Надо Знать

добавить знаний



Кулак



План:


Введение

Советский агитационный плакат "прогонит прочь кулаков из колхозов". 1930 год

Кулак ( Аудио произношение описание файла), есть птица "коршун", кулак - пренебрежительное название состоятельного крестьянина. В Советском Союзе конкретное значение существенно зависело от текущей политической конъюнктуры и могло означать как зажиточного крестьянина, так и противника коллективизации вообще, независимо от имущественного положения.

На время осуществления Октябрьского переворота 1917 г. доля пролетариата в населении Российской империи составляла не более 3%, а крестьян - не менее 85%. По мнению Льва Крицмана, в 1917 году произошло две революции - городская (социалистическая), и крестьянская (буржуазная или антифеодальная), которые имели разные, прямо противоположные цели. Коммунистические классовые концепции крестьянами не воспринимались [1]. По данным советской статистики, по завершению Гражданской войны лишь 3% крестьян были зачислены в кулаки, 55-60 проценты были зачислены в середняков, и 35-40 процента до бедняков [2].


1. Проблема определения

В "Словаре украинского языка" Б. Гринченко значение слова кулак раскрывалось как: "Пришлый, захожу изъ другой мѣстносты человѣкъ, поселившийся на постоянное жительство" и "прозвище, даваемой въ насмѣшку мѣщанамы казакамъ черноморцамъ" [3]. По словарю Даля аналогичный российский срок рус. кулак представляется как: "Скупой, скряга, жидомор, кремень, укроп; перекупщиков, переторговщик, Маклак, прасол, сводник, особенно в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам без денег, живет обманом, обмером; ... гуртовщик, скупщиков и видгонщик животных ; розносчик, коробейник ".

Однако, уже 1898 г. Ленин в работе "Развитие капитализма в России" [4] начинает отличать "кулаков", скупых перекупщиков и ростовщиков, которые зарабатывают не собственным трудом в хозяйстве, и "богатых" крестьян. К середине 1920-тех это название распространилось на крестьян - мелких предпринимателей, которые не занимались непосредственно обработкой земли, например, использовали наемный труд, сдавали в аренду "средства производства" (животные, орудия, машины и сооружения) и на очень состоятельных крестьян, состояние которых измеряли площади обрабатываемых земель, наличием средств производства, размахом предпринимательской деятельности, доходом. Во времена хлебозаготовительной кризиса 1927-1928 гг Сталин распространил название "кулак" и "подкулачники" на всех крестьян, которые отказывались подчиняться политике большевистской партии или продавать излишки по ценам, которые устанавливала большевистская диктатура. После консолидации Сталиным власти, политизация слова стала догматической, а значение полностью оторванным от реалий жизни [5]. По идеологической догмой кулаки не теряли своей кулацкой сущности даже после раскулачивания, или вступления в колхоза. К кулакам могли причислить как семью кулака, так и его внука или правнука, или родственников [6].

"Изъятие зерна в кулаков". (Комсомольцы извлекают зерно, спрятанное крестьянами на кладбище) Фото Макса Альперта, Украина, 1930

Внедрение категории "подкулачников" помогло объяснить протесты бедноты и "середняков". Эта категория не принадлежала канонам марксизма и не была связана с бытом или социально-экономическими факторами, а относилась к области политического сознания [7]. Подкулачники мог быть родственником кулака, бывшим работником в кулак, который остался верен работодателю, бедняком или середняком, которому незнакомы идеалы коммунизма и которого ввел в заблуждение кулак, или просто по любой причине враждебно настроен к советской власти крестьянин. Подкулачники вели "кулацкий" деятельность через свою "кулацкую сущность". Создание категории подкулачники позволило партии замаскировать селяне против ее политики.

Крестьяне, которые принимали участие в мятежах и актах сопротивления советской власти в официальных документах получали название "кулацкие бандиты" ( рус. кулацкие бандиты ), Независимо от того, были ли они кулаками. Прилагательное "кулацкий" оказался намного удобнее существительное "кулак", поскольку его можно распространить на всех, чье поведение отличалось от установленной нормы. По сути, "кулацкий бандит" был воплощением всего того зла, от которого коммунисты стремились избавить общество, чтобы оно могло двигаться к светлому будущему [8].

А вот мнение писателя Федора Абрамова:

Были кулаки в советские времена? Не было! Как они могли быть? Это что-же, какие-то кулаки грабили, пили кровь из бедняков, батраков, а советская власть смотрела со стороны на это? Конечно.
Едва кто-то начинал кровью наливаться - хлоп твердым заданием. А дальше, закон о земле. Ты думаешь в кулак земли раз больше, чем в нищего? Конечно. По душам делили.
И разница вся в том, что так называемый кулак обрабатывал свою почву, все выжимал из него, а бедный цветочки, т.е. сорняки, выращивал. Конечно, брали в аренду кулаки землю. Но опять же кому от того убыток? Государстве? В нищего земля годами лежит необработанная, а в кулак так называемого она хотя бы родит. Вот тебе и вся Политграмота о кулаков.
Раскулачивали находчивые, по-хозяйски инициативных крестьян.
Построил мельницу, завел смолокурню, маслобойку выписал - враг. Враг каждый, кто проявил хоть какую-то-то инициативу.
В хозяйстве, в мыслях (сколько за язык был взят).
Желаемый идеальный гражданин - лентяй, бездельник.
И вот хозяйственных крестьян с корнями, а люмпен-пролетариев поставили к руководству сельским хозяйством.
Случился конфуз. Страна осталась без хлеба. Миллионы людей погибли от голода. [9]

Исходный текст (Рус.)

Были ли кулаки в советское время? Не было! Как они могли быть? Что-же, какие-то мироеды грабили, пили кровь из бедняков, батраков, а советская власть со стороны смотрела на это? Как бы не так.
Чуть кто Начинал кровью наливаться - хлоп твердым заданием. А потом, закон о земле. Ты думаешь в кулак земли в десять раз больше, чем у бедняка? Как бы не так. По душам Делиль.
И вся разница в том, что так называемые кулак обрабатывал свой надел, все выжимал из него, а бедняк цветки, то есть сорняки, выращивал. Конечно, арендовалы кулаки землю. Но опять же кому от этого урон? Государству? В бедняка земля годами лежит необработаная, а в кулак так называемого она хоть родит. Вот тебе и вся политграмота в кулаках <...>
Раскулачивалы наиболее расторопных, хозяйственно инициативных мужиков.
Построил мельницу, завел смолокурню, маслобойки выписал - враг. Враг каждый, кто проявлял хоть какую-нибудь инициативу.
В хозяйстве, в мыслях (сколько за язык было взято).
Желанный идеальный гражданин - лодырь, бездельник.
И вот хозяйственных мужиков под корень, а люмпен-пролетариев поставили руководить сельских хозяйством.
Вышел конфуз. Страна осталась без хлеба. Миллионы людей погибли с голоду.

Представление о кулака, которое закрепились в массовом сознании, можно отнести к демонологии, а не к классовому анализу. Дегуманизация образа крестьянина углубила кризис в отношениях между партией и селом [10].


1.1. Варианты определения

Нарком земледелия СССР А. П. Смирнов в памфлете 1926 делил зажиточных крестьян на две категории: "нетрудовые, эксплуататорские хозяйства" и "трудовые крестьянские хозяйства, которые находятся в зажиточной части середняцкой группы". К первой категории он относит, прежде всего, кулаков. Смирнов отмечает, что "кулаками" он называет "именно эксплуататоров ростовщического типа" [11].

Согласно теории и практике российских марксистов, крестьянское население страны делилось на три основные категории:

  • Кулаки - состоятельные крестьяне, которые используют наемный труд, сельская буржуазия, спекулянты. Исследователи относят к признакам кулачества "эксплуатацию наемного труда, содержание торгово-промышленных заведений, ростовщичество" [12]. Однако, справедливо утверждение, что "ясного понимания того, что скрывается за этим популярным выражением" кулачество ", совершенно нет" [13]
  • Деревенская беднота, в первую очередь наемные работники (батраки)
  • Середняки - крестьяне, имеющие среднее экономическое положение между бедняками и кулачеством.

В большевистской практике термин "кулак" приобретает, естественно, практичный и политизированного значение, уступает место оценке морально-нравственных качеств человека. Ленин дает следующее определение "кулака":

"

"Кулак": всякий крестьянин, который собрал хлеб своим трудом и даже без применения наемного труда, но прячет хлеб, превращается в эксплуататора, кулака, спекулянта. [14]

"

В то же время, в его трудах встречается много противоречий и неоднозначности в разграничении терминов "середняк" и "кулак", которые повлияли на идеологию советской власти на много лет, и на ход раскулачивание. Однако, можно найти и некоторые признаки кулачества - эксплуатация труда, что отличает его от середняка:

"

Середняк - это такой крестьянин, который не эксплуатирует чужой труд, не живет чужим трудом, не пользуется ни в коей мере и никоим образом плодами чужого труда, а работает сам, живет собственным трудом ... Средний крестьянин, это тот, кто не эксплуатирует и сам не подвергается эксплуатации, который живет мелким хозяйством, своим трудом ... середняк не прибегает к эксплуатации чужого труда ..., живет своим хозяйством " [15]

"

Чуть позже Ленин допускает и эксплуатацию рабочей силы крестьянами-серяднякамы и даже накопления капитала:

"

Под средним крестьянством в экономическом смысле следует понимать мелких землевладельцев, владеющие на правах собственности или аренды небольшими участками земли, но все же которые, во-первых, дают ... не только скудное содержание семьи и хозяйства, но и возможность получить некоторый избыток, способен, по меньшей мере в лучшие годы, превращаться в капитал, и которые, во-вторых, прибегают довольно часто (например, в одном хозяйстве из двух или из трех ) к найму чужой рабочей силы [16]

"

Алексей Рыков на XIII съезде ВКП (б) в мае 1924 года заявил о кулачество следующее: "Несомненным признаком является то, что оно живет не только своим трудом, но и работой других, от эксплуатации чужой рабочей силы, от торговли, от сдачи в аренду и т. д. " [17]

Михаил Калинин, в статье в газете "Известия" от 22 марта 1925 г. расценивает кулачество уже фактически не как класс или общественный слой, существование которого на данном этапе он отрицал, а, наоборот, как некоторых лиц, "вымирающих единиц дореволюционной России":

"

Говорить о кулаке как об общественном слой сейчас можно только в том случае, если считать, что каждый сельскохозяйственный предприниматель является кулаком, если по инерции военного коммунизма всякого исправного крестьянина считать кулаком. Кулак - это тип дореволюционной России. Кулак это жупел, это призрак старого мира. Во всяком случае, это не общественный слой, даже не группа, даже не кучка. Это вымирающие уже единицы [18].

"

Тем не менее, с 1923 по 1928 гг в период новой экономической политики революционная власть фактически проводит так называемый "курс на кулака" [18] [19].

Еще в 1925 г. решался вопрос о денационализации земли - эту идею продвигал Иосиф Сталин, который предусматривал поддержку личных индивидуальных хозяйств и передаче в собственность земельные участки "даже на 40 лет", заявляя, что "есть люди, которые думают, что индивидуальное хозяйство исчерпало себя, что его не стоит поддерживать ... Эти люди не имеют ничего общего с линией нашей партии ". Подобные заявления делал и Алексей Рыков на XIV конференции, глава правительства, позже названный "скрытым агентом Льва Троцкого" ​​и защитником-покровителем кулачества:

"

Развитие индивидуальных хозяйств крестьянства является важнейшей задачей партии ... При предоставлении условий для свободного накопления в кулацких хозяйствах увеличивается темп накопления во всем хозяйстве, быстрее растет общенациональный доход, увеличиваются материальные возможности реальной хозяйственной поддержки малоимущих бедняцких хозяйств, расширяются возможности уменьшения избыточного населения, того населения в селе, которое не находит себе работы ... Нам не загрожує розвиток буржуазних відносин на селі, ми зуміємо використати кошти, які відкладаються в зростаючому шарі нової буржуазії. [18] [20]

"

17 квітня 1925 р. на губернській конференції про необхідність підтримки заможного селянства і куркульства Микола Бухарін заявив:

"

Дрібна буржуазія зараз може бути всунута в такі рамці, що разом з нами братиме участь в соціалістичному будівництві ... Наша політика по відношенню до села має розвиватись в такому напрямку, щоб розсувались і частково знищувались обмеження, які гальмують зростання заможного і куркульського господарства. Селянам, всім селянам, треба сказати: збагачуйтеся, розвивайте своє господарство і не турбуйтеся, що вас притиснуть. [18]

"

При цьому, все ж таки, "влада обкладала куркуля підвищеним податком, вимагала продаж хліба державі за твердими цінами, обмежувала куркульське землекористування, обмежувала розміри куркульського господарства .. але не вела ще політики ліквідації куркульства" [21]. Проте вже 1928 р. курс на куркуля був згорнутий, поступившись курсу на ліквідацію куркульства як класу [19].

Описуючи ситуацію в СРСР часів НЕПу, берлінське видання російських меншовиків "Соціалістичний вісник" писав наступне:

" Власть поворачивается лицом к крепкому крестьянству, к кулаку. Теория классовой борьбы замещается теорией гармонии интересов крепкого хозяйства и сельской бедноты. Сельская администрация уже сейчас все больше попадает под влияние кулацких элементов. Курс на кулака процесс этот несомненно ускорит ... Весь период военного коммунизма оказался переходным не от капитализма к коммунизму, а от старого помещичье-капиталистического к новому крестьянско-капиталистического хозяйства ... Растут капиталистические фирмы, аренды, применение наемного труда в крестьянском хозяйстве, ростовщичество, кабальные сделки. Растет процесс политического оформления буржуазных элементов, растет их классовое сознание, растет классовая вражда между ними и пролетариатом. [18] "

Вячеслав Молотов в 1925 г. на апрельском Пленуме ЦК заявляет: "богатый мужик в условиях НЭПа - вот экономически что такое кулак ", позже будет сообщено:" состоятельность еще не свидетельствует о кулачество ". Ранее Лев Троцкий заявляет: "слово" кулак "связано с отношениями еще полукрепостнических строя, с засильем помещика, исправника. У нас же сейчас образуется на селе владелец- фермер нового типа. Конечно, мы можем по старой памяти называть его кулаком, но гораздо правильнее назвать его фермером капиталистического типа " [22]. Бухарин, в свою очередь, даже считает этот термин устаревшим, явлением времен комбедов: "Срок кулак напоминает в селе времена раскулачивания, времена комбедов; тормозит рост богатства, обеспеченности крестьянства " [23].

Однако, такое явление было временным в жизни термина "кулак" и связано с активной поддержкой крестьянства времена новой экономической политики и немного раньше.

21 мая 1929 г. СНК СССР издает Постановление "О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс Законов о труде", где впервые законодательно определены некоторые критерии определения термина "кулак" в контексте признаков кулацкого хозяйства [24] [25] [26] :

  1. систематически применяется наемный труд;
  2. имеющийся мельница, маслобойня, крупорушка, просушки ..., применение механического двигателя ...,
  3. сдача внаем сложных сельскохозяйственных машин с механическими двигателями
  4. сдача в аренду помещений
  5. занятие торговлей, ростовщичеством, посредничеством, наличие нетрудовых доходов (например, служители культа)

В 1920 -е годы удельный вес сельских жителей в стране превышал 80 процентов всего населения, что делало проблему крестьянство наиболее значимой в государстве.

Использование многими "кулаками" наемного труда позволяло рассматривать их как "эксплуататорский класс", потенциально враждебный коммунистам; традиционным союзником советской власти становилась беднота.


2. Количество кулаков

Размытость определения и отсутствие четких критериев принадлежности к категории усложнило задачу вычисления количества кулаков. Например, по мнению Владимира Ленина, до Гражданской войны и Октябрьского переворота 13.3% домашних хозяйств принадлежали к кулакам, и только 9% по данным Центрального статистического управления [27].

До революции кулаки имели 80000000 гектаров земли; по данным Немчинова, ими производилось 38% муки, на них приходилось 34% товарного производства, на них приходилась половина рынка муки [28]. Не менее 600 000 домохозяйств имели более 55 гектаров земли. Однако, после внедрения комбеда и завершения Гражданской войны этот слой почти исчезла.

Однако уже 1925 г. стало появляться признаки расслоения на селе, а количество кулаков зависела от того, какая организация их считала.

Так, в 1927 г. Совнарком установил, что 3.9% из 20 миллионов хозяйств (или 782 000 хозяйств) были кулацкими, чуть позже, Наркомзем насчитал уже 4.2% а в 1928 г. Сталин пришел к выводу, что 5% хозяйств кулацкие [29]. В начале 1929 г. Госплан называл цифру в 3.9%, Данилов в конце НЭПа называл 3.2% [30]. Разница между цифрами Сталина и Данилова соответствует 400 000 хозяйств, или менее 2.5 миллиона человек. 1929 Молотов считал, что кулацкими является 1.2-1.3 миллиона домохозяйств. В декабре того же года, ответственный за раскулачивание подкомитет Политбюро ЦК КПСС считал, что членами куркульских семей есть от 5 до 6 миллионов человек [31].


3. Раскулачивание

Раскулачивание крестьянина П. Масюка в с. Удачное Донецкой области, 1934 г.

При коллективизации (1928-1932) распространился термин раскулачивать - принудительно, без суда и следствия оставлять крестьянина, который считался кулаком, средств производства, земли и всех гражданских прав. Попасть в кулаки мог практически любой крестьянин. Судьба людей, обвиняемых в том, что они кулаками, решал не суд, а так называемые "тройки НКВД" или ОСО НКВД. Последствия раскулачивания были такие: у людей забирали все имущество, и высылали в отдаленные места или ГУЛАГ. В результате колективизации были уничтожены или высланы из родных мест сотни тысяч крестьян и их семей.

Для тех, кто противился раскулачиванию, но сами не могли быть зачислены в число кулаков, использовался термин подкулачники. Ими, как правило, были твердоздатчикы. Итак, партия нашла выход из хлебных трудностей в реконструкции сельского хозяйства - строительство совхозов и коллективизации бедняцко-середняцких хозяйств, ведя борьбу с кулачеством.

С весны 1929 года в селе проводятся мероприятия направленные на увеличение процента коллективных хозяйств - комсомольские походы "за коллективизацию". В большой степени административными действиями удалось добиться существенного роста коллективных хозяйств, обществ по совместной обработке земли.

7 ноября 1929 в XII годовщины октября в газете "Правда" № 259 публикуется статья Сталина "ГОД БОЛЬШОГО ПЕРЕЛОМА"., в которой 1929 был провозглашен годом "коренного перелома в развитии земледелия". Эта статья признана большинством историков отправной точкой всеобщей коллективизации.

"Спущена на місця колективізація" проходила згідно з тим, як її бачив конкретний чиновник. Районы соревновались между собой в том, кто быстрее получит больший процент коллективизации. Широко застосовувались різні репресивні заходи, описані Й. Сталіним у його березневій статті. Рекомендації у проведенні коллективізації, вказані як у самому тексті статті, так і в секретних додатках у більшості не виконувались, а місцями і "перевиконувались" (щодо "відсотка" куркулів і терміну проведення колективізації).

Это вызвало противодействие крестьянства. Кроме того, крестьяне уничтожали скот (преимущественно молодняк) и инвентарь. Дослідники називають три причини такої поведінки: 1-а - щоб не визнали куркулем, 2-а - щоб не дісталось державі, 3-я - в колгоспі все і так дасть держава.


4. Смотрите также

Литература

  • James W. Hughes Stalin, Siberia, and the crisis of the New Economic Policy. - Cambridge : Cambridge University Press , 1991. ISBN 0-521-38039-1.
  • Линн Виола Крестьянский бунт в Эпоху Сталина. Коллективизация и культура крестьянского сопротивления = Peasant rebels under Stalin. - М.: РОССПЭН, 2010. - 367 с. - (История сталинизма). - ISBN 978-5-8243-1311-6
  • Ганжа, Оксана Українське селянство в період становлення тоталітарного режиму (1917-1927 рр.). - Київ : Інститут історії України НАН України , 2000. ISBN 9789660210790.
  • Fitzpatrick, Sheila Stalin's peasants : resistance and survival in the Russian village after collectivization. - New York : Oxford University Press , 1996. ISBN 9780195104592.
  • Г. Ф. Доброноженко Стратификация в России: история и современность // Кто такой кулак: трактовка понятия ?кулак? во второй половине ХIХ - 20-х гг. ХХ вв.. - Сыктывкар: изд-во СыктГУ, 1999. - С. 28-41.

Примечания

  1. (Виола, ст. 26). См.. также: В. И. Ленин Наша революция // Полное собрание сочинений. - 5-те. - М.: Изд-во Полит. Л-ры, 1970. - Т. 45. - С. 378-382.
  2. (Fitzpatrick, ст. 30) з посиланням на Изменения социальной структуры советского общества 1921-середина 1930-х годов. (Москва, 1979), ст. 222?27.
  3. Борис Грінченко (1907-1909). "Куркуль" - r2u.org.ua/s?w=куркуль&scope=all&dicts=12&highlight=on. Словарь української мови. К.: р. ж. "Кіевская Старина" . http://r2u.org.ua/s?w=%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C&scope=all&dicts=12&highlight=on - r2u.org.ua/s?w=куркуль&scope=all&dicts=12&highlight=on . Процитовано 20 січня 2011 .
  4. В. И. Ленин Развитие капитализма в России // Полное собрание сочинений. - 5-те. - М.: Изд-во Полит. Л-ры, 1971. - Т. 3. - С. 378-380, 382-383. - 205 тис. прим. Тут Ленін порівнює куркулів з п'явками, а залежність "рядових" селян від них називає кабалою.
  5. (Hughes, ст. 67)
  6. (Виола, ст. 49)
  7. (Виола, ст. 48)
  8. (Виола, с. 142)
  9. Федор Абрамов. Поездка в прошлое / Подготовка текста, публикация и статья-послесловие Л. Крутиковой-Абрамовой.- Новый мир, № 5, май 1989. - С. 22.
  10. (Виола, ст. 51)
  11. (Доброноженко) з посиланням на Смирнов А. П. Наши основные задачи по поднятию и организации крестьянского хозяйства.. - С. 5,6 , 1925.
  12. Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. 3-е изд., доп. М., 1987. С. 262; Краткий политический словарь. 2-е изд., доп. М., 1980. С. 207; Трапезников С. П. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос: В 2 т. М., 1967. Т.2. "Исторический опыт КПСС в осуществлении ленинского кооперативного плана. С. 174.
  13. Смирнов А. П. "Наши основные задачи по поднятию и организации крестьянского хозяйства". М., 1925. С. 22; Першин А. Два основных источника расслоения крестьянства // Жизнь Сибири. 1925. № 3(31). С. 3.
  14. В. И. Ленин Полное собрание сочинений. - М.: Изд-во Полит. Л-ры. - Т. 36. - С. 447, 501, 59.
  15. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 38.
  16. В. И. Ленин Полное собрание сочинений. - М.: Изд-во Полит. Л-ры. - Т. 41. - С. 58.
  17. Тринадцатый съезд ВКП(б): Стеногр. отчет. М., 1963. С. 442-443.
  18. а б в г д Н.В.Валентинов, Ю. Г. Фельштинский "Наследники Ленина" - lib.meta.ua/index.php?book_id=3744
  19. а б Л. Д. Троцкий "Материалы о революции. Преданная революция. Что такое СССР и куда он идет"
  20. Газета "Правда" от 30 апреля 1925, 3 мая 1925 г
  21. Краткий курс истории ВКП(б) (1938 год) // Репринтное воспроизведение стабильного издания 30-40-х годов. Москва, изд. "Писатель", 1997 г.
  22. Троцкий Л. О наших задачах. Доклад на общегородском собрании парторганизации в г. Запорожье. 1 сентября 1925 г. М.; Л., 1926. С. 4.
  23. Анцелович Н. Рабоче-крестьянский союз и батрачество (к постановке вопроса) // На аграрном фронте. 1925. № 5-6. С. 84.
  24. Г. Ф. Доброноженко "Кто такой кулак: трактовка понятия ?кулак?"
  25. Карлин К. Г. "Организация раскулачивания на Северном Сахалине" - www.zaimka.ru/soviet/karlin3.shtml
  26. Солонов А. "Кого считали кулаком в 1924-25 годах" // Трудные вопросы истории: Поиск. Размышления. Новый взгляд на события и факты. М., 1991. С. 99
  27. (Lewin, ст. 122)
  28. (Lewin, ст. 122)
  29. (Lewin, ст. 129)
  30. (Lewin, ст. 129)
  31. (Lewin, ст. 129)



История Это незавершенная статья по истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.
п ? в ? р Голодомор в Україні 1932-1933
Условия Holodomor icon.svg
Организаторы
Исследования
Память

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам