Надо Знать

добавить знаний



Критская воздушно-десантная операция


German paratroopers jumping From Ju 52s over Crete.jpg

План:


Введение

п о р
Средиземноморский театр военных действий Второй мировой войны
Средиземноморье
U-boot - Мальта - Мальтийские конвои - "Эсперо" - "Катапульта" - Калабрия - Спада - Пассер - Таранто - Отранто - "Уайт" - Спартивенто - "Иксес" - "Абстеншион" - Суда-Бей - Матапан - "Тариго" - Крит - "Дуисбург" - Бон - Сидра (1941) - Александрия - Сидра (1942) - "Календа" - "Хапун" - "Вигорос" - "Пьедестал" - "Егримент" - Тулон - Скерки-Бэнк - Алжир - "Сигне" - Бугара - Ла-Сьйота
Северная Африка
Греция (1940) - Югославия - Греция (1941)
Ирак - Сирия-Ливан - Иран
Италия - Додеканес
п о р
Балканская кампания

Критская воздушно-десантная операция ( нем. Luftlandeschlacht um Kreta ; греч. Μάχη της Κρήτης ) Или Операция "Меркурий" ( нем. Unternehmen Merkur ) - Первая в мировой истории и самая масштабная воздушно-десантная операция нацистской Германии во время Второй Мировой войны 1939-1945 годов.

Воздушно-десантная операция под кодовым наименованием "Меркурий", это проведенные немецкими войсками действия по захвату греческого острову Крит 20 мая - 1 июня 1941. Планируя захват Крита, немецкое командование преследовало цели: лишить британские войска одного из важных опорных пунктов в Средиземноморье и создать базу для оказания помощи Африканскому корпусу генерала Эрвина Роммеля в наступлении на Египет.

Захват Крита планировалось осуществить путем высадки массовых воздушных, а также морских десантов при широкой авиационной поддержки. Проведение воздушно-десантной операции на Крит возлагалось на 4-й воздушный флот (8-й и 9-й авиационные корпуса) под командованием генерал-полковника А. Лера. Как десанты использовались Седьмой воздушный и Пятый горно-пехотная дивизии, а также полк Шестой горно-пехотной дивизии. Конвоирование и поддержка морских десантов были возложены на часть сил итальянского флота.

Операция началась утром 20 мая 1941 года, буквально за месяц до начала вторжения немецких войск в Советский Союз, когда элитные воздушно-десантные части Германии осуществили высадку десанта на территорию греческого острова Крит. За достижением своих целей, операция была абсолютно успешной, но цена, которую немцы заплатили за захват острова была такая высокая, что немцы до конца войны уже больше никогда не применяли воздушный десант в таких масштабах.

На сегодняшний день операция Крита остается первой и одной из самых масштабных воздушно-десантных операций в мировой истории. Хотя операция "Маркет Гарден" 1944 является самой масштабной за своими целями и задачами, однако в ней с самого начала были также задействованы танковые части и соединения, тогда как на Крит высаживались только воздушно-десантные подразделения и они выполняли основную задачу в ходе проведения всей операции.


1. Положение сторон

Контроль над Грецией не означал контроля над восточным Средиземноморьем, пока в руках англичан остался Крит - стратегически важный остров и естественный плацдарм для возможного вторжения союзников на Балканы. Немецкое командование, оказавшись перед необходимостью захвата Крита и не располагая достаточными ВМС для морского десанта, приняло решение о проведении невиданной доселе по масштабу воздушно-десантной операции. Разработанные ранее штабом Штудента планы о десанте на остров Мальту, в устье Суэцкого канала и в Александрии были отложены - все внимание было обращено на Крит.

После захвата Греции и установления господства фашистских Германии и Италии на Балканском полуострове, остров Крит (общая площадь около 8336 км 2 - более Черниговская область Украины), занимает исключительно важное стратегическое положение в восточном Средиземноморье, удаленный от материковой части страны на 140 км, с его авиационными и морскими портами, стал играть ключевую роль в этом театре военных действий. Основные нефтеперерабатывающие промыслы Румынии в Плоешти оказались в радиусе досягаемости бомбардировочной авиации союзников, а Королевский военно-морской флот Великобритании имел возможности базироваться в портах острова. Стратегическое положение войск стран оси на юго-восточном направлении Европейского театра военных действий оказалось в достаточно сложном положении, тем более накануне начала операции "Барбаросса".

Германия начала постоянные массированные авиационные бомбардировки острова по основным объектам союзников, заставив тем самым противника отвести авиационные части королевских ВВС в Александрию ( Египет), и Люфтваффе завоевало полное господство в воздухе Крита.

Расстояние от немецких аэродромов в Греции до Крита составляло 120-240 км, в то время как от английских баз на Мальте и в Египте - 700-1000 км, что исключало возможность прикрытия истребителями и обусловило это господство немецкой авиации в воздухе.


2. Распределение сил

2.1. Стратегия, тактика, разведка, вооружение и техника сторон

2.1.1. Разведка

2.1.1.1. Британская разведка

Благодаря расшифровкам секретных документов немцев с помощью аппарата "Энигма", командование союзников практически владело полной информацией о подготовке противником воздушно-десантной операции. Генерал Фрейберг был проинформирован о планах десанта и приступил к организации противодесантной обороны, сосредоточив основные усилия на аэродромах и вероятных районах высадки воздушного десанта Люфтваффе вдоль северного побережья острова. Однако, будучи ограниченным в достаточных силах и средствах противодействия вероятному десантированию противника, он столкнулся с вероятностью, что легковооруженные парашютисты смогут все-таки противостоять его плохо организованным и вооруженным войскам.


2.1.1.2. Немецкая разведка

Руководитель немецкой военной разведки ( Абвера) адмирал Вильгельм Канарис сначала доложил о наличии на Крите только 5 тыс. британских солдат и отсутствии греческих войск. Остается неясным, был ли Канарис, обладавший развитой сетью разведывательных источников в Греции, неверно информирован или намеревался таким образом саботировать планы высадки. Канарис также предусматривал, что гражданское население встретит немцев как освободителей вследствие сильных республиканских и антимонархических настроений в обществе.

Как показали дальнейшие события, Канарис серьезно недооценил патриотический настрой части населения Крита.

Разведка Двенадцатой немецкой армии нарисовала менее оптимистичную картину, но также имела заблуждение относительно реальной численности войск противника на острове и значительно уменьшила численность эвакуированных из материка на остров войск. Генерал Александр Лер, командовавший операцией, изучив данные разведки был уверен, что успешного захвата острова хватит двух дивизии, но на всякий случай оставил в Афинах в резерве Шестой горно-пехотную дивизию. Дальнейший ход развития событий показал, что это было очень разумное решение.


2.1.2. Вооружение

2.1.2.1. Германия

Каждый немецкий парашютист был вооружен карабином Маузер 98k. Около четверти высаженных парашютистов, кроме карабина, имела еще и пистолет-пулемет MP-40. Дополнительное каждое парашютно-десантное отделение имело на вооружении ручной пулемет MG-34.

Перед высадкой на Крит немецкие парашютисты были перевооружены на новые образцы оружия : 75-мм безоткатные орудия (Lg40 Panzerabwehrwerfer 7,5). Весом 140 кг, она весила лишь десятую часть от стандартной 75-мм полевой пушки, сохраняя 2/3 дальности стрельбы; пушка была способна выстреливать почти 6-ти кг снаряд на дальность более 3 миль (около 5 км).

Оружие и боеприпасы сбрасывались в контейнерах. Немцы использовали цветные купола для облегчения поиска на местности своих грузовых парашютов, которыми десантировались групповая оружие, обмундирование, боеприпасы и другое. Тяжелое вооружение типа безоткатных орудий Lg40 напоминала скомбинированных тройных куполах специально разработанных для этих целей и способных выдержать значительное вес.

Парашютисты совершали прыжок имея каждый специальные полоски разноцветной ткани, с помощью которой десант координировал наведения истребителей на цели и транспортных самолетов на места выброса грузов.

Главным просчетом при подготовке немецких десантников к десантированию стало то, что практически вся индивидуальная оружие походила на площадки приземления в грузовых контейнерах; в противовес с другими странами тренировали десантные войска, где всегда проповедовали теорию, что десант должен сбрасываться со своей личной оружием.

Несмотря на то, что это в принципе облегчало сам момент отделения десантника от самолета и было безусловное безопаснее; однако, сразу же после приземления, в первые минуты боя десант оказывался лицом к лицу с противником имея лишь пистолеты и боевые ножи.

Вдобавок к этому, конструкция немецкого армейского парашюта не позволяла управлять полетом, и десантники часто приземлялись далеко от своего вооружения. Плохо продуманная общая компоновка немецких парашютов еще более усиливала эту проблему: крепление самой подвесной системы сковывало десантников на земле при попытке освободиться от куполов и получить свое табельное оружие.

Многие парашютистов были убиты в первые минуты боя именно при попытках добраться до контейнеров с оружием.


2.1.2.2. Союзники
Великобритания, Австралия, Новая Зеландия
Командующий группировкой союзников в Критской операции генерал-лейтенант новозеландской армии Бернард Фрейберг. Крит. Май 1941

Английские войска использовали винтовки Ли-Энфилда (.303 Lee-enfield), легкие пулеметы Брен и крупнокалиберные пулеметы Викерс. Силы союзников на Крите не обладали достаточной мобильностью для переброски войск, необходимой для быстрой реакции на атаки парашютистов, пока те не успели организовать оборону.

Союзники имели около 85 орудий разных калибров, часть из которых была трофейными итальянскими орудиями без боеприпасов. Противовоздушная оборона состояла из одной легкой зенитной батареи 20-мм пушек, силы которой были поделены между двумя аэродромами. Пушки были тщательно замаскированы в близлежащих оливковых рощах, части из них было приказано не открывать огонь во время первичных воздушных атак немецких истребителей и штурмовиков, чтобы сохранить их в резерве.

Танковые силы союзников состояли из 9 пехотных танков "Матильда-2" (Matilda IIA "I") дивизиона "B" 7-го Королевского танкового полка и 16 легких танков "Mark VIB" дивизиона "С" 4-го гусарского Его Величества полка. Так же, как у большинства британских танков того времени, 40-мм пушки Матильды имели в своем боекомплекте основном бронебойные снаряды, неэффективны против пехоты. В дополнение ко всему танки имели массу технических проблем двигатели были изношены, ремонтных средств на острове не хватало, поэтому танки в основном закапывались в землю и использовались как до (долговременные огневые точки). Многие британских танков было потеряно еще в марши из-за неблагоприятных для их эксплуатации условий горной местности, даже не успев принять участие в боях.

Греция

Греческие войска преимущественно были вооружены устаревшими австрийскими 6,5-мм горными карабинами Манлихер-Шонауер (Mannlicher-Schnauer) и 8-мм ружьями Штайр-Манлихер М1895 (Steyr-Mannlicher M1895), полученным как репарации после окончания Первой мировой войны. Около тысячи греков имели старинные французские винтовки Гра образца 1874 года. Большая и лучшая часть тяжелого вооружения была ранее передана на континент, в распоряжении же греческого гарнизона Крита осталось двенадцать устаревших французских пулеметов Сент-Этьен М1907 и около сорока легких пулеметов различных производителей. Большой проблемой был недостаток боеприпасов - в некоторых частях было всего по 30 патронов на солдата. Из-за несоответствия калибров вооружения греки не могли использовать британские боеприпасы. Поэтому греки были дислоцированы в восточном секторе, где ожидалось значительных сил немцев.


2.1.3. Стратегия и тактика союзников

Войска союзников начали постепенную передислокацию на остров еще с конца 1940, после того, как на материковой части Греции их войска потерпели поражение в боях с войсками Италии, совершила вторжение в эту страну при поддержке нацистской Германии. Хотя сначала войска союзников прикладывали максимум усилий, чтобы удержать ключевые позиции на основных направлениях, одно за другим поражения привели к тому, что 57000 военнослужащих были эвакуированы силами флота с Балканского полуострова, и основная их часть была передислоцирована на Крит, в усиление до 14000 греческого гарнизона.

И хотя позже после окончания Второй мировой войны Уинстон Черчилль писал, что потеря острова была результатом недостаточного количества сил и средств на этом острове, это не совсем соответствовало действительности. Союзники имели потрясающую преимущество в морских силах и в количестве сухопутных войск на острове, а реально уступали только в воздушной силе и в своих маневренных возможностях.

До мая 1941 силы, оборонявшие остров составляли примерно 9000 военнослужащих греческой армии: 3 батальона 5-й (Критской) дивизии Греческой армии ( англ. Hellenic Army ), Оставшихся на острове, когда основная часть убыла на материковую Грецию, для ведения боев; батальон критской жандармерии; гарнизон Гераклион, силами до батальона и остатки 12-й и 20-й греческих дивизий, успевших эвакуироваться на остров и реорганизованных британским командованием в некое подобие военных подразделений. На острове также находились подразделения учебных частей, школ и центров, как армии, так и жандармерии, которые проходили подготовку перед отправкой на фронт на материковую Грецию. Эти войска были реорганизованы в учебные полки, получавших подкрепление из числа войск, эвакуированных с Балканского полуострова и имели хоть какой-то опыт ведения боевых действий.

На острове также были сосредоточены соединения Великобритании и Британского Содружества ( Австралии и Новой Зеландии) в общей численности до 25 тысяч человек, представлявших из себя смесь различных частей и подразделений, нередко состояли из дезертиров и иногда не имели даже своих собственных командиров и наспех сформированные в жалкое подобие воинских формирований. Большинство из них не имело даже тяжелого вооружения.

План Критской операции

Основными соединениями на острове были 2-а новозеландский дивизия (2nd Division) без одной бригады, австралийская девятнадцатого бригадная группа и британская четырнадцатой бригада. С тяжелой техники на Крите было всего 16 устаревших британских танков Крузер Мк 1 ( англ. Cruiser Mk I ), И около 85 единиц артиллерийских систем различного калибра, многие из которых не имели даже оптических прицелов.

30 апреля, генерал-лейтенант новозеландской армии Бернард Фрейберг принял на себя командование всеми вооруженными силами союзников, которые находились на острове.


2.1.4. Стратегия и тактика сил Оси

После Норвегии (триумфа, в ходе которого немцы впервые "компенсировали недостаточное господство на море господством в воздухе"), Франции (скоротечного похода) и Англии (поражение в небе) взгляды гитлеровских стратегов устремились на Средиземное море. Балканская кампания и завоевание острова Крит стали прелюдией перед решительным броском на Восток.

На Балканах Вермахт сопутствовал успех: 17 апреля 1941 пала Югославия, 23 апреля - Греция. Настала очередь Крита. Вторжение было связано с немалыми трудностями. Во-первых, англичане успели достаточно хорошо укрепиться. Во-вторых, британские корабли охраняли подходы к острову, чтобы помешать высадке немецких войск, подвоза техники, боеприпасов и снабжения. Тем временем флот союзной Италии "выбыл из игры" после тяжелого поражения у мыса Матапан (28 марта 1941), а собственного группировки ВМС на Средиземном море немцы еще не создали.

Все надежды возлагались на ВВС. Предполагалось захватить Крит силами XI авиационного корпуса, в состав которого входила Седьмой авиадесантная дивизия и части военно-транспортной авиации. Вдобавок к этому времени состав этого корпуса претерпел следующих изменений: Двадцать второй дивизию отправили на охрану нефтепромыслов в Плоешти, а вместо нее Штудент получил 5-ю горнострелковую дивизию генерал-майора Ю. Рингеля. VIII авиационный корпус должен был провести предварительную обработку острова с воздуха и оказать поддержку при высадке десанта. Операция как бы распадалась на две составляющие: с одной стороны, планировался грандиозный воздушно-десантный бой - беспрецедентная попытка захватить столь большую территорию с воздуха, с другой стороны, нужно было нейтрализовать британский флот и завоевать господство на море, без чего окончательная победа была бы немыслима.

25 апреля 1941 Гитлер подписал директиву № 28 о проведении операции "Меркурий". Захват острова планировалось осуществить, широко используя воздушно-десантные войска. Такой подход к решению оперативного задания объяснялся тем, что расстояние от немецких воздушных баз, созданных на материке и островах, до Крита составляло 120-240 км, т.е. не превышало радиуса действия немецких самолетов. К тому же немецкий авиация имела полное господство в воздухе у побережья Греции и над островом Крит.

Общее руководство Критской операцией было возложено на штаб 4-го воздушного флота под командованием генерал-полковника Александра Лера. Непосредственное руководство десантированием осуществлял генерал-майор Курт Штудент, который был создателем и организатором немецких воздушно-десантных войск.

Для введение в заблуждение англичан, по плану высадки на Крит, немцы демонстративно перебросили свою Двадцать второй воздушно-десантную дивизию в Румынию, для охраны нефтепромыслов. Кроме того, не заботясь о маскировки, немцы открыто собирали греческие рыболовные суда и розосереджувалы их в портах Греции, чтобы продемонстрировать подготовку к захвату острова Крит морским десантом.

Командующий НДС Германии генерал Штудент располагал сравнительно небольшие силы и ограниченное количество средств; были также и технические трудности, в первую очередь плохое состояние аэродромов в Греции. Солнце высушило землю, поэтому взлет и посадка каждого самолета сопровождался большим облаком пыли. Аэродромы не соответствовали масштабам крупной воздушно-десантной операции, которая планировалась. Большая часть аэродромно-строительных подразделений была отправлена ​​на Восток. Поэтому для расширения аэродромной сети можно было надеяться только на силы, которые были в Греции. Кроме того, нужно создать новый аэродром на одном из островов группы Додеканес - острове Карпатос (Скарпанто) для базирования на нем пикирующих бомбардировщиков и истребителей. С подготовкой аэродромной сети, протянувшейся дугой от Греции до итальянских островов Родос и Лерос, немцы смогли контролировать действия вражеских кораблей, которые курсировали в районе острова Крит и бухты Суда и вести с ними борьбу.

К 14 мая вся авиация, задействована в операции, была сосредоточена на своих аэродромах. Десантники приступили к завершающей стадии подготовки операции.

19 мая были захвачены острова Китира и Антикитира, на которых немцы создали опорные пункты ПВО, которые своим огнем предупреждали немецкие истребители о появлении авиации противника.


3. Замысел операции "Меркурий"

Перед началом операции было очень много дебатов в среде высшего командования ОКХ, хотя все были согласны об острой необходимости захвата острова.

Основным противоречием стало направление нанесения главного удара. Командующий Люфтваффе генерал Лер и командующий частью сил флота в этой акватории Средиземного моря вблизи контр-адмирал Карл Шустер настаивали на сосредоточении основных усилий в районе Малеме, с целью захвата главного аэродрома в этом районе, тогда как генерал-майор Курт Штудент предлагал провести высадку десанта на широком фронте, тем самым распылив силы противоборствующих союзников.

Малеме имел несколько преимуществ: здесь находился крупнейший на острове аэродром, находящийся к тому же с северной стороны острова, ближе к материковой Греции и способен принимать транспортные самолеты с посадочным десантом под прикрытием истребителей и бомбардировщиков Люфтваффе. Силы морского десанта также имели преимущества при высадке в районе Малеме.

Компромиссный окончательный план был утвержден Германом Герингом и названный в честь римского бога Меркурия установил высадку парашютного десанта на аэродром в Малеме, с последующим захватом города и одновременной высадкой остальных групп главных сил десанта в районах Ираклиона и Ретимно.

Все немецкие десантные силы предназначены для высадки в первую волну были разделены на 3 боевых группы, где каждый имел свое название и свою задачу: "Центр", "Запад" и "Восток". Всего для проведения операции до высадки планировалось 10 000 парашютистов, 750 десантники-планеристов с 5000 горных стрелков, которые высаживаются посадочным способом планерами и 7 000 морских пехотинцев. Больше группировки было сконцентрировано в группе "Центр".

Подготовка немецких десантников к десантированию
Сбор немецких десантников на площадках приземления
Погибший десантник
Боевые группы по плану операции "Меркурий"
Наименование группы Мифическое название Командир Задача
Группа "Центр" (Gruppe Mitte) Марс Генерал-майор Вильгельм Зюсман
(Wilhelm Sssman)
Бухта Суда, Ретимнон, тюрьма Валлей
Группа "Запад" (Gruppe West) Комета Генерал-майор Ойген Майндль
(Eugen Meindl)
Малеме
Группа "Восток" (Gruppe Ost) Орион Полковник Бруно Брауэр
(Bruno Bruer)
Гераклион

По замыслом проведения операции это было самое масштабное и, по сути, не имеющая аналогов в мировой истории применения нового, только родившегося рода войск. Хотя Германия уже имела опыт проведения воздушных десантов, как парашютным, так и посадочным способами ( планерами) в ходе ведения боевых действий во Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии, а также материковой Греции планирование операции такого масштаба еще не проводилось.

В последнем случае немецкие парашютисты имели задачу захватить стратегически важный мост через Коринфский канал, который был уже подготовлен к подрыву инженерными подразделениями британцев.

Саперы, которые должны были разминировать мост, высадились из планеров поблизости от здания, в то время, как парашютисты после приземления атаковали подразделение охраны, однако в ходе завязавшегося боя, городов был сильно поврежден. Как следствие, это сильно затормозило продвижение вермахта и предоставило союзникам возможность эвакуировать свои войска: 18000 на Крит, 23000 в Египет, хотя вся тяжелая техника и вооружение были попросту брошены в портах Греции.

Десантирование немецкой 7-й пдд на Крит. 1941
Оккупация Греции. 1941-1944

3.1. Состав и задачи десанта

Силы, которые были предназначены для штурма Крита выглядели следующим образом:

Всего 23 тыс. человек, а с планеров и с парашютами десантировались около 10 тыс. чел.

Воздушная поддержка возлагалась на более чем 500 самолетов VIII авиационного корпуса под командованием генерала фон Рихтгофена. Общая численность авиации достигла 433 бомбардировщика и 235 истребителей. В транспортную авиацию входили 520 самолета Ю-52, 72 планера DFS-230. Всего эта армада перевезла, кроме людей, 353 орудий, 771 мотоцикл, 5358 десантных контейнера со снаряжением и 1090 тонн различных грузов.

В замысле были намечены 4 основные зоны высадки, 3 из них - на основные аэродромы. Десантирование предполагалось осуществить тремя волнами: первыми на Крит должны были ступить десантники Майндля, в задачу которых входило захват и удержание аэродрома Малеме и многочисленных дорог, мостов и позиций зенитной артиллерии, расположенной в окрестностях местной столицы - города Ханья. Их поддержку осуществлял 3-й полк Хайдриха 7-й дивизии. Необходимость захвата Ханьи обуславливалась нахождением там английского штаба и резиденции греческого короля.

2-й полк 7-й дивизии должен был захватить аэродром и городок Ретимнон, а 1-й полк - аэродром у поселка Гераклион. Целью захвата всех посадочных полос было создание надежного плацдарма и места для выгрузки тяжелой вооружения и 5-й дивизии во время третьей волны десанта. Пока эта задача не была выполнена, поддержка парашютистов возлагали на ВВС.

План выглядел достаточно простым, особенно на фоне ошеломляющего успеха воздушно-десантных войск Вермахта на Западе.

25 апреля был отдан приказ на штурм. Однако, как показали события, все оказалось не так просто.

Подбитая самолетами Люфтваффе грузовик Великобритании

3.2. Предварительные действия союзников

Доктрина применения воздушно-десантных войск Германии предусматривала десантирования небольших сил десанта прямо на объекты захвата, в данном случае прямо на взлетно-посадочные полосы аэродромов. Эти силы предназначались для захвата основных элементов аэродромной инфраструктуры, уничтожение или вывода из строя ближайших установок противовоздушной обороны и дальнейшего обеспечения высадки главных сил десанта.

Новозеландский генерал Фрейберг, которой хорошо знал эту тактику действий вражеских парашютистов из опыта захвата Голландии и Бельгии в 1940 году, решил установкой противодесантной заграждений и выводом из строя взлетно-посадочных полос привести аэродромы в такое состояние, чтобы немецкие парашютисты не могли осуществить задуманный план. Однако он наткнулся на противодействие своего главного руководства в Александрии.

Командование союзническими войсками на Ближнем Востоке решило, что раз оно предупреждено о подготовленной высадку войск противника на остров, необходимо удержать полевые и стационарные аэродромы в полной готовности для приема собственных самолетов. Это решение оказалось роковым для стороны, оборонялась. Неизвестно, как развивались бы события, если аэродромы Крита были не в состоянии принять самолеты и планеры с подкреплением для немецкого десанта.


4. Битва

4.1. Воздушно-десантное битвы

Первые удары по Криту немецкий авиация нанесла еще в конце апреля. Особенно сильные налеты начались со второй декады мая. В период с 10 по 18 мая в бухте Суда было потоплено 7 судов суммарным тоннажем 49427 брт, а также греческий эсминец "Леон". Британские истребители, базировавшиеся на острове, несли тяжелые потери в воздухе и на земле. В итоге, к 19 мая на Крите осталось только четыре исправных "Харрикейн" и три "Гладиаторы", но и этих отозвали в Египет во избежание дальнейших потерь. Таким образом, немцы получили безраздельное воздушное господство, что определило успешный исход всей операции.

Решительный штурм был назначен на 20-е число. В 4 часа утра парашютисты направились к аэродромам, где, выстроившись в несколько рядов, их уже ждали самолеты. Всего для высадки воздушного десанта задиялося десять групп военно-транспортной авиации, сведенных в три полка "особого назначения" (KGzb 1,2,3), и одна группа буксировщиков планеров (I / LLG 1).

В 5:30 трьохмоторни Юнкерсы Ю-52 Ju52/3m начали подниматься в воздух.

Военно-транспортный самолет Ю-52 Люфтваффе. Современная реконструкция
Десантники ведут бой
Захват британских солдат парашютистами в плен

Все районы высадки подверглись ожесточенной бомбардировке. Вслед за ударными самолетами появились буксировщики планеров. Высоко над побережьем они отцепили планеры DFS-230, часть из которых приземлилась на высохшее русло реки Тавронитис. Другие приземлились прямо посреди британского летнего лагеря на сильно укрепленной высоте 107. Роты 1-го батальона десантно-штурмового полка завязали бой на позициях зенитных батарей противника и уничтожили их. Благодаря этому, потери транспортных самолетов при выбрасывании первого эшелона десанта свелись к минимуму: с рейса не вернулось всего семь машин.


4.1.1. Сектор Малеме-Ханья

В 8 утра 20 мая первые волны немецкого десанта приземлились недалеко от аэродромов Малеме и Ханьи. Большинство первых парашютистов сразу же попали под перекрестный огонь войск противника находящихся на охране этих объектов, планеры после приземления немедленно обстреливали минометами : основная часть десанта была уничтожена союзниками даже не успев вступить в бой. В то же время основные силы десанта высадившийся за пределами этих аэродромов уцелели и приступили к ведению ожесточенного боя.

Постепенно в битву вступали все новые и новые силы с обеих сторон. Неожиданностью, как для немцев, так и для союзников стало активное участие в боях местного населения. Жестокость, с которой греческие жители острова, вооруженные и без оружия, уничтожали врага поразила всех. Были факты, когда местные жители попросту забивали беспомощных и таких, что запутались в стропах после приземления немецких парашютистов палками, самодельными дубинами и ножами оливковых рощах и селах.


4.1.2. Сектор Ретимно-Ираклион

Вторая волна десанта высадилась после обеда, одна группа атаковала Ретимнон в 04.15 и другая в 05.30 в районе Ираклиона. Как и в первом случае те, оборонявшиеся встретили десант в полной готовности. С наступлением ночи десант понеся катастрофические потери так и не смог выполнить свою ближайшую задачу - захватить аэродромы. Казалось, что рискованный план предусматривал распыления сил десанта по 4-х основных объектах трещал по всем швам и был на грани провала.

Парашютный десант высаживался в четырех местах с целью захвата всех аэродромов, которые были на острове, а также ключевого населенного пункта Кани. Первый эшелон в составе тактических групп "малое" и "Ханья" десантировался утром, а второй - из групп "Ретимно" и "Ираклион" - после 4 часов пополудни. Тяжелое вооружения и артиллерию также доставлять по воздуху, но чуть позже. А пока поддержка наступающей пехоты легла полностью на "Мессершмитт" и "юнкерсы".

Ход Критской воздушно-десантной операции. Май 1941

Застать защитников Крита неожиданно не удалось. Британцы заранее знали о взрыве, который готовится, и встретили немецких парашютистов ураганным огнем. В Ираклионе десант выбросили с большим опозданием. Бомбардировщики, которым ставилась задача подготовить атаку, уже успели лечь на обратный курс. Поэтому тактическая группа "Ираклион" оказалась в наиболее тяжелом положении, и только ночь, наступившая, под покровом которой десантники смогли собрать свои подразделения, рассеялись, спас их от полного разгрома.

Некоторые батальона парашютистов приземлялись прямо на британские позиции и несли тяжелые потери еще в воздухе, а затем были практически полностью уничтожены в рукопашной схватке. Попал в плен командир 2-го парашютного полка полковник Штурм. Одним из первых на медицинский пункт доставили командира десантно-штурмового полка генерал-майора Мейнделя, которой получил несколько сквозных ранений в плечо, грудь и живот. Планер командира 7-й дивизии генерал-лейтенанта Вильгельма Зюсмана разбился о прибрежные скалы ...

Зато нагруженном боеприпасами "юнкерсы" удалось совершить посадку прямо на побережье в районе Малеме. (Несколько других военно-транспортных самолетов с подкреплением на борту сделали подобную попытку, но это обошлось им дорого: машины капотувалы при посадке или садились на деревья.)

Десантники быстро разгрузили самолет приземлился. В него внесли генерала Мейндля и других раненых, после чего пилот унтер-офицер Грюнерт мастерски поднял машину в воздух.

К концу второго дня боев немцам все же удалось занять аэродром Малеме. На него, несмотря на сильный артиллерийский обстрел, начали прибывать подразделения 5-й горно-стрелковой дивизии, добавленной XI авиакорпуса как посадочный десант.

Участник критских событий Алькмар Говэй вспоминает:

"Испорченные и горящие машины," юнкерсы ", поднимающиеся в воздух, снаряды, рвущиеся парашютисты, горные егеря, летчики ... грязь, пыль и дым, - так выглядит аэродром Малеме 21 мая в 16 часов. "

Всего в ходе Критской операции по воздуху было переброшено 23464 солдата и офицера, из них около 10 тысяч прыгал с парашютом. Кроме того, военно-транспортная авиация доставила следующую боевую технику и грузы: 353 легких артиллерийских пушки, 771 мотоцикл, 5358 контейнеров, 1090 тонн других грузов. Обратными рейсами эвакуировали с острова 3173 раненых, в том числе - солдат противника.

Самолеты XI авиакорпуса пролетели за два дня с 20 по 21 мая 1941 общее расстояние, равное 2389845 км.

Бой за Крит продолжался. Командир 5-й горно-стрелковой дивизии генерал-майор Ю. Рингель взял на себя руководство основной ударной группой. После ожесточенных боев горные егеря и парашютисты овладели Канией, а также бухтой Суда - хорошо защищенной естественной гаванью, благодаря чему немцы получили возможность привлечь к воздушным перевозкам спасательные летающие лодки Дорнье Do-24, гидросамолеты Хейнкель Не-60 и итальянские Канты Z.501 и Z.506.


4.2. Сражения на море

Для борьбы с флотом противника были выделены наиболее подготовленные воздушные подразделения VIII авиакорпуса: I и II группы так называемого 1-го учебного полка (I, II / LG 1) элитной части германских ВВС, предназначенной для отработки новых приемов ведения войны в воздухе; I и III группы 2-го полка пикирующих бомбардировщиков (I, II / StG 2), отличившихся в ходе Французской кампании, а для их прикрытия - III группа 77-го истребительного полка (III / jg 77) и I (истребительная) группа 2-го учебного полка (I (J VLG 2).

Первые налеты состоялись 21 мая. Юнкерсы Ю-88 Ju-88a из состава I / LG 1 под командованием капитана Куно Хоффмана атаковали британское корабельное соединение "D", маневрировало западнее Крита, и добились близкого разрыва в борту легкого крейсера "Ейджекс". Атаки против соединений "АГ" и "D" продолжались до вечера, но без успеха.

Зато в восточной зоне пикирующих бомбардировщиков группы IM / StG 2 с аэродрома Скарпанто совместно с кантами Z.-1007bis итальянской пятидесятых группы (самолеты Реджа Аэронаутика из островов Эгейского моря также участвовали в этой операции) удалось потопить британский эскадренный миноносец "Джуно".

Однако главные события "воздушно-морского сражения", как его называли сами немцы, ( нем. Luft-Seeschlacht ) Развернулись в следующие два дня.

Утром 22 мая британское соединение "С" напало на отряд моторных баркасов, вышедший острова Милос, - немецкое командование все же решилось отправить часть войск и грузов морем - на верную гибель ... Только своевременное вмешательство авиации спасло конвой от полного разгрома. Подоспевшие бомбардировщики 1-го учебного и 2-го боевого полков цене двух сбитых машин нанесли повреждения легким крейсерам "Карлейль" и "Найяд", тогда как пикировщики группы IH / StG 2 ошибочно отбомбились по итальянскому миноносцев "Саджиттарио", что эскортировал конвой, к счастью для всех - бесполезно.

И все же основной успех воздушно-морского боя принадлежит именно пикирующих бомбардировщиков. Юнкерсы Ju-87R, которые действовали с передового аэродрома Мола, добились прямого попадания в линкор "Уорспайт" - флагман соединения "АГ, потопили эсминец" Трейхаунд ", а затем набросились на крейсер "Глостер" - четыре прямые попадания, серия разрушительных взрывов, и корабль идет на дно, унося с собой 725 членов экипажа.

На следующее утро немецкие пикирующие бомбардировщики потопили эскадренные миноносцы "Келли" и "Кашмир", которые возвращались после ночного обстрела занятого немцами аэродрома Малеме. Гораздо менее эффективными оказались действия группы HI / StG 2. Незначительные повреждения эсминцев "Айлекс" и "Хэвок" близкими разрывами авиабомб - таков итог почти пяти часов непрерывных атак против соединения "Е" в районе пролива Касо.


5. Итоги битвы

Серьезные потери, которые понесла Германия в ходе операции, показали, что масштабное воздушное вторжение в район локального качественно укрепленного оборонительного района хотя и может быть успешным, связано со значительными потерями наиболее хорошо подготовленных военных подразделений. Причина в невозможности обеспечения десантной операции артиллерийской и полноценной воздушной поддержкой в ​​условиях высадки на неподготовленные плацдармы.

Эвакуация британскими войсками раненых с Крита

Немецкие парашютисты были вынуждены действовать в условиях отрыва от централизованного командования и соседних подразделений против подготовленной обороны, которая была обеспечена артиллерией и бронетехникой. Даже в условиях ограниченного снабжения боеприпасами и горюче-смазочными материалами она оказалась способна нанести противнику значительный ущерб.

Многие военных историков считает, что немецкое вторжение на Крит является ярким примером " Пирровой победы" .

Но с другой стороны, учитывая все обстоятельства проведения операции - Критскую воздушно-десантную операцию возможно смело считать, как одну из наиболее успешных и результативных операций в истории воздушно-десантных войск мира.


См.. также

Источники


Литература

  • Ли Э.. (Asher Lee) Воздушная мощь - М.: Издательство Иностранной Литературы, 1958
  • Гейвин Д.М. Воздушно-десантная война. - М.: Воениздат, 1957.
  • Евгений Грановский Вторжение на Крит. 1941 год
п о р War Ensign of Germany 1938-1945.svg Кодовые названия стратегических планов и военных операций Германии во Второй мировой войне Reichsadler der Deutsches Reich (1933-1945). Svg
Стратегические планы
Военные операции

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам