Надо Знать

добавить знаний



Культура Польши



Культура Польше

Карта Польши в 1020 году
Мешко I (* бл.935 - ? 25 мая 992) польский князь из династии Пястов
Poland1764physical.jpg

Культура Польши имеет древнюю историю с момента своего зарождения. Ранние ее периоды (эпоха бронзы) связывают с так называемой Лужицкой культуры. Судьба лужицкой культуры, с которой историки соотносят выделения праславян от других индоевропейских народов, до сих пор остается предметом дискуссий. Она знала подъема и падения. После 500 года до нашей эры Лужицкая культура находилась в упадке, вызванном, как считают, климатическими причинами, в частности резким похолоданием. Сокращается производство металлов и керамики, снижается их качество. Трудные условия жизни заставляют людей покидать места постоянного проживания, что вызывает обострение межплеменных конфликтов. В конце I тысячелетия до нашей эры все же наступает период некоторой стабильности. Лужицкой культуры заступают две новые археологические культуры - Оксивська и Пшеворская. Первые пять веков нашей эры характеризуются историками как период римских влияний. За это время восстанавливаются производство железа, ремесла, земледелие. Этническое население преимущественно состоит из славянских племен (90%), которые принято называть пра-польскими. В основе культуры - общеславянское языческие представления. Польский государственность формировалась в течение предыдущего времени, в IX-X веках возникает во все большей своей определенности. Во второй половине X века государство первой династии Пястов была достаточно развитой военно-административной машиной.

Один из основных источников для познания истории этого раннего периода Польши - хроника Галла Анонима, написанная в начале XII века. С этой хроники возникают события, типичные и для ряда других раннесредневековых государств, - консолидация племен (для Польши это племя полян), покорение соседних, выделение племенной знати, формирование дружин, строительство средневековых городов. Хроника рассказывает о легендарного родоначальника польских вельмож, простого крестьянина Пяста, по Божьей милости поднятого на престол, о его трех полулегендарных наследников - Земо-витая, Лешка, Земомисла. Они подчинили своей власти Великую Польшу, а также Мазовию, Куявию, части Поморья и земли гендзян. их резиденцией тогда был град Гнезно, который окреп как центр польского государства.


По культуре тех первых веков государственности Польши, то это было время сближения с латинской культурой Запада и его непосредственного влияния. Польское общество одновременно с сохранением памяти о собственные традиции самоосознания себя как этноса заимствует опыт христианизации всех звеньев жизни. Культура, религия в ее христианско-католическом варианте и государство становятся неразрывными. Характер принятия христианства Польшей значительной степени обусловлен политическими обстоятельствами, в частности экспансией ближайшего и влиятельного соседа - Германии. Немецкий политико-религиозная экспансия заставляет Мешка и искать союзников в лице чешских правителей и стать вровень в политической и дипломатическом отношении с Священной Римской империей. Союз с Чехией был подкреплен браком с чешской княжной дубрава, сопровождавшийся крещением самого Мешко I и его ближайшего окружения. Историки полагают, что, возможно, сам акт крещения имел место не в Польше, а в Баварии.

Утверждается идея необходимости собственно польской церкви, в противовес угрозе воздействия Магдебургской епископии. И действительно, сначала в Польше духовенство возглавлял Иордан из Чехии, итальянец по происхождению, позже (1000 г.) была создана с подчинением непосредственно Рима Познанская архиепископия во главе с Гаудентием, представителем чешской аристократии. Следует отметить, что польские епископы в то время находились в зависимости от государственной власти. В XII веке все же, после реформы папы Римского Григория VII, духовенство получило определенные сословные привилегии и права, которые предоставили церкви независимого статуса. Однако христианство нелегко проникал в глубины народного сознания, о чем свидетельствует восстание 1037 года. На государственном идеологическом уровне применялись жесткие меры относительно нарушений новых христианских обычаев и догматов. Особенно суровыми были наказания во времена владычества Болеслава Смелого. Сами священники ничем особенным не отличались от прихожан: они прибегали к светским видов деятельности, не отличались и уровнем образованности. В этой ситуации государство поддерживало новую религию. Польская же культура приобретала признаки, сформированных под влиянием западного христианства.

Коротко остановимся на вопросах обучения, образования, искусства этого периода. Хотя сдвиги в этих сферах не были слишком заметными, но во многом закладывался фундамент будущей культуры западного славянства. Еще до конца XI века польское духовенство, призванное нести христианские идеи, приобретало образование в других странах. Вскоре при всех кафедральных соборах Польши были созданы школы. Мешко II прославился как образованный человек. Он знал латинский и греческий языки. Его дочь Гертруда также владела латынью. Краковский кафедральный собор в начале XII века имел библиотеку (около 50 томов). Считают, что подобные библиотеки были в Гнезно и Плоцке, где в конце XI - начале XII века расположилась резиденция монарха.

Как было сказано ранее, основной письменный язык для Польши была латынь. При монастырях и княжеском дворе создавались "жития" и "хроники". Житие (написано в X в.) О знаменитом миссионера Святого Войцеха посвящается также жизни и мученичества пяти других монахов, участвовавших в миссионерстве на территории Польши. Автором этого произведения и одной из редакций жития Святого Войцеха был Бруно с Кверфурта. Еще одна традиция житийной литературы, связана со Святым Станиспавом, начала формироваться с конца XII века. Краковский епископ Святой Станислав был казнен Болеславом Смелым.

В начале XII века была написана хроника Галла Анонима, который сыграл значительную роль в усилении самосознания и консолидации поляков. Она носит светский характер, став одним из источников этого направления ранней польской литературы. В так называемой "Песни Маура" (XII cm.) Воспеваются деяния воеводы польского короля Владислава.

В настоящее время Польша имела также богатые традиции славянского фольклора, в том числе песенного, которые войдут в будущем частью к польской народной культуры.

Одновременно с утверждением христианства, созданием литературных памятников религиозного и светского характера, началом школ и первыми попытками исторических трактовок древних времен Польши носителем культуры тех первых веков держаишости является архитектура и градостроительство, прежде всего в центрах резиденции монарха, ремесленничества и торговли. Польский архитектура XI-XII веков - это преимущественно церковные сооружения романского стиля с ощутимыми влияниями западных образцов. Остались также определенные традиции строительства княжеских замков. Историки польской архитектуры выделяют построенные в романском стиле (или перестроены) соборы в Гнезно, Познани, Кракове, Плоцке. Были возведены монастырские храмы в тынц, Крушвица, церковь Святого Антония в Кракове, храм в Стшельно. Самой выдающейся достопримечательностью искусства этой эпохи ученые считают бронзовые двери Гнезненського кафедрального собора (вторая половина XII в.), Украшенные 18 скульптурными сценами из жизни Святого Войцеха. По традиции средневековой рукописной литературы славян вводилась книжная миниатюра.

XIII век ознаменовался не только образованием школ при городских храмах, где можно было учиться найнеобхидни-вой грамоты (читать, писать), ознакомиться со свободными искусствами, но и школ при епископских кафедрах крупнейших городов, где получали образование высшего уровня. А это, в свою очередь, давало возможность получать образование в университетах Италии и Франции.

Растет интерес к истории Польши. Ярким явлением стала довольно основательная "Польская хроника" Винцента Кадлу-бека. В ней рассказывается о событиях от легендарных времен до 1202. Труд своеобразная по форме и изложением исторических фактов в виде диалога двух епископов, которые стремятся осмыслить историю Польши, сопоставляя ее с античной и библейской историей. Этот труд историки назвали своеобразным "компендиумом" *, который объединил в себе достаточно широкий спектр материалов. В хронике предпочтение отдается не самым событиям, а их анализу. Характерный для новой исторической эпохи интерес к духовным переживаниям, к осмыслению сложных душевных движений находит свое выражение в хронике Кадлубек в настоятельных попытках автора передать как чувство участников событий, так и восприятие этих событий епископами, т.е. участниками диалога. Довольно заметный, по сравнению с хроникой Галла Анонима, шаг к изысканного стиля литературно-эстетических средств. В произведении сочетаются прозаические и поэтические страницы, багатожанровисть (встречающееся на документы хроники, юридические выкладки, аллегории, басни и поэмы).

Большее распространение получает агиографическая литература, особенностью которой становится, помимо традиционных сюжетов на темы подвижничества, обращение к сюжетам жизни местных святых. Это также был признак времени и его предпочтений. Создавались прежде всего "жития" знатных женщин, среди которых - Ядвига, жена силезского князя Генрика Бородатого (1174-1243 pp.), Канонизирована в 1267 году; венгерский княжна Кинги, жена малопольского князя Болеслава Стыдливого, его сестра Соломия. Авторами этих "житий" были францисканцы - монахи вновь ордена. их обязанность состоял в том, чтобы идти в мир и пропагандировать христианские идеалы среди светских людей.

В хрониках и житийной литературы популярным стал образ Станислава. Казнен по приказу короля Болеслава Смелого, епископ Станислав в 1253 году был причислен к лику святых. По его канонизацией связано написание доминиканцем Винцентом с Кельц (Кельчи) двух "житий" Святого Станислава. Эти произведения выдержаны в метафорическом и символическом ключе на основе достаточно разработанной в то время литературной традиции. Четко сформулированная сквозная патриотическая мысль о объединительных усилий, восстановление единства польских земель. В этом объемном "житии" выражалась надежда на то, что, подобно чудодейственного - по повелению Божию - сращение разрубленного тела епископа, возродится разделено на отдельные княжества Польское королевство.

Дальнейшее развитие польской культуры не только вывел ее на уровень культур латинского Запада, но и, в отличие от предыдущих подражаний и усвоения культурных достижений своих соседей, указанный вкладом в европейскую культуру. В христианстве возникали новые реформаторские течения одновременно с процессом секуляризации части польской культуры, ее приближением к идеям нового мировосприятия во вновь кружках гуманистов. Закладывались основы будущего развития науки и образования.

Важным событием в истории польской культуры этого времени стало учреждение Краковский университет ( 1364 г.), одного из старейших высших учебных заведений и науки. Его задача прежде состояла в подготовке людей для государственной службы, поэтому сначала не было теологического факультета, предпочтение отдавалось факультет права, который состоял из восьми кафедр. В конце XIV века папской буллой было санкционировано создание в Кракове теологического факультета. Это обстоятельство продиктовано потребностями подготовки элиты духовенства и содействия христианизации Литвы, которая в то время уже входила в состав польского государства. Сам Краковский университет был реорганизован по парижскому образцу (корпорацию времени образовывали профессора, а не студенты, как это было раньше).

В школьной системе образования при епископских кафедрах и городах вводилось преподавание наук не только тривиуму (грамматика, диалектика, риторика), но и квадририуму ( арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Базовый уровень системы образования также составляли приходские школы в пределах тривиуму. В XV веке их насчитывалось около 3000. Большего распространения поездки для обучения в другие страны, особенно - Италии.

Большой ученостью славились доминиканцы. XIII-XV века были проникнуты духом получения знаний, благодаря чему сформировалась интеллектуальная элита. Языком учености и образования оставалась латынь. XVI века принесет Польше значительные культурно-политические достижения, большой степени скажется на объединительных тенденциях польской нации. Расширение владений и проведения реформы будут способствовать подъему всех сфер жизни в Польше.

В XVIII веке Варшава ( Мазовия еще в XIV в. была вассалом Польши) становится столицей Речи Посполитой, которая начинает играть важную культурно-экономическую роль. "Над городом, - как описывают польские историки, - господствовал вознесен на вислинському склоне готический замок - резиденция мазовецких князей, а впоследствии польских королей. Неподалеку возвышался костел Святого Яна, а вокруг ратуши, вблизи рынка, появились преимущественно каменные здания горожан. Старый Място (старый город), как уже тогда называли эту часть города, было окружено двойным кольцом стен и глубоким рвом. Рядом сводилось так называемое Новое Място (новый город) - центр торговли и промышленности, где расположились многочисленные пивоваренные, зернохранилища и мельницы. В торговые дня до Варшавы съезжались иностранные купцы, привозя пряности, вина, шелковые ткани, предметы роскоши, покупая древесину, хлеб и меха ". Формировался знаменитый центр - архитектурный ансамбль Варшавы.

Понимание основ и генез польской культуры невозможно без учета шляхетской идеологии сарматизма. С определенными чертами мифологизации истории и особого пути Польши с ее высшими общественными состояниями связывают консолидационные процессы этой одной из самых западнославянских государств.

Именно эта специфическая идеология самосознания поляков, образ жизни, сформирована система ценностей и жизненных установок, которые возникали на почве гоноровости шляхты и того особого положения, которое она занимала в Речи Посполитой, обусловили появление сарматизма как этической нормы особого поведения, изысканности стиля. Имел место большой интерес к наследуемости в генеалогическом древе славы благородных древних родов.

Идейную основу сарматизма составляли несколько мифологизированные представления этногенетического типа о происхождении польской шляхты от сарматов, завоевавших с незапамятных времен славянское население польских земель. Способствовала утверждению родовой самосознания труд Яна Длугаша "История славного польского королевства".

Польская культура действительно достигла общеевропейских вершин. Вспомним хотя бы королевский замок Вавель с его сохранением и коллекционированием (начатым королем Сигизмундом Августом) духовных сокровищ; крупные научные достижения, среди которых прежде всего трактат Николая Коперника "О вращении небесных сфер" (1543 г.); Климента Яницкого (1516-1543 pp.), которого возложена в Риме лавровым венком как лучшего латинского поэта. К этой же эпохе Ренессанса, которую называют "золотым веком" польской истории и культуры, относится творчество поэта Яна Кохановского (1530-1584 pp.), который поднял на новый уровень развитие национального языка. Среди его лирических произведений - "Элегии", "Песни", "Фрашкы", "Трен". Кохановский - автор нескольких поэм, драматических произведений.


См.. также

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам