Надо Знать

добавить знаний



Культура



План:

Источники
Литература

Введение

Петроглифы в Гобустане, Азербайджан, который датируется 10 000 до н.э. и указывает на расцвет культуры.
Персидский дворец Хаш Бехешт.

Культура ( лат. Culture - "Возделывание", "обрабатывать") - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории. Это понятие может употребляться в следующих значениях:

  • Уровень развития общества в определенную эпоху.
  • То, что создается для удовлетворения духовных потребностей человека.
  • Образованность, воспитанность.
  • Уровень, степень совершенства какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.
  • Алгоритмы человеческого поведения и символических структур, которые предоставляют этому поведению смысла и значимости [ ].

Понятие культура объединяет в себе науку (включая технологии) и образование, искусство ( литературу и другие области), мораль, уклад жизни и мировоззрение.


1. Происхождение понятия

Из всего многообразия социальных процессов, отношений и фактов, которые существовали в прошлом и существующие ныне мы выделяем определенную особую сферу, которая именуется культурой. Большинство людей убеждено, что именно культура - то главное, основное, что отличает человеческое и социальное бытие от существования дикой природы. Объяснения и доказательства этого тезиса приводятся самые разные - в зависимости от того, что понимается под культурой.

Слово "культура" - латинского происхождения, которое буквально означало обработку, уход, улучшение. В классической древности оно впервые было зафиксировано в труде Марка Порция Катона "De agri cultura" (III в. До н. Э), посвященной заботам землевладельца, который обрабатывал землю с использованием рабского труда. Заботы соответствовали духу времени: автор рекомендовал удерживать рабов впроголодь, загружать их работой без меры, чтобы удержать от кражи и легкомысленных занятий. Хозяину предписывалось быть скупым и осмотрительным, не впадать в излишества и никому не доверять.

Такое значение слова "культура" - "Земледелие" - ушло в прошлое. Гораздо ближе к нашему пониманию культуры то, что думали о земледелие римские ученые Варрон, Колумелла (I в. до н. н.э.). Они предлагали такие способы организации сельского хозяйства, которые повысили бы производительность труда, заинтересованность рабов. Слово "культура" получило многозначность у знаменитого римского оратора и публициста Цицерона. В одном из своих писем он говорит о "культуре духа", т.е. о развитии умственных способностей, что является достойным задачей для свободного человека и дается благодаря занятиям философией.

Сыграв роль универсального языка в средневековой Европе, латынь донесла до нас слово "культура" через тьму веков. Правда, употреблялось оно только в словосочетаниях и означало степень мастерства в какой-либо области, приобретение мыслительных навыков (например, cultura juris - выработка правил поведения, cultura scientiae - усвоение науки, cultura literarum - совершенствование письма).

Такое разнообразие контекстов употребления слова "культура" не прошла бесследно. К XVIII в., согласно выводам лингвистов слово "культура" стало отдельной, самостоятельной лексической единицей, означая осведомленность, образованность, воспитанность - все то, что и сейчас отождествляют с культурностью. Как его синоним, использовалось также понятие "Цивилизация". Благодаря усилиям философов и историков, за последние три столетия скромное латинское слово вошло во все европейские языки, приобрело универсальное значение, превратилось в философское понятие и стало объектом научных исследований.

Современные исследователи ищут аналоги термина "культура" в других языках. Так, в древнегреческой употреблялось слово "пайдейя", что означало воспитания гармоничной личности (в ребенке), китайском языке - "жень" и "вэнь" означали воспитания благородного человека, в древнеиндийской литературе говорилось о "дхармашастр" (учение о жизненных правилах поведения и обязанности верующего). Это сходство оправдывает использование понятия "культура" для изучения различных исторических фактов.


2. Исторические определения

Древние орудия труда

Благодаря усилиям философов и историков слово культура превратилось в философское понятие и стало объектом научных исследований.

Ученые восемнадцатого и начала девятнадцатого века часто отождествляют культуру с цивилизацией и противопоставляют природе. Так о людях, которым недостает элементов "высокой культуры" говорят как о "естественных", отдавая им роль носителей "низкой" культуры. Подобное определение культуры было раскритиковано за попытку подавить "человеческую природу".

В конце девятнадцатого столетия антропологи придают понятию культура более широкого содержания, согласно которому культура происходит от универсальной способности человека систематизировать, кодировать и передавать опыт.

Культуру можно определить как совокупность знаков, объединенных в системы. Знаки - это сигналы, предметы, все, что может быть носителем значения (например, звуки речи, буквы, цифры, слова, символы, изображения и т.д.). В результате народы, живя отдельно друг от друга, разрабатывают уникальные, присущие только им культуры, но элементы разных культур могут легко распространяться от одной группы людей к другой, способствуя тем самым развитию культуры.

Такое расширение толкования понятия культуры заставило антропологов разработать различные теоретические определения и пользоваться разной методологии при исследовании материального и знакового культур. Методологически, они различаются не только потому, относящиеся к различным аспектам человеческой деятельности, но и потому, что их исследование основывается на различных типах данных. Как правило, материальная культура является предметом заинтересованности археологов, тогда как знаковая культура преимущественно исследуется антропологами. Но обе группы заинтересованы в исследовании связей между этими двумя измерениями культуры.

Культурные процессы и явления отличаются сложностью и многоплановостью. Поэтому в современной науке насчитывается несколько сотен определений культуры. Некоторые из них широко известны: культура - это совокупность достижений человечества, все богатство материальных и духовных ценностей; это интегральный образ, объединяющий науку, образование, литературу, искусство, мораль, уклад жизни при определяющей роли мировоззрения. В таких определениях содержится указание и перечень элементов культуры.

Суть социального назначения культуры раскрывается в целом ряде дефиниций (определений). Например, культура это:

  1. сверхбиологический способ адаптации (приспособления) человечества к природной среде, которое изменяется;
  2. формы и способы коммуникации людей;
  3. социальная память человечества;
  4. нормативно-наследственное программирование общественного поведения людей;
  5. характеристика типа общества или определенной стадии его развития;
  6. единство человеческих действий, отношений и учреждений, обеспечивающих социальную стабильность.

Современное понимание культуры в контексте социальной истории рассматривает ее как систему жизненных ориентаций человека. Культура - это сфера духовной, ценностной, коммуникативной организации общества, которая определяет нормы поведения, мышления, чувств различных слоев населения и наций в целом (Гуревич, 1991; Парахонский, 1995).

Если отвлечься от содержания культуры, то ее можно определить как совокупность знаков, объединенных в системы. Знаки - это сигналы, предметы, вообще все, что может быть носителем значения (например, звуки речи, буквы, цифры, слова и числа, символы, изображения и т.п.). Различают знаки "естественные", т.е. те, которые возникли стихийно, и искусственные, специально придуманные людьми для достижения сознательно поставленных целей (например, математические формулы или знаки дорожного движения). Благодаря системной организации, которая присуща всем знакам общего пользования, социальная информация сохраняется, накапливается и передается от человека к человеку, от поколения к поколению. В связи с тем, что объем социальной памяти не безграничен, культуру также определяют как способ организации и отбора знаков согласно их значимости для будущей деятельности людей.

Однако, как и предыдущие определения, знаковая теория опирается только на внешние стороны бытия культуры. Представим себе, что в результате какой-то страшной эпидемии люди исчезли. Все созданные человечеством и зафиксированные в знаках культурные ценности теряют смысл. Иными словами, существование знаков имеет смысл только тогда, когда живут люди, которые их создают, воспроизводят и, главное, понимают. Поэтому в философском смысле слова, в культуре раскрывается творческий характер человеческого бытия, способность человека изменять природу, общество и саму себя, а также наделять продукты своей деятельности общезначимыми функциями. Таким образом, культура - это понятие, которое означает определенный исторический уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в ценностях, которые создаются ими.


3. История развития культурологической мысли

Становление культурологической мысли началось в древнем мире, ее развитие имело свои особенности в Средние века и Новое время. В древности для человека реальную жизнь не было чем-то отличным от мифологического мира. Древние религии были политеистическими (политеизм - вера во многих богов). Люди общались с богами так же, как друг с другом. Мифологическое мышление как форма коллективного сознания составляет огромный пласт культуры, является культурной реальностью и, одновременно, содержит представление о культуре у древних. В этом случае восприятие культуры включало в себя поклонение, почитание, культ.

Древнегреческие философы Платон, Протагор, Полибий и китайский философ Сыма Цянь считали культуру частью божественной природы и ее проявлением. Подобно любому живому существу, культура рождается, живет и умирает, а этапы ее развития напоминают смену времени года. Традицию такого понимания культуры позже сохранят некоторые арабские ученые. Так, историк и философ Ибн Халдун утверждал, что полный цикл развития культуры происходит в течение 120 лет, после чего старая культура бывает "побежденной" другой, более сильной культурой (чаще всего - культурой кочевников). Это направление получило название "культурного натурализма". Для него характерны: перенос черт природы на культуру, обожествление культуры во всех ее проявлениях, в том числе в форме государственной власти, идея цикличности развития культуры.

Чувствуя мироздание как высшую гармонию, древние греки стремились создать фрагмент совершенства на земле. Живым воплощением их представлений о гармонии, культурным образцом был полис - город-государство, которое формирует человека культуры. Так, Аристотель разрабатывал идею культурного человека как образцового гражданина. То есть, в целом понимание культуры носило гуманистический характер.

В средневековой Европе утверждается христианство - монотеистическая религия (монотеизм - вера в одного бога). Оно объединило в себе и мировоззрение, философию и этику, и правовые нормы, подчинило себе науку, образование, искусство. Согласно проблемы культуры освещались в трудах философов-богословов. Для Августина Блаженного "без веры нет знания, нет истины". Мировая история за Августином Блаженным является результатом божественного определения. "Греховному" светскому граду он противопоставляет "град божий", утверждая, таким образом, приоритет церкви.

Попытку соединить аристотелизм и христианство осуществит знаменитый католический богослов Фома Аквинский. Основной принцип его философии - гармония веры и разума, поскольку разум способен рационально доказать существование Бога и разбить возражения против истин веры. В разработанной им системе сочетались, не смешиваясь, философия и теология, государство и церковь, гражданская и христианская добродетель.

Эпоха Возрождения утверждает гуманистический идеал. Культура представляется мыслителям Возрождения результатом свободной творческой деятельности человека. Свобода и творчество как принципы человеческого общежития противопоставляются средневековой иерархии, подчиненности церкви. Дж. Манетти пишет трактат "О достоинстве и совершенство человека", направленный против Папы Иннокентия III, Джованни Пико делла Мирандола создает "Речь о достоинстве человека". Свободное творчество и достойное поведение становятся обязательным содержанием морально-этических соображений и концепций эпохи.

Принципиально по-новому культурный опыт прошлого и современности, причины возникновения и пути развития культуры переосмысливаются в XVIII в. Просвещением. Эпоха стремится к целостному восприятию культуры человечества, понимая ее как продукт деятельности человеческого разума. В ряде работ понятие "культура" и "природа" противопоставляются. Так, Жан-Жак Руссо считает природу продуктом совершенного божественного разума, а культуру - несовершенного человеческого разума, негативно относится к культурному прогрессу. Устранению оппозиции "культура" - "природа", поиска путей их гармоничного сочетания посвящены работы Иммануила Канта (1724-1804). По Кантом причиной возникновения культуры является общественная сущность человека. Философ выделяет две реальности: мир природы (животного начала, зла, жестокости) и мир свободы (человека, культуры, морали). Пересекаются и примиряются два противоположных начала в представлениях о прекрасном и в создании прекрасного, что собственно и является целью культурной деятельности. В этике Кант вводит категорический императив, то есть обязательное и безусловное моральное правило, всеобщий закон поведения, который преодолевает и исключает любое зло.

До второй половины XVIII в. относится деятельность немецкого философа и историка Й.Г.Гердера. Для Гердера культура является следствием способности человека к творческой и умственной деятельности, которая находит выражение в языке, науке, ремесле, искусстве, государстве, религии, семьи. Гердер впервые определил культуру как необходимую и неотъемлемую реальность человеческого общества, утверждая, что некультурных народов вообще не существует. Есть более культурные и менее культурные народы. Уровень культуры философ связывает с прогрессом образования. В работе "О происхождении языка" (1772 г.) Гердер связывает появление языка с физиологически заложенной в человеке способностью к мышлению, в развитии речи видит прогресс культуры. Он одним из первых заинтересовался изучением национальных культур как формы существования мировой. Гердер выделил этапы, через которые проходит национальное возрождение: I - изучение истории, этнографии, II - формирование национального литературного языка, III - возникновение национальных политических организаций, борьба за независимость.

Окончательно оппозиция "природы" и "культуры" снимается в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, (1770-1831), для которого "культура есть ... увольнении и работа высшего освобождения", понимаемой как поэтапное движение от естественной непосредственности к высшей духовности. История человечества по Гегелю есть лестница вверх, по которым человек, освобождаясь, поднимается путем познания абсолютного духа. Гегель сводит культуру к духовному развитию человечества, понимая творчество как диалектическое восхождение духа.

В первой половине XIX в. появились работы российского ученого М.Я.Данилевського. В книге "Россия и Европа" он выдвинул концепцию "замкнутого (локального) развития культур". Каждый народ, Данилевскому, создает специфическую систему ценностей. Выработанная им культура слабо контактирует с другими культурами, противодействуя проникновению в ее "тело" инородных элементов. Данилевский создал "систему типов" человечества. Он писал, что есть народы, преданные идее государственности, а есть такие, которым она чужая. Есть люди, которые исповедуют идеалы рыцарства, чести, а есть их антиподы - хитрые обманщики, беспринципные торгаши. Народы Востока создали изысканную, но малоподвижную, созерцательную культуру, которая из поколения в поколение воспроизводит саму себя. На Западе была создана динамическая, утилитарно-практическая культура, направленная на преобразование природы и общества.

Идеи Данилевского впоследствии сильно повлияли на культурологию ХХ ст. Возникновение украинский культурологической мысли связано с деятельностью Кирилло-Мефодиевского братства. В Уставе Братства, в воззваниях К братьям украинский", "К братьям русских", "К братьям поляков", в произведениях его основателей - Н. Костомарова ("Мысли об истории Малороссии" "," Две русские народности "), П. Кулиша (Повесть об украинском народе") - отстаиваются идеи культурной самобытности славянских народов, их права на свободное развитие, гарантированный свободным федеративным союзом славянских республик. Значительный вклад в развитие культурологической мысли сделал М. Драгоманов (1841-1895 гг.) С позиций сравнительно-исторической методологии М. Драгоманов выступал против хуторянского этнографизма, выдвигал идеи свободного развития народной культуры в национальную культуру, пропитанную общечеловеческими ценностями.

Целостную концепцию истории украинской культуры выдвинул М. Грушевский (1866-1934 гг.) Она базировалась на тезисах самобытности и самостоятельности украинской культуры. Одним из первых он подверг сомнению и критике теорию единой монолитной культуры Киевской Руси, доказывал существование различных етноплемен еще в эпоху трипольской культуры. Не противопоставляя украинскую и российскую культуры, он все же считал первую более близкой к европейской культуре.


4. Виды и формы культуры

В течение социальной истории люди освоили, сделали своим домом весь земной шар, вышли в космос, изобрели невероятное по количеству и качеству число способов деятельности. Если попытаться их сгруппировать по прикладным сферам, то можно выделить следующие основные формы культуры, как "материальная культура", "духовная культура", "культура человека", включающий "социальную (т.е. политическую, экономическую, правовую, моральную) культуру человека ", и" физическая культура ".


4.1. Формы культуры

4.1.1. Материальная культура

Подробнее в статье Материальная культура

Материальная культура - превращение природных материалов и энергии соответственно человеческих целей, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает способы их удовлетворения.

Материальная культура включает в себя такие элементы, как породы животных и сорта растений, почвы и природные вещества (ресурсы), которые подверглись обработке. К материальной культуры входят также: # здания и сооружения, # инструменты и оборудование для любых видов деятельности, # пути сообщения и средства транспорта, # связь и средства связи, # технологии.


4.1.2. Духовная культура

Подробнее в статье Духовная культура

К ней относят продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятие, представление, верования, чувства и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Духовная культура создает особый мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Духовная культура - это продукт общественного развития, его основное назначение состоит в выработке сознания.

Благодаря закреплению в знаках, символах, организационных формах, компьютерной технике, духовная культура становится относительно самостоятельным от своего создателя, человека. В ней объективируются и выделяются особые сферы духовного творчества. Духовное и духовно-практическое освоение всей реальности оформляется в философии, искусстве, различных науках. Духовно-практическое освоение (включая регулирование) общественной жизни осуществляется в политике, праве, морали. Универсальные духовные функции, как мировоззренческие, так и нормативно-регулятивные, выполняют миф и религия. В будущем, возможно, состоятся революционные изменения духовной культуры в связи с развитием экологического сознания и освоением космоса.

Украинский ученый О.М.Костенко сформулировал так называемую натуралистическую концепцию "культуры человека": "Культура человека - это мера согласованности воли и сознания с законами Матери-Природы" (Костенко А.Н. Культура и закон - в противодействии злу. - Киев : Атика. - 2008. - 352 с.). Исходя из принципа социального натурализма (что лежит в основе его теории трех природ"), он считает, что специальным видом культуры человека является "социальная культура человека" как мера согласованности воли и сознания человека с природными законами, по которым существует жизнь людей в обществе . Разновидностями социальной культуры человека является политическая культура человека, экономическая культура человека, правовая культура человека, нравственная культура человека, религиозная культура человека и т.п..


4.1.3. Информационная культура

Подробнее в статье Информационная культура

Информационная культура - ее основой является знание о информационную среду, законы его функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, эффективной жизнедеятельности в информационном обществе.

4.1.4. Физическая культура

Подробнее в статье Физическая культура

Физическая культура - превращение биологического начала в самом человеке формирование социально необходимых навыков, умений и качеств человеческого тела.

В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания и пищеварения). Иначе говоря, это решение такого ответственного задания, как обучение языку, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирования различий в поведении по половым или возрастным признакам.

На этом фундаменте надстраиваются все дальнейшие, более сложные или специализированные, физические навыки и координированные движения, вроде балетного танца, движений рук хирурга или фокусника. Чтобы всем этом научиться, необходимые не столько соответствующие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию в соответствии с тем или иным профессиональных задач.


4.2. Виды культуры

Кроме основных форм культуры выделяют также различные ее виды. Среди множества классификаций можно остановиться на той, которая опирается на понятие субъекта-носителя культуры, как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятия, получаем такое распределение видов культуры:

  • культура общества,
  • культура коллектива (организации),
  • культура личности.

Ни один из видов культуры не сводится к двум другим ни в сумме, ни по отдельности.

И нужно отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в определенной степени, относительная, и в реальной деятельности они переплетаются, взаимосвязаны между собой. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры требуют дальнейшего толкования посредством конкретного исторического материала.


4.2.1. Культура общества

Подробнее в статье Культура общества

Так, культура общества - это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которого не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичных по отношению к ним.

4.2.2. Культура коллектива

Подробнее в статье Культура коллектива

Cкладаеться как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности группы людей, объединенной одной целью.

4.2.3. Культура личности

Подробнее в статье Культура личности

Определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного "Я".

5. Значение, нормы и артефакты

Другой общепринятый способ понимания культуры - рассматривать ее как совокупность трех элементов: ценностей (идей), норм (поведения) и артефактов (предметов, или материальной культуры). Ценности - представление о том, что в жизни важно. Ценности направляют другие составляющие культуры. Нормы - это ожидание того, как человек будет вести себя в различных ситуациях. Каждая культура имеет различные методы (санкции) приведение норм в действие. Санкции меняются в зависимости от важности норм. Нормы, которые общество официально проводит в жизнь, называются законами. Артефакты - третья составляющая культуры - происходят из культурных норм и ценностей.


6. Периодизация истории мировой культуры

Самый распространенный тип периодизации - линейная периодизация, под которой понимают расчленение историко-культурного развития на отрезки, когда каждый следующий отрезок непосредственно вырастает из предыдущего и имеет равное с ним историческое значение. Мировая культура делится на такие устоявшиеся хронологические отрезки:


7. Понятие субкультуры

Подробнее в статье Субкультура

В небольшом обществе, где условное разделение его членов осуществляется только по возрасту, полу, достатка и происхождению, люди более или менее разделяют один и тот же набор ценностей и условностей. В больших обществах, где идет дальнейшее деление на религии, расы, этнической принадлежности, члены одного и того же общества часто имеют совершенно противоположные ценности и условности. Для определения культур таких групп используется термин субкультура. Поскольку субкультуры отражают позицию части общества по отношению к обществу в целом, часто разоблачают процессы доминирования и противодействия.


8. Связанные темы

В конце 20го века начинает развиваться как наука культурология, которая сосредотачивается на анализе суб-культур в обществе, а именно на исследовании товаров широкого потребления (таких как мода, искусство и литература).

Поскольку распределение, которое произошло в 18 и 19 веках на "высокую" и "низкую" культуру пригоден по отношению к серийно-выпускаемых и серийно-реализуемого товаров массового потребления, которые анализируются культурологией, возникает термин поп-культура.

На сегодня многие отвергает отождествление культуры с предметами широкого потребления, разделяя ее тем самым на духовную и материальную культуры. Но такое разделение не является устойчивое. Существуют различные точки зрения. Одни считают духовной культурой последствия духовного производства, другие причисляют и духовное производство. Одни отождествляют материальную культуру с материальным производством, другие - со способом производства, относя сюда часково и науку.

Идея о границе культуры, а соответственно и идея о существовании субкультур, также часто подвергается сомнению. Зато, культура рассматривается как сложное переплетение переменных шаблонов, которые связывают разных людей и разные социальные образования. С этой точки зрения любая группа может иметь свою собственную культурную индивидуальность.

Культурная система (или система культуры или просто культура) может рассматриваться как часть социальной системы и иерархически приравниваться к экономической системы, политической системы, законодательной системы и т.д..


9. Триада "культура - общество - личность"

Эта триада является социально-философской и культурологической проблемой, которая включает в себя ряд аспектов. Например, вопрос о том, какую роль играет личность в культуре того или иного исторически конкретного общества, как согласуются интересы личности и общества, которое существовало отношение к человеку в течение данной эпохи, роль личности в культурном прогрессе подобное.

9.1. История

Маленький ребенок не сразу приходит к осознанию своей личности. Так и человечество прошло долгий путь, отделив себя сначала от природы, а затем провозгласил уважение к чужой индивидуальности, утверждая творческий диалог непохожих, отдельных людей. Античность, Средние века, Возрождение, Просвещение, XIX - ХХ ст. - Таковы этапы зрелости человечества.

Каждая культурно-историческая эпоха по-своему рассматривает человека и его место в мире. Мировоззрение античности был космогоническим, т.е. человек представлялась частью мира (космоса), звеном общей гармонии. Мировоззрение Средневековье был теоцентрическим, считалось, что в центре мира и над миром находится Бог (теос). Человек здесь - раб Божий. Культура Средневековья прежде всего является культом, а человек - служителем этого культа. Гуманисты Возрождение впервые в истории западной культуры провозглашают антропоцентризм (антропос - человек), ставят в центр мира личность, которая объединяет в себе чувственное, интеллектуальное и творческое начала.

Новым этапом в самопознании человечества является эпоха Просвещения. Для Гердера, Канта, Гегеля человек интересен прежде всего как субъект культуры. Личность - воплощение творческой направленности человека, а культура - это освобождение человека через творчество. Представители романтического направления в философии XIX в. ( Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Фридрих Шлегель и др.). провозглашают культ личности, которая понимается как редкая и исключительно существо, которое имеет творческую интуицию. Трагическим гуманизмом, ощущением боли человеческой личности, одиночества человека в мире пропитаны идеи философов экзистенциалистов Ф.Кафки, Л.Шестова, Н. А. Бердяева, Ж-П.Сартра, Камю.


9.2. Современный взгляд

Сегодня понятие "человек" и "личность", "индивид" и "индивидуальность" разграничиваются. Необходимо их конкретизировать и установить соотношение между ними.

Человек - высший уровень в развитии живых организмов на Земли, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, то есть, с одной стороны, это - биологическое существо, с другой - создатель специфического мира, являющиеся результатом творческой деятельности человечества.

Ребенок, который только что родилась, принадлежа к людям, еще не представляет собой личности, ей необходимо стать личностью, сформировать в себе личностные качества. Для этого нужны определенные биологические, природные качества человека, без которых процесс формирования личностных качеств не может обойтись. Так, например, умственно отсталые больные, принадлежа к роду человеческому, личностями стать не могут.

Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, она является продуктом общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем предметной деятельности.

Объясняя понятие "личность" через понятие "человек", можно сказать, что личность есть человек со сложившимся мировоззрением (системой взглядов на мир), самосознанием и способностью к творческой самореализации через деятельность. Самосознание представляет собой сознание и оценку человеком самого себя как субъекта практической, познавательной, культурной деятельности, как личности. На пути самоосознания как личности человек обязательно сталкивается с определением своей самости, отдельности, индивидуальности (понимаемой как единственность, неповторимость, исключительность) и общности, сходства с другим.

Индивид - понятие, которое указывает на принадлежность данного конкретного человеческого существа к человеческому роду. Понятие "индивид" несет в себе как признак целости субъекта, так и наличие у него особых (индивидуальных) свойств. Но, употребляя слово "индивид", мы делаем акцент на родовых признаках, а не на личностных свойствах.

Итак, существуют определенные качества, которые характеризуют личность человека, культуру личности, меру ее личности. Человек формируется в конкретном историческом времени. Он, в свою очередь, включает в себя все "тело культуры", т.е. весь предыдущий опыт, культурную традицию, общекультурную атмосферу.

К культурно-историческим качеств личности принадлежит способность суждения как основа интеллектуальной культуры, моральная рефлексия и совесть как обязательные составляющие нравственной культуры личности, вкус как специфическая способность, которая лежит в основе эстетической культуры личности и общества, память и традиции как условие и потребность межличностного общения, нравственность и право как регулятивы поведения людей и гарантии обеспечения их безопасности.

Будучи принадлежностью, частью личностей, общаются друг с другом, эти качества влияют на создание определенных социальных институтов и становятся движителем и барометром их развития. Так, нравственность, совесть, моральная рефлексия лежат в основе правового устройства общества, способность суждения обеспечивает развитие наук, вкус влияет на развитие искусства.

Способность суждения можно определить как способность человека к мыслительного акта, который выражает его отношение к определенному объекту, когда человек при оценке объекта подключает свои знания, сомнения, опыт, уверенность или веру. Способность суждения лежит в основе моральной рефлексии и формирования вкуса.

Моральная рефлексия - качественная характеристика личности, способной осмыслить и оценить собственные поступки. Моральная рефлексия является характерной чертой высокоразвитой личности, поскольку она является выражением потребности человека в самооценке (в том числе, и в виде самонаказание). Второй составляющей моральной рефлексии (кроме способности суждения) есть совесть: способность личности осуществлять нравственный самоконтроль. Совесть становится решающим личностным качеством, когда человек попадает в ситуацию выбора.

Характеризуя человека, окружающие почти всегда дают оценку ее вкусам: "плохой вкус", "хороший вкус", "безвкусица". Вкус представляет собой способность человека к восприятию и оценке эстетических качеств явлений и предметов и разграничения прекрасного от безобразного.

Формируясь как личность, человек испытывает на себе множество культурных влияний. Это и опыт общечеловеческой культуры, и конкретно-историческое время, в котором она живет, и национальная культурная атмосфера, как ее непосредственное культурное окружение и среда, в которой происходит пробуждение человека к культурной жизни.


9.3. Проблема национального характера

Проблема определения национального характера, расшифровка культурного генофонда народов нарушается Просвещением и продолжает быть актуальной, многоаспектной и нерешенной до сих пор.

Каждый народ имеет систему ценностей, которая определяет и характеризует именно его образ жизни, формирует типичные для представителей данной нации особенности поведения и мышления, которые лежат в основе творчества этого народа.

Понятие "национальный характер" включает в себя и психические особенности, которые отличают представителей данной нации от остального человечества, и особый склад мышления, который "прочитывается" в культуре данного народа. Так, "Фауст" Гете был отражением, с одной стороны, духа эпохи, с другой - немецкого духа.

Существует понятие этнокультурного стереотипа как обобщенного представления о типичные черты, характеризующие какой-либо народ. Это либо автостереотипы (то, что думают люди о своем народе), или гетеростереотипы (то, что люди думают о других народах). Иногда они совпадают, иногда спорят друг с другом. "Английский манерность", "французская галантность", "немецкий мечтательность", "немецкий педантизм", "русское" авось "", "африканский темперамент", "китайские церемонии", "украинский хозяйственность" - все эти и множество других представлений составляют поле этнокультурных стереотипов европейцев, американцев, китайцев, украинский, японцев, русских.


См.. также


Украинская культура


10.1.2. Культурология


Источники

Братский проект Посмотрите культура в Викисловарь, свободном словаре.

Литература

  • Костенко А.Н. Культура и закон - в противодействии злу. - Киев: Атика. - 2008. - 352 с.
  • Теория и история мировой и отечественной культуры. Курс лекций. Киев: Лыбидь, 1993. - 390 с.
  • Украинская и зарубежная культура. Донецк: Восточный издательский дом. - 2001. - 372 с.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам