Надо Знать

добавить знаний



Культура доколумбовой Америки



План:


Введение

Скульптура из города Паленке

Культура доколумбовой Америки сформировалась в условиях, когда народы доколумбовой Америки находились в географической изоляции в течение нескольких тысячелетий. Вследствие этого, хотя культура и развивалась по общим законам, но для нее было характерно отставание во времени от основных мировых цивилизаций, медленный развитие. Европейская колонизация фактически разрушила и уничтожила индейские цивилизации и привела к их заботит, что вызвало необходимость заново их открывать.

Происхождение предков латиноамериканцев прежнему остается загадкой. В основном современные исследователи считают, что Америка не принадлежала к центрам антропогенеза, а ее первичное населения проникло сюда еще в конце палеолита из Северо-Восточной Азии 30-25 тысяч лет назад в результате нескольких волн переселения. Предки американских индейцев заселили огромные пространства и распались на большое количество языковых семей и изолированных групп. В науке много споров вызывает вопрос о возможных связях Америки с другими частями мира в доколумбовой период.

Причинами переселения в Америку могли быть изменения климата, истощения местных жизненных ресурсов, рост численности населения в благоприятные климатические периоды.


1. Периодизация истории культуры доколумбовой Америки

Палеоиндианський период (XXV-VIII тысячелетия до н. Н.э.). характеризуется развитием каменных орудий труда от нуклеусов, скребачок, остроконечники с односторонней обработкой до обработанных с обеих сторон кремневых клинков с совершенной и тщательной отжимной ретушью, которые имеют продольные узкие желобки вдоль обеих поверхностей. Люди объединены в небольшие кочевые группы с нестационарными (сезонными) стоянками. Занимались собирательством, охотой сначала на мелких, а затем и крупных животных.

С VIII до середины II тысячелетия до н. н.э. - архаический период. Основу хозяйства, по-прежнему составляли охота и собирательство, однако орудия труда совершенствовались: использовалось шлифования камня, появились ступы и зернотерки. Зародилось земледелие, хотя основная часть растений оставалась в диком состоянии. Была изобретена ткань, которая изготавливалась из хлопка. Покойников подвергали кремации или мумифицировали. Появился оригинальный способ приготовления горячих блюд: варить пищу в корзинах, изготовленных из дерева, коры и кож. Такая посуда заполнялся водой, в которую деревянными щипцами опускали заранее раскаленные на огне камни.

Период между II тысячелетием до н. н.э. и I в. н. н.э. - формативного (протокласичний) Он характеризуется окончательным переходом к оседлой образа жизни, что обусловлено появлением интенсивных форм земледелия. Сооружались оросительные каналы, дамбы, плотины. Оседлой жизни привело к изобретению и развития керамики, а также к формированию искусства скульптуры, появления первых пирамид. Быстро развивались различные ремесла, начался активный процесс классового расслоения, формирование основ научных знаний. Вследствие важных хозяйственных и культурных изменений стала возможной массовая колонизация новых земель, образовались крупные центры общественной жизни.

Дальнейшее, так называемый классический период (I-IX вв. Н. Э) характеризовался появлением и развитием раннеклассовых государств. Материальную основу обществ составляло интенсивное подсечно-огневое и поливное земледелие, выращивались различные сорта кукурузы, кабаков, тыквы, томаты, хлопчатник, табак и тому подобное. В раннеклассовых государствах беспощадно эксплуатировалась основная масса населения - земледельцы-общинники, государства вели бесконечные войны с целью захвата добычи и рабов. Кроме светской знати чрезвычайной могуществом отмечались жрецы. Основной политико-административной единицей были города-государства или объединения городов-государств, среди которых выделялись Теотиуакан, Шочикалько, тахини, Тикаль, Паленке, Копан и другие. Этнический состав этих образований практически неизвестен. Распространен набрала деспотическая форма правления и тесно связанное с ней обожания царя и царской власти. Развивалось ремесленное производство. Индейцам этого периода были известны золото, серебро, медь, прошедшие сложной технике обработки для изготовления украшений и орудий труда. Большое значение приобрели научные знания. Искусство стало орудием социальной борьбы.

В пислякласичний период (X - начало XVI в.) Подавляющее большинство огромных городов-государств прекратили свое существование, формировались новые политические и культурные центры. Образовавшиеся царство ацтеков с центром в городе Теночтитлан (современный город Мехико), рабовладельческая деспотическое государство инков Тауантинсуйу, майя-тольтекская государство со столицей Чичен-Ица ​​, а затем Майяпан как крупнейшие государственные образования. Междоусобные войны привели к образованию ряда мелких городов-государств, враждовавших между собой. Стали отчетливо проявляться признаки процесса деградации культуры, был усилен волной восстаний и эпидемий.

Период колониальной экспансии. В конце XV - начале XVI веков территория Латинской Америки становится объектом колониальной экспансии ряда европейских государств в результате великих географических открытий. Колониальные захваты сопровождались грабежом, порабощением и истреблением коренного населения, уничтожением его культурных ценностей. Пытаясь укрепить свое господство на захваченных землях, колонизаторы усиленно насаждали свои религии (главным образом католицизм) и языка. Так называемый период конкисты продолжился до конца XVIII - первой четверти XIX века, когда в ходе освободительной борьбы возникли национальные латиноамериканские государства.

В начале XIX веке в Европе под влиянием отчетов, мемуаров и дневников известных мореплавателей и исследователей зародилась индианистика как комплекс наук, изучающих историю, литературу, языки, фольклор, искусство, этнические особенности, социально-экономические проблемы индейцев Америки доколумбового периода и современности.


2. Религиозные представления

Каменный бюст бога Кецалькоатля, Лондон, Британский музей.

К моменту открытия Латинской Америки Х. Колумбом существовало множество религиозных культов (за исключением монотеистических), верований и обрядов, сложившихся в различных этно-социальных групп коренного населения. Значительное распространение получил тотемизм, в котором в искаженном виде отображались кровнородственных связи индейской первобытной общины. Как пережиток тотемизма сохранилось почитание древними перуанцами пумы, кондора, ястреба, рыб, осьминога, обезьян, кукурузы, картофеля и т.д..

Специфической особенностью индейской мифологии является наличие множества мифов о старой и новой родине, обусловленных многочисленными миграциями индейских племен и соответствующими процессами этногенеза. Такой ацтецький перевод о выходе ацтеков с мифической родины Астлан. По указанию бога Уицилопочтли, ведомые своими "пророками" ацтеки отправились в долгий путешествие, чтобы найти новую родину в том месте, где встретят орла, сидящего на кактусе и пожирать змею. Достигнув через несколько поколений мексиканской долины, они увидели на одном из островов горного озера Тескоко предсказано знамение и основали Теночтитлан, который стал столицей могущественного царства ацтеков. Нередко в мифах поиски новой родины связаны с морским и заокеанским плаванием. В космогонических мифах проводится идея о многократность акта сотворения мира, в примитивной форме содержится концепция о вселенная как о явлении, которое возникает в определенный момент и развивается по определенным законам, которые воспринимаются как воля богов. Во многих индейских народов существуют мифы о строении мира. В мифологии древних майя вселенная состоит из 13 небесных и 9 подземных миров. В религиозной космологии самых племен возникали понятия, близкие к концепции ада и рая, существовали мифы и пророчества о конечной судьбе человечества, гибель миров, царств и народива.

В мифологии древних мексиканских народов ( тольтеков, ацтеков и др.). история делится на эры, каждая из эр заканчивается гибелью Солнца, Земли и человечества. В мифологии ацтеков во время 1-й эры Солнцем был бог Тескатлипока, а Земля была населена гигантами. Эта эра закончилась истреблением гигантов оцелотами. Вторая эра, когда Солнцем был бог Кецалькоатль, завершилась ураганами, которые разрушили мир, а также превращением людей в обезьян. В конце 3-й эры мир и люди были уничтожены гигантской пожаром. Потоп разрушил 4-й мир, превратив людей в рыб. 5-а (современная) эра завершится землетрясением, от которого погибнут Земля, Солнце, люди.

В мифологиях получили отражение пережитки матриархата, которые проявились в значительном количестве богинь и женщин-прародительниц.

Очень сложный и богатый пантеон классического периода. Сначала это были местные божества, которые с ростом племенных и государственных объединений соединились в одну генеалогическую систему. В пантеоне выделяются группы богов плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звезд и планет, смерти, войны и тому подобное. В конце классического периода у народов Центральной Америки создается комплекс мифов, основанный на представлениях о необходимости регулярно поддерживать жизнь божеств человеческой кровью. Особенно важное значение придавалось "кормлению" бога солнца, чтобы он мог осуществлять свой ежедневный путь по небу. В 1486 в столице ацтеков Теночтитлане был воздвигнут храм ( пирамида), на вершине которого в честь бога солнца и войны Уицилопочтли дважды в год осуществлялись массовые человеческие жертвоприношения (как правило в жертву военнопленных). Сцены принесения в жертву пленных изображены в "храме росписей" культового центра майя Бонампака.

Значительное распространение имели магические обряды - как индивидуальные, так и групповые. Осложнения общественных отношений, формирование племенной структуры вело к зарождению культа племенного бога. При образовании союза племен среди богов постепенно выделялся бог того племени, которое занимало доминирующее положение в союзе. Этот процесс подъема богов усилился с перерастанием союзов племен в государство. Противоречия между отдельными племенами, союзами племен, становления деспотических государств вызывали скрытое и открытое противопоставление культа одних богов культа других. Постепенное укрепление власти деспота порождало сначала слабую, а затем все более заметную тенденцию к монотеизма.

С переходом части индейцев к земледелия состояла их вера в особых богов и духов, которые покровительствуют земледельческим работам.

Появление астральных культов вызывалась стремлением индейцев дать объяснение взаимосвязи периодичности засушливых и дождливых периодов, созревания урожая с расположением небесных светил.

Поражает драматизм, сконцентрирован в пророчестве майя о конкисту, в котором говорится о приходе белых людей с рыжими бородами как посланцев белого бога, детей Солнца. Они придут с Востока, "огонь будет вспыхивать на концах их рук" ( огнестрельное оружие), они принесут разврат, будут накапливать много камней и бревен, сажать в тюрьмы, вешать на веревках владык, их учение только о грех.

Мифологические сюжеты получили отражение во многих произведениях искусства. Часть мифов была использована европейскими колонизаторами для покорения индейцев.


3. Научные знания

Становление науки у народов доколумбовой Америки неразрывно связано с историческим процессом их экономического, культурного и общественно-политического развития. Отдельные народы, населявшие эту территорию, глубокой древности достигли значительных успехов в развитии ряда отраслей знаний: техника выращивания и селекции многих сельскохозяйственных культур с использованием орошения и природных удобрений, изобретение системы счета и письменности, календаря; строительство крупных ритуальных и оборонительных сооружений, прокладки мощеных дорог, создания ирригационных систем, добыча и выплавка металлов, ювелирное дело, судостроение ( пироги, каноэ), изготовление канатных и текстильных волокон, ткачество и другие ремесла.

В процессе многовекового развития доколумбовой Америки индейскими народами были накоплены богатые знания особенно астрономии и математики, медицины, разнообразные практические сведения по строительной техники, кузнечного дела и сварки металлов, географии, метеорологии, климатологии, сейсмологии и других. Развитие этих знаний был тесно связан с религиозным культом.

Календарные системы, системы летосчисления были точными из всех, созданных древними цивилизациями.

Система летоисчисления у древних майя основывалась на математических расчетах и ​​астрономических наблюдениях, которые получили воплощение в оригинальном календаре. Календарь майя возник, главным образом, из потребностей сельского хозяйства. Позже он приобрел таинственного мистического характера, превратившись в основу религиозного культа майя. О его точность могут свидетельствовать следующие сведения: продолжительность года, по современным данным, составляет 365,2422 дней древний юлианский год - 365,2510 дней современный Грегорианский год - 365,2425 дней год майя - 365,2420 дней. У майя из города Копана синодический месяц - период времени между одинаковыми фазами луны, - составлял 29,53020 дня, а из города Паленке - 29,53086 дня. По современным данным, эта величина составляет 29,53059 дня, то есть лежит между величинами, определенными с Копана и Паленке. Как видим, древние жители Центральной Америки пользовались календарем, по точности адекватным современному.

Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. Языке майя периоды времени назывались: 20 дней - Виналь, 18 Виналь - тун; тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялось 5 дней - майеб (неблагоприятные, несчастливые). Считалось, что в эту 5-дневку "умирает год", в эти дни древние майя ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду.

Тун не был последней единицей времени в календаре майя. При увеличении в 20 раз начинали формироваться циклы: 20 тунов - катун, 20 окатышей - бактун, 20 бактуна - пиктун, 20 пиктунив - калабтунов, 20 калабтунов - кинчильтун и т. д.

Наибольший цикл - алаутун составлял 23040000000 дней или кинив (солнц). Т.е. 63081429 лет, что составляет около трети галактического года - времени, за который Солнце вращается вокруг центра нашей галактики. Это самый период, который зафиксирован в системах отсчета нашей цивилизации (человечества). Его происхождение неизвестно.

Все даты имеют единую точку отсчета. Ее мы назвали бы "год Первый", с которого начинается отсчет времени майя. По нашей хронологии, он приходится на 7 сентября 3113 г. до н. е., или, согласно другой системы корреляции, на 13 октября 3373 до н. н.э. Эти даты близки к первому году еврейского календаря, который приходится на 3761 г. до н. е.

Майя умело совмещали 2 календаре: хааб - солнечный, состоявший из 365 дней, и цолкин - религиозный, из 260 дней. При таком сочетании складывался цикл из 18 890 дней (52 года), лишь по завершении которого название и цифра дня вновь совпадали с тем же названием месяца. Это так, если бы 15 ноября непременно приходилось каждый раз на четверг.

Подобный календарь был и в ацтеков. Различные календарные системы существовали и у других народов Древней Америки.

Такой значительный развитие астрономической науки не стало бы возможным без идеально разработанной системы счета. Майя создали двадтичну систему счета от 0 до 19, которая позволяла записать бесконечное множество величин и осуществлять сложные подсчеты.

Глубокими были и медицинские знания, особенно в области лечение зубов и хирургии, которые во многом превосходили знания европейских врачей той эпохи. С помощью тогдашнего хирургического инструментария проводились сложные операции до трепанации черепа. Индейская фармакопея использовала хину, кокаин, сок папайи и др..

В государствах майя, ацтеков, инков существовали сравнительно развитые правовые системы, основанные на кодексах законов. Философские представления о мир и место человека в нем были составной частью духовной культуры. В философских учениях встречается идея о четырех первоэлементы ( огонь, вода, земля, ветер) и понятие борьбы как причины космических изменений.

Таким образом, некоторые из народов, населявших Древнюю Америку, достигли значительных успехов в развитии ряда отраслей знания в доколумбовой период.


4. Письменность и литература

Одним из важных результатов процесса культурного развития было формирование различных систем письменности у некоторых народов доколумбовой Америки.

Интересным образцом примитивной "письменности" в области Анд было "узелковое письмо" - кипу, которое представляет собой веревку или палку с привязанными к ним отводными разноцветными ( цвета придавалось символическое значение) шнурками, на которых на разном расстоянии друг от друга завязывались узелки. Иногда в узелке закреплялся какой-либо предмет (кусочек дерева, камень, зерно и др.). В Тауантинсуйу было значительное число профессиональных кипукамайок ("мастеров кипу"). По мнению одних ученых, кипу представляло собой чисто мнемоническое приспособление, по мнению других - своеобразную форму письма. По наиболее спорной концепцией, кипу содержит тексты хроник, законов и политических произведений. Существует предположение, что кипу служило атрибутом погребального ритуала.

Нечто похожее встречаем и в Северной Америке у ирокезов - их "письмо", которое называлось "вампум" - это лента, или пояс из нитей, на которые нанизаны цветные ракушки, различные по форме и размеру. Случалось, что вампум насчитывал по 6-7 тысяч ракушек. Нанизанные на нити раковины образовывали замысловатые узоры определенного содержания.

Письменность ацтеков и народов куна представляет собой пиктографическое (рисуночный) письмо с элементами иероглификы. Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли располагаться и горизонтально, и вертикально. Впервые письменность народов куна открыта и изучена норвежским этнографом Е. Нордельшельдом. Пиктографических письмом записаны легенды, книги рецептов народной медицины.

Система письменности у народов древней Мексики сложилась во II-V вв. н. е. в ольмеков. Она представляет собой сочетание элементов пиктографического и слогового письма. Непременным спутником записи был рисунок. Семантическое значение имели цвет и расположение знаков.

Самый системой письменности в древней Америке было иероглифическое письмо майя. В нем уживались фонетические знаки (алфавитные и составляющие), идеографические (целые слова) и ключевые (пояснительные слов, но такие, которые не читаются). Всего выявлено около 300 знаков. Язык иероглифических текстов значительно отличается от живого языка по произношению, словарем, грамматикой. Иероглифические тексты и надписи майя до сих пор полностью не переведены. Первые попытки расшифровать письмо майя относится к середине XIX в. В середине 1950-х годов большой вклад в дешифровку письма майя внес советский ученый Ю. В. Кнорозов, родом с Харьковщины.

С возникновением письменности был тесно связано развитие литературы. Литературное творчество индейцев древней Америки в художественной форме отражала важнейшие черты жизни индейских племен. Древним жанром были трудовые (охотничьи, рыболовные), обрядовые, а также военные песни, которые включали обращение к богам о помощи в достижении победы, победные песни, плачи по погибшим воинам. Значительное распространение получил жанр сказки - волшебной, бытовой, о животных и т.д.. В некоторых индейских народов существовал эпос. В литературных памятников принадлежат "Анналы какчикель", "Родовид владык Тотоникапакана", пророческая книга "Чилам-Балам", сакральный эпос индейцев киче "Пополь-Вух" ("Книга Советов") и др.. Крупным вкладом в сокровищницу мировой культуры является драма на языке кечуа "Апу-Ольянтай". Одним из величайших поэтов Древней Америки был Несуалькойотль. Ляйтмотивом его произведений, дошедших до нас размышления о неустойчивости человеческого существования, идеи о непрерывности движения и об относительности покоя, утверждение вечности прекрасного. До наших дней дошли также 4 рукописи майя и значительное количество надписей на камнях в руинах городов.

Книги представляли собой полосу бумаги, изготовленную из растительного волокна (часто использовался луб фикуса) и натуральной клея. Обе стороны полосы покрывались белым известью. Иероглифические знаки выводились кисточкой, как чернила использовался сок растений или плодов. Бумажная полоса состояла гармошкой и обрамлялась обложкой из дерева или кожи.

Большое количество рукописей была уничтожена в эпоху конкисты.


5. Образование

Обучение письменности осуществлялось в специальных школах. У ацтеков было два вида школ : тельпочкалли и кальмекак. Первые предназначались для простых детей из народа, вторые - для одаренных детей, закончивших тельпочкалли, и детей знати. Школы для простых детей готовили прежде воинов, поэтому основное внимание здесь уделялось физическому воспитанию и спорта. Школы для знати готовили интеллектуальную и административную верхушку общества ( жрецов, астрологов, математиков, писцов, судей), поэтому здесь преподавались вершины наук - история, философия, право.

Основная часть литературных памятников, сохранившихся и письменных источников индейцев доколумбовой Америки еще ждут своих исследователей и дешифровальщиков.


6. Архитектура и изобразительное искусство

  • Крестьянское жилье, реконструкция

  • Голова рыбы, керамика

  • Акробат, керамика

  • Кувшин в форме пеккари

Теночтитлан, пирамида Солнца
Индианка с корзиной, керамика
Так называемый храм где Ехекатл
Ацтекская каменная скульптура
Паленке, Храм
Руины города Паленке

Искусство доколумбовой Америки получило полного выражения в монументальной архитектуре, которая развивалась на территории современной Мексики и в Центральной Америке. Архитектура обоих этих областей имела много общих черт, обусловленных сходством экономических, социальных и религиозных институтов, сходством природных условий.

Архитектура и градостроительства древней Америки характеризуются устойчивостью типов, замедленной эволюцией композиционных, декоративных и технических приемов. Ведущим типом были культовые комплексы, включающие ступенчатые пирамиды с храмом или алтарем на верхней площадке, храм, дворцовые сооружения для жрецов и знати, дворцы для праздников, "стадиона" для ритуальной спортивной игры, "обсерватории" для астрономических наблюдений, а также разнообразные инженерные и оборонительные сооружения. Здания ставились на искусственных земляных платформах, состояли из сырцового кирпича ( Адоб), различных видов камня, с использованием примитивного бетона и разного декоративной облицовки. Каменная кладка велась на глиняном растворе или по-сухому, с применением шипов и металлических креплений. Камень обрабатывался каменными или бронзовыми орудиями и транспортировался без помощи колес. Перекрытия в виде фальш- своды (с постепенным напуском рядов каменной кладки) или деревянные обеспечивали создание очень ограниченных внутренних пространств сравнению с внешней массой сооружения и толщиной стен. Часто здание делилась на два узких помещения продольной стеной, иногда применялись квадратные или круглые столбы и даже атланты - столбы в виде статуй воинов. В композиции использовались простые геометрические формы, статические, симметричные решения. Традиционным было широкое применение орнаментики, скульптуры и живописи. Планирование комплексов и городов имело регулярный характер, ориентировались, конечно, по сторонам света. Крупные города имели мощеные улицы, внешний [водопровод], оборонительные сооружения.

На территории Мексики среди древних культур важное значение имела теотиуаканська "культура пирамид". В священном городе Теотиуакане, спланированном на основе математических и астрономических знаний, находились ступенчатые Пирамида Солнца и Пирамида Луны, "Храм Кецалькоатля", декорированный головами пернатых змей.

Наибольшей популярностью пользуется архитектура майя, которая в классический период создала на территории современных Мексики, Гондураса, Гватемалы величественные ансамбли Паленке, Тикаль, Копан и другие. В архитектуре майя особое значение приобретают внутренние пространства, а фасады и внутренние стены украшаются росписями, алебастровыми рельефами и рельефными иероглифическими текстами.

В Южной Америке архитектура развивалась вдоль узкой прибрежной полосы на западе и в районе Центральных Анд. Здесь она отмечалась вниманием к утилитарной стороны застройки и распространением инженерных сооружений: мощеных дорог, мостов, крепостей, дамб, водохранилищ, каналов, гаваней, акведуков. Каменная кладка из полигональных (в ранних постройках) и горизонтальных блоков гигантской величины, позже из тесаного камня правильной формы была доказана в горных районах до виртуозности; в кладке использовались бронзовые скрепляющего элемента. Широко применялась сырцового кирпича. Кровля делалась из тростника и соломы. Рельефы и росписи в отделке использовались меньше, чем на территории Мексики. Важнейшие здания украшались фризами из золотых пластин. Архитектура Южной Америки отмечалась грандиозностью масштабов, простотой крупных форм и деталей, строгости вида. Ее основными центрами были Чан-Чан, Пачакамак, Тиауанако, Куско (столица империи инков) важны города-крепости Парамонга, Мачу-Пикчу, Саксауаман и др..

Поражает своим богатством Кориканча (храм Солнца) - важнейший святилище инков, состоявшее из ансамбля каменных зданий, окруженных стеной. В главном помещении храма находился алтарь, расположенный против двери так, чтобы золотая фигура божества и золотые пластины на стенах сверкали в лучах утреннего солнца. Рядом с храмом располагались святилища Луны, грома, звезд, радуги-радуги. К нему примыкали помещения для жрецов, слуг и так называемый Золотой сад с золотыми и серебряными изображениями растений, птиц, животных и людей. Искусно строили индейцы и висячие мосты, сплетенные из лиан, которые через столетие натолкнули архитекторов на идею использовать аналогичный металлические конструкции.

Древнее искусство индейцев отражает мир как активное взаимодействие двух начал: жизни и смерти. Искусство расписной и фигурной керамики, глиняной скульптуры, каменных изваяний и наскальных росписей отражало стихию первобытных, сказочно-фантастических образов, которые сливались с религиозной символикой и суровой сути человеческого бытия.

В статуэтках, а также в фигурных и расписных сосудах воспроизводились человеческие типы во всем их многообразии, включая бытовые, комические и патологические мотивы; изображением животных также предоставлялась яркая жизненная выразительность.

Искусство индейских народов развивалось неравномерно. Нередко пришельцы вытесняли носителей более высокой художественной культуры. Так, на территории Мексики древним было искусство ольмеков (I тысячелетие до н. н.э.), чьи похоронные маски и огромные каменные головы (до 13 тонн) поражают свободой пластики, характерностью передачи этнического типа и человечностью. В течение примерно двух с половиной тысячелетий процветало богатое искусство майя, что создало жизненно выразительные произведения мелкой пластики, поразительный по декоративной фантазией орнамент, развитые и сложные композиции историко-бытового и ритуального значения, в ювелирных по мастерству исполнения каменных рельефах. Искусство ацтеков отличалось керамикой, изделиями из драгоценных камней и металлов, узорные ткачеством, изделиями из перья, монументальная творчество было проникнуто религиозными идеями.

Важное значение имела музыка - неотъемлемая часть культовых обрядов и церемоний. В развитых племен существовала дифференциация музыки на "народную" и "придворную", существовали специальные школы подготовки профессиональных музыкантов. Музыкальный инструментарий включал большое количество разнообразных духовых и ударных инструментов, из струнных был самый монохорд - музыкальный лук.

В обрядах и ритуальных действиях содержались элементы театрализации, были построены крупные амфитеатры, созданные произведения драматургии, такие как "Апу-Ольянтай" на языке кечуа, драма "Рабиналь-Ачи".

  • Культура чиму, Перу.

  • Ацтеки, керамика.

  • Золотая маска

  • Маска ацтеков, мозаика из нефрита, Лондон, Британский музей.




7. Заключение

Председатель, культура ольмеков.

К XVI века народы доколумбовой Америки освоили огромные пространства континента, достигли значительных успехов в интенсивном земледелии, знали многие ремесел, обладали строительной техникой, достигли успехов в мореплавании, астрономии, медицине, в изобразительном искусстве и литературе. Благодаря индейским народам в практику мирового земледелия вошли кукуруза, картофель, фасоль, помидоры, тыква, какао, ананас, подсолнечник, арахис, ваниль. Ими был открыт каучук. От индейцев Европа получила лекарство от малярии - хину. Значительных успехов достигло древнее искусство народов Америки. Несмотря на значительное отставание культурного процесса во времени от культурного развития народов Евразии, многие достижения индейцев существенно повлияли на культуру и искусство последующих поколений.


См.. также

Литература

п ? в ? р Майя
Предыстория
Веракрус | Исапа | Ольмеки | Теотиуакан | Епиольмекы
Города, регионы, государства
Города майя (список) | Баакуль | мутулы | канули | Ушмаль | Чичен-Ица ​​| Майяпан | Коба
Правители
Яшнунаин | Пакаль Великий | Текун Уман | Почекишцой | Хунаккеель
Соперники, соседи, завоевания
Пипили | Тотонаки
Войско, оружие
Военное дело майя | Оружие | Полководцы | Тактика
Сусильство, семья, экономика
Майяское право | Экономика | Семья | Община | Дороги | Водная | Мосты | Торговля | Земледелие | Скотоводство | Керамика | Одежда
Мифология и религия
Мифология майя | Чак | Кукулькан | Шибальба | Священный сенот | сеноте | Священные пещеры майя | 2012
Язык, письменность
Языка майя | Письменность майя | Числа майя | Стелы майя | Надписи на керамикци майя |
Науки, философия
Философия | Математика | Астрономия | Астрология | Медицина | Календарь | Система координат | Система счета, мер и весов майя
Культура, искусства, литература
Музыка | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Пополь-Вух | Чилам-Балам | Дрезденский кодекс | Кодексы майя | Анналы какчикель | Скульптура | Архитектура | Пирамида Кукулькана | Живопись | Ткачество | Настольные игры | Коллективные игры | Месоамериканська игра в мяч
Разное (быт, личности, другое)
Кухня майя | Улама
Конкистадоры
Педро де Альварадо | Франсиско де Монтехо |
Хронисты, историки, лингвисты
Франсиско Лопес де Гомара | Диего де Ланда | Диего Лопес де Когольюдо
Губернаторы
Франсиско де Монтехо |
События
Испанское завоевание Юкатана | Завоевание Мексики |
п ? в ? р Ацтеки
Предыстория
Акольхуа | Тольтеки | Чичимекы
Города и регионы
Правители Теночтитлана
Соперники и соседи
Кускатлан ​​| Миштеков | Отомо | сапотеков | тараско | Тлашкальтеки | Акольхуа
Войско, оружие
Армиия | Оружие | Полководцы | Тактика | Цветочные войны | Списокидальня | Воины-орлы | Воины-ягуары
Общество, семья, экономика
Право | Экономика | Образование | Семья | Община | Дороги | Водная | Каналы | Торговля | Земледелие | Скотоводство | Керамика
Мифология и религия
Мифология ацтеков | Жертвоприношения ацтеков | Ацтлан | Толлан Истаксиуатль | Миктлан | Попокатепетль | Сенцон Тоточтин | тональпоуалли | Тонатиу | Топильцин Это Акатль Кецалькоатль | Чикомосток | Кетцалькоатль | Коатликуэ | Мишкоатль | Сипактли | Тлалок | Уицилопочтли | Чак | Ехекатль | Ометеотль | Месоамериканська игра в мяч | Темпло Майор | День Мертвых
Язык, письменность, источники
Ацтекская письменность | Астекськи языка | История народа чичимекив | Ацтекские кодексы | Кодекс Борджиа | Кодекс Ботурини | Кодекс Мальябекиано | Кодекс Мендоса | Кодекс Теллериано-Ременсис | Тринадцатое сообщение | Кодекс Аскатитлан | Бурбонский кодекс | Ватиканский кодекс A (3738) | Кодекс Вейтия | Кодекс Коскатцин | Карта Куаутинчана | Кодекс Тудела | Кодекс Иштлильшочитль | Кодекс Рамирес | кодекс Обен | кодекс Осуна | Анналы Тлателолько | кодекс Уешоцинко | Флорентийский кодекс | Кодекс Чимальпопока | Кодекс Шолотль | Libellus de medicinalibus indorum herbis
Науки, философия
Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Камень Солнца | тональпоуалли | Система счета, мер и весов ацтеков
Культура, искусства, литература
Музыка | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Скульптура | Статуя Коатликуе | Архитектура | Живопись | Ткачество
Разное (быт, личности, разное)
Альтепетль | Кухня ацтеков | Тлатоани | Тройственный союз ацтеков | чинампа | Пульке | Шолоицкуинтли | Амарант | Какао
Конкистадоры
Педро де Альварадо | Эрнан Кортес | Хуан де Грихальва | Франсиско Васкес де Коронадо | Хуан Родригес Кабрильо | Херонимо де Агиляр | Гонсало де Сандоваль
Хронисты, историки, лингвисты
Хосе де Акоста | Берналь Диас дель Кастильо | Бернардино де Саагун | Мотолиниа | Гомара | Фернандо де Альва Иштлильшочитль | Васко де Кирога | Хуан Баутиста де Помары | Чимальпаин
Губернаторы
Антонио де Мендоса | Себастьян де Фуенлеаль
События
Испанськое завоевания ацтеков | Ночь скорби | Осада Теночтитлана
п ? в ? р Чибча-Муиска
Города
Богота | Тунха | Ирака-Согамосо | Гуатавита | Тундама
Правители
Саганмачика | мечу | Немекене | Тискесусе | Гуатавита
Соперники, соседи, завоевания
Инки | Куна | Тайрона
Войско, оружие
Оружие | Полководцы | Тактика
Общество, семья, экономика
Право муискив | Экономика | Семья | Община | Дороги | Водная | Мосты | Торговля | Земледелие | Скотоводство | Керамика | Золото
Мифология и религия
Мифология муискив | вижу (Фурачога) | Бочика (Суе, Сугумонше, Сугунсуа) | Гуахайоке | Кучавива | Ненкатакоа | Уитака | Чиа | Чибрафруиме | Чибчакум (Чибчачум) | Чиминигагуа | Юбекайгуайя | Эльдорадо
Язык, письменность
Язык
Науки, философия
Философия | Математика | Астрономия | Календарь
Культура, искусства, литература
Музыка | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Скульптура | Архитектура | Живопись | Ткачество
Разное (быт, личности, другое)
Конкистадоры
Гонсало Хименес де Кесада | Николаус Федерман
Губернаторы
События
п ? в ? р Флаг Империи Инков Инки
Предыстория
Несколько | моль | Тиуанако | Уари
Регионы
Королевство Куско | Антисуйу | Кунтисуйу | Кольасуйу | Чинчайсуйу
Города
Вилькабамба | Вилькасуаман | Виткос | Гран-Пахатен | Ингапирка | Инкальяхта | Инкауаси (Аякучо) | Инкауасы (Канье) | Кахамарка | Кито | Кориуайрачина | Кота-Кока | Куско | Куелап | Льяванту | Льяктапата | Мачу-Пикчу | Мора | Ольянтайтамбо | Пайтити | Пайхан | Паккаритампу | Пачакамак | Писак | Потоси | Пука-Пукара | Пума Пунку | Ракчи | Саксайуаман | Тамбо-Колорадо | Тамбомачай | Тарауаси | Типон | Тиуанако | Тукуме | Тумебамба | Уаманмарка | Уиньяй-Уайна | Учкус-Инканьян | Учуй-Коско | Чинчеро | Чокекирао | Шинкаль | Юкай
Правители
Сапа Инка | Манко Капак | Синчи Рока | Лека Юпанки | имейте Капак | Капак Юпанки | Инка Рока | Йауар Вакак | Виракоча | Пачакутек | Тупак Инка Юпанки | Вайна Капак | Уаскар | Атауальпа | Манко Инка Юпанки | сайры Тупак | Диего де Кастро Тито Куси Юпанки | Тупак Амару I
Другие персоналии
Руминьяви | Кура Окльо
Соперники, соседи, завоевания
Каньяр | Колья | покрытий | Сикан | Тастиль | Чанка | Чачапойя | Чиму | Чинча
Войско, оружие
Армия инков | Оружие | Полководцы | Тактика
Общество, семья, экономика
Инкской право | Экономика | Семья | Община | Дороги | Водная | Мосты | Торговля | Почта (Часкы) | Земледелие | Скотоводство | Керамика | Кипукамайокы
Мифология и религия
Религия инков | Мифология инков | Амаруканча | Апу | Виракоча | Инте | Кай Пача | Кориканча | Мама Килья | Кавильяке | Пача Камак | Пачамама | Супа | Уака | Уку Пача | Ханан Пача | Ванакаури
Язык, писеменисть
Аймара | Капак Сими | Кечуа | Кипу | Токапу | Кэроу | Пукина | Ура (народ) | Рукопись из Варочири | Сообщение кипукамайокив | Тетрадь Бласа Валера | Хроники Монтесиноса
Символика
Випала | Чакан
Науки, философия
Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Система координат | Система счета, мер и весов инков | тупую | Юпана
Культура, искусства, литература
Музыка | Кена | Тарка | Флейта Пана | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Апу-Ольянтай | Уткха-Павкар | Суримана | Скульптура | Архитектура | Живопись | Ткачество | Настольные
Разное (быт, личности, другое)
Айлью | Курако | Кухня инков | Мате | Лапачо | Мита | Пукара | Чульпа | Чакир | Кока | Лама | Гуанако | Викуньи | Альпака | Бальса | Картофель | Кукуруза | Киноа | Арракача | Красный перец | Чайот | Авокадо | Угни | Перуанский перец | Морская свинка
п ? в ? р Испанское завоевание инков
Конкистадоры
Алежу Гарсия | Франсиско Писарро | Агирре | Алонсо де Альварадо | Педро де Альварадо | Альмагро-старший | Альмагро-младший | Андагоя | Вальдивия | Белалькасар | Виягра | Кандия | Ладрильеро | Орельяна | Гонсало Писарро | Хуан Писарро | Эрнандо Писарро | Рохас | Сото
Хронисты, историки, лингвисты
Диего де Авенданьо | Фернандо Авенданьо | Авила | Агирре | Агуадо | Акоста | Кристобаль де Акунья | Франсиско де Акунья | Алиага | Альбенино | Андагоя | Анонимный иезуит | Антекера-и-Кастро | Арриага | Айянс | Арсанс где Орсуа-и-Вела | Бальбоа | Бандера | Бельо Гайос | Бельтран-и-Роспиде | Бенцони | Бетансос | Блас Валера | Бордон | Борреган | Бертонио | Вальверде | Веласко | Васкес де Эспиноса | Гарджия | Гарсиласо де ла Вега | Джиан-Ринальдо Карли | Диас де Гусман | Диес де Сан-Мигель | Гомара | Гонсалес де Куэнка | Гусман | Гутьеррес де Санта Клара | Кабеса где Вака | Каланча | Кальви где Эстрелья | Капоче | Каравантес | Карденас | Кардьель | Кастро Титу Куси Юпанки | Кипу-камайокы | Кобо | Контрерас-и-Вальверде | Кордоба | Кумис | Лас Касас | Лисаррага | Педро Мартир | Матьенсо | Мачука | Мена | Меркадо де Пеньялоса | Мессия Венегас | Мирамонтес | Могровехо | Молина | Молина "Чилиец" | Монтесинос | стены | Овандо | Овьедо-и-Вальдес | Окампо | оканье | Олива | Ольгин | Ордоньес | Оре | Орсуа | Ортигера | Ортис де Суньига | Рикардо | Пальас | Господин | Пачакути ямки | Пигафетта | Пинелли | Педро Писарро | Писарро-и-Орельяна | Поло где Ондегарде | Понсе де Леон | Ортегон | Рамирес | Рамос Гавилан | Рибера | Ривера | Роман-и-Самора | Руис | Руис де Монтоя | Пома где Айяла | Салинес-и-Кордоба | Саманос | Сантильан | Санчо | Саравиа | Сарате | Сармьенто де Гамбоа | Серда | Симон | Сьеса де Леон | Солорсано-и-Перейра | Трухильо | Тупак Амару | Ульоа | Фалькон | Фернандес де Паленсия | Фрезьер | Фуэнте | Херес | Хорхе Хуан | Егилус | Еностроса | Эррера
Губернаторы
Франсиско Писарро | Вака де Кастро | Диего де Альмагро Младший | Гонсало Писарро | Нуньес Вела | ла Гаске | Антонио де Мендоса | Браво где Саравиа | Уртадо де Мендоса | Лопес де Суньига | Сааведра | Гарсия де Кастро | Толедо | Гарсия Уртадо де Мендоса
События
Испанское завоевание инков | Битва при Кахамарке | Выкуп Атавальпа | Комната выкупа | Сокровища в Льянханатес | Открытие реки Амазонок | Поиски Эльдорадо | Казнь Тупака Амару | Поиски Пайтити
Исторические источники, литература
Завоевание Перу, что называется Новая Кастилия (1534) | Грамота Франсиско Писарро о енкомьенду для Диего Мальдонадо (1539) | Сообщение кипукамайокив (1542) | Хроника Перу (1553, 1554) | Доклад об исхождении правления, что было в Ингив (1557) | Завещание Инки сайры Тупака (1558) | Доклад Гарс Диес де Сан-Мигеля (1567) | Документы Диего де Кастро Титу Куси Юпанки (1565 -1570) | Доклад о сказания и обряды инков (1575) | Письмо о знаках, которые использовали индейцы до завоевания (1589) | Апу-Ольянтай (XVI в.?) | Уткха-Павкар (XVI в.?) | Рукопись из Варочири (1608) | Тетрадь Бласа Валера (1618) | Хроники Монтесиноса (1642-1644) | Суримана (?)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам