Надо Знать

добавить знаний



Крушельницкая Саломея Амвросиевка


Solomiya Krushelnytska.jpg

План:


Введение

Соломия Амвросиевна Крушельницкая (* 23 сентября 1872, село Белявинцы, Бучацкого района Тернопольской области - 16 ноября 1952, Львов) - украинская оперная певица, педагог. Еще при жизни Соломия Крушельницкая была признана выдающейся певицей мира. Среди ее многочисленных наград и отличий, в частности, звание "Вагнеровская примадонна" ХХ века. Петь с ней на одной сцене считали за честь Энрико Карузо, Титто Руффо, Федор Шаляпин. Итальянский композитор Джакомо Пуччини подарил певице свой ​​портрет с надписью "прекрасной и очаровательной Баттерфляй". Успехи Крушельницкой на оперных сценах мира был успехом и признанием украинской музыки и искусства.


1. Биография

1.1. Детство

Родилась Саломея Амвросиевка Крушельницкая 23 сентября 1872 года в селе Белявинцы, теперь Бучацкого района Тернопольской области, в семье священника. Происходит из знатного и старинного украинского рода. В 1873 году семья несколько раз переезжала: сначала в Осовцы, затем Петликовцы, некоторое время семья Крушельницких жила в предгорьях Восточных Бескид - в селе Тисовые на Станиславщине. С 1878 году они перебрались в село Белая недалеко от Тернополя, откуда уже никуда не переезжали.

О детских годах Крушельницкой вспоминает Мария Михайловна Цыбульская - знакомая Крушельницких:

У нас помнят молодую Саломею, как она вечерами пела в группе девушек где-то в саду или на площади. Уже тогда голос ее был сильный, красивый и очень отличался от других

В детстве певица знала очень много народных песен, которые она изучала непосредственно от крестьян. [1]


1.2. Обучение в Тернопольской гимназии

Портрет Саломеи Крушельницкой в ​​краеведческом музее г. Бережаны.

Петь начала с юных лет. Основы музыкальной подготовки получила в Тернопольской гимназии, в которой сдавала экзамены экстерном. Здесь она сблизилась с музыкальным кружком гимназистов, членом которого был также Денис Сичинский - впоследствии известный композитор, первый в Галиции музыкант-профессионал.

В 1883 году на Шевченковском концерте в Тернополе состоялось первое публичное выступление Саломеи, которая пела в хоре общества "Русская беседа". На одном из концертов этого хора 2 августа 1885 года присутствовал Иван Франко, который вместе с украинскими, российскими и болгарскими студентами и композитором А. Нижанкивским, художником и поэтом К. Устияновича путешествовал тогда краем. На концерте также писатель Павел Мнение, родом из соседнего села Купчинцы.

В Тернополе Соломия Крушельницкая впервые познакомилась с театром. Здесь время от времени выступал львовский театр общества "Русская беседа", в репертуаре которого были оперы С. Гулака-Артемовского и Н. Лысенко. Она имела возможность наблюдать за игрой драматических актеров К. Клишевськои, Ф. Лопатинской, А. Осиповичевои, М. Ольшанского, С. Яновича, А. Мужик-Стечинського.


1.3. Обучение во Львовской консерватории

1891 года Соломия вступила в Львовской консерватории Галицкого музыкального общества.

Высоко оценили способности молодой певицы руководство консеерватории:

Имеет все данные, чтобы стать украшением даже первостепенной сцены. Обширной скале звонкий и очень симпатичный звук ее меццо-сопрано, образование музыкальное, высокое чувство красоты, манящая этажность, сценическая постановление, словом все приметы, которыми одарила его природа, заповидаютть ей в артистическом мире лучшую будучисть

В консерватории его учителем был знаменитый тогда во Львове профессор Валерий Высоцкий, который воспитал целую плеяду известных украинских и польских исполнителей. Во время учебы в консерватории состоялся ее первый сольный выступление 13 апреля 1892 года, певица исполняла главную партию в оратории Г. Ф. Генделя "Мессия". 5 июня 1892 состоялся еще одно выступление певицы в "Львовский Боян", где она исполнила песню Николая Лысенко "Зачем мне черные брови".

Первый оперный дебют Соломия Крушельницкая выполнила 15 апреля 1893 года, сыграв роль Леоноры в спектакле итальянского композитора Г. Доницетти Фаворитка на сцене Львовского городского театра Скарбка. Тогда ее партнерами были знаменитые Р. Бернгардт и Ю. Иероним. С большим успехом прошли также ее выступления в качестве Сантуцы в "Сельской чести" П. Масканьи.

1893 года Крушельницкая закончила Львовскую консерваторию. В консерваторском дипломе Соломин было написано:

Этот диплом получает панна Соломия Крушельницкая как свидетельство художественного образования, полученного примерным рвением и чрезвычайными успехами, особенно в публичном конкурсе 24 июня 1893, за которые была отмечена серебряной медалью ...

1.4. На оперной сцене

Почтовая марка Украина посвященная С. Крушельницкой, 1997 (Michel 219)

Еще во время учебы в консерватории, Соломия Крушельницкая получила от польского Львовского оперного театра, однако она старалась украинской оперы, которой в то время не существовало. Для того, чтобы продолжить обучение, певица решила ехать в Италии. На ее решение повлияла знаменитая итальянская певица Джемма Беллинчони, которая в то время гастролировала во Львове.

Осенью 1893 года Соломия едет учиться в Италии, где ее учителями стали знаменитые Фауста Креспи (пение) и профессор Конти (драматическая игра и мимика). Фауста Креспи, которая подготовила не одну знаменитую певицу, считала Саломею способным из своих учениц.

Хорошей школой для Саломеи были выступления на концертах, в которых она пела оперные арии. Так, на концерте музыкально-драматической школы "ЛьАрмония" она спела арии из опер "Фауст" Ш. Гуно, "Африканка" Д. Мейероера, "Еврейка" Ф. Галеви. А. Бандривска так вспоминает об этом периоде жизни Саломеи Крушельницкой:

Выехав на дальнейшие студии в Италии, она развила голос лирико-драматическое сопрано, выровнено от низких до высоких тонов ... Ее голос захватывал силой звука, звонкостью, сочностью, бархатистость, гибкостью, совершенной вокальной дикцией, виртуозной техникой, благородным тембром, далекозвучнистю, лиризмом и драматизмом ...

С 1894 года Крушельницкая выступает в Львовской опере, завоевывая симпатии зрителей.

Во второй половине 1890 года начались ее триумфальные выступления на сценах театров мира: Италии, Испании, Франции, Португалии, России, Польши, Австрии, Египет, Аргентины, Чили в операх "Аида", "Трубадур" Д. Верди, "Фауст" Ш. Гуно, "Страшный двор" С. Монюшко, "Африканка" Д. Мейербера, "Манон Леско" и "Чио-Чио-Сан" Д. Пуччини, "Кармен" Ж. Бизе, Электра Р. Штрауса, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П. Чайковского и других.

В 1910 году С. Крушельницкая брак с известным итальянским адвокатом, мэром города Виареджо Чезаре Риччони, который был тонким знатоком музыки и эрудированным аристократом. Они поженились в одном из храмов Буэнос-Айрес. После бракосочетания Чезаре и Саломея поселились в Виареджо (Италия). Здесь Саломея купила виллу, которую назвала "Саломея".

В 1920 году Крушельницкая в зените славы оставляет оперную сцену, выступив последний раз в Неапольском театре в любимых операх "Лорелея" и "Лоэнгрин". Далее свою жизнь посвятила камерной концертной деятельности, песни исполняла на 8 языках. Осуществила турне Украиной, Европой, Америкой. В 1894 - 1923 почти ежегодно выступала с концертами в Львове, Тернополе, Стрые, Бережанах, Збараже, Черновцах и других городах Галичины. Ее связывали крепкие узы дружбы с И.Франко, М.Павликом, О.Кобылянской, Н.Лысенко, Д.Сичинский и многими другими культурными деятелями Галиции и Приднепровья.

Особое место в творческой деятельности певицы занимали концерты, посвященные памяти Т. Г. Шевченко и Я. Франко. Для участия в этих концертах она часто приезжала в Западную Украину.

В 1929 году в Риме состоялся последний гастрольный концерт С.Крушельницкой.

В 1938 году умер муж Крушельницкой Чезаре Риччони. В августе 1939 года певица посетила Галичину и через начало Второй мировой войны не смогла вернуться в Италию. После присоединения в ноябре 1939 года Западной Украины к СССР, новая власть национализировала дом артистки, оставив ей только четырехкомнатную квартиру, в которой она жила с сестрой Анной. Во время немецкой оккупации Львова С. Крушельницкая очень бедствовала, поэтому давала частные уроки вокала.

В послевоенный период С. Крушельницкая начала работать во Львовской государственной консерватории им. Н. В. Лысенко. Однако ее преподавательская деятельность едва начавшись, чуть было не закончилась. Во время "чистки кадров от националистических элементов ей инкриминировали отсутствие консерваторского диплома. Позднее диплом был найден в фондах городского исторического музея.

Могила Крушельницкой в Львове на Лычаковском кладбище

Живя и преподавая в Советском Союзе, Саломея Амвросиевка, несмотря на многочисленные обращения, долгое время не могла получить советское гражданство, оставаясь подданной Италии. Наконец, написав заявление о передаче своей итальянской виллы и всего имущества советскому государству, Крушельницкая стала гражданкой СССР. Виллу тут же продали, компенсировав владелице мизерную часть от ее стоимости.

В 1951 году Саломее Крушельницкой присвоили звание заслуженного деятеля искусств СССР, а в октябре 1952 года, за месяц до кончины, Крушельницкая, наконец, получила звание профессора.

16 ноября 1952 года перестало биться сердце великой певицы. Похоронили С. А. Крушельницкой во Львове на Лычаковском кладбище рядом с могилой друга и наставника - Ивана Франко.

В 1993 году во Львове именем С. Крушельницкой назван улицу, где она прожила последние годы своей жизни. В квартире певицы открыт мемориальный музей Саломеи Крушельницкой.


2. Память

Памятная монета
Памятник Саломеи Крушельницкой в ​​Тернополе

Сегодня имя С. Крушельницкой носят Львовский оперный театр, Львовская музыкальная средняя школа, Тернопольское музыкальное училище (где выходит газета "Саломея"), 8-летняя школа в селе Белая, улицы в Киеве, Львове, Тернополе, Ровно, Бучаче (см. Улица Крушельницкой).

В Зеркальном зале Львовского театра оперы и балета установлен бронзовый памятник Саломее Крушельницкой.

В 1982 году на киностудии им. А. Довженко режиссером О. Фиалко был снят историко-биографический фильм "Возвращение Баттерфляй", посвященный жизни и творчеству Саломеи Крушельницкой. Картина основана на реальных фактах жизни певицы и построена как ее воспоминания. Партии Соломии выполняет Гизела Ципола. Роль Саломеи в фильме исполнила Елена Сафонова. Кроме того, созданы документальные фильмы, в частности "Соломия Крушельницкая" (режиссер И. Мудрак, Львов, "Мост", 1994) "Две жизни Саломеи" (режиссер А. Фролов, Киев, "Контакт", 1997), подготовлена ​​телепередача из цикла "Имена" (2004), документальный фильм "Solo-mea" из цикла "Игра судьбы" (режиссер В. Образ, студия ВИАТЕЛ, 2008).

В 1997 году Национальным банком Украины была выпущена в обращение памятная монета, номиналом 2 гривны посвящена 125-летию со дня рождения певицы.

18 марта 2006 года на сцене Львовского национального академического театра Оперы и Балета им. С. Крушельницкой состоялась премьера балета Мирослава Скорика "Возвращение Баттерфляй", основанный на фактах из жизни Саломеи Крушельницкой. В балете используется музыка Джакомо Пуччини.

Открыта мемориальная доска и мемориальный музей-усадьбу Крушельницкой ( 1963, с. Белая Тернопольского района), действуют комната-музей (с. Белявинцы Бучацкого района), и музыкально-мемориальный музей во Львове, установлен надгробный памятник "Певчий Орфей" на Лычаковском кладбище ( 1978, г. Львов; скульпт. Т. Бриж, арх. Л. Скорик), памятный знак на Майдане искусств (г. Тернополь), выпущена марка и конверт, посвященный 125-летию со дня рождения ( 1997). и юбилей. монету ( 1997).

Прижизненный портрет Крушельницкой написала Я. Музыка.

Скульптурные портреты Крушельницкой создали Л. Биганич, В. Власов, Е. Дзиндра, Я. Мотыга, В. Одрехивский, Е. Мисько (Львов), А. Пасека (Киев).

1983 на Киевской студии художественных фильмов снят фильм "Возвращение Баттерфляй" (по мотивам одноименного романа В. Врублевской, режиссер О. Фиалко).

1995 состоялась премьера спектакля "Саломея Крушельницкая" (автор Б. Мельничук, И. Ляховский) в Тернопольском областном драматическом театре (ныне академический театр). От 1987 в Тернополе проводят Конкурс имени Саломеи Крушельницкой. Ежегодно во Львове проходит международный конкурс имени Крушельницкой; традиционными стали фестивали оперного искусства.

2010 г. открыт памятник С. А. Крушельницкой в ​​Тернополе.


3. Интересные факты

Крушельницкая в роли Чио-Чио-Сан в опере Д.Пуччини "Мадам Баттерфляй"

17 февраля 1904 года в миланском театре "Ла Скала" Джакомо Пуччини представил свою новую оперу "Мадам Баттерфляй". Никогда композитор не был так уверен в успехе ... но зрители оперу возмущенно освистали. Знаменитый маэстро чувствовал раздавленным. Друзья уговорили Пуччини переработать свое произведение, а на главную партию пригласить Соломии Крушельницкой. 29 мая - на сцене театра "Гранде" в Брешии состоялась премьера обновленной Мадам Баттерфляй, на этот раз - триумфальная. Публика семь раз вызывала актеров и композитора на сцену. После спектакля, тронут и благодарен, Пуччини послал Крушельницкой свой портрет с надписью: "прекрасной и очаровательной Баттерфляй".


Примечания

  1. О. К. Бандривска - воспоминания о С. Крушельницкой

Литература

  • Жадько В.А. Украинских некрополь.-К., 2005.-с.212.
  • Они прославили наш край: Библиографический пособие. - Т., 2002.
  • Тернопольский энциклопедический словарь. - М.: Издательско-полиграфический комбинат "Збруч", 2004-2010. - ISBN 966-528-197-6 , Том II, 2005, П. Мишка, Л. Щербак.
  • Знаменитая певица: Воспоминания и статьи. - Львов, 1956
  • Соломия Крушельницкая: Воспоминания. Материалы. Письма. - Ч. 1-2. - К., 1978
  • Деркач И. Путь розами стелился / / Отчизна. - 1958. - № 9
  • Людкевич С. Гениальная артистка / / Сов. культура. - 25 сентября 1958
  • Сбрана Л. Украинской спасает "Чио-Чио-сан" / / Сов. культура. - 26 мая 1963
  • Павлишин С. Замечательная украинская певица / / Сов. музыка. - 1959. - № 2
  • Зелинский А. Бессмертие пения / / Октябрь. - 1973. - № 9
  • Кортопасси Р. "Мадам Баттерфляй" - триумф Крушельницкой / / Музыка. - 1973. - № 4
  • Головащенко М. Волшебница пения / / Музыка. - 1973. - № 4;
  • Головащенко М. Соломия Крушельницкая в "Ла Скала" / / Музыка. - 1978. - № 5
  • Герета И. Музей С.Крушельницкой: Очерк-путеводитель. - Львов, 1978
  • Загайкевич М. Большой артистке / / Музыка. - 1980. - № 4
  • Гай А. Судьба, похожая на легенду / / Сов. культура. - 20 мая 1980
  • Теплицкий К. Кого выбирает судьба / / Сов. культура. - 20 сентября 1983
  • Виталий Аблицов "Галактика" Украина ". Украинская диаспора: выдающиеся фигуры" - К.: КИТ, 2007. - 436 с.
  • Детские годы Соломии описаны в книге "Ирина Хомин о Карла Гаусса, Астрид Линдгрен, Николо Паганини, Камилле Клодель, Ван Гога, Соломии Крушельницкой" / И. Хомин. - Киев: Грани-Т, 2008. - 135 с. - (Серия "Жизнь выдающихся детей"). - ISBN 978-966-2923-77-3. - ISBN 978-966-465-165-0

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам