Крымский троллейбус

Крымский троллейбус - самая троллейбусная сеть в мире [2], которая соединяет столицу АР Крым город Симферополь и курорты ЮБК от Алушты к Ялты. Эксплуатируется КРПП ?Крымтроллейбус?. В 2011 году троллейбусами города было перевезено 92884 тыс. чел., что на 78,4% больше чем в 2010 году, когда было перевезено 52061 тыс. пассажиров [1].

Междугородная линия проходит по трассе М18 , Что является частью европейского маршрута E105 . На участке от Симферополя в Алушты линия проходит через Крымские горы и Ангарский перевал (752 м), на участке от Алушты к Ялты - живописным побережьем ЮБК. Кроме междугородных, в Симферополе, Алуште и Ялте действуют также городские троллейбусные маршруты.


1. История

В октябре 1958 года Совет Министров Украины решила строить первую в СССР и Европе горную, междугородную троллейбусную линию Симферополь - Алушта - Ялта. Первая очередь этой линии, Симферополь - Алушта, длиной 52 км, была построена и сдана в эксплуатацию в рекордные сроки - за 11 месяцев. В первой очереди было построено 2 троллейбусные парки: в Симферополе и в Алуште, 16 тяговых подстанций; установлено более 3000 опорных столбов и подвешены свыше 200 км контактного проволоки. Линию строили специалисты более 80 предприятий из 10 городов Украина.

В мае 1959 года решением Крымского областного исполкома № 337 было организовано Крымское троллейбусное управление. Летом этого же года в Симферополя прибыли первые 40 троллейбусов: МТБ-82Д и Шкода-8Тр8. 12 сентября в городе началось испытание контактной сети, а 6 октября 1959 года открыто регулярное движение на городском маршруте № 2 Железнодорожный вокзал - Марьино протяженностью 8,5 км. На маршруте работало 8 троллейбусов МТБ-82Д, за первый месяц работы было перевезено более 200 тысяч пассажиров. Стоимость проезда по городу составляла 40 копеек.

Открытие линии Симферополь - Алушта

6 ноября 1959 года открыто движение на междугородней линии Симферополь - Алушта. Первый троллейбус виз в Алушту лучших строителей трассы, а водителем был начальник троллейбусного управления Александр Николаевич Василенко. Первые машины на междугородней линии работали с кондукторами, ведь в Симферополе еще не было построено тролейсусних касс. Первые восемь месяцев работы кондуктор также выполнял функции экскурсовода - троллейбусы останавливались на Ангарском перевале и Кутузовском фонтане, где пассажирам рассказывали о достопримечательностях Крыму. Стоимость проезда составляла 6 рублей 50 копеек. За первый месяц работы было перевезено более 200 тысяч пассажиров.

28 апреля 1961 года было открыто троллейбусный движение по городскому кольцу Ялты длиной 4,5 км. На этом маршруте троллейбусы работали с интервалом 1 - 2 мин. 25 Июль 1961 года была полностью открыта вторая очередь - Алушта - Ялта длиной 33 км. Расстояние между Симферополем и Алуштой троллейбусы преодолевали за 1 час 50 минут, между Симферополем и Ялтой - за 2 часа 50 минут. Предусматривался движение троллейбусов с интервалом 15-18 минут. После денежной реформы 1961 стоимость проезда по городу составляла 4 копейки, из Симферополя в Алушту - 65 копеек, из Симферополя в Ялту - 1 рубль 20 копеек.

Троллейбусы в 1960-х - 1970-х работали в 3 смены. Летом интервалы движения троллейбусов на трассе Симферополь - Алушта составляли в среднем 2 минуты. В эти годы, для удобства пассажиров, билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту продавались вместе с железнодорожными билетами в Симферополя в кассах Москвы, Ленинграда, Киев, Минск, Харькова, Риги и Вильнюс.

В 1962 году троллейбусное депо в Симферополе достигло своей проектной мощности в 102 троллейбуса. Уже в 1968 году их насчитывалось 212. В это время активно закупались чехословацкие машины Skoda 8Tr, а впоследствии и Skoda 9Tr. В 1971 году, после прекращения трамвайного движения в Симферополе бывший Трампарк было переоборудовано в Центральные ремонтные мастерские.

С января 1972 года ?Крымтроллейбус? первым среди предприятий электротранспорта Украина перешел на компостерной систему, от которой отказались в 1998 году в рамках борьбы с безбилетным проездом. В 2004 году компостерной система начала вводиться снова.

В 1980 - 90 -х годах в Симферополе планировалось также проложить линии улицам Козлова - Маяковского - Калинина; Кубанской - Глинки; Генерала Васильева - Данилова; Калинина - Широкая - Леси Украинский. [3]

В 2010 году Крымский троллейбус был занесен в Книги рекордов Украины, как таковой, обслуживаемого старым подвижным составом. Речь идет о троллейбусах Skoda 9Tr сборки еще 1970-х годов [2]. Уже осенью того же года началось масштабное обновление подвижного состава троллейбусами Богдан Т701.10.


2. Маршруты

2.1. Междугородные

Остановки
междугородной трассы
Симферополь
Лозовое
Андрусово
Пионерское
Хорошо
Заречное
Перевальное
Сосновка
Ангарский перевал
Кутузовский фонтан
Верхняя Кутузовка
Изобильное
Нижняя Кутузовка
Алушта
Зеленгосп
Виноградный
Малый Маяк
Кипарисное
Пушкино
Партенит
Запрудное
Лавровый
Краснокаменка
Артек
Ай-Даниль
Никитский ботанический сад
Санаторий "Сосняк"
Массандра
Ялта


Схема междугородной линии

Путешествие от Симферополя в Алушты занимает 1,5 часа, от Симферополя в Ялты - 2,5 ч.

Сегодня действуют следующие междугородные маршруты:

Ранее также действовали такие маршруты:


2.2. Симферополь

  • 1. Железнодорожный вокзал - Перевальное
  • 1а. Перевальное - Центральный рынок
  • 1б. Перевальное - Свобода
  • 3. Свобода - завод "Пневматика"
  • 4. Марьино - Центральный рынок - 7-я городская больница
  • 5/7. Новоромановка - площадь Московская - микрорайон "Загородный"
  • 6. Марьино - Железнодорожный вокзал - Центр
  • 9/8. Аэропорт "Симферополь" - 7-я городская больница
  • 10. Аэропорт "Заводское" - Улица Арабатская
  • 11. Аэропорт "Заводское" - Площадь Московская
  • 12. Марьино - Новоромановка
  • 13. Микрорайон "Загородный" - Центр - площадь Московская
  • 14. Марьино - Площадь Московская - Улица Глинки.

Ранее также существовали такие маршруты:

  • 2. Марьино - отель "Украина" - Железнодорожный вокзал
  • 5. Площадь Московская - Новоромановка
  • 5а. Сначала курсировал по маршруту Площадь Московская - Аэропорт "Заводское", после внедрения маршрута № 11 - по маршруту Новоромановка - Площадь Советская
  • 7. Загородный - Железнодорожный вокзал - Центр
  • 8а. 7-я городская больница - площадь Куйбышева
  • 12. Автовокзал - Гостиница "Москва"
  • 13. Улица Глинки - отель "Украина" - Железнодорожный вокзал
  • 13а. Улица Глинки - Автовокзал (гостиница "Москва")
  • 14. Улица Глинки - площадь Московская - площадь Куйбышева
  • 15. Центральный рынок - Пневматика

Найблищим время планируется пуск линий по улице Героев Сталинграда.


2.3. Алушта

  • 1. Троллейбусная станция - Верхняя Кутузовка (летний)
  • 2. Троллейбусная станция - Профессорский уголок (летний)
  • Троллейбусная станция - Верхняя Кутузовка - Профессорский уголок - троллейбусная станция (зимний)

2.4. Ялта

Ранее также действовал маршрут 4 Троллейбусная станция - Площадь Советская, который работал только в "часы пик" в июле и августе с 1982 по 1987 года.

  • Схема городских маршрутов в Алуште

  • Схема городских маршрутов в Симферополе

  • Схема городских маршрутов в Ялте

  • Дорога Симферополь-Ялта в районе Ангарского перевала.


3. Подвижной состав

3.1. Пассажирские троллейбусы

Богдан Т701.10 в Симферополе
Skoda 9Tr в Ялте

На сегодня (ноябрь 2011 года) крымским троллейбусом эксплуатируется 233 пассажирских троллейбусов [4] :

  • Skoda 9Tr - 58 пассажирских и 10 служебных троллейбусов 1968 - 1982 лет.
  • Skoda 14Tr - 61 пассажирский и 1 служебный троллейбус 1984 - 1990 лет.
  • Skoda 15Tr - 3 троллейбуса 1990 года.
  • ЮМЗ-Т1 - 8 троллейбусов 1993 - 1995 лет. Все списаны в течение 2009 - 2011 лет.
  • ЮМЗ-Т2 - 1 троллейбус 1995 года. Тролебусу в 2000-е годы было разбито переднюю Астинь. Списан 2011 года.
  • ЮМЗ Т2.09 - 2 троллейбуса. Эта модель была разработана "Южмаш" специально для междугородной горной трассы крымского троллейбуса. Первые 12 экземпляров этой модели были направлены крымском троллейбуса на испытания, однако 7 из них были впоследствии приобретены керченским троллейбусом, а 2 остались работать здесь.
  • Киев-12.03 - 3 троллейбуса 2004 года.
  • Киев-12.04 - 1 троллейбус, презентационный экземпляр 2004 года.
  • Белкоммунмаш 32102 - 5 троллейбусов 2008 года.
  • Богдан Т701.10 - 52 троллейбусы для городских трасс 2010 - 2011 лет.
  • Богдан Т701.15 - 30 троллейбусов для междугородных горных трасс 2010 - 2011 лет.
  • Богдан Т601.11 - 10 троллейбусов для городских трасс 2011 года.
  • Богдан Т801.10 - 2 троллейбуса междугородных горных трасс 2011 года.

В прошлом использовались также такие модели [5] :

  • Skoda 8Tr - 40 троллейбусов. В 1959 году было куплено 20 двухдверных и 10 трехдверных машин. В 1964 году с Киева было получено еще 10 троллейбусов взамен на отправленные туда 10 троллейбусов МТБ-82Д.
  • МТБ-82Д - 10 троллейбусов. Были приобретены в 1959 году. В 1964 году были переданы в Киев взамен на 10 полученных оттуда троллейбусов Skoda 8Tr.
  • ЗиУ-10 -3 троллейбусы. Были приобретены 1994 года. Один был списан 2008 г., другие два - в ноябре 2010 года.

3.2. Грузовые троллейбусы

На балансе также находились грузовые троллейбусы КТГ:

  • ТГ-3 - 5 троллейбусов, из которых все списаны, последние 2010-11 гг
  • КТГ 2 - 2 троллейбуса, из которых все списаны, последний 2011
  • КТГ 1 - 4 троллейбуса, из которых все списаны, последние 2011
  • ГТУ-10 - дизель- тролейвоз с двумя электромоторами мощностью 172 кВт. Разработанный в 1961 году в институте УКРНИИПРОЕКТ на базе грузовика КрАЗ-219. Некоторое время этот тролейвоз работал на линии Симферополь - Ялта, но в конце 1960-х был вновь переработан на грузовик, из-за неудовлетворения потребностей руководства предприятия [6].

4. Троллейбусные депо

  • Симферопольское троллейбусное депо (СТД) сегодня эксплуатирует 180 троллейбусов (моделей Skoda 9Tr, Skoda 14Tr, Skoda 15Tr, ЮМЗ-Т1, ЮМЗ Т2.09, ЗиУ-10 Киев-12.03, Белкоммунмаш 32102, ТГ-3 и КТГ 2). Троллейбусы Симферопольского депо носят порядковые номера 1000-4999.
  • Центральные троллейбусные ремонтные мастерские. До недавнего времени в Симферополе также работал троллейбусный парк № 2, однако его было переработано на Центральные троллейбусные ремонтные мастерские.
  • Алуштинское троллейбусное депо (АТД) сегодня эксплуатирует 47 троллейбусов (моделей Skoda 14Tr, Skoda 9Tr и Киев-12.04). Троллейбусы Алуштинского депо носят порядковые номера 7000-8999. Депо было открыто в 1960 году.
  • Ялтинское троллейбусное депо (ЯТД) сегодня эксплуатирует 56 троллейбусов (моделей Skoda 9Tr и Skoda 14Tr). Троллейбусы Ялтинского депо носят порядковые номера 5000-6999.

5. Галерея

  • Skoda 9Tr в Симферополе

  • Троллейбус Skoda 14Tr по междугородным маршрутом на конечной остановке в Симферополе

  • Троллейбус Skoda 14Tr по междугородным маршрутом на конечной остановке в Симферополе

  • Skoda 9Tr в Симферополе

  • Разовый билет для проезда в троллейбусах городского сообщения

  • Разовый билет для проезда в троллейбусах городского сообщения на один день


См.. также

Викискладе по теме: Крымский троллейбус

Примечания