Культура Молдовы

Культура Молдовы - культура Молдавского княжества, позже Бессарабии и Запрутский Молдовы, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно связана с народами, населяющими Молдавию (в первую очередь - с молдавским народом), с молдавском языке и других языках Молдовы, находится во взаимодействии с культурами Румынии, Украина и России, а также других соседних с Молдовой стран.


1. История

Развитие культуры Молдавии тесно связан с историей страны. На нее повлияло румынские корни, что эпохе II века нашей эры, период Римской колонизации Дакии. Вследствие этого большинство населения Молдовы, молдаване, имеют общую этническую принадлежность с румынами. Становления собственно молдавской культуры произошло в средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским и древнерусским населением, а также соседства и владычества Османской империи. Течение XIX века территория современной Молдавии была освобождена от османского и включена в Бессарабскую губернию, что наложило свой ​​отпечаток на культуру. После Октябрьской революции Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего время развитие культуры в них складывался по-разному. В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия "Молдова-фильм", развивалась наука и т. д. Развал СССР и обретения независимости привели к выходу на первый план национальных мотивов в современной культуре Молдовы.


1.1. Средние века

В течение многих столетий после ухода римлян в 271 году нашей эры, население сегодняшней Молдовы не обладало собственной государственностью, находилось под влиянием Византийской империи и соседних славянских, а также венгерских народов, а позже и под длительным турецким игом.

Церковь Св. Теодора Тирона (Чуфля), Кишинев, Молдова, 1858

Местное население начало идентифицировать себя под названием "Молдова" до четырнадцатого столетия, но продолжило поддерживать близкие культурные связи с другими Дунайских княжеств. Одним из древних источников, удостоверяющих появление этнонима "Молдаванин", является пасторальная баллада "Миорица". Другим примером молдавской средневековой творчества является "легенда об основании Молдавского княжества". Были распространены дойны, Колинда, уретуры, сноавы, многие из которых сохранилось и до наших дней. Большинство населения средневековой Молдовы исповедовали православие, что обусловило культурные связи с другими православными народами, которые проживали на территории современной Украина. Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, Польский же историография оказала влияние на официальное летописание, что осуществлялось под патронатом молдавских хозяев.

Церковь монастыря "Хинку"

Поскольку развитие культуры проходил в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшая отражение в фольклоре и в обустройстве быта. Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдовы проходило в два этапа. В первый, доосманський период (XIV - первая половина XVI в.) В культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкой централизованной и независимого государства. Период империи характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретения независимости.

С средневековых молдавских летописцев известные Григоре Уреки, Мирон Костин и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине XVII столетия при хозяине Василии Лупу с участием митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киев и Львова, откуда было завезено оборудование для книгопечатания и бумага.


1.2. XIX века

Михай Эминеску, национальный румынский и молдавский поэт

Начиная с девятнадцатого века, начинается офранцуження румынской литературы и искусства, обогатило культуру и приблизило ее к общеевропейской. Такой процесс проходил и в Запрутский Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он происходил значительно медленнее.

После присоединения Бессарабии к России связь с Запрутский Молдовой, оставшейся под владычеством Османской не был полностью прерван. Например, это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алику Руссо, Михай Когелничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. Молдавском языке были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

В течение 1812 - 1917 лет, когда Бессарабия находилась под влиянием российского административного управления, молдавский культура взяла многое из русской культуры. Если 1812 года в Бессарабии не была распространена светское образование, то после 1812 года начала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 года в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учащихся. Несмотря на широкую сеть учебных заведений, письменность в крае оставалась на достаточно низком уровне. К 1897 года насчитывалось только 15,6% грамотных (22% мужчин и 8,83% женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы "российско-молдавский букварь" ( 1814), "Краткая Российская грамматика с переводом на молдавском языке" ( 1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Эминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.


1.3. Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование была реорганизована на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросла с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году. К середине 1930 -х годов наблюдался рост количества профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 по румынским переписи неграмотными оставались более 72% населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02%), выше - 10,8 тыс. (0,3%). [1]


1.4. Молдавская АССР

Развитие культуры в левобережных регионах Молдовы, где была образована Молдавская АССР был достаточно противоречивым. На него влияла как борьба между румунизаторамы и патриотами, так и классовая идеология. Значительных успехов достигла народное образование. Грамотность увеличилась с менее 20% до революции до 36,9% в 1926 года. В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательно семилетнее образование. Была основана система профессионального образования, заложены основы науки, учреждались высшие учебные заведения. Были открыты Тираспольский институт народного образования ( 1930), Тираспольский плодоовощной институт ( 1932), Балтский учительский институт ( 1939).

Из негативных тенденций межвоенного периода следует отметить закрытие церквей, что сопровождалось уничтожением или потерей многих церковных документов. Была распространена критика буржуазного национализма, проводились преследования части писателей, ученых и деятелей культуры, объявленных буржуазными.


1.5. Молдавская ССР

Хотя Советская власть развивала образование, она также делала все, чтобы разорвать культурные связи региона с Румынией. Много этнически румынских интеллектуалов или эмигрировали, или были убиты [2], или сосланы во время или после Немецко-советской войны, безусловно привело к ухудшению культурной ситуации в Молдове. Чтобы восполнить потери, советская власть развивала городские, культурные и научные центры и учреждения, которые были впоследствии заполнены российскими и другими не-румынскими этническими группами.

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение общей бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 года в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70% из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940-41 гг более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей выросла за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперную студию. В 1940 году было выдано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Получалось 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры был прерван Немецко-советской войной, однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Именно во времена МССР началось становление кинематографа в Молдове. Была создана киностудия "Молдова-фильм", выпускавшей несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдовы. Была создана азбука на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги: "Легенданин изи" (Следует легенд 1974), "Узун керван" (Длинный караван 1985), "Жанавар йортулары" (Святая волка 1990) и многие другие.


1.6. Музыка

В 1940 году в Кишиневе были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла "Дойна", а также группа эстрадных артистов. Осенью того же года была проведена первая олимпиада художественной самодеятельности. В 1940 году был организован джазовый оркестр под руководством Шико Аранова в годы Немецко-советской войны выступал в воинских частях и госпиталях. На годы войны пришелся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Нягы. В 1942 году он написал симфоническую сюиту "Молдавия", в 1943-44 гг - "Дойна" для колоратурного сопрано в сопровождении фортепиано и концерт для скрипки и симфонического оркестра, в 1943 - "Поэму о Днестре", посвященную борьбе молдавского народа против захватчиков. Ему же принадлежат хоровые произведения на стихи Емелиана Букова "Хора победы" и "Несем на знаменах победу". В жанре патриотической песни работали Д. Г. Гершфельд, С. Б. Шапиро и другие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Штефан Няга создает кантаты "Штефан Великий" (1945), "Бессарабке" (1947), "Юбилейная" (1949), ораторию "Песнь возрождения" (1951). Евгений Кока создает струнные квартеты, симфоническую поэму "Кодры" (1948), ораторию "Песнь о Котовском" (1950), композицию "Новая Дойна" для голоса с оркестром народных инструментов. Приобретают популярность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобеля, В. Р. Загорский, В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковый, Т. В. Кирияк.

В жанре инструментального концерта работают Д. Р. Гершфельд, Д. Р. Федов, А. Б. Муляр, С. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Не обойдены стороной жанры оперы и балета. Популярность приобрела молдавский историко-легендарная опера "Грозован" ( 1956) Давида Гершфельда на либретто В. А. Руссо. Опера Гершфельда "Аурелия" (1958) посвящена защитникам родины в Великой Отечественной войне. Опера А. Г. торчу "Сердце Доминики" ( 1960) повествует о борьбе подпольщиков Бессарабии за воссоединение с Советским Союзом. Е. Л. Лазарев создает оперы "Клоп" (1963) по пьесе Владимира Маяковского, "Революцией призванный" (1970), "Дракон" (1976) по сказке Евгения Шварца, радиооперу "Голуби в косую линейку" (1976). Признание публики получают балеты "Рассвет" В. Г. Загорского (1959), "Сломанный меч" (1959), "Призраки" (1959), "Антоний и Клеопатра" (1965), "Арабески" (1970) Е. Л. Лазарева, "Радда" Д. Г. Гершфельда (1975), "Перекресток" В. Г. Загорского (1974).

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В 1963 году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальные училища, более 50 детских музыкальных школ, средней специальной музыкальной школы-интерната.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца "Жок", оркестр молдавских народных инструментов "Флуераш", ансамбль "Кодру", группы "норок", "Контемпоранул", "Оризонт", "Плай".


2. Современная Молдавия

2.1. Исторический очерк

Развал СССР и обретения независимости сопровождались объявлением румынского языка как единственного официального, переводом письменности на латинскую основу, введением курса "Истории румын" в школьную программу и другими подобными преобразованиями, частично послужили причиной приднестровского конфликта. В 1992 году был опубликован декрет президента, согласно которому в 1994 году предусматривалось проведение экзамена на знание государственного языка для госслужащих, причем экзаменаторам предоставлялось право решать вопрос об освобождении любого работника. Позже парламент Молдовы отложил языковую аттестацию. В 1994 году была принята новая конституция, согласно которой официальным языком страны объявлялась молдавский, а гражданам предоставлялось право выбирать язык обучения детей.

Пусть - продольная многоствольная флейта, национальный музыкальный инструмент Молдовы

2.2. Строительство церквей

Конец XX - начало XXI века характеризуется массовым восстановлением храмов, соборов, церквей и монастырей: Каларашовський монастырь, Каприянський, Хинку, Кафедральный собор Кишинева и многие другие. Одновременно с приходом к власти были восстановлены и снесены ранее памятники Ленину в ряде населенных пунктов страны, реставрируется и мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

Большой наиболее

2.3. Кинематограф

После распада СССР из-за недостатка средств деятельность киностудии "Молдова-фильм" резко сократилось. Новые фильмы после 1991 года практически не выпускаются. Если и выпускаются, то обычно это малометражные короткие фильмы.

2.4. Музыка

Молдавская музыка имеет глубокие национальные традиции. Для нее характерно использование таких народных музыкальных инструментов как наиболее, флуер и др.. В последние десятилетия получают развитие современные музыкальные направления. В стране и за ее пределами становятся известными музыкальные рок-коллективы "Zdob СИ Zdub" и "Гиндул Мицей", а также поп-певцы Аура, Рики Артезиан и др.. Клеопатра Стратан - дочь молдавского певца Павла Стратан, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая молодая эстрадная певица. Начала выступать на сцене в 2006 году в возрасте трех лет. В последние годы Молдова активно участвует в конкурсе европейской песни - "Евровидении". В 2005 году за Молдову выступала группа "Zdob СИ Zdub", в 2006 - Наталья Гордиенко и Арсениум. [3]


2.5. Языки

Молдавский язык - официальное наименование диалекта румынского языка как государственного языка Молдовы. Есть молдавским диалектом, вместе с другими региональными румынскими диалектами: мунтенським, олтенским, арделенским (трансильванским) и другими. К распространенным в Молдове языкам относятся также русский, Украинский, гагаузский, болгарский, идиш.

Следствием приднестровского конфликта появилась фактическая независимость Приднестровье, что привело к некоторому удаления культур по разным берегам Днестра. В частности Приднестровье осталось на кириллической азбуке, тогда как остальные страны перешла на латиницу. Официальными языками в Приднестровье является молдавский, русский и украинский.


2.6. Изобразительное искусство

Среди современных молдавских художников следует отметить Станислава Семеновича Бабюка и его сына - Станислава Станиславовича Бабюка [4]. Они создали много картин разной тематики. Многие работы находятся в частных коллекциях Италии, Ирландии, США, России, Украина.

2.7. Юмор

В Молдове юмор и смех органически слиты с национальным и можно говорить о веселье как о национальной границу. Молдову, граничащая с другими Дунайских княжеств и время входила в состав Румынии, еще в большей мере чем саму Румынию, можно было бы назвать страной не столько смеха и юмора, сколько радости и веселье, так здесь на каждом шагу встречаешься с красивым шуткой и здоровым юмором, но главное - приветливой весельем.

Традиционными персонажами молдавского юмора Пекале и Тиндаля.


2.8. Пресса

В Молдове издается множество печатных изданий (журналов, газет), главные представители:

  • "Искра"
  • "Кишиневские новости"
  • "Кишиневский обозреватель"
  • "Коммерсант Молдовы"
  • "Комсомольская правда в Молдове"
  • "Маклер"
  • "Молдавские ведомости"
  • "Независимая Молдова"
  • "Экономическое обозрение"
  • "Электронный офис"

2.9. Праздники

Среди официальных праздников Молдовы Новый год, Рождество Христово, День независимости Молдовы, День национального языка. Известным молдавским и румынским народным праздником является Мэрцишор ( рум. Mărţişor, от рум. martie - март) - традиционный праздник встречи весны, который отмечается 1 марта. Большинством населения отмечается ряд православных праздников, среди которых особенно широко Пасха, Родительский день, Троица. C советского периода сохранилась традиция отмечать праздники 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая. Из новых праздников надо отметить Национальный день вина, который отмечался впервые в 2002 году.


2.10. Национальная кухня

Молдавская кухня - национальная кухня Молдовы. Молдова расположена в регионе богатых природных возможностей, винограда, фруктов и разнообразных овощей, а также овцеводства и птицеводства, что обуславливает богатство и разнообразие национальной кухни.

Молдавская кухня складывалась под влиянием греческой, турецкой, балканской, западноевропейской, а позднее - украинской и российской кухни, и тем не менее она отличается самобытностью.

2.11. Сказки

Среди многочисленных молдавских сказок распространение нашли Безымянный воин и Кирмиза. Широко известны такие фольклорные персонажи, как Фет-Фрумос Иляна Косинзяна балауры Баба пока.

2.12. Виноделие

Достаточно давно Молдова славится своими многочисленными винами, которые потребляются не только в Молдове, но и в других странах. В 90-е годы был налажен экспорт вин в России, Украина, Беларуси, Румынии, Болгарии и других европейских стран. В 2006 году из-за подозрения в том, что молдавские вина содержат вредные ядохимикаты, ввоз вин было запрещено в России. В настоящее время [ Когда? ] ведутся переговоры по восстановлению экспорта винодельческой продукции в Россию.


3. Известные личности в культуре, связанные с Молдавией

  • Дмитрий Кантемир ( 1673 - 1723) - молдавский и российский государственный деятель и историк.
  • Дога, Евгений Дмитриевич (род. 1937) - молдавский советский композитор.
  • Чепрага, Надежда Алексеевна (род. 1956) - молдавский и советская певица.
  • Лотяну, Эмиль Владимирович ( 1936 - 2003) - советский, молдавский кинорежиссер, сценарист, поэт.
  • Жереги, Валерий Исаевич (род. 1948) - молдавский, русский советский кинорежиссер и сценарист.
  • Бернардацци, Александр Осипович ( 1831 - 1907) - русский архитектор.
  • Щусев, Алексей Викторович ( 1873 - 1949) - русский и советский архитектор.
  • Меднек, Валентин Петрович (род. 1910) - молдавский архитектор.
  • Михаил Тiмофтi (род. 1948) - режиссер, актер, музыкант, Народный артист Молдовы.