Франсуа Куперен. Портрет работы неизвестного автора

Франсуа Куперен (Fran?ois Couperin, 10 ноября 1668 - 11 сентября 1733) - французский композитор, органист и клавесинист, представитель семьи, дали Франции несколько поколений музыкантов.

Музыкой начал заниматься под руководством отца, Шарля Куперена, после смерти которого в 1685 году занял должность органиста церкви Сен Жерве в Париже. Через восемь лет признанием его высокого мастерства стало приглашение служить придворным органистом. Начиная с 1703 года он стал также придворным клавесинист.

В 1730 году Куперен вышел в отставку, а место придворного клавесиниста заняла его дочь Маргарита Антуанетта.

Музыкальный стиль Куперена сформировался главным образом в традициях французской школы клавесинистов и стала вершиной клавирных искусства Франции барочной эпохи. Творческое наследие Ф.Куперена насчитывает более 250 пьес для клавесина, большинство из которых вошли в сборники 1713, 1717, 1722 и 1730.

Пьесы Куперена в большинстве монообразни, но их целостность и характерность базируются, в отличие от композиционных принципов итальянских инструментальных циклов и итальянской оперы, не на выделении круга типичных образов, а на нюансировке тех или иных характерных образных штрихов, в некоторой степени свойственно эстетике рококо . Большинство пьес имеют программные заголовки, как: "Камыши", "Бабочки", "сборщицы винограда", "Жницы", "Испанка", "Кокетливая", "Желание", "Верность" и др..

По сравнению с предшественниками Куперен много шире пользуется возможностями клавесина, свободно распоряжается звучность во всем его диапазоне, двумя мануалами большого инструмента (на них специально рассчитаны пьесы "croisee", т.е. с перекрещивания), всесторонне разрабатывает клавесинову фактуру, активизирует голосоведения (при определяющем смысле гомофонного состава), усиливает общую динамику внутри пьесы, значительную уделяет внимание орнаментике. Свой опыт Ф.Куперен обобщил в трактате "Искусство игры на клавесине" ( фр. "L art de toucher le clavecin" , 1716).

Кроме клавесина, Куперен также уделял большое внимание камерному ансамблю. Им написаны в 1714-1715 годах два цикла концертов для камерных составов: "Королевские концерты" (4) и "Новые концерты" (или "примирения вкусы", 10). В предисловиях к этим произведениям Куперен сообщал, что они созданы для маленьких камерных концертов при дворе и выполнялись там известными музыкантами (сам он играл на клавесине). В состав ансамбля входили: скрипка, флейта, гобой, басовая виола и фагот. По характеру музыки эти концерты, однако, подобные пьес для клавесина. Композиционно они составляют сюиту, их части снабжены программными названиями по аналогии с теми, которые встречаются в клавесинових ordres.

Вокальные произведения в Куперена немногочисленны. Самые известные из них - "Trois lerons de Tenebres" (1715) песнопения для одного и двух голосов, связанные с богослужениями на страстной неделе.


Источники и ссылки