Культура Бутана

Современная культура Бутана уходит своими корнями в древность. Окруженный Гималаями, Бутан, благодаря своей географической изолированности, был защищен от внешних культурных влияний. Эта малонаселенная страна, граничащая с Индией на юге и Китаем на севере, долго придерживалась политики полной изоляции, как культурной, так и экономической, с целью сохранить свое культурное наследие и независимость. Только в последних десятилетиях XX века иностранцам разрешено было посещать страну, и только в ограниченном количестве. Таким образом Бутан сумел хорошо сохранить многие стороны своей культуры.


1. Религия

Влияние религии ощущается практически во всех сферах жизни бутанского общества. Большинство жителей страны (75%) исповедуют буддизм в разных его проявлениях: тантрический, Друкпа Кагью или Ньингма. Примерно 25% являются индусами. Менее 1% составляют приверженцы других религий.

2. Национальный дресс-код

Все граждане Бутана обязаны соблюдать национального дресс-кода, известного как Дриглам Намжа, пока находятся на публике в светлое время суток. Требования в некоторых округах ( дзонгхагах) является строже, чем в других. Мужчины носят гхо, или тяжелый халат длиной до колен, который Запоясывают поясом. Женщины носят красочные блузки, поверх которых надевают большой прямоугольный кусок ткани, называется Кира. Этаж Кира может носиться короткий шелковый жакет, или тего. Повседневные гхо и Кира делаются из хлопка или шерсти, в зависимости от времени года, и украшаются простыми узорами в виде полос и клеток. В специальных случаях и в праздники могут носиться ярко окрашенные шелковые Кира и, гораздо реже, гхо. Дополнительные ограничения возникают при посещении Дзонг или храма, а также при посещении высокопоставленного чиновника. Мужчины из простых слоев населения носят белый шарф ( кабни), свисающий с левого плеча до правого бедра. Цвет кабни, который носят также и другие представители мужского населения Бутана, вообще зависит от ранга носителя. Женщины же носят раху, или узкие вышитые куски ткани, переброшены через левое плечо. Этот дресс-код встречает некоторое сопротивление со стороны этнических непальцев, живущих вдоль границы с Индией и не желают носить одежду другой культуры.


3. Взаимоотношения мужчин и женщин

Бутанского женщины традиционно имеют больше прав, чем мужчины в ближайших культурах, особенно это касается их права на земельную собственность. Собственность каждого большой семьи бутанцы контролируется "главной матерью", которой в текущих делах помогают другие женщины семьи. Когда "главная мать" становится уже неспособной к управлению собственностью, тогда ее место занимает сестра, дочь или племянница. Эта схема наследования известна в антропологии как матрилинийнисть.

Мужчины и женщины вместе работают на полях, и каждый из них может обладать каким-либо бизнесом. Мужчины принимают полное участие в домашних делах, часто готовят и по традиции проводят и ремонтируют одежду, при этом не занимаясь изготовлением тканей. В городах уже начинает проявляться "западная" модель семейных отношений, с мужем-добытчиком и женой-домохозяйкой. Представители обоих полов могут быть монахами, хотя на практике число монахинь сравнительно невелика.

Браки заключаются по желанию обеих сторон и развод крайне редкое явление. Брачная церемония состоит из обмена белыми шарфами и общего питья из чаши. Браки могут быть официально зарегистрированы, когда пара проживает вместе больше, чем шесть месяцев. Традиционно жених переезжает в дом семьи невесты, однако невесты могут жить с любой из семей в зависимости от того, чье хозяйство больше нуждается работников.


4. Бутанского имена

За исключением королевских семей, бутанского имена не включают фамилию. Вместо этого местным ламой, родителями или дедушкой с бабушкой при рождении ребенка выбирается ему два традиционных благоприятных имени. За первым именем обычно нельзя сказать кто его владелец - мужчина или женщина. В некоторых случаях определению пола носителя может помочь второе его имя.

Так как существует ограниченное количество имен, допустимых для выбора, то у многих людей в Бутане первое и второе имя совпадают. Чтобы решить данную проблему, применяется система неофициальных имен, которые дают понять, откуда тот или иной человек. Когда, например, "Чонг Кинли" из села Чоцом в долине Паро находится вне этой местностью, она называется "Паро Кинли". В долине же Паро она идентифицируется по имени своего села как "Чонг Кинли Чоцом". Удивительно, но многие дети в одном небольшом селе могут иметь абсолютно одинаковые имена, являющиеся следствием действий местного ламы. В таком случае человек будет уже определяться по названию дома, где она родилась.


5. Религиозные фестивали

Раз в год дзонг или большое село могут провести религиозный фестиваль, или Цечу. Крестьяне из всего прилегающего округа приходят на несколько дней для религиозных празднований и приношения даров ламе или монастырю. Центральным событием обычно танцы в религиозных масках, или чам, проводимых на большой площади. Каждый из этих танцев занимает до нескольких часов, а на выполнение всей танцевальной программы уходит от двух до четырех дней. Выполнение таких танцев как бы благословляет жителей, а также помогает передавать принципы тантрического буддизма сельскому населению. Эта традиция восходит прямо к Шабдрунг Нгаванг Намгьял и остается неизменной с середины XVII века.

Перед наступлением последнего дня фестиваля Цечу, огромный гобелен, или тондрел, разворачивается во дворе Дзонг на несколько часов. По верованиям, простой взгляд на него может принести духовное освобождение. Тондрел сворачивают уже перед самым утром.


6. Монашество

В Бутане будущие монахи обычно попадают в монастыре уже в возрасте от шести до девяти лет и сразу берутся под контроль главой данного учреждения. Они учатся читать на чхокей, языке древних священных текстов, а также на дзонг-ке и английском. Со временем они должны будут выбрать один из двух возможных путей: изучать теологию и буддийскую теорию или выбрать распространенный вариант, а именно стать знатоком ритуалов и различных буддийских практик.

Повседневная жизнь монахов очень строгим, особенно если они находятся в одном из монастырей, расположенных высоко в горах. В таких монастырях еда очень скудная и должна постоянно пополняться самими монахами или их посетителями. Монахи обычно не имеют одежды, пригодного для зимних условий, а монастыри не отапливаются. Во многом из-за такие трудности и невзгоды монастырской жизни монахи высоко почитаются в обществе, иметь сына или брата, ведущего монашеский образ жизни, считается очень хорошей кармой для всей семьи.

Духовное совершенствование монаха продолжается всю его жизнь. В дополнение к своей общественной роли священника он может несколько раз уйти в отшельники. Длительность периода отшельничества - три года, три месяца, три недели и три дня. За это время монах периодически навещает своего духовного наставника, который проверяет своего ученика на предмет дальнейшего его развития в подтверждение того, что время отшельничества не было потрачено зря.

Каждый монастырь возглавляется настоятелем, в основном ламой, хотя титулы могут и отличаться. Важнейший монах это главный настоятель Бутана, чьим титулом является Дже Кхемпо. Теоретически он по своему статусу равен королю.

Центральный монашеский орган - это собрание 600 или около того монахов, которые занимаются важными религиозными делами страны. Летом они собираются в Тхимпху, а зимой они переходят в дзонг Пунакха, уважаемый дзонг в Бутане, где тело Шабдрунг Нгаванг Намгьял хранится под охраной с конца XVII века.


7. Праздники

В Бутане широко отмечается праздник День Благословенного дождя.

8. Радио, телевидение, интернет и кино

В начале 1960-х лет третьего король Бутана начал постепенный процесс внедрения современных технологий в своей стране. Первая радиостанция вещала по тридцать минут по воскресеньям, начиная с 1973 года. Первое телевещание началось в 1999 году, хотя несколько обеспеченных семей уже купили на тот момент спутниковые тарелки. Интернет был проведен в 2000 году.

В 2002 году был выпущен первый в Бутане полнометражный фильм, вышедший под названием "Маги и странники". Автором сценария и режиссером фильма выступил Кхьенце Норбу, уважаемый лама и глава несектантського рода Кхьенце.