бывшие древнеримские императоры.

Первой резиденцией бывшей королевы стал дворец Фарнезе. Затем она поселилась в палаццо Риарио. Эмигрировав из Швеции, Кристина частично подарила произведения искусства королевским семьям Европы, частично вывезли в Рим. Только коллекция гобеленов Кристины достигала ста тридцати единиц. А были еще произведения медальерного искусства, скульптуры, картины выдающихся мастеров.

Ее двор в Риме стал центром ученых, художников, образованных прелатов. Коллекционирование произведений искусства она продолжила и в Риме. 1667 она покупает сборник картин Карло Империале с Генуи.

Но эксцентричная поведение и фавориты вызвали недовольство папской администрации. Кристина неоднократно выезжала во Францию, где жила некоторое время. Сделала она и опасную попытку вернуть себе корону, и это лишь увеличило количество ее врагов.

Она же мало заботилось об окружении. И выехав во Францию, не оставила денег на содержание прислуги и своих охранников. Когда у охранников закончились деньги, они начали продавать ее картины. Затем сняли со стен и продали дорогие ковры и гобелены. Отчаянные бойцы сняли даже медные листы, которыми было крито крышу дворца.


9. Аркадия - академия Кристины

Особенностью культурно-общественной жизни Италии 17-18 веков были академии. Это кружки богатой и образованных шляхты и горожан, объединенных общими интересами. Академий было много - от Рима до маленьких городков.

Имела свою академию и Кристина. Согласно тогдашней моде, лица академии считали себя пастушками и выбирали псевдонимы, титулы во время собраний отменяли. Италию покрыла сеть академий, где отвергали условности и враждебное отношение к враждующим областей, городов, семей.

Академия Кристины называлась Аркадия и делала ставку на приемнине общения и интересный досуг.

Членство в подобной академии имел и знаменитый гравер 18 стлиття Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778).

Академия Кристины не имела ничего общего с художественными академиями, тоже возникли в Италии и згурторувалы профессионалов (академия братьев Каррачи в Болоньи). Поэтому академия Кристины осталась в мемуарах, а академия Каррачи стала примером создания художественных академий во многих странах Европы.


10. Смерть

Кристина умерла в Риме на 63 году жизни. Барочный Рим прятал необычную женщину в соборе св Петра торжественно и с длинными церемониями. Это единственное женское захоронение в соборе. Сейчас это кенотаф, то есть пустое захоронения, ибо прах Кристины вывезено в Швецию.

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам