Надо Знать

добавить знаний



Куросава Акира


Akira Kurosawa directing (cropped). Jpg

План:


Введение

Внимание! Этот термин также другие значения. Смотрите Куросава

Куросава Акира ( яп. 黒 泽 明, くろさわ あきら ; 23 марта 1910 - 6 сентября 1998) - японский сценарист, кинорежиссер и директор периода Сева. Один из крупнейших мастеров японского кино наряду с Оцу Ясудзиро, Мидзогути Кэндзи и Нарусе Микио [1]. Почетный житель Токио.


1. Биография

1.1. Ранние годы

Куросава Акира родился 23 марта 1910 года в городке й уезда Эбара префектуры Токио [2]. Он был самым молодым в восьмидитний семьи 45-летнего Куросавы Исаму и его жены, 40-летней Симы. Отец парня, бывший военный с префектуры Акита, работал в школе учителем физкультуры и был директором Общества школьной физкультуры Японии. Среди трех братьев Акиры старший уже вырос, имел свою семью и работал адвокатом. Другой старший брат умер до рождения мальчика. Так же одна из четырех сестер была уже замужем, а другая умерла от болезни, когда Акира было 10 лет.

В раннем детстве Куросава Акира обнаружил склонность к занятию искусством. Вершиной его достижений в этой области была написанная им картина "Сейбуцу", принятая на выставку "Ника-тен" в 1928. Не сумев поступить в колледж, Куросава, когда ему было уже за 20 лет, решил заняться кино, начав работать ассистентом режиссера Кадзиро Ямамото на престижной японской кинофирм PCL "Фото кемикл ЛАБОРАТОРИЗ" (впоследствии известной как "Toho Studios").


1.2. Первые фильмы

Через семь лет работы ассистентом режиссера Куросава впервые получил возможность принять участие в создании фильма более основательно - для картины Гений дзюдо 1943 сценарий он написал сам. Фильм рассказывает о развитии дзюдо в стране в конце XIX века а. Потом были еще десять фильмов, в том числе Красивые 1944, Гений дзюдо II 1945 и Пьяный ангел "1948. Это была первая совместная работа Куросавы с молодым актером Мифунэ Тосиро.


1.3. Расемон

Куросава получил международную известность и признание после выхода в 1950 на экран фильма "Расемон" в ролях Тосиро Мифуне и Такаси Симура поставленной по произведениям Рюноскэ Акутагава "Ворота Расемон", снятого в жанре "дзидайгеки" (фильмы о воинах феодальной Японии - самураев). Оценки критиков во всем мире были более чем доброжелательные. Этот фильм, тщательно спланированный и наполненный философским смыслом, перенося зрителя в прошлое и будущее, рассказывает о насилии и убийстве в феодальной Японии с четырех точек зрения. О появлении Куросавы на международном экране было заявлено триумфом этого фильма на кинофестивале в Венеции - получением Гран-При "Золотой Лев" и специальной премии Американской академии киноискусства "Оскар" (1951) за лучший иностранный фильм года.


1.4. Идиот

В 1951 году Куросава снимает второй фильм для японской киностудии Shochiku (первым был фильм "Скандал"). Фильмом стала одноименная японская Киноадаптация романа Федора Достоевского "Идиот". Оригинальная версия фильма должна была состоять из двух частей и длится 265 минут экранного времени. Фильм полностью снимался в студии (в связи с пожеланием режиссера). Но после съемок студия решила, что фильм слишком длинный и заставила режиссера перемонтировать и сократить фильм до 166 минут.

Позже Акира Куросава говорил о фильме:

Из всех фильмов, которые я снимал, чаще всего мне писали об этом ... ... Я хотел сделать "Идиота" задолго до "Расемон". С раннего возраста я полюбил русскую литературу, но я понял, что Достоевский лучший, и я долго думал о том, что можно сделать из этой книги замечательный фильм. Достоевский все еще ​​остается моим любимым писателем, и он единственный - как я считаю - кто правдиво писал о человеческом существовании. [3]


1.5. Жить

В 1952 году Куросава выпускает на экраны философскую драму "Жить". Сюжет рассказывал о токийского бюрократа и его последнюю цель в жизни. Фильм был хорошо принят публикой и критикой и до сих пор остается одним из лучших драматических фильмов в истории. [4] [5] После окончания съемок фильм получил премию "Золотого волка" в 1953 году.

На волне успеха фильма в 2007 году был снят ремейк фильма "Жить" и был показан по телевидению TV Asahi 9 сентября 2007. Действие ремейка была перенесена в 2007 год, а сюжетная линия была изменена.


1.6. Семь самураев

В то время как "Расемон" был проникнут ощущением восточного мистицизма, следующий международный хит - Семь самураев (1954) свидетельствовал о захвате кинорежиссера западным обществом и его культурой. В действительности одним из великих достижений Куросавы в 1950-х годах была разработка стиля создания фильмов, стирающие границу между традициями восточной и западной культур и сочетают элементы высокой и популярной культур. В частности источником вдохновения стала для него западная литература.

Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре "дзидайгеки", причем сделать его одновременно и глубокой по содержанию, и увлекательным по форме. Сначала он хотел сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя до вечера, когда герой должен был сделать ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы. Однако в ходе работы над этим сюжетом он натолкнулся на случай, когда селение, принадлежавшее одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников (строго говоря, таких же ронинов), и решил положить в основу фильма именно его. Во время подготовки к съемкам Куросава написал подробные биографии и описания каждого значительного героя фильма - какую одежду он носит, как говорит, какой еде предпочитает и так далее.


1.7. Я живу в страхе

В 1955 году, после ошеломительного успеха последних фильмов, Куросава снимает антивоенную драму "Я живу в страхе". Сценарий к фильму писал Куросава совместно с Синобу Хасимото, Хидео Огун и Фумио Хаясакой. В главных ролях снялись Такаси Симура и Мифунэ Тосиро, которые до этого неоднократно снимались в Куросавы.

1.8. Трон в крови

Новая картина вышла в 1957 году, историко-философская драма по мотивам "Макбета" Шекспира носила название "Трон в крови". Куросава задумал фильм по мотивам "Макбета" еще в конце 1940-х и планировал снимать его после выхода фильма "Расемон", однако в 1948 вышел в прокат "Макбет" Орсона Уэллса и Куросава решил отложить постановку на несколько лет.

Сюжет фильма не сильно отличается от событийного ряда трагедии Шекспира. Следует отметить, что при этом главный герой Васидзе Такетоки (роль которого исполняет Тосиро Мифунэ) выступает не таким отрицательным персонажем, как Макбет, в то же время его жена Асадзи (которую играет Исудзу Ямада) вызывает негативный эмоции, чем Леди Макбет.

Методы картины были в значительной степени обогащены влиянием японской театральной традиции театра Но, что отразилось как во внешней стилизации, обработке сцен и характеров, так и в актерской игре. Для погружения в образ главных героев Куросава попросил Тосиро Мифунэ и Исудзу Ямада изучить фотографии масок театра Но, отражающие соответствующие архетипы, чтобы актеры почувствовали жизни этих масок и слились с ними в своей игре.


1.9. На дне

В том же году (1957), после выпуска фильма "Трон в крови" Куросава снял одноименную экранизацию пьесы Максима Горького "На дне", действие которой перенесено в Японии эпохи Эдо. Фильм вышел на экраны 17 сентября 1957. Замена реалий царской России на реалии феодальной Японии - практически единственная вольность, которую позволил себе Куросава при переработке пьесы, в противном фильм почти везде дословно верен текста первоисточника. По мнению Дональда Ричи, самым принципиальным новшеством постановки является режиссерская трактовка: Куросава поставил фильм не в трагической, а в гораздо ироничнее интонации, предоставив социальной драме сатирический оттенок.


1.10. Три негодяя тайного форта

После экранизации пьесы Горького, Куросава пишет сценарий и снимает художественный фильм "Три негодяя тайного форта". Фильм стал его первой работой, снятой в широком формате ТохоСкоп, который он использовал в нескольких следующих фильмах.

1.11. Плохие спят спокойно

В 1960 году на экраны выходит одна из самых социально острых фильмов Куросавы - "Плохие спят спокойно". Главную роль молодого человека, мстящего за смерть своего отца, выполняет Тосиро Мифунэ. Молодой человек Коити Ниси стремится отомстить за смерть отца, которого принудил к самоубийству вице-президент крупной земельной компании. Ради того, чтобы посадить в тюрьму соучастников преступления, Ниси использует чужие документы (Ниси - не его настоящее имя), нанимается секретарем в ту же компанию, выходит в доверие к вице-президенту Ивабути и сына Ивабути, даже женится на его дочерью Есико. Сюжет фильма отдаленно напоминает шекспировского "Гамлета". Однако Виктор Распопин пишет, что фильм выворачивает "шекспировского проблематику наизнанку, ибо сила Гамлета - в его слабости, а сила Ниси - в злости, пока она у него не иссякла".


1.12. Телохранитель

Действие фильма "Телохранитель", снятого Куросавой в 1961 году, происходит в Японии в середине XIX века, незадолго до реставрации Мэйдзи. В маленьком городке два бандитских клана терроризируют местных жителей. Бродяга-самурай (ронин), представившийся как Кувабатаке Сандзюро (его играет Тосиро Мифунэ), с помощью меча и интриги сталкивает обе банды и заставляет их уничтожить друг друга. Спокойствие в городке восстановлено, и самурай покидает его. Сюжет фильма является адаптацией двух детективных романов Дешиела Хэммет: "Стеклянный ключ" (1931; существует одноименная экранизация) и "Кровавая жатва" (1929).

Спагетти-вестерн Серджио Леоне "За пригоршню долларов" (1964) повторяет сюжет "Телохранителя". Кроме сюжета, Леоне позаимствовал у Куросавы многие приемы съемки. В результате судебного иска за нарушение авторских прав создатели римейка были вынуждены выплатить Куросаву 100 тыс. долларов и 15% сборов от проката фильма, а также уступить права на прокат в Японии, Южной Корее и на Тайване. Фильм "Герой-одиночка" с Брюсом Уиллисом в главной роли также повторяет сюжет "Телохранителя", но адаптированный под гангстерский боевик времен "сухого закона".


1.13. Отважный самурай

"Отважный самурай" - фильм производства 1962 года, режиссером выступил Акира Куросава, который утвердил себя в предыдущих своих фильмах. Тосиро Мифунэ играет видавшего самурая, который приходит на помощь группе молодых, напористых, но в то же время неуверенных в себе воинов. Он помогает подавить злобу и противоречия в их собственном клане и тем самым меняет их устоявшиеся представления о настоящих самураев.

1.14. Экранизации

В результате захвата Куросавы литературой он снял несколько фильмов по романам: Дешила Хаммета "Красная жатва" ( "Телохранитель", 1961), Достоевского "Идиот" (1951), пьесе Горького "На дне" (1957), трагедий Шекспира "Макбет" и "Король Лир", что послужило толчком для создания фильмов о самураях ?Трон в крови" (1957) и "Ран" (1985)

1.15. Тяжелые времена

Прославившись на Западе как мастер композиции и развития сюжета, Куросава однако не был столь же высоко почитаемым в своей родной стране. Самое тяжелое время наступило для него в начале 1970-х годов, когда после трудностей с финансированием его проектов и провала фильма "Под стук трамвайных колес" (1970) он попытался покончить с собой. Несмотря на то, что "Под стук трамвайных колес" был первым цветным фильмом Куросавы, в советский прокат он был выпущен черно-белым и сокращенным на 40 минут.

1.16. Дерсу Узала

Фильм Дерсу Узала, снятый в 1974 на студии "Мосфильм" при участии Советского Союза, удостоенный главного приза на московском кинофестивале в 1975 году и премии "Оскар" Академии кинематографических искусств и наук.

1.17. Последние фильмы

С этого времени новые фильмы Куросавы выходили с большими перерывами, но принимались очень хорошо: Тень воина (1980) и Смута (1985) были эффектными самурайскими эпопеями, в то время как в его более поздние произведения, Сны (1990) и Августовская рапсодия (1991) были фильмами скорее личного характера.

1.18. Еще нет

В 1993 Куросава снял свой ​​последний фильм - Еще нет. Фильм переносил зрителя во времена второй мировой войны и рассказывал о нравственной ответственности и связь поколений. Сюжет фильма основан на жизни японского академика и писателя Хяккена Утида (1889-1971) и завязан на отношениях студентов и бывшего учителя. Учитель отойдя от дел начинает писать книги, но терпит череду неудач, из которых ему помогают выбраться его бывшие студенты, в результате в честь их бывшего учителя все ученики ввели традицию - ежегодно отмечать праздник "Еще нет" на день рождения старого.

Основная заслуга Акиры Куросавы заключается в том, что он сблизил в искусстве кино традиции Востока и Запада и оставил после себя уникальное кинематографическое наследие. В 1994 году Куросава был удостоен премии Киото.


1.19. Смерть

Куросава скончался 6 сентября 1998 от инсульта в токийском районе Сэтагая, в возрасте 88 лет.

Последней работой Куросавы был сценарий к фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми, "После дождя", в этом проекте Акира Куросава выступал и как продюсер. Сценарий был основан на одноименной короткой повести Сюгоро Ямамото.

2. Культурное влияние

Фильмы Куросавы также оказали огромное влияние на западное кино, особенно на истинно американский жанр - вестерн. Например, американский фильм "Великолепная семерка" ( англ. The Magnificent Seven ), В которой снимались многие звезды мирового кино, был переработкой "Семи самураев", а первый итальянский вестерн Серджио Леоне, созданный при сотрудничестве с Клинтом Иствудом, "За пригоршню долларов" был не только сделан на основе "Телохранителя", но порой просто кадр за кадром повторял его. Даже фильмы 1990-х годов, рассказывающие о периоде Великой депрессии и гангстеров, такие как "Перекресток Миллера" (Miller `s Crossing) и" Герой-одиночка ", созданные на основе произведений Д. Хаммета, порой напоминают о том, что визуальным воздействием, структурой и тематикой они обязаны оригинальному фильму японского режиссера. В 1964 шедевр Куросавы "Расемон" был взят за основу для голливудского фильма "Надругательство". В поздние годы жизни Куросава дружил с такими американскими кинодеятелями, как Мартин Скорсезе, который сыграл Винсента ван Гога в его фильме "Сны Акиры Куросавы", и Стивен Спилберг. В 1985 году Андрей Кончаловский снял фильм "Поезд-беглец" по сценарию Куросавы.


3. Фильмография

Год Название Оригинальное название Транслитерация
1943 Сугата Сансиро 姿 三四郎 Сугата Сансиро:
1944 Красивые 一番 美しく Ибаны уцукусики
1945 Гений дзюдо II 续 姿 三四郎 Дзоку Сугата Сансиро:
Идущие за хвостом тигра 虎の尾 を 踏む 男 達 Тора но о о фуму отоко-тати
1946 Творящие завтрашний день
Без скорби о нашей юности わが 青春 に 悔 なし Вес сейсюн ни куйнаси
1947 Одна Прекрасное воскресенье 素晴らしき日曜日 Субарасики нитийо: би
1948 Пьяный ангел 酔いどれ 天使 Йоидоре Тэнсе
1949 Тихий поединок 静か なる 決闘 Сидзуканару Кэтти:
Дикая собака 野 良 犬 Нора ину
1950 Скандал 丑闻 Сукяндару
Расемон 罗 生 门 Рась: мон
1951 Идиот 白痴 Хакути
1952 Жить 生きる Икиру
1954 Семь самураев 七人の侍 Ситинин но самурай
1955 Я живу в страхе 生きもの の 記録 Икимоно но корок
1957 Трон в крови 蜘蛛 巣 城 Кума но судзьо:
На дне どん底 Дондзоко
1958 Три негодяя тайного форта 隠し 砦 の 三 悪人 Какус ториде но сан Акунин
1960 Плохие спят спокойно 悪い 奴 ほど よく 眠る Вара яцу походкой йоку Немур
1961 Телохранитель 用心 棒 Йо: дзимбо:
1962 Отважный самурай 椿 三十 郎 Цубаки Сандзе: ро:
1963 Рай и ад 天国 と 地獄 Тенгоку то Дзигоку
1965 Красная борода 赤ひげ Акахиге
1970 Под стук трамвайных колес ど です か でん Додесукаден
1975 Дерсу Узала デルス ? ウザーラ Карабкаюсь Удза: ра
1980 Тень воина 影武者 Кагемуся
1985 Смута Ran
1990 Сны Юме
1991 Августовская рапсодия 八月 の 狂詩曲 Хатигацу но рапусоди:
1993 Еще нет まあだ だ よ Ма: дадайо

4. Награды

Лучший иностранный фильм
1951 Rashōmon
1975 Dersu Uzala
Academy Honorary Award
1990 Личное достижение
BAFTA Лучшая режиссура
1980 Kagemusha
BAFTA Лучший иностранный фильм
1986 Ran
Лучший иностранный фильм
1981 Kagemusha
Золотой лев - Венецианский кинофестиваль
1951 Расемон
Золотая пальмовая ветвь - Каннский кинофестиваль
1980 Kagemusha


Примечания

  1. 日本 映画 の 巨匠 たち / 佐藤 忠 男 着. 3 册. - 东京: 学 阳 书房, 1996-1997.
  2. Современный квартал Хигаси-й района Синагава столичной префектуры Токио.
  3. "The Idiot" - www.eurekavideo.co.uk/moc/016.htm. Masters of Cinema . http://www.eurekavideo.co.uk/moc/016.htm - www.eurekavideo.co.uk/moc/016.htm . Проверено 2007-09-09 .
  4. "Ikiru at Rottentomatoes.com" - www.rottentomatoes.com/m/ikiru/. Rotten Tomatoes . http://www.rottentomatoes.com/m/ikiru/ - www.rottentomatoes.com/m/ikiru/ . Проверено 2008-10-18 .
  5. http://www.empireonline.com/500/8.asp - www.empireonline.com/500/8.asp

6. Источники и литература

  • (Англ.) Buchanan, Judith (2005). Shakespeare on Film. Longman-Pearson. Chapter 3. ISBN 0-582-43716-4
  • (Англ.) Cardullo, Bert (2007). Akira Kurosawa: Interviews (Conversations with Filmmakers). University Press of Mississippi. ISBN 1-57806-997-1
  • (Англ.) Goodwin, James (1993). Akira Kurosawa and Intertextual Cinema. Johns Hopkins University Press. ISBN 0-8018-4661-7
  • (Англ.) Goodwin, James (1994). Perspectives on Akira Kurosawa. GK Hall & Co .. ISBN 0-8161-1993-7
  • (Англ.) Martinez, Dolores (2009). Remaking Kurosawa: Translations and Permutations in Global Cinema. Palgrave Macmillan. ISBN 0-312-29358-5
  • Prince, Stephen (1999). The Warrior's Camera. Princeton University Press. ISBN 0-691-01046-3
  • (Англ.) Yoshimoto, Mitsuhiro (2000). Kurosawa: Film Studies and Japanese Cinema. Duke University Press. ISBN 0-8223-2519-5
  • Крыжановский Б. Трое после Куросавы: [Совре. яп киноискусство] / / Вселенная. - 1965. - № 12. - С. 119-134.
  • Перегуда В. Мир Акиры Куросавы / / Вселенная. - 1970. - № 1. -С. 132-153.
  • Хренов Н. Философия творчества в фильмах Куросавы / / Вселенная - 1974. -И № 1. - С. 194-206.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам