Круговая система - это система розыгрышей в спортивных соревнованиях согласно которой каждый участник турнира играет со всеми другими участниками (каждый играет с каждым).

Наибольшую известность получила в футболе, хоккее, волейболе и баскетболе.

Эта система считается наиболее справедливой, но при этом по сравнению с другими турнирными системами, требует большого количества игр, соответственно и времени затраченного на весь турнир или раунд.


1. Порядок розыгрыша

  • Последовательность в которой соперники будут встречаться друг с другом, как правило определяется или по договоренности сторон, то с помощью жеребьевки.
  • Количество всех встреч турнира (раунда) определяется по формуле: {N \ cdot (N-1) \ over 2} , Где N количество команд (игроков).
  • Количество туров равна ~ N-1 для парной количества участников, и ~ N для нечетной. В случае нечетного количества участников каждый игрок (команда) пропускает по одному тура, в котором для него (нее) не хватает соперника.

2. Преимущества

  • Максимальная справедливость розыгрыша, так как все сыграют со всеми.
  • Справедливо определяются места заняты всеми участниками турнира.
  • Даже слабый соперник имеет шанс сыграть против сильнейшего.
  • Нет дополнительных условий по количеству участников (в швейцарской системе количество участников всегда быть четным).
  • Система остается пригодной и после выбытия одного или нескольких участников. Достаточно вычеркнуть выбывших из турнирной таблицы и аннулировать результаты тех игр, которые они уже сыграли. В результате получится будто они вообще не принимали участия в соревнованиях. В других системах выбывших приходится присуждать технические поражения.

3. Недостатки

  • Необходимо большое количество встреч, соответственно и времени на их проведение. Это самая система розыгрышей среди всех остальных. Количество встреч растет квадратично количеству участников. На практике максимально возможным количеством участников для круговой системы является 20-30 участников (для 30 нужно 29 туров, то есть почти месяц игрового времени, если проводить по одной встрече ежедневно). Через этот недостаток, в соревнованиях с большим количеством участников круговая система почти не используется.
  • Если в течение турнира один из участников набирает наибольшее количество очков и отрывается от остальных соперников, результат турнира становится предсказуемым из-за чего теряется интерес к соревнованиям.
  • По зрелищности, если разница в силе соперников слишком велика, турниры по круговой системе проигрывают турнирам с динамичными системами розыгрыша. Много встреч заканчиваются с предсказуемым результатом.
  • Возникает проблема договорных встреч. Соперникам которые достигли желаемого результата выгоднее договориться о ничьей в играх между собой, чем бороться за победу рискуя потерять важные очки.

Одним из вариантов решения этого недостатка - запрет ничьих.

  • Велика вероятность возникновения одинаковых результатов в равных по силе участников. Для определения победителя приходится использовать дополнительные показатели: количество побед, количество побед в личных встречах, количество очков в партиях; в шахматах дополнительные коэффициенты ( Бухгольца, Бергера) и т.д.

4. Пример

Шесть команд провели турнир по круговой системе. Общее количество встреч всех соперников составляла: {N \ cdot (N-1) \ over 2} = {6 \ cdot (6-1) \ over 2} = 15.

Каждая команда сыграла по: ~ N-1 = ~ 6-1 = 5 туров. Все соперники сыграли друг с другом. За победу (кпер) насчитывалось 3 очка. За поражение (КПор) - 0. За ничью (КНич) - 1.

Первое место заняла команда А получившая наибольшее количество очков. Второе и третье места поделили команды Б и В которые получили одинаковое количество очков и имеют одинаковые дополнительные показатели. Последнее место заняла команда Е, которая получила меньше очков.

Место Команда А Б В Г Д Е Очки КПЕР КНич КПор
1 Команда А ? 0 1 3 3 3 10 3 1 1
2-3 Команда Б 3 ? 1 1 0 3 8 2 2 1
2-3 Команда В 1 1 ? 3 3 0 8 2 2 1
4 Команда Г 0 1 0 ? 1 3 5 1 2 2
5 Команда Д 0 3 0 1 ? 1 6 1 2 2
6 Команда Е 0 0 3 0 1 ? 4 1 1 3

5. Смотрите также