Надо Знать

добавить знаний



Крук Григорий Яковлевич



План:


Введение

Крук Григорий Яковлевич (также: Григор Крук, нем. Gregor Kruk , * 30 октября 1911, Братишеви Ивано-Франковской области - ? 5 декабря 1988, Мюнхен, Германия) - украинский скульптор и график, который работал в Германии. Основная тема творчества: историческая судьба Украины - более 300 скульптур различного формата, среди скульптурных работ "Портрет патриарха Иосифа Слепого", "Монахиня", "Отдых", "Крестьянское супругов".


1. Детство и юность

Родился в малоземельному семье Якова и Екатерины Круков в селе Братишеви под Волчьей горой на Станиславщине (ныне Ивано-Франковская область). Его дед и отец были гончарами. У Григория были младший брат Иван и старшая сестра Мария.

Девятилетним мальчиком начал посещать сельскую четырехклассную школу. Учитель школы Василий Лукасевич убедил родителей предоставить сыну возможность продолжать обучение: после окончания 5-го класса в нижней, В. Лукасевич привез талантливого ученика к деревообрабатывающей школы в Станислав, где тот начал учиться на резчика и Столярского отделениях, хотя родители мечтали видеть Григория священником или учителем.

Закончив обучение в 1931 уехал в Львова и вписался в школу декоративного искусства. Однако студиям юного Крука в отделе скульптуры пришел конец: профессор Нальборчик, не завбачившы у него таланта к резьбе, посоветовал ему стать портным и довольствоваться пришивания пуговиц. Не желая возвращаться домой с такими новостями, Григорий начал посещать мастерскую Сергея Литвиненко, только что вернулся из Парижа: последний там продолжал обучение и выставлял свои работы в салоне Тюильри. Работая над надгробием Ивана Франко, С. Литвиненко поручил Григорию сделать кайло, которое должен был держать Каменщик. Благодарен за возможность присматриваться, как работает скульптор, изготовлял для него и его друзей мебель.


2. Годы в академии

Не гнушаясь труда, молодой Крук все же мечтал о серьезном обучения. Чтобы попасть в Академию художеств без аттестата зрелости, нужно было внести два рисунка человеческого тела с натуры и две скульптурные модели: свои скульптуры он подал, а рисунки, которых у него не было, одолжил у приятеля-студента. В его 19 лет Григорий был допущен к вступительным экзаменам в Краковскую академию искусств, которых успешно и составил.

В академии царил дух французской культуры, для деревенского парня было чем-то совершенно необычайным. Он учился в классе скульптуры профессора Константина Лящкы. Финансовое состояние Григория был тяжелым, в основном он голодал, иногда спасаясь дешевым супом в столовой Сестер милосердия. В настоящее время на его работы обратил внимание профессор Б. Лепкий, который преподавал украинскую литературу в Ягеллонском университете. Именно он помог студенту с работой - заказом на изготовление дизайна для алтаря католической церкви Святого Норберта. Этот заработок дал возможность продолжать обучение в академии, которую Григорий закончил с отличием. Профессор Лепкий и директор Краковского музея искусства Станислав Тилл считали, что Юрку просто необходимо продолжить обучение, и не в Италии или Франции, как хотелось ему, а в Берлине. С. Тилл помог получить паспорт, а профессор Лепкий написал письмо-рекомендацию Ивану Мирчук, директору Украинского научного института в Берлине. Так, в 26 лет Крук выехал из Кракова в Берлин. Приехав в институт он услышал от директора: "В Берлине нет ни места, ни денег для студентов искусства - только для докторов, ученых и, возможно, архитекторов". Однако разрешил Юрку остаться в студенческом доме на две недели. Погрузившись с головой в берлинские музеи, знакомясь с коллекциями Египта, Рима, Греции, часами разглядывая Пергамский алтарь, Григорий открыл для себя целый мир искусства. После увиденного он не представлял своего будущего без обучения в Берлине. С помощью Федора Емца, который работал в Академии художеств, он записался в класс скульптуры профессора Альфреда Фоке (A. Vocke). Заметив способности студента он выхлопотал для него стипендию, а после ее окончания помогал с заказами и комиссионными. Работая в свободное время садовником в парках Ванзее, он познакомился с дочерью Павла Скоропадского Елизаветой. Она сама занималась скульптурой, училась в Петербурге, Берлине, Флоренции и очень заинтересовалась работами Крука. Елизавета уговорила отца заказать у него свой скульптурный портрет. После выполнения заказа он был приглашен в дом Скоропадских на прием, где сидел рядом с гетманом Павлом. В 1939 году, после начала Второй мировой войны, ему было разрешено остаться в Берлине, однако лишены стипендии. Григория перевели в класс Арно Брекера, где он получил знания эстетики человеческого тела, которые повлияли на всю его дальнейшее творчество и личный художественный стиль. На просьбу о разрешении выехать в родное село ему отказали, но профессор Хилл с академии помог Круку получить соответствующий документ. Встреча с родителями была незабываемой, две недели они не расставались. Как он вспоминал позже, было мучительно больно прощаться, потому чувствовалось, что навсегда. Находясь вдали от родины, он не забывал Украины, о чем свидетельствуют модели его замыслов - памятник запорожцам над Днепром в виде чайки с двумя казаками, большая скульптурная композиция для Киева, посвященная Т. Шевченко, памятник украинским матерям, дети которых были уничтожены большевистскими репрессиями. В 1945 году после окончания войны Г. Крук покинул Берлин и переехал в крупнейшего художественного центра Германии, Мюнхен. Там он встретил своего младшего брата. В Швабинге - германском Монмартре, где происходило много выставок, творческих встреч и дискуссий, Григорий нашел удобные для работы мастерской. Одна была во дворе, а вторая, большая и светлая, на четвертом этаже уцелевшего дома. Это помещение на улице Элизабет, 13, становилось все больше известным и посещаемым. В 1940-х годах Крук был довольно известным в немецком художественной среде. В 1947 году он принял участие в сборной выставке, где показал несколько своих скульптур. Его авторитет рос после каждой из таких выставок. Уже в конце 1940-х он был избран официальным членом жюри палаты искусства "Гауз дер Кунст" в Мюнхене. Свой первый выезд из послевоенной Германии Крук совершил в Италии. Благодаря стипендии, которую предоставил "Епископ скитальцев ", Иван Бучко, апостольский ревизор для украинских-католиков в Западной Европе, он в течение шести месяцев изучал там древние памятники искусства и архитектуры. Произведения Крука выдвинули художника на одно из первых мест в Западной Европе. Он утверждал себя как оригинальный скульптор с уникальным собственным стилем и статичными формами резьбы. В январе 1952 года Крук начал серию персональных выставок, показав в Мюнхене 17 скульптур. В 1952 году умирает брат и Григорий переезжает в Париж. Здесь он познакомился с Северином Борачком, известным художником Алексеем Грищенко и бывшим первым министром иностранных дел Украинской Народной Республики А. Шульгиным, который в 1939-1940 годах возглавлял екзильний правительство УНР. Шульгин с 1927 года активно участвовал в жизни украинской эмиграции, был соредактором еженедельника "Тризуб". В 1954 году он организовал выставку произведений Крука в галерее Simone Badinier, что принесла мастеру большой успех. Директор Национального музея современного искусства в Париже Жан кассе (Jean Cassou), написал предисловие к ее каталогу, а посол Германии во Франции купил одну из выставленных скульптур. После этого Григорий Крук переезжает снова в Париж. Он выставляет по 28 скульптур и рисунки на выставках в Лондоне, Эдинбурге и Бонне. В 1961 году 35 его произведений экспонировались в Нью-Йорке и Филадельфии, а затем - в Вене. В 1963 году он уехал в Рим, решив создать портрет митрополита Иосифа Слепого, освобожденного после 18 лет заключения в Сибири. Позже митрополит устроил для Крука аудиенцию у папы Павла VI. За выполненные в Риме скульптурные портреты Иосифа Слепого и Папы Павла VI мастер получил в 1964 году диплом и медаль Ватикана. Скульптурная наследие Г. Крука включает произведения классически академического направления, самобытного народного и экспрессивные и динамические с природными формами и движениями. Гениальный мастер создал более 300 скульптур и тысячи рисунков. Его портреты высокого класса и экспрессионистические рисунки составляют отдельную художественную ценность. Скульптуры Г. Крука приобрели Национальный музей в Париже, галерея Stenzel в Мюнхене, немало произведений куплено поклонниками искусства и коллекционерами, среди которых профессор Людвиг Ергард, бывший президент ФРГ Генрих Любке, министр иностранных дел Вилли Брандт и другие. Наибольшую скульптурную наследство художника сохраняют Украинский свободный университет в Мюнхене и Библиотека и Архив им. Шевченко в Лондоне, созданы Союзом украинских в Великобритании.


3. Выставки

Большинство его выставок прошли в Мюнхене (1946, 1947, 1952, 1960, 1963, 1969). Художник также имел персональные выставки во многих городах Америки, Канады, Азии (Пекин, Анкара) и Европы. Среди них, в частности, Париж, Лондон, Эдинбург (1954), Бонн (1955), Рим (1957), Нью-Йорк и Филадельфия (1961), Вена (1962), Берлин (1963), Торонто (1964), Мерано ( Италия) и Вильдбад (Германия) (1968), Дубровник (1970), Гент (1971), Кихлей (1986).

4. Чествование

В Ивано-Франковске есть улица Григора Крука. В 1992 г. в Ивано-Франковске состоялась конференция на тему творчества скульптора. В 2006 в с. Братишеви Тлумачского района (Ивано-Фракивськ) стараниям учителя-краевзнавця Боднарчука П.М. по случаю 95-летия открыта комната-музей Г. Крука.

Источники

  • Виталий Аблицов "Галактика" Украина ". Украинская диаспора: выдающиеся фигуры" - К.: КИТ, 2007. - 436 с.
  • Гординский С. Крук, Павлось, Мухин: Три украинских резчики. Мюнхен, 1947
  • Книга творчеству украинских художников вне Родины. Филадельфия, 1981
  • Попович В. Украинская тематика в произведениях Григория Крука. "Заметки по искусству" (Филадельфия), 1986, № 26
  • Даревич Д. Григорий Крук - певец крестьянской судьбы. "Современность", 1987, № 7/8
  • Даревич Д. По случаю выставки скульптур Григория Крука в Англии. "Освободительный путь", 1987, № 8/9
  • Попович В. Григорий Крук. "Современность", 1990, № 6
  • Качуровский И. Григор Крук, скульптор, которого не знают в Украине. "Украина", 1990, № 1
  • Мельник В. Искусство, рожденное солнцем и землей: Скульптор Григорий Крук возвращается в Украину. "Культура и жизнь", 1992, 19 дек.
  • Григорий Крук и европейская пластика середины ХХ века: Материалы международной научной конференции (Ивано-Франковск, 3-5 декабря 1992 г.). К., 1995
  • Стебельский Б. Григорий Крук. В кн.: Украинский в Берлине 1918-1945. Торонто, 1996
  • Гентош А. Искусство Григория Крука возвращается во Львов. "Вестник Львовской академии искусств", 1998, вып. 9
  • Кишакевич-Качалуба Х. Воспоминание о Григора Крука
  • Трач И. Тропы украинский. "Зерна", 2004, № 6-7
  • Морозюк В. Помьяник-2. Ивано-Франковск, 2006
  • Покраска Л. Разыскиваются похитители картины и скульптуры из библиотеки им. Т.Шевченко в Лондоне. "Музеи Украины", 2007, апрель.
  • Покраска Л. Знаменитый и неизвестный Григорий Крук / / Art Ukraine. - М.: ООО "АРТ-ЮКРЕЙН". - 2010. - № 2 (15). - С. 120-128

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам