Надо Знать

добавить знаний



Культурология



План:


Введение

Культурология - наука, изучающая культуру как целостность, систему, как синтез знаний о сущности и закономерности ее существования и развития, значение культуры для человечества, способы ее познания, а также различные, весьма специфические сферы культурной жизни, примерные формы и нормы [1]. Рожденная в широком многоаспектному диалоге на пересечении философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религиоведения, социологии культуры и искусствоведения, культурология стала системой знаний о сущности, закономерностях существования и развития, человеческое значение и способы познания культуры.

Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуру, в рамках которых исследуются определенные феномены культуры. Таким образом, культурология относится к социогуманитарных наук, хотя активно использует как методы естественных наук, так и специальные методы исследования в социальной сфере. Специфика культурологии заключается именно в ее интегративном характере, ориентированных на бытия и деятельности человека и общества как целостных феноменов.


1. Название дисциплины

Термин "культурология" в 1909 г. предложил немецкий философ и физик В. Освальд, который обнаружил разницу между культурологией и социологией, а также использовал этот термин для описания специфических явлений, которым является культура как феномен сугубо человеческой деятельности. В 1939 г. американский философ Лесли Уайт ввел этот термин в контекст антропологических исследований культуру, его труда "Наука о культуре" (1949 г.) [2], способствовала выделению культурологии в самостоятельную науку [3].

Термин получил распространение в странах Восточной Европы, зато в англоязычных странах соответствующая дисциплина называется Cultural studies, а в немецкоязычных - Kulturwissenschaft. Феномен культуры в этих странах понимается преимущественно в социально - этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.

В Украину культурология как обязательная учебная дисциплина была выделена в 2003 году. Зато ВАК не выделяет специальности культурология [4], однако культурологи имеют возможность получать научную степень по специальности 17.00.01 - "история и теория культуры", имеет три направления - искусствоведение, философские и исторические науки (соответственно научную степень приобретается по искусствоведению, исторических или философских наук).


2. Предмет культурологии

Определение предмета культурологии является актуальной проблемой современной науки [5]. В современных учебных пособиях по культурологии в качестве предмета культурологии рассматриваются смыслы, воплощенные в результатах культурной деятельности человечества [6], исторический и социальный опыт человека [7], а также сами исследования феномена культуры [8]. Нечеткость предмета культурологии и различные версии ее определения обусловлены сложностью и многообразием реальности культуры [9]



3. Основные задачи

Основные задачи культурологии:

  1. анализ культуры как системы культурных феноменов;
  2. выявления ментального содержания культуры;
  3. исследование типологии культуры;
  4. решения проблем социокультурной динамики;
  5. изучение культурных кодов и коммуникаций.

4. Сущность культуры

Культура всегда интересовала философов, социологов, психологов, историков как феномен общественной жизни, раскрывает особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных формах жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура), а также как способ жизнедеятельности человека, коллектива и общества в целом. Без мира культуры трудно себе представить мир личности. К культуре в целом относится широкий диапазон человеческих чувств и мыслей от поиска смысла жизни к эстетике. [10]

Уже в древних мифах есть попытка ответить на вопрос о начале культурной истории человечества. В легендах и мифах каждого народа есть легендарные герои, которые учат людей овладению культурными достижениями. Например, Прометей научил людей пользоваться огнем. Гермес - изготавливать орудия, обрабатывать металлы. Характерно, что судьба культурного мифологического героя почти всегда состояла трагически. Прометей нарушил волю богов и выдал их секреты людям, за что Зевс приковал его к скалы и обрек на страшные муки. Эволюция природы и человека, как особого вида в природе, является исходным моментом культурной истории человечества. Тот или иной достигнутый уровень культуры человечества определяет каждый раз заново "окультуривание" каждого родившегося человека, в результате чего в конце концов происходит окультуривание человеческой природы.

Элементы человеческой природы представляют собой единство природного и социального, или природного и окультуренной. Например, физическое тело человека представляет собой не только природное образование, а еще и следствие многовековой трудовой, т.е. культурной деятельности. Даже несмотря на то, что физическое тело человека со временем практически не изменилось, рука современного человека существенно отличается своими умениями от руки первобытного человека. Потребовались века развития культуры, чтобы рука современного человека смогла научиться изготавливать сложную технику, создавать високодосконали произведения скульптуры, произведения живописи или музыки, высокие достижения воспроизводимых, по словам Энгельса "в картинах Рафаэля, статуях Торвальдсена, музыке Паганини" .

Еще более это касается духовного мира человека, который формируется под влиянием культурной деятельности и в процессе осуществления культурных связей и отношений между людьми. Проблема заключается в том, что каждый родившийся человек должен стать полноценной, ибо она должна не просто унаследовать природные задатки родителей, но и самостоятельно освоить все богатство культурных ценностей.

Одним из существенных моментов культурной истории человечества есть потребности, которые в отличие от потребностей животных способны расти. Рост потребностей и было первым историческим актом, определившим противоречивую культурную историю человечества. Изначально человек и человечество не имели других потребностей, кроме тех, которые начала в нас природа. Это, прежде всего, потребность к самосохранению рода "человек" и отдельного индивида. Но чтобы сохранить себя как вид в природе, человек свои гостиной потребности может удовлетворить только способами принципиально отличными от тех, с помощью которых сохраняют себя животные. Для человека в природе нужна особая пища, жилье, одежда. Поэтому первый культурно-исторический акт был направлен на производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, на производство собственно материальной жизни, или второй природы.

Таким образом, акты человеческой деятельности в соответствии служили удовлетворению естественных потребностей человеческого общества, хотя в целом осуществлялись в форме культурного творчества отдельных индивидов, которая реализовалась в постоянно осуществляемых актах общения людей друг с другом. Культурное творчество людей, таким образом, проявляется сразу в качестве двойного отношения - природного и общественного. Естественное отношение подсказано человеческой деятельности самой природой. Оно заключается в том, что человеку нужно решить вопрос, что делать, чтобы выжить в природе.

Общественная жизнь рождалось в процессе общения индивидуумов и всегда сводилось к тому, чтобы общими усилиями определить, как осуществить ту или иную деятельность. Ответить на этот вопрос индивид сам, ибо природа по поводу этого ничего не подсказала. Таким образом, общественная потребность в труда и индивидуальная потребность в общении обусловили начало культурной истории человечества и органично сочетают человеческих индивидуумов в общественное целое Именно в этом заключается философский смысл культуры. Потребность в труде и общении - это потребность культурной истории человечества, связанной с появлением повседневной задачи, вызванного необходимостью и возможностью самому выбирать свой образ жизни, создавать самого себя и собственный мир культуры - государство, мораль, право, науку, искусство, создавать представление о добро и справедливость, совести и честь, которые рождались только в процессе общения.


4.1. Сущность культуры и основные культурологические парадигмы

Существует много определений культуры. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни. Другие, сужая это понятие, относят к культуре только идеологию, которая должна обслуживать сферу производства. Некоторые культурологи считают, что сегодня существуют более 500 определений культуры. Это объясняется многогранностью феномена и широким применением термина "культура" в конкретных дисциплинах.

Термин "культура" в первоначальном его толковании не обозначают какого-то особого предмета, состояния или содержания. Он был связан с представлениями о действии, усилия, направленные на действие чего-то, и поэтому уживался с определенным дополнением, обозначая всегда культуру чего-то: культуру духа, культуру ума т.д.. Позже культуру стали понимать как "человечность", что выделяет человека из природы, варварского состояния. Культура стала степени, что отличает римлянина от варвара, цивилизованного человека от дикаря, природное от неестественного (искусственного).

Несмотря на разнообразие определений культуры, в них можно выделить синтезируя ядро, объединяющее различные точки зрения. Таким ядром выступает слово "культура" ( лат. cultura - Возделывание, выращивание, уход). Первоначальное это касалось земледельческого труда. В переносном смысле культура - это уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, души и духовная культура (в этом смысле Цицерон говорит уже о лат. cultura animi ) - Культуру души.

Следовательно, культура - есть совокупность материальных и духовных ценностей, отражающих активную творческую деятельность людей в освоении мира, в ходе исторического развития общества.

Специфика культуры как качественной характеристики духовно-практического освоения человеком мира (внешнего и собственного, внутреннего) отражается в том, что она (культура) свидетельствует, в какой мере человек стал для себя и других человеком, как он чувствует и осознает себя таковым. Культура соответственно, в такой же мере, как и труд, делает человека человеком. Но если труд - это единственная социальная субстанция, что создает человека и развивает ее сущностные силы, то культура является единственной социальной мере, демонстрируя, в какой мере человек стал человеком. Иначе говоря, культура есть качественная характеристика развития общества.

Американский философ Мэмфорд считал, что культурная работа была для развития человека важнее чем физический труд. Важнее, чем возделывание земли, было создание тотемных столбов, молитвенно дощечек, ритуальных танцев и песен, выполнения обрядов, т.е. осуществление чисто человеческих действий, которые формировали душу человека.

Анализ сущности культуры, ее места, роли в обществе позволяет выделить основные взаимосвязанные стороны, аспекты культуры:

  1. культура - рожденное обществом, присущее обществу социальное явление, отражающее его качественную характеристику и обогащает духовную жизнь человека;
  2. культура - процесс творческой деятельности человека, направленной на познание окружающего мира и самого человека в этом мире, на получение объективной и достоверной информации о мире, где главную роль играет наука и искусство;
  3. культура призвана помочь человеку не только познать мир и самого себя, но и определить свое место в мире, мировоззренческие установки;
  4. культура включает в себя сущность достигнутых человеком в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, а также соответствующих ценностных ориентаций человека в мире;
  5. культура, создавая необходимые для ориентации человека в мире нормы поведения и оценки, обеспечивает регулирование социальных отношений людей;
  6. культура выступает как мощный фактор формирования человеческих сущностных сил, формирования человека в человеке, превращения ее природных увлечений, потребностей, эмоций в настоящие человеческие. Именно этом ее гуманистическое содержание.

Культурология сравнительно молодая наука. Оформления ее как специфической сферы гуманитарного знания достигает Нового времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вико, И. Гердера и Гегеля.

Большинство культурологов сходятся на том, что в развитии культурологии можно выделить несколько основных теоретических концепций или парадигм более или менее видрефлексованих теоретических и методических положений, на которые опираются культурологические исследования.


4.2. Источник

  • Подольская Е. А., Ростовщик В. Д., Иванова Е. А. Культурология. Учебное пособие: Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 392 с.

5. Библиография

Отечественные учебники
  • Багацкий, Владимир Варламович. Культурология. История и теория культуры ХХ века [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / В. В. Багацкий, Л. И. Кормич. - Изд. 2-е, перераб. и полным. - К.: Кондор, 2007. - 304с., 8 л. ил. - Библиогр.: В конце разделов. - ISBN 966-7982-49-1
  • Безвершук Ж.О. Культурология: ответы на вопросы экзаменационных билетов [Текст] нав.посибник / Ж.О. Безвершук. - М.:, 2010. - 326с. Электронная версия
  • Билык Б.И. Культурология: Учеб. пособие. для студ. высш. уч. закл. / Б. И. Билык, Киевский национальный торгово-экономический ун-т. - М.: Книга, 2004. - 408 с.
  • Бокань, Владимир Андреевич. Культурология [Текст]: учеб. пособие. для студ. высш. уч. закл. / В. А. Бокань; Межрегиональная академия управления персоналом. - К.: МАУП, 2000. - 134 с. - Библиогр.: С. 131-133. - ISBN 966-608-041-9
  • Гиоргадзе, Галина Васильевна. Культурология для высших художественных учебных заведений [Текст]: учеб.-метод. пособие. / Галина Гиоргадзе; Киев. гос. ин-т декор.-пример. искусствоведу. и дизайна им. М. Бойчука. - Л.: ЗУКЦ, 2011. - 135 с. : Ил. - Библиогр.: С. 130-135. - 300 экз. - ISBN 978-966-1518-84-0
  • Гриценко Т. Б. Культурология: учеб. пособие. / Т. Б. Гриценко, С. П. Гриценко, А. Ю. Кондратюк. - К., 2007. - 392 c. Электронный ресурс
  • Гончарук, Татьяна Викторовна. Культурология [Текст]: учеб. пособие. / Т. В. Гончарук; Тернопольская академия народного хозяйства. - М.: Карт-бланш, 2004. - 214 с. - Библиогр.: На началь. тем. - ISBN 966-7952-19-3
  • Культурология: украинская и зарубежная культура [Текст]: учеб. пособие. / М. М. Закович [и др.].. - 3-е изд., Стер. - М.:, 2007. - 567 c. - (Серия "Высшее образование XXI века"). - Библиогр.: В конце ст. - ISBN 966-346-269-8 Электронная версия
  • Корженивський, Анатолий Степанович. Культурология [Текст]: учеб. пособие. / А. С. Корженивський, В. И. Смолинский; Подольская гос. аграрно-техническая академия. Кафедра философии и культурологии. - Каменец-Подольский: Азбука-НОВА, 2002. - 132 с. - Библиогр.: В конце гл. - ISBN 966-8119-09-6
  • Кормич, Людмила Ивановна. Культурология (история и теория мировой культуры XX века) [Текст]: учеб. пособие для студ. высших уч. закл. / Л. И. Кормич, В. В. Багацкий; Одесская национальная юридическая академия. - М.: Одиссей, 2002. - 304 с.: Ил. - Библиогр.: В конце разделов. - ISBN 966-633-144-6
  • Кравец М. С. Культурология: учебник / М. С. Кравец. - Л.: Новый Мир-2000, 2008. - 320 с.
  • Матвеева, Людмила Леонидовна. Культурология [Текст]: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высших уч. закл. / Л. Л. Матвеева. - М.: Просвещение, 2005. - 512 с. - ISBN 966-06-0395-9 Электронный ресурс
  • Матвиенко, Любовь Владленовна. Культурология [Text]: учеб. пособие / Л. В. Матвиенко, Киевский национальный торгово-экономический ун-т. - М.: КНТЭУ, 2007. - 285 с. - Библиогр.: С. 279-281. - ISBN 966-629-261-0
  • Культурология [Текст]: учеб. пособие для студ. высших уч. закл. I-IV уровней аккредитации / М. С. Кравец [и др.].; Общ. ред. В. М. Пича. - Л.: Магнолия плюс, 2003. - 236 с. - (Высшее образование в Украине). - Библиогр.: С. 232-235. - ISBN 966-8340-06-х "Магнолия плюс"
  • Культурология [Текст]: учеб. пособие / Б. А. Парахонский [и др.].; сост. А. И. Погорелый, М. А. Собуцкий, Национальный ун-т "Киево-Могилянская академия". - М.: Издательский дом "КМ Академия", 2003. - 314 с. - Библиогр.: В конце разд. - ISBN 966-518-228-5
  • Культурология: учеб. пособие для студ. Вузов / М. П. Ищенко [и др.]; Черкасский национальный ун-т им. Богдана Хмельницкого. - М.: [б.у.], 2009. - 292 с
  • Культурология: учеб. пособие / Б. Г. Мачульский [и др.].; Государственное высшее учебное заведение "Киевский национальный экономический ун-т им. Вадима Гетьмана". - М.: Финансы, 2007. - 376 с.
  • Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие / Под ред. И.И. Тюрменко, О.Д. Горбуля - Киев: Центр учебной литературы, 2004. - 368 c. Электронная версия
  • Основы культурологии: учебное пособие / Ред. Сандюк Л. А.; Н. В. Щубелка, В. А. ОГЭУ. - Автограф, 2007. - 400 с. Электронная версия
  • Павленко, Александр Павлович. Культурология [Текст]: пособие. для подготов. к экзаменам / О. П. Павленко. - Изд. 4-е, стер. - М.: Паливода А.В. [вид.], 2010. - 175 с. - (Библиотечка студента). - Библиогр.: С. 174-175. - 500 экз. - ISBN 978-966-437-185-5
  • Подольская, Елизавета Ананьевна. Культурология [Текст]: учеб. пособие. для студ. высших уч. закл. / Е. А. Подольская, В. Д. Ростовщик, Национальный фармацевтический ун-т. - М.: Издательство НФаУ: Золотые страницы, 2003. - 247 с.: Ил., Табл. - Библиогр.: С. 244-245. - ISBN 966-615-173-1. - ISBN 966-8494-09-1
  • Сандюк Л.А.
  • Стеценко, Валерий. Культурология (учебная программа и главное содержание нормативного курса) [Текст]: учеб. пособие. / В. Стеценко, Л. Питусь, Львовский национальный ун-т им. Ивана Франко. Философский факультет. - Л.: ВЦ ЛНУ им. Ивана Франко, 2006. - 284 с. - Библиогр.: С. 262-281


Иностранные учебники
  • (Рус.) Гуревич П.С. Культурология. - М., 1999.
  • (Рус.) Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. - СПб., 1997.
  • (Рус.) Культурология XX век. Словарь / Под редакцией С. Я. Левит - СПб.: Университетская книга, 1997.
  • (Рус.) Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под редакцией профессора А. Н. Марковой. - М., 2002.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам