Надо Знать

добавить знаний



Кропивницкий Марк Лукич


Кропивницкий М.jpg

План:


Введение

Марк Лукич Кропивницкий (* 25 апреля (7 мая) 1840, с. Бежбайраки, теперь Кировоградской области - ? 21 апреля 1910) - украинский писатель, драматург, театральный актер. С именем М. Кропивницкого связанные создания украинского профессионального театра и следующий этап развития реалистической драматургии.


1. Ранние годы

Марко Кропивницкий родился 7 мая 1840 г. в с. Бежбайраки (теперь с. Кропивницкого) на Херсонщине. Отец его - "человек труда, труда мозольного", - достиг достатка и положения в обществе (занимал должность управляющего барских имений). Образование М. Кропивницкий получал без всякой системы - то в частной школе шляхтича Рудьковского, то в Елисаветградском училище. Нормальное обучение стало возможным только в Бобринецкой уездной школе, которую юноша окончил с похвальным листом. Мать учила его музыки, разучивала с ним разные вокальные партии. В это время М. Кропивницкий участвовал в любительском кружке, в котором ставили пьесы украинских и российских драматургов.

После неудачной попытки продолжить обучение в гимназии в Киеве юноша возвращается к Бобринца и поступает на службу в уездный суд.


2. Начало творчества

Марко Кропивницкий, 1864

С 1862 г. М. Кропивницкий посещает занятия на юридическом факультете Киевского университета, как свободный слушатель. Под впечатлением одной из переводных мелодрам, увиденных в киевском театре, он пишет пьесу "Никита Старостенко". То было произведение неопытного автора (впоследствии он сам критически оценил эту попытку). Теперь она известна в варианте, который подвергся многочисленным основательных авторских доработок.

Так и не завершив по различным причинам образования, М. Кропивницкий пополнял свои знания самостоятельно, особенно с переездом в Елисаветград, куда в 1865 г. был переведен уезд, и где были библиотеки. Там он и Иван Тобилевич "знакомились понемногу из Смайльсом, Робертом Оуэном, Джоном-Стюартом Миллем, Спенсером, Молешотт и другими; читали кое-что и из Шекспира, Байрона, Гете, Гейне, Дюма, Жорж Занд, Теккерея ". На казенной службе он не продвигался, а часто совсем терял заработок через увлечение искусством и участие в любительских спектаклях.

В 1871 г. Кропивницкий перешел в профессиональные актеры, согласившись работать в труппе графов Морковых ( Одесса). В течение десяти лет работы в российских театральных труппах он приобрел огромный сценический опыт, глубоко изучил специфику и законы театрального искусства, выработал свои творческие принципы, понимание места театра в жизни общества.

В 1872 г. в одесской газете "Новороссийский телеграф" был опубликован водевили М. Кропивницкого "Помирились" и "За сиротой и Бог с калитою, или Неожиданное сватовство".

Важным этапом в творческой жизни Кропивницкого и истории украинского театра были его гастроли 1875 г. в Галиции, где, работая актером и режиссером театра общества "Русская беседа", он постарался изменениям в репертуаре и художественном стиле театра, в приближении его к реализму и народности.


3. Создание театра корифеев

Елисаветградский театр в котором 27 октября 1882 г. состоялась первое представление "Общества украинских артистов под руководством М. Л. Кропивницкого" [1]
Кропивницкий в национальном наряде

После отмены (1881) запрещения украинского театра (хотя еще остались многочисленные ограничения и оговорки) стали возникать украинские труппы - в Киеве, Харькове, Одессе. И работа в них не удовлетворяла Кропивницкого, который стремился кардинальных изменений в сценическом творчестве. В 1882 г. он организует свою труппу, которая приблизительно через год сливается с труппой Михаила Старицкого, где Кропивницкий становится ведущим режиссером. Начинается новая эпоха в истории украинского профессионального театра, на сцене которого выступали, определяя его творческое лицо, Мария Заньковецкая, Николай Садовский, а несколько позже - М. Садовская-Барилотти, Г. Затыркевич-Карпинская, Панас Саксаганский, Иван Карпенко-Карый. Выставляя произведения И. Котляревского, Т. Шевченко, Квитки-Основьяненко и собственные, выдающиеся художники утверждали принципы народности и реализма.

Сборник произведений М. Кропивницкого, вышедшей в Киеве в 1882 г., включала пьесы "Дай сердцу волю, заведет в неволю", "Глитай, или Паук" и "Невольник".

В первое двадцатилетие Кропивницкий писал преимущественно произведения комедийных жанров - "Помирились" (1869), "За сиротой и Бог с калитою, или Неожиданное сватовство" (1871), "Актер Синица" (1871) - переработка водевиля Д. Ленского "Лев Гурыч СИНИЧКИНА "," Остались в дураках "(1875)," По ревизии "(1882)," Горе не каждому беда - другому и судьба "(1882)," Усы "(1885) - по рассказу О. Стороженко. Этим водевиль, как и созданным в этот период драмам "Невольник" (1872) по поэме Т. Шевченко, "Беспочвенникы" (1878, окончательная редакция - 1898), "Пока солнце взойдет, роса глаза выест" (1882), "Глитай, или же паук" (1882), присущи жанровая определенность, традиционность системы художественных средств (в частности , развертывания конфликта вокруг главного героя или главной пары, которым противопоставлены другие персонажи). В драмах "Где зерно, там и полова" ("Две семьи") (1888), "сумасброд" (1889), "Олеся" (1891), "Перед волей" (1899), "Беспредельщики" (1906) наряду с основным конфликтом разворачивается дополнительная сюжетная линия.


4. Поздний период

Марко Кропивницкий в качестве Тараса Бульбы
Почтовая марка СССР из серии "Писатели нашей Родины", посвященная М. Л. Кропивницкого, 1965 (Каталог ЦФА 3224, Scott 3061)

В 90-е гг Кропивницкий не раз свои пьесы называет рисунками - "рисунки сельского движения" ("Конон Блискавиченко", 1902, "Затруднительный сутки", 1906), "рисунки сельской жизни" ("Старые суки и молодые побеги" , 1908), "рисунки сельского мути" ("Зерно и полова", 1910), - интуитивно чувствуя существенные отличия их структуры, в которой трудно определить начало, середину и конец действия, потому завязка в них, по сути, произошло еще в начале произведения, а конфликт финалом не исчерпывается.

Своеобразным явлением являются комедии Кропивницкого "Чмырь" (1890), "На руинах" (1900), "Супротивные течения" (1900), "Мамаша" (1903), "Старые суки и молодые ростка", как и водевиль "Дошел до ума "(1909). В некоторых из них имеются признаки трагикомедии, которая была новым для того времени жанровым образованием. Актуальные проблемы театральной жизни Украины конца XIX века поднимает комедия "Нашествие варваров" (1900).

Памятник Марку Кропивницкому в Кировограде

Незлобивый иронией обозначено комедию "Голомозий" (1908), названную автором драмой. Среди авторских жанровых определений есть и "этюд" (одноактивкы "По ревизии", "Беда не каждому беда ...").

Стремление драматурга к жанровой разнообразия нашло свое выражение и в двух последних его произведениях, отмеченных трагедийность ("казнен сила", 1903, "Зерно и полова", 1910).

Время от времени писатель обращался к инсценировки и переработки известных литературных произведений ("Невольник" за Шевченко, "Вий" и "Пропавший грамота" по Гоголю, "Вергилийова Энеида", "Чайковский, или Алексей Попович" за Гребенкой, "Пидгоряны" за Гушалевич, "Усы" за Стороженко, "Хоть с моста в воду головой" за Мольеровим "Жорж Данден").

Интенсивная артистическая (как правило, не менее ста спектаклей в год) и организаторская деятельность Кропивницкого, разветвленность театральных маршрутов - не только гастрольных, но и тех, обусловленные отсутствием стационарного театра (многочисленные города Украины, России, Молдавии, Закавказья, Польши, Белоруссии ) - оставляли немного времени для литературного творчества. Но настоятельная потребность в полноценном репертуаре, преданность любимому искусству, разносторонняя одаренность порождали огромный энтузиазм, который позволял Кропивницкому преодолевать и все трудности "актерского напивциганського жизни", и временные (иногда даже конфликтные и длительные по времени) расхождения с единомышленниками. Он написал более сорока пьес разных жанров, включая переработки и инсценировки, переводил Шекспира, некоторые произведения русской драматургии.

Даже в последние годы жизни, вынужден из-за резкого ухудшения состояния здоровья поселиться на хуторе Уют, Кропивницкий довольно часто выезжал участвовать в спектаклях, продолжал писать пьесы, пытаясь нарушать самые злободневные, самые острые темы тогдашней жизни. Кропивницкий беспокоится об организации школы для крестьян и их детей, создает две детские пьесы, используя мотивы народных сказок ("Ивасик-Телесик", "По щучьему велению"), и работает над их постановкой у себя на хуторе.

Умер 21 апреля 1910 г. по дороге с Одессы, где был на гастролях; похоронен его в Харькове.

6 августа 1918 в знак уважения к совместному творчеству и ее значимости для Украины постановлением Совета министров вдове известного украинского драматурга М. Кропивницкого - Надежде Васильевне Кропивницкого назначен одноразовую помощь и пожизненную государственную пенсию.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам