Надо Знать

добавить знаний



Крымскотатарская диаспора


Gerae-tamga.png

План:


Введение

Крымскотатарская диаспора - представительство крымских татар за пределами Крымского региона, которые осознают свою генетическую или духовное единство с родиной.

История диаспоры началась после аннексии Крымского ханства Россией в 1783 году, после чего крымские татары были вынуждены эмигрировать несколькими волнами в 1783 - 1917 годах. Диаспора пополнялась в значительной степени за счет татар, чье социальное и экономическое жизни был разрушен в результате российской колонизационной политики.

Советский Союз решил окончательно избавиться крымских татар в разгар Второй мировой войны. В 1944 году были депортированы все татары из Крыма в Центральной Азии. Однако это население считается скорее принудительно переселены сообществом, чем диаспорой.


1. Диаспора в Османской империи

В Османской империи постоянно находились представители татарской знати в связи с тесными связями между двумя государствами. Османская провинция Буджак с центром в Бендерах находилась в вассальной зависимости от Гиреев. В XIV - XV веках турки колонизировали Добруджу, где жили крымские татары из Буджака. Между 1593 и 1595 годы крымские татары были переселены в Добруджу. Часть татар поехала в Греции и Турции.

Однако, первая крымскотатарская эмиграция была спровоцирована русскими после аннексии Крыма. Крымскотатарский правящий класс (мирзы) и муллы искали убежища на Северном Кавказе, опасаясь преследований. Их число достигало около 8 тыс. Однако они не разрывали своих связей с Крымом. Надежды, Герай вернется с Кавказа после освобождения Крыма, жеврились до самого завоевания Северного Кавказа русскими в 1859 году. В 1877 - 1878 годах крымские татары с Северного Кавказа вместе с черкесами и чеченцами были высланы российскими властями в Анатолию. Ссыльные мусульмане Северного Кавказа составляли около миллиона.

После аннексии 4 тыс. татар бежали в османской крепости Озу ( Очаков), а оттуда в Буджак, вассала Гиреев. С завоеванием Бессарабии русскими в 1812 году все татары эмигрировали на юг в провинцию Добруджа.

Крымские татары эмигрировали в Османскую империю, где их приветствовали как братьев-мусульман. Территорию Османской империи крымскотатарские эмигранты называли aqtopraq ("белая земля" или "земля справедливости"), поскольку они считали эмиграцию как " Хиджра ", подобно временного отступления пророка в Медину под давлением врагов ислама. Волна беженцев крымских татар восстановилась после Крымской войны ( 1854 - 1856), а российское правительство относился к крымским татарам как к внутренней угрозы ее безопасности из-за их исторические отношения с Османской империей.

Большинство крымскотатарских эмигрантов поселилась в Добрудже на Балканах под османской властью, но некоторые из них были направлены в разные части Анатолии, где значительное число крымских татар погибло в связи с изменением климатических условий и эпидемий.

Хотя среди переселенцев были крымские татары, эмигрировавшие из горных, прибрежных и городских районов Крыма, большинство из них составляли выходцы из крымской степи, которые жили в основном в закрытых сельских общинах. Согласно древней крымско традиции брак между родственниками (например, между двоюродными братьями и сестрами) даже очень далекими всегда строго запрещалось в отличие от местного населения Анатолии. Они сумели сохранить свою этническую идентичность и язык почти нетронутой до 70-х годов ХХ века. Крымскотатарская идентичность диаспоры сформировалась в течение этого периода преимущественно на основе устной культурной традиции, обогащенной преданиями, песнями, поэзией, легендами о потере родины и беда эмиграции.


2. Конец Османской империи и создания современной Турции

С упадком Османской империи в последней четверти ХИХ века большинство крымских татар из Добруджи мигрировали в Анатолии. Со миграция происходила в пределах Анатолии. Эта модель миграции способствовала разрыву семейных связей и, следовательно, связи с родиной, а также смешению различных субэтносов крымских татар.

Крымские татары приняли участие в создании новой Турецкой республики, а также в формировании турецкой идентичности.

Небольшое количество крымскотатарских беженцев из СССР пополняли диаспору в Турции после Второй мировой войны, другая часть мигрировала в Турцию с Румынии и Болгарии после установления там коммунистического режима.

Население крымскотатарского происхождения в Турции составляет около 1 млн. человек. Здесь действует несколько этнических объединений.


3. Сюргюн

18 мая 1944 года НКВД по решению Государственного комитета обороны депортировал крымских татар с Крым в Центральной Азии.

В 1989 году депортация ( сюргюн) была осуждена Верховным Советом СССР и признана незаконной и преступной. После этого почти 300 тыс. татар смогли вернуться в Крым из мест депортации. Однако местные власти и часть населения Крыма не слишком ожидала их возвращения. Еще около 270 тыс. крымских татар остаются в Узбекистане и других частях бывшего Советского Союза.


4. Диаспора в Восточной Европе и мире

Крымскотатарская диаспора в Румынии по переписи 2002 года составляет 24 тыс. человек. Однако только после свержения коммунистического режима крымские татары пережили национальное возрождение и обновление связей с родиной и крымско общинами других государств, особенно в Турции.

Крымскотатарская диаспора в Болгарии насчитывает несколько тысяч человек. В последнее время началось налаживание сотрудничества с общинами за рубежом, и особенно репатриированным крымскими татарами.

Крымские татары в США - крупнейшая диаспора в Западном полушарии, состоящий из беглецов Крыму, Румынии, Болгарии и Греции.


5. Современное положение

Основными проблемами в крымскотатарской диаспоре в 90-х годах ХХ века стали размытие этнической идентичности в условиях быстрой модернизации обществ и трудности в мобилизации ресурсов (особенно в Турции) с целью оказания поддержки репатриантам.

Среди крымских татар существуют разногласия во взглядах на роль диаспоры, выработке общих целей и задач национального движения, что привело к оживленной внутренней дискуссии в 1990-х годах. Однако крымскотатарский диаспора в целом, кажется, единственная в признании легитимности крымскотатарских национальных сборов ( меджлиса) в Крыму, и признает его голову, Мустафу Джемилева в качестве своего лидера в принятии основных решений о судьбе этноса. Диаспора также соглашается с руководством Джемилева о ненасильственной политической борьбы за возвращение прав депортированных татар в рамках уважения территориальной целостности Украина. Для диаспоры, кажется, на повестке дня стоит не вопрос получения суверенитета для крымскотатарского народа, а проблемы мобилизации политических и экономических ресурсов для возвращения остальных крымских татар из мест депортации на родину и признание политических прав крымских татар со стороны украинской и крымской власти. Актуальной проблемой для диаспоры, а также крымских татар на родине остается восстановление исторической справедливости в отношении преступления, совершенного против их этнической общности.

Для крымскотатарской диаспоры это последнее звено в цепи исторических несправедливостей, совершенных Россией, начиная с незаконной аннексии своей родины в результате нарушения Кючук-Кайнарджийского договора ( 1774), что должно завершиться получением права на возвращение в Крым. Тем не менее, массовое возвращение крымских татар из диаспоры оказывается делом ближайшего будущего, хотя это всегда рассматривается как вариант, особенно в более романтичных кругах диаспоры. На сегодняшний день, однако, наиболее вероятными перспективами диаспоры должно стать получение определенных политических прав для представителей диаспоры, в частности связанных с политическим представительством, получением двойного гражданства и т.д..


См.. также

Источники


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам