Надо Знать

добавить знаний



Критический реализм



План:


Введение

Критический реализм - художественное направление, в основе которого - принцип историзма, правдивого изображения действительности. Возник в 20-х годах XIX века в Европе. Реалистическое направление возник во многом как отрицание художественных принципов романтизма. Для реализма характерна типизация как средство раскрытия социальных качеств личности. Реализм создает типические характеры в типических обстоятельствах.

Критический реализм родился прежде всего в Англии и во Франции. Его представителями были такие писатели, как Стендаль, О. Бальзак, В. Скотт, Диккенс. Наибольшего развития критический реализм приобрел в литературе XIX в. В русской литературе его выразителями были Гоголь, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов и др..


1. Особенности

Критический реализм по-новому изображает отношение к человеку и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого "Я". Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX века не означает, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только достижениями, но и потерями. Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их энтузиастическая вера в победу добра над злом. Подъем в странах Запада рабочего движения, формирование в 40-х годах XIX века марксизма не только влияют на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности с позиций революционного пролетариата. Критический реализм сделал шаг вперед на пути демократизации литературы также в сравнении с творчеством просветителей XVIII века. Он значительно шире захватил современную ему действительность. Крепостническая современность вошла в произведения, критических реалистов не только как самоуправство крепостников, но и как трагическое положение народных масс - крепостного крестьянства, обездоленного городского люда. В творчестве Филдинга, Шиллера, Дидро и других писателей эпохи Просвещения человек среднего сословия изображался главным образом как воплощение благородства, честности и тем самым противостоял развращенным бесчестным аристократам. Он раскрывался только в сфере своего высокого морального сознания. Его повседневную жизнь со всеми своими бедами, болями и заботами оставалась, по сути, за пределами повествования. Только в революционно мыслящих сентименталистов (у Руссо и особенно у Радищева) и в отдельных романтиков (Сю, Гюго и др.) эта тема получает разработку. В критическом реализме наметилась тенденция к полному преодолению риторики и дидактизма, было достаточно в произведениях многих просветителей. В творчестве Дидро, Шиллера, Фонвизина наряду с типичными образами, воплощают психологию реальных классов общества, действовали герои, олицетворяющие идеальные черты просветительского сознания. Вид безобразного не всегда уравновешивается в критическом реализме, изображением должного, является обязательным для просветительской литературы XVIII века. Идеал в творчестве критических реалистов часто утверждается через отрицание уродливых явлений действительности. Критический реализм характеризует человека универсально как конкретную исторически сложившаяся индивидуальность. Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. изображаются не только в возвышенные минуты своей жизни, но и в самых трагических ситуациях. Человек ими рисуется как существо социальное, который сформировался под влиянием определенных социально-исторических причин. Характеризуя метод Бальзака, Г.В. Плеханов отмечает, что создатель "Человеческой комедии" "брал" страсти в том виде который давало им современное ему буржуазное общество, он с вниманием естествоиспытателя следил за тем, как они растут и развиваются в данной общественной среде. Благодаря этому он стал реалистом в самом прямом смысле слова, и его произведения представляют собой незаменимый источник для изучения психологии французского общества времен реставрации и "Людовика-Филиппа". Однако реалистическое искусство нечто большее, чем воспроизведение человека в социальных связях.


1.1. Манифест реализма

Литературным манифестом реализма стала предисловие Оноре де Бальзака в "Человеческой комедии".

В ней Бальзак пишет, что идея его произведения зародилась из сравнения человечества с животным миром. Создатель использовал один и тот же образец для создания всех живых существ. Живое существо - это основа, получает отличительные признаки своей формы в той среде, где ему назначено развиваться. Эта система не вступает в противоречие с представлениями о Божьей могущество. Эта система утвердили писатели-мистики Сведенборг и Сен-Матерн; ученые Лейбниц, Бюффон, Шарль Бонне - последний еще в 1760 году сказал, что животные развиваются так же, как и растения, наконец, эту систему утвердил Жоффруа де Сент-Илер.

Общество вроде Природы. Общество создает из человека, согласно среды, столько же разнообразных видов, сколько существует в животном мире. Бальзак в "Человеческой комедии" хочет представить весь общественный мир.

И между Обществом и Природой есть различия: в общественном состоянии допускается случайность, также у животных не бывает внутренней борьбы. Человек "стремится отражать свои нравы, свое мнение и свою жизнь во всем, что она приспособила для своих нужд".

Произведение о Общество должно захватить три формы бытия: мужчин, женщин (человека) и вещи (материальное воплощение мышления).

Бальзак подчеркивает, что писатели всех времен забывали изображать историю нравов: "Рассказчики применяли свой талант для создания одного или двух типичных лиц, на изображение какой-либо одной стороны жизни". Высшим примером для себя считает Вальтера Скотта : он "поднял роман до степени философии истории ... Он внес в него дух прошлого, соединил в нем драму, диалог, портрет, пейзаж, описание, он включил туда и невероятное и истинное, эти элементы эпоса, и подкрепил поэзию непосредственностью простейших разговоров ".

" Случай - величнийший романист мира; чтобы быть плодовитым, нужно его изучать. Самим историком должно оказаться французское Общество, мне оставалось только быть его секретарем. Составляя описание пороков и добродетелей, собирая наиболее яркие случаи проявления страстей, изображая характеры, выбирая главнейшие события из жизни Общества, создавая типы путем объединения отдельных черт многочисленных однотипных характеров, возможно, мне удалось бы написать историю, которая была забыта многими историками - историю нравов "

Писателю нужно раздумывать над принципами бытия, выявить, приближается или удаляется Общество от вечного закона, истины, красоты.

Принципы писателя:

  • 1). В отличие от Руссо, Бальзак считает, что общество не портит человека, а делает ее лучшей; однако стремление выгоды развивает плохие наклонности. "Христианство, особенно католичество, как я показал в "Сельский врач", представляя собой целостную систему подавления развратных стремлений человека, является основой социального строя ".
  • 2). Писатель предоставляет точное изображение Общества, поэтому может открывать больше зла, чем добра. Тогда его обвиняют в амеральности. Но нужно обращать внимание на вторую часть произведения, составляет полную противоположность первой и воплощает поучительную часть. В своих произведениях Бальзак всегда изображает человеческое или бог наказания всех преступлений. Поэтому писатель чувствует больше свободы, чем историк, роман "должен быть лучшим миром", хотя изображать события правдиво. [1]

2. Философская основа критического реализма

Эта позиция была сформулирована профессором Хельсинкского университета И. Ниинилуоттой, который добавил к позиции реализма ряд уточняющих деталей. В частности, под влиянием тезиса неопределенности Куайна, он признает концептуальный плюрализм: наше обращение к миру происходит всегда в некоторых лингвистических рамках. Тезис пессимистической индукции заставляет его принять фаллибилизма: знание о реальности не достоверно и подлежит корректировке, даже лучшие научные теории могут оказаться ошибочными, однако успешные теории близки к истине. Признается экстерналистского тезис, сформулирована социологами: реальность частично (но только отчасти) создана человеком. В целом его позиция по-прежнему сохраняет реалистичный оптимизм: прогресс науки можно рационально объяснить. Наилучшее объяснение заключается в том, что научные теории близки к открытию истины. Эта слабая реалистическая позиция лучше защищена от стандартных аргументов, выдвинутых против реализма. Если в первой половине XX в. в философии науки основное внимание уделялось обоснованию научного метода, то в последние десятилетия обсуждаются, в основном, вопросы онтологического статуса объектов, вводимых научными теориями. В современной литературе продолжается дискуссия по поводу реализма научных понятий, которая занимает значительное место в англоязычном мире.


3. Развитие критического реализма

Критический реализм конца XIX века вступает в новую полосу своего развития, приобретает ряд новых черт, отличающих его от классического реализма середины века. На рубеже веков он завоевывает ведущие позиции в мировом литературном процессе. Писатели-реалисты действуют в Франции ( Мопассан, Франс, Роллан), Великобритании ( Уэллс, Шоу, Голсуорси), Германии (братья Манны, Гергарт Гауптман), Скандинавских странах ( Ибсен, Мартин Андерсен-Нексе), США ( Марк Твен, Джек Лондон, Драйзер, О. Генри), а также в других странах. Повышению реализма способствовал органическая связь с традициями национального искусства, революционным романтизмом, созвучным писателям новой эпохи своей направленности в будущее. Резко усиливается публицистический сторону реалистической литературы, появляется открытая тенденциозность в защите своих взглядов. Прием объективной повествования, усовершенствованный Флобером, уступает приему, в котором оценка явлений, полемика, дискуссия, открытый проявление позиции писателя являются обычными вещами. Широкие обобщения, смелые гипотезы, обращение к достижениям науки и культуры - все это черты нового реализма.

Критический реализм ознаменовался небывалым распространением эпоса и драматургии, которые заметным образом потеснили поэзию. В эпических жанров наибольшую известность приобрел роман. Причина его успеха главным образом в том, что он позволяет писатель-реалист с наибольшей полнотой осуществить аналитическую функцию искусства, обнажить причины возникновения социального зла.

Критический реализм не ограничивается разоблачением безобразного. Он изображает также положительные стороны жизни - трудолюбие, нравственную красоту, поэтичность русского крестьянства, стремление передовой дворянской и разночинной интеллигенции к общественно полезной деятельности и многое другое. У истоков русского реализма XIХ века стоит А.С. Пушкин. Большую роль в идейно-эстетической эволюции поэта сыграла его сближение во время южной ссылки с декабристами. Он находит теперь опору своем творчестве в реальной действительности.


4. Значение для литературы

Литература обогащается в жанровом отношении: много разновидностей романа, обогащение тематики и структуры новеллы, подъем драматургии. Происходит процесс обновления театра, на сцену выходят важные проблемы. Одним из ведущих мотивов является разоблачение буржуазного общества. Борьба за свободу творческой личности художника. Историко-революционная тема. Внимание, которое реалисты уделяют личности, помогает им достичь успехов в изображении характеров, ведет к углублению психологизма. Багатоманитнише становятся изобразительные средства человека в литературе, средства открытия его внутреннего мира.


5. Критический реализм в украинской литературе

В начале 60-х годов зарождается литературная критика Галичины. В местной периодике появляются литературно-критические очерки, литературные заметки, обзорные статьи, рецензии на театральные постановки. Так зарождается критический реализм.

Принципы критического реализма:

  • правдивость деталей
  • правдивость типичных характеров
  • достоверность типичных обстоятельствах

Впервые наиболее полно эти характеристики оказались в творчестве Шевченко.

Критический реализм как метод художественного освоения действительности был большим шагом в развитии украинской литературы. Он сформировался и вырос на основе достижений раннего просветительского реализма, имеющегося в творчестве И. П. Котляревского, П. П. Гулака-Артемовского, Г. Ф. Квитки-Основьяненко, Б. П. Гребенки, и лучших черт прогрессивного романтизма. Общественными и эстетическими источниками критического реализма в украинской литературе было усиление борьбы против эксплуатации, свободолюбивые призывы прогрессивных романтиков, победа материалистической концепции в эстетике.

Зарождение и утверждение критического реализма в украинской литературе происходило параллельно с развитием реализма в русской литературе, с успехами "натуральной школы" и победой гоголевского направления в ней теоретически осмысленными в трудах В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова.

Одной из главных черт критического реализма является воссоздание жизни "в формах самой жизни". Развивая это положение, Чернышевский обосновал три основные задачи литературы, которая должна не только правдиво воспроизводить действительность, но и быть учебником жизни и выносить приговор действительности.

Такое высокое назначение литература может выполнить только на основе дальнейшего углубления принципов ее народности. Подлинная народность литературы, заключается прежде всего в отражении народных дум и стремлений, - непременный признак критического реализма.

В предыдущие годы этот вопрос трактовалось однобоко. Под народностью литературы понимали лишь отражение быта, некоторых внешних сторон жизни народа, идеализацию патриархальных обычаев, употребление простонародной речи, использование фольклорных образов без проникновения в психологию и социальный смысл жизни народа.

Для творчества основоположника критического реализма в украинской литературе Т. Г. Шевченко и его преемников характерно всестороннее изображения действительности, показ жизни народа не только в быту, но и в его социальных проявлениях, классовых противоречиях, осуждение не только отдельных недостатков тогдашнего общества, но и беспощадное разоблачение с позиций народных стремлений и интересов всего эксплуататорского строя, самодержавия, национального угнетения, утверждение гражданских прав трудящихся людей.



Источники

Примечания

  1. http://lib.ru/INOOLD/BALZAK/s_komedia.txt - lib.ru / INOOLD / BALZAK / s_komedia.txt Зарубежная литература 19 века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов ", М, 1990 с. 119-133 (рус).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам