Курбас Степан Филиппович

Степан Филиппович Курбас (известный как Степан Янович * 28 октября 1862, село Куропатники, сейчас Бережанского района Тернопольской области - ? 10 сентября 1908, село Старый Скалат, ныне Пидволочиского района Тернопольской области) - украинский актер разнообразного плана, режиссер и певец ( тенор). В 1884-1898 годах работал актером в театре "Русской беседы" (от 1891 также режиссер).

Муж актрисы Ванды Яновичевои, отец режиссера Леся Курбаса.


1. Биография

1.1. Родовид

Степан Филиппович Курбас родился 28 октября 1862 года в селе Куропатники (ныне Бережанского района Тернопольской области).

Семья Курбасов происходила из Литвы. Степанов дед Ян Курбас пришел к Галиции в 1820-х годах и был управляющим барского имения на Бережанщине. 1836 у него родился единственный сын Филипп (Степанов отец), который выучился на священника. Сначала был священником в Куропатниках. Осенью 1877 году он получил новую приход и до конца жизни служил Богу в Старом Скалате (ныне село Пидволочиского района Тернопольской области). Умер Филипп Курбас 1914 года.

Кроме Степана, Филипп Курбас имел еще трех сыновей. Старейший из них - Николай - стал священником, жил в городке Городок, затем в селах Прикарпатья Велдиж (ныне Шевченково Долинского района Ивано-Франковской области) и Илемня (ныне Рожнятовского района той же области). Зиновий был на два года моложе Степана (родился в 1864 году), умер 18-летним в Старом Скалате. Самый Роман (родился в 1883 году) работал адвокатом в Стрые [1].

Мать Степана Курбаса - Осипа Григорьевна Алескевич - привила сыну любовь к живописи и музыки. Юный Степан много читал, увлекался игрой на рояле. Учась в Бережанской гимназии, принимал активное участие в концертах, вечерах, студенческом драматическом кружке, пел в хоре, исполнял сольные номера (имел приятный тенор).


1.2. Театр "Русской беседы"

1884 покинул последний класс гимназии и стал актером театра "Русская Беседа". Известие о том, что Степан - "бродячий комедиант" (так тогда иронически называли артистов передвижных театров), крайне раздражали его отца Филиппа, отрекся сына. Но даже это не остановило Степана, твердо решил посвятить себя служению родной культуре, хотя осознавал, какой трудной будет служба в галицкой Мельпомены.

Ванда Яновичева

В январе 1885 в труппу театра "Русская беседа" приняли 17-летнюю Ванду Тейхман с Черновцов, которая вопреки воле родителей решила посвятить себя драматическому искусству. 1886 Ванда и Степан обвенчались без родительского благословения.

Сценические успехи Степана умножались почти ежедневно, особенно в лирико-героических ролях. Время приносил значительные удачи - хорошо сыграны основные роли в пьесах Ивана Тобилевича, Ивана Франко, Панаса Мирного, Марка Кропивницкого, Михаила Старицкого т.п.. Он успешно пел в операх "Вечерницы", "Недоросль", "Утопленница", "Цыганский барон".

Степан Янович в год рождения Леся Курбаса уже имел в своем репертуаре двадцать ролей, из них - десять партий в музыкальных спектаклях. Участвовал почти в каждой пьесе, за короткое время стал сложившимся актером.

1890 "Русская беседа" предложила Янович стать режиссером, взяться за постановку спектаклей. Степан Филиппович понимал, что ему не хватает профессионального образования или хотя бы практики под руководством солидного мастера театрального дела. Он добился от руководства "Русской беседы" субсидии и 1891 поехал на полугодовую стажировку в Надднепрянское Украины. Там тяжкие работы Марка Кропивницкого, других режиссеров. В Галичину Янович вернулся страстным последователем реалистических традиций Кропивницкого.

Первые режиссерские работы Яновича не имели успеха, за что справедливо упрекала театральная критика. 1891 году в открытом письме к общественности Степан Филиппович объяснил причины своих творческих неудач в постановке отдельных спектаклей. Он видел их в сложных материальных условиях, в которых пришлось работать украинский театр, лишенный части дотации. Кроме того, труппу покинуло несколько ведущих актеров и музыкантов.

Позже к Яновича пришел успех, и он показал себя как талантливый и культурный режиссер.

1893 Степан Янович перешел из очередного режиссера на должность главного режиссера "Беседы". Был очень требователен к себе и других мастеров.

1893 Иван Франко в статье "Русский театр" писал о девятилетний творческий путь Яновича: "Главной силой украинской сцены является Янович ... Янович - это для украинской сцены на Галичине очень полезная сила ... "

16 ноября 1893 года Степан Янович стал первым исполнителем роли Михаила Гурмана в пьесе Ивана Франко "Украденное счастье".

Актерская семья Яновичей жила очень бедно, не вылезала из долгов. Ее ежедневное соревнования с трудностями периода социального и национального гнета в Галичине было большим героизмом и патриотической самопожертвованием ради родной сцены.

Кроме того, семья пережила немало трагедий - умерли в детстве два сына, а затем семнадцатилетняя дочь. Нервное перенапряжение, тяжелые переживания и физическая усталость быстро дали о себе знать.

1896 во время гастролей в Тернополе Степан Янович тяжело заболел. Болезнь прогрессировала, истощала, все больше ломала его.


1.3. Последние театральные года

1897 Степана Яновича и актера Полищука назначили директорами театра "Русской беседы". Между новой дирекцией и старым бюрократическим руководством "Русской беседы" возник конфликт. Янович и Полищук с группой единомышленников вышли из труппы. В январе 1898 Степан Янович и актер и режиссер Кость Подвысоцкий основали собственную труппу. Однако вскоре она распалась.

Мечта Яновича создать новый театр не сбылась. Постоянные нищета, моральный гнет привели к тому, что в расцвете творческих сил актер тяжело заболел. Жена утверждает, что ему нужен отдых. Яновичи покидают сцену и едут в Степановых родителей в Старый Скалат.

Лесь и Нестор Курбасы

Но в доме отца Степан Филиппович не находит покоя. Уже весной 1898, оставив детей в Старом Скалате, Степан Янович с женой и актерами Константином Подвысоцким и С. Подвысоцким едет в Каменец-Подольский. Там он работает в Летнем театре, который располагался в Старом городе на Старом бульваре.

В августе 1898 Степан Филиппович из Каменца-Подольского написал письмо в "Русскую беседу" с просьбой снова взять его в труппу:

"... Заканчиваются каникулы, и я должен решить, как мне быть дальше с детьми, что делать. Не говорю уже о том, что не могу без родной сцены, без родного языка, хочу вернуться домой. Вот и спрашиваю Найсвитлийший Отдел:" Нужны Найсвитлийшому Отдела наши с женой услуги? .. "Я со своей стороны жертвую своим успехом, играя с крупными украинскими артистами. Есть у меня декорации стоимостью 600 злотых, кое-что из новых пьес, - считаю, что мои услуги не повредят нашей публике, потому совесть моя чиста ... Пусть показывают на меня пальцем те, кто лишил меня ни за что ни про что всего дорогого: чести, доброго имени и, наконец, последние деньги, принадлежащих уже не мне, а моим детям. Надеюсь, что Светлейший Отдел за мою пятнадцатилетнюю работу (почти бескорыстную!) ответит на мою просьбу положительно ... "

Однако руководство "Русской беседы" не хотело слышать даже имени Яновича.

Истощенный и больной Янович в июне 1899 добирается из Каменец-Подольского в городок Толстое у Залещиков, где тогда гастролировали львовяне. Здесь он встретился с членом управы театра Николаем Заячкивська. Тот выслушал исповедь Яновича и пообещал похлопотать за него перед руководством "Русской беседы". Заячкивский также посоветовал Степану Филипповичу сначала подлечиться, дал ему на это деньги.

Янович едет лечиться в Львов, ложится там в больницу. Конце 1899 он переезжает в Перемышль, где перебивается случайными заработками. Когда его здоровье улучшилось, он написал Николаю Заячкивська письмо, в котором вновь поведал о своем трагическом жизни и тоску по театру. В письме он просил принять его в труппу условно и проверить его умения и физическое состояние в качестве Михаила Гурмана в "Украденное счастье".

Время сбегал. Переписка продолжалась. Только в конце 1900 года, когда директором театра был врач Иван Гриневецкий, Яновичи вернулись в труппу [2]. Но участие Яновичей в работе театра оказалась эпизодической. Болезнь прогрессировала, физически истощала Степана Яновича, поэтому он вынужден был навсегда проститься с мыслью о возвращении на сцену.

Актриса Анна Юрчакова вспоминала, как осенью 1900 года в театре заговорили о том, что на сцену возвращается талантливый актер Степан Янович с женой. В ее памяти сохранился его последнее выступление на сцене театра в Львове. Лебединой песней Степана Яновича стала роль Ивана в "Черноморце" Михаила Старицкого. Анна Юрчакова писала: "Я, совсем еще юная тогда актриса, присматривалась, как ведущая роль этот актер, о котором в театре так хорошо говорили. Помню, Янович был ниже ростом, чем его сын Лесь. Был он на сцене очень естественным, обладал удивительным даром перевоплощения ".


1.4. Болезнь и смерть

Могилы Филиппа Степана Курбасов в Старом Скалате

После 1900 Степан Янович жил в селе Старый Скалат в доме своего отца Филиппа Ивановича Курбаса - настоятеля местной церкви.

Фома Водяной, товарищ Леся Курбаса, вспоминал:

"Как Янович переносицы к Старому Скалата, он уже был болен. Пьянка стала для него органической потребностью. Когда он совсем ничего не пил, приходил нападение, им трясло, он тратил сознание, падал, где стоял, и очень страдал. Мать Леся часто сама посылала ему по водку, чтобы не видеть его мучений. А что ему не давали денег, он выносил из дома что попало, или продавал с себя щолипше. Когда я впервые увидел его, он произвел на меня жуткое впечатление: был небрит, нечесаный, и одежда на нем был, возможно, найдранливиший, и рубашка, хоть и чистая, но заплатах, такие же ботинки. Увидев это, я понял, почему Лесь никогда не рассказывал об отце, никогда не вспомнил его ни словом. Наконец, когда был в "нормальном" состоянии, т.е. не выпил слишком много или ничего, тогда был совсем больной, но этого не видно по нему. Он говорил и шутил, как нормальный и высокообразованный человек, каким был на самом деле ".

10 сентября 1908 года Степан Янович умер в Старом Скалате. Похоронили его на кладбище возле церкви.


1.5. Память

Музей-усадьба Курбасов в Старом Скалате

Дом, в котором последние годы жил Степан Янович, хорошо сохранился до наших дней. На нем установлены две мемориальные доски: в честь Степана Филипповича и его сына Леся Курбаса. Здесь 19 февраля 1987 года, накануне 100-летия со дня рождения Леся Курбаса, по определению ЮНЕСКО открыто его музей-усадьба.


2. Роли

Главные роли:

  • Михаил Гурман, Качуркевич, Хоростиль ("Украденное счастье", "Рябина", "Учитель" Ивана Франко),
  • Василий ("Лимаривна" Панаса Мирного),
  • Игнат ("Несчастная" Ивана Карпенко-Карого),
  • Олег, Ярополк (одноименные трагедии Корнила Устияновича)
  • Карл Моор ("Разбойники" Й.-Ф. Шиллера) и др..

В оперном репертуаре выполнял тенору партии:

Режиссура спектаклей:


Примечания

  1. Рукопись. - Т. 1. - М., 2004. - С. 270.
  2. Дело. - 1900. - № 268.

Литература