Надо Знать

добавить знаний



Крушельницкий Иван Антонович



Крушельницкий Иван Антонович
Krushelnycki I-2.jpg
Иван Крушельницкий (последнее фото, Сухуми, ноябрь, 1932)
Дата рождения: 12 ноября 1905
Место рождения: Рогатин, Ивано-Франковская область
Дата смерти: 17 декабря 1934
Национальность: Украинский
Язык произведений: украинский язык
Вид деятельности: поэт, художник, драматург, декоратор, литературовед, литературный критик.

Иван Антонович Крушельницкий (* 12 ноября 1905, Рогатин - ? 17 декабря 1934, Киев) - украинский поэт, художник, драматург, декоратор, искусствовед и литературный критик. Жертва сталинского террора. Отец Ларисы Крушельницкой.


Жизнеописание

Иван Крушельницкий родился в Рогатине на Прикарпатье в писательской семье. Род Крушельницких - давний, его истоки восходят XIV в. Отец - Антон Владиславович - известный культурно-образовательный деятель края, дружил с В.Стефаником, Лесем Мартовичем, О.Кобылянской, Н.Кобринською. 1918 назначен министром образования Украинской Народной Республики; вместе с семьей послан в Праги и Вены с педагогической миссией. Мать - Крушельницкая Мария Степановна - артистка театра "Русская беседа" во Львове, отчасти драматург (печаталась под псевдонимом Мария Свобода). Поэтому именно происхождение из семьи, где культура была в неизменной почете, родственные контакты со многими деятелями литературы и искусства Галиции, а затем Вены, широкий доступ к печатной продукции Львова, Кракова, Вены, Мюнхена, Берлина имели решающее значение в формировании приоритетов юноши .

Образование Иван завершил в Вене. Учился в Венском университете, затем перевелся в Карлова университета в Праге, который закончил 1926 г. Пребывание за границей принесло ощутимую пользу будущему писателю: он ознакомился с новыми течениями в западноевропейской литературе, театральном и изобразительном искусстве. Как свободный слушатель посещал Академию художеств, театральную школу, поддерживал тесные связи с культурными центрами Европы. Дружеские отношения связывали его с известным австрийским писателем Гуго фон Гофмансталем, сборник произведений которого он издал в собственном переводе.

Иван Крушельницкий - студент философии Венского университета

В Галичину И. Крушельницкий вернулся 1927 г. Много усилий приложил к обновлению и обогащению художественно-культурной жизни на западноукраинских землях. Работал учителем в Стрыйской гимназии. Вместе со своей женой - известной пианисткой Галей Левицкой - основал театральную школу, где пытался воплощать новые идеи развития сценического искусства. Культурно-просветительская деятельность И. Крушельницкого прервалась 15 июня 1929 года, когда он попал в Львовской тюрьмы Батория. Находясь там, поэт читает политзаключенным свои стихи, в которых звучат призывы к борьбе за свободу и независимость Украины:

Нет сил, чтобы нас вогнать в страх!
Есть бурь, чтобы мы разбились в них!
Разорвет сеть, порвет кровавый сак ...
Вернем в пение, в смех
Наш гнев

Обвиняемого в революционной деятельности И. Крушельницкого лишили права учительствовать в украинских школах. С тех пор он жил за счет литературного и художественного труда.

Период 1929-1932 годов, то есть до выезда в Советскую Украину, - плодотворный в творчестве писателя. Именно тогда создана основное из его поэтического и драматического наследия, написана большинство литературно-критических и искусствоведческих статей. Много и плодотворно работал он в разных жанрах, печатался в основном на страницах журнала "Новые пути" и в "Литературно-научном вестнике". Выступал с обзорами и рецензиями на поэтические сборники. Тогда отдельными изданиями вышли исследования: "Святослав Гординский", "Спиридон Черкасенко", "Пути жизни", "Пути современного театра", "Драматурги немецких модернистов последних лет", "Источники творчества Ярослава Галана" и др..

По его инициативе в Львове возникло "западно художественное объединение" (Зумой), в который вошли такие известные деятели, как художник А. Новаковский, композиторы М. Колесса, Г. Левицкая и др.. Объединение издавало "Альманах левого искусства", который редактировал И. Крушельницкий. Уже в первом выпуске он обратился с призывом к творческому объединению художников, способных создавать для "работающего класса".

Между тем польская оккупационная власть в Галичине развернула настоящее наступление на украинские общественные организации, культурные общества, прессу. От закрытия Тайного Украинского университета в 1925 г., массового сокращения украинских школ она перешла к массовых карательных акций, печально пацификации в городах и селах Западной Украины.

В сентябре 1932 года вместе с сестрой Владимирой Иван Крушельницкий уехал в УССР. Работал научным сотрудником Украинского научно-исследовательского института материальной культуры в Харькове, занимался исследованием западноукраинского искусства, переводил, выступал на страницах периодики со статьями на темы литературы и искусства.

Через несколько месяцев в Харьков переехала остальные семьи Крушельницких (во Львове осталась жена Ивана, потому что имела концертные контракты). Жили в известном доме писателей "Слово" на улице Чернышевского. Иван Антонович с восторгом смотрел в "новую жизнь", обогащался впечатлениями, немало путешествовал. Несколько раз встречался в Москве с артистами Камерного театра на чтецы своих пьес.

5 ноября 1934 года его безосновательно арестован и обвинен, как и многих других "западников", в организации подготовки террористических актов против руководителей советской власти. 13 декабря 1934 выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР, заседавшей в Киеве, на основании постановления президиума ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года осудила Ивана Крушельницкого (вместе с братом Тарасом, Г. Косынкой, Д. Фальковский, О. Влизько, Костей ураганом, - всего двадцать восемь человек) к расстрелу. Есть свидетельства, что приговора не ожидали, а казнили их за день или два до приговора, в подвале Октябрьского дворца в Киеве.

Другие члены семьи Крушельницких - Антон, Богдан, Остап, Владимира, выехавших в УССР (кроме матери, которая умерла в 1935 г. в Харькове и могила которой уничтожена, как и могилы других украинских деятелей на харьковском кладбище), были сосланы на Соловки и погибли , очевидно, в 1937 г. По преданию, дольше жил Антон Крушельницкий, но после трагедии с его семьей и виновником которой он себя чувствовал, часто впадал в депрессию.


О творчестве Ивана Крушельницкого

Творчество Ивана Крушельницкого начала возвращаться к читателям только после реабилитации семьи Крушельницких, в середине 1950-х годов. 1964 г. издана книга его избранных произведений "Песнь о руки" (стихи из разных сборников, поэмы "З-над пропасти", "Поэма о резчика", драмы "На скалах", "Стены и границы").

После поэзии больше всего внимания И. Крушельницкий посвятил драматургии. Во Львове вышли его пьесы "Спор за мадонну Сильвию" (1930) и "Стены и границы" (1932). На конкурсе Народного Комиссариата образования к 15-летию революции 1932 года в России была удостоена Первой премии пьеса "На скалах (Каверна № 16)", которую, по свидетельству автора, должен был ставить в "Березоли" Лесь Курбас. Написал И. Крушельницкий также пьесы "Бури над Западом", "Белое и красное". Однако с первой была опубликована лишь одно действие, остальные пропала или осталась в архивах НКВД.

Писатель перевел с немецкого произведения Вольфа Бирога, Иргина Егенбрехта, Вилли Р. Фезе, Гуго Гофмансталя.

И. Крушельницкий. "Аллея" (тушь, перо). Родаун, 1922

Графика - еще одна из граней щедрого таланта И. Крушельницкого. Его дар рисовальщика для нас является очень существенным, поскольку именно здесь, в активе одного автора, наглядно сосредоточились те эволюционные признаки, характеризующие изобразительное искусство Украины и, в частности, Галичины после Первой мировой войны - от стилистических канонов к конструктивистских и форм общеевропейского масштаба.

Ситуация в оценке творческих достижений Ивана Крушельницкого осложняется тем, что из всего его творчества на протяжении десяти лет (есть все основания предполагать, что после переезда в 1932 г. в Харьков он, если и обращался к графике, то очень эпизодически) уцелели лишь 22 оригиналы и 13 фотографий. Как безжалостно обошлась тоталитарная государственная машина с жизнью семьи Крушельницких, так же беспощадной она была до их духовных достижений. И все же, даже на неполных четырех десятках изображений, можно проследить направления развития личности Крущельницького-графика.

И. Крушельницкий. "Вилла в Родауни" (тушь, перо). Родаун, 1922

Сильнейшим И. Крушельницкий остается в жанре традиционного пейзажа - леса, среди крон деревьев которых просматривают идиллические городки, цветущие луга, морские заливы, которые глубоко врезаются между крутые берега, - над всем этим небо, - с купчатимы облаками: слоистыми, перистыми, которые существуют по собственным, неподвластными людям и до конца непостижимыми законами. Именно таким философским трактовкой "пятого океана", который омывает нашу планету, И.Крушельницький показал не только в графике Галичины, но и во всем изобразительном искусстве середины и второй половины XX в. эту тему, развитую позднее П. Обаль и З. Флинт.

В отдельных своих работах художник применял язык экспрессионистов. Так, в "Композиции" (1930) прослеживается влияние манеры чешско-немецкого рисовальщика Альфреда Кубина. В некоторых произведениях ("Фантастические птицы"; 1931) ощутимый повел модного тогда стиля арт деко, или сочетание его, удачное и гармоничное, наконец, с чертами сецессии, как в автоиллюстрация в сборник "Бури и окна". В целом И. Крушельницкий эволюционировал в направлении, в котором двигалось все прогрессивное европейское искусство 1920-х годов - к конструктивной ясности, не обремененной любыми декоративными лишнего.

Определяя место Ивана Крушельницкого в контексте украинского искусства начала XX в., Можно утверждать, что за неполное десятилетие автор не только усвоил основы профессиональной графики, но и в своем мировоззренческом развитии сконцентрировал все лучшее, что было изобретено изобразительным искусством первой трети XX в. Еволюционувавшы от эстетики сецессии до конструктивизма, он в области менее графики мог стать новатором, одним из лидеров, без активе которого наша культура, несомненно, стала бы беднее.

Погибнув 29-летним, И. Крушельницкий не реализовал себя вполне как творческая личность, однако в развитии украинской культуры является и его немалый вклад.

Его жизнь была короткой, а доля - трагической, как и всей большой семьи Крушельницких, что дала украинской национальной культуре многих деятелей в различных областях искусства, литературы, общественной жизни. Как судьба представителей западноукраинской интеллигенции, которые поверили в возможность строительства украинской государственности на принципах социализма, в составе Советского Союза, решили принять участие в этом строительстве и поплатились головами за свои иллюзии ... Как, наконец, судьба большинства деятелей украинского национального возрождения, вошедшие в нашу историю под названием "Расстрелянного возрождения". Имена членов семьи Крушельницких сегодня снова ожили среди имен тех, кто стремился правды и света, жил и работал для народа, для Украины. В памяти потомков они останутся символ украинской Голгофы.


Источники

  • Жадько В.А. Украинский некрополь.-К., 2005.-С.285.
  • "Справочник по истории Украины". - 2-е издание. - М., 2001.
  • "Рубили лес", Крушельницкая Л. И. - Львов, 2001

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам