Надо Знать

добавить знаний



Культура Древнего Рима


Vexilloid of the Roman Empire.svg

План:


Введение

Культура Древнего Рима - второй этап античной культуры. Влияние культуры Древней Греции в Рим не подлежит сомнению. Древнегреческий историк, автор фундаментальной 40-томной "Всеобщей истории" Полибий, который прожил в Риме 16 лет, подчеркнул одну из особенностей древнеримской культуры: "Римляне, оказывается, могут лучше всякий другой народ изменить свои привычки и перенять полезное". Но в то же время римская культура не копировала греческую, она развивала, усугубляла достигнуто, а также привносила свои национальные черты - практицизм, дисциплинированность, соблюдение строгой системы. Самые завоеватели древности - римляне, подчиняя разные народы, впитывали их культурные достижения, но при этом сохраняли и свои "домашние" обычаи. Динамизм римской культуры - такая же существенная ее особенность, как и традиционализм. Взаимодействие этих двух начал обусловила и ее жизнеспособность, и огромную роль для дальнейшей культурной истории Европы, особенно Западной.


1. Периодизация

Периоды в развитии древнеримской культуры очень четко соответствуют трем основным этапам в политической истории: царскому, периода республики и периода империи.

Традиционно начинают отсчет истории Древнего Рима с VIII век до н.е., от легендарной даты основания Рима Ромулом и Ремом в 753 г. до н. н.э. К VI в. до н. н.э. Рим представлял собой полис во главе с царями. Большой культурное влияние оказывали на римлян соседние народы, особенно загадочные этруски (неясное происхождение этого народа, ибо остается непонятным его письменность). У них римляне заимствовали большинство букв своего алфавита, приемы строительства, некоторые обряды (например, гладиаторские бои). Символ Рима - бронзовая статуя волчицы - выполненная этрусским мастером. Этрусским была последняя из царских династий.

После изгнания царя власть переходит к народному собранию, которые выбирали сенат и двух консулов ​​. В период республики (VI-I вв. До н. Н.э.) Рим покорил всю Италию, победил Карфаген и завоевал Грецию. Греки становятся учителями своих завоевателей, греческое влияние на римскую культуру доминирует: изучается греческая философия, литература, знания греческого языка становится обязательным для образованного человека, копируются греческие скульптуры.

Внутренний кризис республиканского строя, преобразование армии на профессиональную, изменение роли военачальников вызывают гражданские войны. Гай Юлий Цезарь провозгласил себя императором. После убийства Цезаря и ожесточенной борьбы к власти пришел его племянник Октавиан Август. Его правление начинает период империи (I в. До н. Н.э. - V в. Н.э.). Накопленный культурный потенциал, политическая стабильность, огромные материальные богатства обуславливают подъем римской культуры. Завоеванные восточные народы также делают свой вклад в культуру Рима, особенно их влияние ощущается в религиозной сфере. Рим долго не знает военных неудач, но внутренние противоречия ослабляют его, в конце IV в. н. е. происходит разделение Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Рим был разрушен варварами, и это событие считают концом истории Древнего Рима и древней истории вообще.


2. Религия

Религия римлян древнейшего времени основывалась главным образом на представлении о внутренних силах, свойственные отдельным предметам и людям, на вере в духов - охранников и заместителей мест, действий, состояний. К ним относились гении (хорошие духи, которые охраняли человека в течение его жизни), пенаты (охранники и заместители родного дома, а затем - всего римского народа, отсюда берет свое начало известное выражение - "вернуться к родным пенатам", т.е. вернуться на родину, домой). Верили и в божества гор, источников, лесов. Эти духи и божества были сначала безличные и бесполые, нередко именовались и в мужском, и в женском роде ( Янус и Яна, Фавн и Фавна). Этим божествам приносились жертвы, им посвящались религиозные церемонии. Огромное значение уделялось разного рода гаданием (за летом птиц, по внутренностям животных и т.п.).

Под влиянием итальянских племен появились бог Сатурн, верховный бог Юпитер, Юнона и Минерва. В плебеев (ниже слой граждан) была своя троица божеств: Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградарей) и Либера. Общеитальянский богами стали Марс (бог войны), Диана (богиня Луны), Фортуна (богиня счастья, успеха), Венера (богиня весны и садов, потом - любви и красоты). Некоторые боги почитались главным образом людьми одного состояния или профессии (торговцы уважали Меркурия, ремесленники - Минерва). В римлян не сложилась собственная развитая мифология. С усилением греческого влияния состоялось определенное сближение римских богов с греческими и заимствование греческой мифологии ( Зевс - Юпитер, Гера - Юнона, Афина - Минерва, Асклепий - Эскулап т.д.). Проникали в Рим и восточные культы - Исиды, Осириса, Кибелы, умирающего и воскресающего бога Митры.

Характерной чертой мировоззрения древних римлян была мифологизация истории. Если о богах практически не было сюжетных рассказов, то об основании Рима рассказывал миф о братьях Ромула и Рема, которые сначала чудом остались живыми после заговора против их отца и потом были вскормлены волчицей. Начиная с древнейших времен передавались рассказы о военной доблести и патриотизме римлян. Одна из них - о Гая Муция, прозванного Сцевола (левша). Во время осады Рима этрусками он пробрался во вражеский лагерь и попытался убить царя, но был схвачен. Чтобы показать врагу стойкость духа римлян, Гай Муций сам положил правую руку на огонь светильника и сжег ее, не произнося ни звука. Ошеломленные этруски отпустили Муция и сняли осаду. Позже в честь военных побед Рима устраивали грандиозные триумфы, а полководцы становились объектом культа. Римский народ считал себя избранным, а свое государство - одной из высших ценностей. На этапе империи сформировался культ императора как живого бога.


2.1. Возникновение христианства

Подробнее в статье Христианство

По мере нарастания общего кризиса Римской империи наступает и кризис традиционной религии. Вследствие сложного синтеза восточных религий и культов, прежде иудаизма, платоновской и эллинистической философии (в частности стоицизма) и социальных утопий возникает новая религия - христианство. С иудаизма - монотеистической национальной религии еврейского народа - в христианство пришла та часть Библии, которая называется Ветхим Заветом - сборник древних священных текстов. Он складывался на протяжении I тысячелетия до н. н.э. и содержит изложение мифологических систем и сюжетов, исторические предания, религиозную публицистику и притчи, философско-моралистические произведения и любовную лирику, образцы религиозной мистики.

Что составляет содержание новой религии - христианства? Если пытаться сказать кратко, то это вера в то, что две тысячи лет назад Иисус родился от Девы Марии и Святого Духа, был сыном божьим, проповедовал, страдал и умер на кресте для прощения грехов человеческих. Священной книгой христиан стала Библия, в которую вошли Старый Завет и Новый Завет. Новый Завет содержит: 4 Евангелие (в переводе с греческого "евангелие" - благая, добрая весть) - от Матфея, от Марка, от Луки и Иоанна, в которых описано земной жизни Иисуса Христа Деяния святых Апостолов (учеников Христа) Соборные послания святых Апостолов; Послание Апостола Павла и Откровения Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Опыт, воплощенный и зафиксированный в Библии, обогатил народную мудрость, повлиял на развитие литературы, изобразительного искусства, философской мысли.

Современная историческая наука исходит из того, что евангельские рассказы об Иисусе имеют под собой несомненное историческое основание. Большинство историков сходятся во мнении, что Иисус (который родился в 4 г. до н. Н.э.) был реальным подвижником и проповедником, который жил в Иудеи и героически принял мученическую смерть за веру и истину. Историческими (т.е. такими, которые реально существовали) личностями считается и большинство апостолов - ближайших учеников Христа ( Петр, Андрей, Иван, Павел и проч.). Следуя примеру своего Учителя, Апостолы не должны были обладать имуществом, им нельзя было оставаться на одном месте дольше одного-двух дней и брать с собой в дорогу что-нибудь, кроме хлеба.

Христос проповедовал две "наибольших заповеди в законе", в которых сосредоточен весь дух и значение истинной веры. Первая из них: "... возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим ...", вторая же: "возлюби ближнего твоего как самого себя на сих двух заповедях утверждается весь закон ..." (Евангелие от Матфея . 22.37; 39-40).

Лучшая в раннем христианстве идея равенства людей перед Богом была своеобразной формой протеста завоеванных и угнетенных. Новая религия, которая сначала распространилась среди низших слоев общества в восточных провинциях, испытывала сурового преследования. Первые упоминания о христианах в римских источниках относятся ко времени правления императора Нерона (I в. н. н.э.), когда их обвинили в поджоге Рима и устроили массовую казнь. Постепенно христианство завоевывает все больше поклонников, а верхушка церковнослужителей вступает в союз с властью. Император Константин I в начале IV век н. е. признал христианство равноправной религией, а в конце IV в. император Феодосий I запретил все языческие обряды, т.е. христианство превратилось в государственной религии.


3. Система воспитания и образования

Особую роль у римлян играло семейное воспитание. Дети воспитывались в духе уважения к верованиям и обычаям предков, беспрекословного подчинения родительской власти. Настоящий гражданин у римлян - это послушный сын и дисциплинирован воин. Древнее законодательство предусматривало строгое наказание за нарушение родительской воли, в этом же направлении действовала государственная религия с ее обожествлением гражданской и военной добродетели. В V в. до н. н.э. появились элементарные (в переводе с латыни - основные) школы, где учились главным образом дети свободных граждан. Предметы - латинский и греческий языки, письмо, чтение и счет. Позднее среди знатных и богатых семей получила распространение домашнее образование. Во II в. до н. н.э. возникли грамматические и риторские школы, которые также были доступны только для детей богатых римлян. Риторские школы были своеобразными высшими учебными заведениями ( ораторское искусство, право, философия, поэзия). Постепенно юристы-учителя создали достаточно устойчивые группы, которые получили название "кафедры". По такому же принципу оформляются кафедры риторики и философии, медицины и архитектуры. Несколько высших школ возникает в II ст. н. е. ( Рим, Афины). Студенты, которые приезжали получать образование из разных частей Римского государства, объединялись в землячества - "хоры".

В период республики обучение было частным, и государство в него не вмешивалась. Однако во времена империи государство начало контролировать систему образования. Учителя превратились на оплачиваемых государственных служащих. Согласно размеров каждого города устанавливалась количество риторов и грамматиков. Учителя пользовались рядом привилегий, а в IV в. н. е. все кандидатуры преподавателей подлежали утверждению императором. Такая система имела и положительные, и отрицательные последствия.


4. Наука

Римляне сумели освоить и переработать накопленный наукой разных стран потенциал и, развивая его, достичь значительных результатов, особенно в тех областях знаний, где возможное практическое применение научных достижений.

На римской философии сильно сказывалось греческое влияние, тут не сложилось ни одного оригинального направления. Известность получили прежде всего морально-этические учения. Почти официальной доктриной римской державы стал стоицизм, который видел цель философии в том, чтобы указать путь к счастью. Выдающимся представителем этого направления был Сенека. Он играл заметную политическую роль при императоре Нероне, но закончилась его карьера трагически. Заподозрив участие Сенеки в заговоре, Нерон заставил философа покончить самоубийством. Сенека прежде разрабатывал проблемы практической морали : преодоление страха смерти, важность сдержанности, этическое равенство людей, существование судьбы. Философская разработка такого круга идей позволяет считать учение Сенеки одним из источников христианской этики.

Заметным вкладом римской науки было создание целого ряда энциклопедических работ, которые систематизировали знания, накопленные в разных сферах. Так, основные идеи античной материалистической мысли о атомы, о смертности души, независимость природы от свободы богов излагает Тит Лукреций Кар в научно-просветительской поэме "О природе вещей". Он, в частности, формулирует фундаментальные идеи связи движения и времени, сохранение вещества ("из ничего ничто возникнуть не может и в полное ничто вернуться"), бесконечность мира ("Вселенной действительно в одном направлении ни граница не замыкает ... Признать должен то, что не имеет конца, в какую сторону бы не распространялся, вселенная") .

Классическая работа по географии принадлежит Страбону, который собрал в своей "Географии" все существующие сведения о странах и народах - от Великобритании в Индии. Птолемей, обобщая астрономические наблюдения, разработал геоцентрическую модель мира, согласно которой вокруг Земли, которая имеет форму шара, вращаются Солнце и другие планеты. Эта модель оставалась господствующей в Нового времени. Главной фигурой античной медицины и неопровержимым авторитетом в течение последующего тысячелетия был Гален, изучавший нервную систему, спинной мозг. Галену принадлежит первая в истории науки концепция кровообращения.

Учитывая особое отношение римлян к своему государству поняла исключительная роль исторической науки в Древнем Риме. Историками часто становились люди, занимавшие высокое общественное положение и принимали активное участие в политической жизни. Исторические произведения принадлежат Юлию Цезарю ("Записки о галльской войне"). Близким к Октавиана Августа был Тит Ливий, произведения которого являются почти единственным источником для изучения ранних периодов в истории Рима. Тацит нарисовал картину римской истории времен империи, уделив значительное место варварским племенам, которые нападали на Рим, вспомнив среди других и венедов (одно из названий славянских племен в старину). Одним из самых популярных историков мира остается Плутарх, который избрал жанр исторического портрета. Его произведения и сейчас издаются большими тиражами, читаются. В "Сравнительных жизнеописаниях" он отыскивает параллели в греческой и римской истории через рассмотрение биографий прославленных людей.

Исключительно значимым и оригинальным вкладом Древнего Рима в мировую научную традицию является создание юриспруденции. Римское право обязательно входит в учебный курс всех современных высших учебных заведений, которые готовят юристов. Первые законы были письменно оформлены во времена борьбы плебеев с патрициями в ранней республике и воплотили победу равенства политических прав всех граждан Рима. В результате появились так называемые "Законы Двенадцати таблиц", которые заложили основы римского законодательства. Важный вклад в развитие юриспруденции сделал Марк Туллий Цицерон - выдающийся оратор, автор трудов по философии государства, последовательный сторонник демократического правления. После убийства Цезаря он пытался воспроизвести республику, но тщетно.

В Риме действовала четкая судебная система. Во времена поздней республики и империи, когда в законы часто вносились изменения, возникла необходимость информировать граждан о законах, которые принимались. За Юлия Цезаря на центральную площадь выставляли гипсовую доску с сообщениями о военных победах и правительственные акты и решения - "Ежедневные сведения римского народа" (своеобразный прообраз газет). Копии рассылались по государству во все провинции.


5. Литературная традиция

Совершенно особая роль принадлежит в мировой культурной традиции латинском языке. Масштабы римских завоеваний превратили ее в язык межнационального общения для всех покоренных народов - от Испании в Междуречье. На основе так называемой "народной латыни" возникло много современных европейских языков: итальянский, испанский, французский, английский. В дальнейшем латынь долго оставалась в Европе языком литературы и науки, а в медицине не потеряла эту роль и сегодня. Латинской ведется католическое богослужения.

Особенность развития латыни заключается в том, что долгое время речь эта совершенствовалась не в художественном творчестве, а прежде всего в политической сфере: в выступлениях ораторов в сенате и на судебных процессах, в законотворчестве, в политической публицистике. О образность языка свидетельствует множество афоризмов, которые живы и сейчас: "Карфаген должен быть разрушен" ( лат. Carthaginem esse delendam - Катон), "Пришел, увидел, победил" ( лат. Veni vidi vici - Юлий Цезарь), "Пока, Катилина, ты будешь испытывать наше терпение?" ( Цицерон) и многие другие. Цицерон, который считал себя прежде всего политиком, по сути был творцом латинской художественной прозы. Образцовым стал стиль его речей, писем, философских произведений. Своеобразное продолжение этой традиции мы видим уже в художественной литературе : именно в Древнем Риме впервые появляется прозаический роман. Самым популярным был сатирический роман "Метаморфозы, или Золотой осел" Апулея.

Поэзия Древнего Рима не имела собственной национальной традиции. Она начинает активно развиваться только под влиянием греческой литературы, в конце республиканского периода. Переломную роль сыграло творчество Катулла. Ее главная тема - не Римское государство, не римский народ, а личные переживания, чувства и мысли. Он создает цикл лирических стихотворений, большинство из которых передает драматические изломы отношений с женщиной, выведенной под поэтическим псевдонимом Лесбия. В отличие от эпических поэм, при чтении его стихов практически не ощущаешь временной дистанции.

Время правления Октавиана Августа часто называют "золотым веком" римской литературы. Современниками были три больших римских поэты - Вергилий, Гораций и Овидий. Самым знаменитым произведением римской литературы стала поэма Вергилия " Энеида" . Вергилий с блеском решил очень трудную творческую задачу. Дело в том, что "Энеида" - это литературный эпос, т.е. она не имеет народной устной основы, полностью созданная поэтом. К тому же поэма сразу стала частью римской государственной идеологии - поэт писал на политический заказ императора. Коротко содержание поэмы такой. Эней - сын царя Анхиза и богини Венеры, один из защитников Трое, после ее падения отправляется в плавание на корабли, долго скитается и наконец, исполняя волю богов, прибывает в Италию и становится родоначальником римского народа. От него же ведется и родословная Юлиев, к которым принадлежал Октавиан Август. Непревзойденным считается владение Вергилием выразительными средствами языка. Брюсов писал, что "для поэта чтения? Энеиды ?в оригинале есть сплошным рядом удивлений ... перед властью человека над стихией слов". Существует множество переводов поэмы на современные языки. Можно вспомнить, что начало формирования современного украинского литературного языка положила авторизованная "Энеида" Ивана Котляревского.

Лирическими поэтами были Гораций и Овидий. Творчество Горация пронизано пониманием роли поэта в обществе. Особенно четко эти мысли прозвучали в оде "Памятник". К этому сюжету Горация обращался А. С. Пушкин ("Я памятник себе воздвиг нерукотворный ..."), другие.

Трудно сложилась судьба Овидия. Его сборник "Искусство любви" принес ему огромную популярность и обвинения в безнравственности. Затем он обратился к классическим сюжетам - "Метаморфозы" ("Превращение") - поэтическая переработка мифов, в сюжете которых присутствуют замечательные преобразования. По не совсем понятным, вероятно политических, причин Овидия было сослано в Причерноморья, откуда он писал пронизанные тоской "Письма с Понта" (греческое название Черного моря - Понт Эвксинский).

Во времена императоров из династии Флавиев и Антонинов древнеримская поэзия развивалась в направлении символизма, формируется новая латинская литература. Представителями ее были Тит Анниан, Публий Помпоний Секунд, Понтика.

В римские времена появилось много новинок в книжном деле. Кроме папируса, распространился изобретенный в малоазийском городе Пергаме материал для письма - особым образом обработанная кожа - пергамент. Кроме книг - свитков появились книги-кодексы, которые от современных книг отличались только способом скрепления листов. Библиотеки как хранилища документов, книг существовали уже давно, а вот библиотеки для общественного пользования возникли именно в Риме. Интересно, что в этих библиотеках были предусмотрены довольно изолированные места для работы, поскольку в те времена люди читали исключительно вслух.


6. Искусство

6.1. Архитектура

6.1.1. Общественная архитектура

Для практических римлян искусство было одним из средств разумной организации жизни, отсюда - ведущее место архитектуры. В архитектуре римляне объединили этрусском и греческий традиции, восточные элементы. Римляне разнообразили строительные материалы : использовали очень крепкий соединительный известковый раствор, изобрели бетон. Римские архитекторы и строители совершенстве освоили и очень широко использовали арочную конструкцию, ее развитием стали своды и купол.

Центрами политической и культурной жизни в городах были форумы (буквальное значение - рыночная площадь). Здесь на ранних этапах проводились Собрание, возводились главные храмы и другие общественные здания (большинство из них представляли собой базилики - прямоугольные в плане, распределенные поперечными стенами на несколько залов, в переводе - "царский дом"). Всех превосходил уже в республиканскую эпоху, конечно же, римский форум. Юлий Цезарь положил начало традиции строительства форумов каждым новым императором ( Форум Августа, форум Траяна). Частью форумов были мемориальные сооружения, которые прославляли победы римского оружия, выдающихся полководцев, а затем императоров: триумфальные арки и колонны (знаменитая - колонна Траяна).

В Древнем Риме создается ряд абсолютно новых типов сооружений. Это прежде амфитеатры. Наибольший - амфитеатр Флавиев или Колизей (I в. н. н.э.). Места для 50 тысяч зрителей опирались на конструкцию, фасад которого имеет вид трехъярусной аркады. Арена в форме эллипса была обеспечена сложной системой подземных технических помещений. Важной частью римского образа жизни были термы, которые служили не только банями, но и культурными центрами, местами встреч, отдыха. В эпоху империи термы стали огромными сооружениями с внутренним убранством, которые не уступали дворцам. Кроме помещений с холодными и горячими бассейнами, они включали залы для отдыха, для физических упражнений, а иногда и библиотеки. В бедных городских районах впервые появляются многоэтажные жилые дома - инсулы.



6.1.2. Культовая архитектура

Как и ранее важным было культовое строительство. В отличие от греков, римляне вмещали колоннаду чаще всего только перед фронтальной стороной храма. Часто строили круглые в плане храмы - ротонды (от латинского - круглая). Они разработали свои варианты дорийского, ионийского и коринфского ордеров, причем в их использовании не было такой строгости, как у греков. По мере роста могущества Рима храмы, сначала довольно скромные, становились все богаче и прекраснее.

Своего наивысшего воплощения архитектурная и инженерная мысль Древнего Рима получила в Пантеоне - храме всех богов, построенном во II в. н. е., вероятно, Аполлодором Дамасским. Храм представляет собой ротонду, вход в которую украшен портиком. Купол этого храма, отлитый из бетона, в диаметре превышает 40 м (по размерам он оставался в Европе непревзойденным до XIX в.) Люди древности воспринимали купол как символ неба - воплощение верховного бога Юпитера. В связи с этим особую роль играл единственное отверстие, находится в высшей точке купола. Столб света, который проникал через него, становился центром композиции. Периметр храма и его высота практически одинаковые, такие пропорции "увеличивают" помещение. В нишах вокруг зала в древности стояли статуи богов. Очень богатыми является внутренняя отделка различными сортами мрамора, которое полностью сохранилось до наших дней. Впервые в мировой архитектуре в этом храме главная роль отведена не внешнему виду, а созданию особой внутренней атмосферы.

Известными архитекторами поздней эпохи Римской империи были Анфемий Траллський, Исидор Милетский Старший, Исидор Милетский Младший.


6.1.3. Римские дороги

Прославили римлян и их технические сооружения. Сеть замечательных мощенных камнями дорог соединяла все части огромного государства. Древнейшая Аппиева дорога, которая вела в Рим, служит и сейчас. Римляне заимствовали на Востоке и довели до совершенства арочную конструкцию мостов. Города обязательно оснащались сложной системой водоснабжения. Символом могущества и богатства Рима была проточная вода, которая струилась в римских уличных фонтанах. Водопроводы были как подземными, так и наземными. В наземных водопроводах - акведукам - керамические трубы клали на высокую аркаду. Для грязной воды строились подземные каналы.


6.2. Изобразительное искусство

Свои особенности имело изобразительное искусство. Если греческая скульптура прославилась прежде обобщенными образами, которые воплощали человеческую красоту, то в Риме значительного развития приобрел жанр психологической скульптурного портрета. Его источниками были: особый культ семьи (латынью - "фамилии"), предков у римлян, с одной стороны, а с другой - новое восприятие личности, ее роли в истории. Искусство "оживило" историю, оставив портретную галерею ее главных действующих лиц: Помпея Великого, Юлия Цезаря, Цицерона, Октавиана и других.

Фресковое живопись и мозаика - реалистические, с богатой цветовой гаммой, с передачей объема и глубины пространства - стали известны после раскопок городов Помпеи и Геракуланума, уничтоженных во время извержения вулкана Везувий в 79 г. н. е. Эта трагедия, которая принесла гибель людям, сохранила жизнь произведениям искусства. Раскопки здесь начали в XVIII в., они продолжаются и сейчас. О живописные портреты узнали после археологических находок в Фаюмском оазисе в Египте, где сложился похоронный обряд, объединивший восточные и западные традиции. На досках (иногда - тканях) на восковой основе были написаны портреты умерших, которые поражают изяществом, а также точностью передачи не только внешности, но и внутреннего мира человека.


6.3. Театральное искусство

Возникновение театрального искусства в Риме связано с праздниками сбора урожая. Самобытным римским театральным жанром были мимы - бытовые комические сценки, которые включали диалоги, пение, музыку и танцы (своеобразный прообраз современной оперетты). Позже стали относиться комедии и трагедии по греческому образцу. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов. Они занимали, как правило, низкое общественное положение. В Риме впервые возникают профессиональные актерские труппы и камерные (для небольшого количества зрителей) театральные представления.

Большой популярностью в Риме, особенно в период упадка, пользовались цирковые представления, гладиаторские бои, что свидетельствовало о деградации театральной культуры.


См.. также

Источники

Curly Brackets.svg
Эту статью необходимо отформатировать, используя язык разметки Вики.
Вы можете помочь проекту, исправив

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам