Надо Знать

добавить знаний



Кусково



План:


Введение



Кусково - усадьба графов Шереметевих середины 18 века (на востоке современной Москвы). Ансамбль усадьбы состоит из прудов, дворца, оранжереи, регулярного парка и парковых павильонов, декоративной парковой скульптуры. Дворец используется как музей быта вельможи суток барокко и рококо с ценными коллекциями живописи, мебели, посуды. Большое здание Оранжереи використвуеться как музей керамики, единственный в Москве.

Дворец в Кусково.

1. История усадьбы

1.1. Владельцы усадьбы Шереметевы в 18 веке

Шереметевы владели здешними землями еще в 16 веке. Усадьбу начали строить в начале 1740-х гг Возможно, толчком для развития послужило то, что соседняя усадьба Перово в трех верстах от Кусково принадлежала российской императрице Елизавета Петровна.

Владелец усадьбы, граф Петр Борисович (1713-1788), был сыном известного фельдмаршала времен Петра I. Благодаря выгодному брака в едином 30-летней дочери князя Черкасского, объединил две большие имения в одну и стал самым богатым среди вельмож империи. В отличие от отца не обнаружил способностей ни в военной, ни в гражданской службах. Имел 140 000 крепостных и делал медленную карьеру при дворе императрицы Елизаветы Петровны.

В семье графа было семеро детей, но пятеро умерли. Кроме этих, имел внебрачных детей, носили фамилию Реметевы.

Сын и наследник Николай Петрович мало занимался усадьбой Кусково ради создания усадьбы-театра Останкино. Жил преимущественно в Петербурге.


1.2. Первый этап построения усадьбы

Москва позже присоединилась к реформам Петра I. Строительство по европейским образцам началось в Немецкой слободе, а потом было сосредоточено в Петербурге. Усадьбой нового образца в Подмосковье была усадьба Глинки (Московская обл. Щелковский район) Якова Брюса, где доживал век найосвитчениший из сторонников царя-реформатора. Но Глинки довольно далеко от Перово и Кусково.

На 1-м этапе в Кусково создали ставки, павильон "Голландский домик", кухонный флигель, распланировали регулярный парк, возвели деревянный дворец-Старые хоромы.

Двухэтажный дворец в стиле барокко на 21 ось имел крышу с заломом и скульптурных украшений. Просчеты-ошибки при развитии дали опасные деформации. Из соображений безопасности готовы Старые хоромы разобрали и выстроили новый дворец, меньше на 1 этаж и в другом стиле, существует и сейчас. В Кусково жили только летом.


2. Павильон "Голландский домик"

Павильон "Голландский домик"

География в 18 веке была вместе с фортификацию и ботаникой - любимой наукой. По инерции и перенимая вкусы царя Петра уделяли внимание Голландии, ведь процесс открытия зарубежных стран для российского общества продолжался. Представление о все голландское - с ее маленькими помещениями из красного кирпича, каналами и тюльпанами и предоставлял "Голландский домик". Он и был выстроен из красного кирпича без штукатурки, с фигурным фронтоном и окнами с маленькими стеклами. Главным фасадом здание было возвращено на небольшой прямоугольный бассейн с водой. Тисниву застройки голландских городов освещали деревянные беседки и ограждения, столбы которой украшали беленые вазы. Вокруг домика создали минитюрни цветники с тюльпанами и маленький голландский сад.

Маленький домик, однако, имел два этажа. На первом - кухня, на втором - зал-гостиная. Об использовании изразцов с картинками кобальтом или марганцем уже знали. В "Голландском домике" изразцы вишневого цвета покрывают все стены комнат, чего в настоящий Голландии не делали. Но заказчику павильона и посетителям это было безразлично, ведь стериотипам о Голландии домик отвечал. Росповсюджени стериотипы усиливали также цветные мебель и маленькие картины голландских художников, среди которых было немало марин с лодками. Картины специально приобрели для павильона. В домике разместили все голландское ли, что тогда ошибочно считали принадлежащим к Голландии. Позже домик увеличили, пристроив еще несколько помещений позади первоначальной постройки, уменьшив только размеры сада. После ремонтов и реставрации павильйн открыт для посещения.


2.1. Второй этап построения Кусково

Грот в Кусково.Гравюра 18 века

Усадьбу перестраивали почти 50 лет. Первыми построили новую церковь в 1739 г. и каменный павильон "Голландский домик" в 1749 г., последней возвели колокольню в 1792-м. Село Вешняков с церковью 17 в. тоже привлекли к ансамблю усадьбы, прорыв к ней канал от Большого пруда. Всего усадьба Кусково было около 17 прудов разного размера. А весь регулярный парк обвели рвом с водой, где можно было плавать на лодках.

Типичными для садов барокко были павильоны Грот (дворец бога морей Нептуна), Эрмитаж (служивший для частных банкетов без услуг), Зверинец, птичий двор Менажерия, Оранжереи. Все они были в Кусково.

В новейшие времена добавили парк пейзажного типа "Гай" и несколько новых павильонов.

  • Панорама Кусково на 1839

  • усадьба Кусково с вертолета, 2008 г.

  • Гобелены (вердюра) в собрании дворца Кусково


2.2. Театр под открытым небом

Изюминкой кусковського саду был театр под открытым небом.

Театр под открытым небом появился еще в проекте 1717 Александра Леблона для резиденции в Стрельне под Петербургом. А в Кусково подобный театр создали. Земляные валы создавали скамьи для зрителей, была яма для оркестра, сцена имела необходимый уклон в сторону зрителей, а живые кусты создавали кулисы. По подсчетам, зрительный зал мог вместить около 100 зрителей. Воздушный театр, как его называли в 18 веке, происнував 30 лет ( 1763 - 1792 гг) Его остатки существуют и сейчас.

Был в усадьбе и деревянный театр несмотря театр воздух. Театр с труппой крепостных основал Петр Шереметев. Он имел оперную и балетную труппы и школу для талантливых детей крепостных. А всего в парке Кусково было три театра - третий разместили в так называемом "Турецком киоска".

Остатки лишь так называемого Воздушного театра в Кусково сохранились и ждут реставрации.


2.3. Павильон Грот

Грот после реставрации на 2006 год

Среди сохранившихся павильонов Кусково-Грот, удивляет хорошей сохранностью и наличием первичных украшений лепкой и заморскими ракушками. Это единственный подобный образец павильона с украшениями ракушками в России. Подобного нет даже Грот в Царском Селе. И это еще одна из изюминок барочной усадьбы.

Грот время пещера и дворец бога морей Нептуна. Поэтому его архитектурный образ обыгрывает стихии воды и камня. Но это камень, преображенный искусством. Павильон трех частей, центральная часть украшена барочным куполом с окнами - люкарнами. Ребра купола когда-то подчеркнули луженим железом и имитацией фонтана. Вместо шпиля купол Грота венчал вертикальный брус, имитирующий струя воды. Во время последней реставрации имитацию фонтана на куполе восстановили. Фасады обильно украшены колоннами с тяжелыми каменными муфтами, треугольными фронтонами и парапетом, на котором установили скульптуры. Центральный зал Грота закругленная, хорошо освещена через стеклянные двери и окна-люкарны. Стены раскрашены под светлый полосатый мрамор. Два прямоугольных кабинеты по бокам и имели такое необычное отделки стен, как заморские раковины, изложенные как мозаика и создавали барочные узоры.


2.4. Павильон "Итальянский домик"

Павильон "Итальянский домик"

Италия в 18 веке считалась родиной искусств. Поэтому в парке Кусково нашлось место для павильона Итальянский домик. Небольшие залы служили для отдыха. Одну небольшую зала второго этажа украсили картинами, двумя каминами друг против друга и рисованным плафоном в золоченой раме. Прямо на зрителя в облаках летела богиня Диана. Зал имела выход на небольшую террасу, с которой открывался вид на небольшой итальянского типа сад на террасах со скульптурами.

После приобретения владельцем колецкции чертежей архитектора Растрелли, их тоже разместили в Итальянском домике. Они касались застройки павильонами парка в Царском Селе под Петербургом.


2.5. Павильон Эрмитаж

Павильон Эрмитаж летом.
Павильон Эрмитаж зимой.

Бесспорно лучше архитектурными качествами среди павильонов сада является Эрмитаж. Павильон подобного типа - важная часть сада барокко. Он позволял князьям властителям и их гостям уединиться и отделиться от лишних свидкив.Павильйон Эрмитаж начали строить в 1751 году под наблюдением архитектора Ю.Кологривова. В 1754 г Кологривов умер. А спесивого владыку павильон не удовлетворил и его перестроили по проекту, прислали из Петербурга.

Большинство Первин павильонов Эрмитаж в Российской империи построена по типовой схеме. В основе - главный зал, а в углах по диагоналям малые кабинеты (Эрмитаж графов Бестужев-Рюмин, Эрмитаж в Царском Селе). Главный зал увенчанная куполом с декоративной скульптурой. Павильон Эрмитаж в Кусково выстроили по этой же схеме. Индивидуальной особенностью проекта стало использование только круглых форм и необычный декор, более присущий зданиям утреннего (французского?) классицизма.

Здание двухэтажное, немного удлиненная в направлении север-юг. По сущий планом имеет центральную часть, к которой добавлены четыре круглых кабинеты (башни). Одна из башен сейчас служит лестнице на 2-й этаж. Главным был именно второй этаж, где круглая зал дополнялась четырьмя круглыми же кабинетами с большими окнами. Зал и кабинеты были декорированы деревом, золочеными гирляндами, зеркалами, потолок зала украшал плафон (живопись). Ступенек в первоначальном павильоне не было и гостей поднимали в особом кресле крепостные с первого этажа. В зал также поднимали стол особым механизмом. Наибольшее количество людей, которая могла разместиться за столом, достигала 16 персон.

Фасады здания украшены пилястрами большого ордера, окнами и круглыми нишами с декоративными бюстами. Во времена последней реставрации на куполе здания восстановили скульптуру.


2.6. Пропавшие павильоны и фонтаны Кусково.

Строительная активность в усадьбе пришлась на переходные десятилетия от позднего барокко к (короткого в России) рококо и утреннего классицизма. Поэтому усадьба имела здания всех трех художественных напрямкив.Найменше повезло именно зданиям стиля рококо. Усталость от тяжеловат стилистики барокко (Старые хоромы, Грот, церковь Спаса) обусловила появление павильонов Дорическая галерея, Нагоденбург в стиле шинуазри, павильона Бельведер на островке. Два первых павильоны были деревянными, быстро испортились и были разрушены без восстановления.

Пропали без восстановления и фонтаны Кусково. Ведь сад барокко невозможно представить без этих инженерных сооружений. Перепись аттракций сада 18 века насчитывал два фонтана у Господский дома (дворца) и четыре у каменной Оранжереи.


2.7. Оранжерея

Большая Оранжерея после восстановления.
Фасад боковой оранжереи в Кусково.

Ботаника в 18 веке была любимой наукой. Поезд к иностранному и экзотического вылился в коллекционировании заморских растений и построение оранжерей для их сохранения. Необычные еще тогда первые оранжереи в Подмосковье появились в усадьбе Архангельское. Первые оранжереи в Кусково были деревянными. Считают, что проект создал Ф.Аргунов. А каменное здание в 1761 - 1763 годах создал приглашен крепостной зодчий Дементий Антонов, принадлежавший Г.Головину.

Протяженная здание каменной Оранжереи имела центральную зала, увенчанную гранчатою куполом, большие стеклянные галереи и боковые павильоны с низкими куполами. Центральный зал в 18 веке имела балконы для музыкантов и использовалась для небольших концертов и танцев.

После большевистского переворота 1917 года и увеличение населения в Москве Оранжерея перестроили под коммунальные квартиры. Отселения жителей провели после войны, а здание вернули вид, приближенный к первоначальному. Сейчас помещение Оранжереи используется для показа экспонатов музея керамики.

На самом деле оранжерей в парке Кусково было несколько: две боковые служили именно оранжереями, а центральная, выходящей на партер. служила для парадных застолий и танцев.


2.8. Дворец в Кусково

Дворец в Кусково, садовый фасад.

По иерархией, что распространялась в 18 веке и названия, дворцом был именоваться только дом императора. Все остальные здания вельмож именовали домами (усадебный дом, дом помещика и т.д.) даже тогда, когда подобная здание было богаче и лучше невыразительный, императорский дворец.

Двухэтажные Старые хоромы Шереметевих раз и были богаче и лучше деревянный дворец императрицы в селе Перово. Над декором Старых хором много работал Юрий Кологривов, создавший десюдепорты по теме "Времена года", плафон в зале т.д.. Только ложные просчеты и угроза завалиться побудили обладателя разобрать здание.

Существующий сейчас дворец имеет один этаж и построен тоже из дерева, но в формах каменной архитектуры. Интересной конструктивной особенностью было использование стволов вертикально (а не горизонтально как в российских избах) и комель вниз, как есть и в природи.Кам "пьяными были только фундаменты. Облицовка досками и раскраски в 2 цвета имитируют окраску штукатурки. Дворец Шереметевих в Кусково имел тот же сущий план, и Старые хоромы, но фасады выполнены в другой стилистике, близкой рококо и утреннем класицизму.Тому иногда дворец в Кусково называют самым парковым павильоном в усадьбе.

Дом имеет 66 метров длиной, планирования анфиладной типу.Як и все дома вельмож, комнаты разделялись на парадные, где принимали гостей и жилые, бытовые, которые не имели художественного украшений и куда не пускали чужих.


2.9. Коллекция скульптуры и живописи

Худ. Пьетро Ротари. "Варвара Алексеевна Шереметева"

Целенаправленно для Танцевальной залы дворца в Кусково скульптор И.Юст сделал барельефы, профильные медальоны, гипсовые торшеры в виде женских фигур. Танцевальный зал украшает и самая большая по размерам картина дворца - плафон (живопись) художника из Франции Луи Лагрене (1725-1805), автора мифологических и аллегорических картин. Два года Лагрене работал в Петербурге.

Столовая - единственная зал дворца, где удалось сохранить первоначальный декор. Столы в 18 веке были разборные и вносились в дообидню время. Стены украшали зеркала и углубление - конха, где на полке выставляли фарфор. Углубление имитировала садовую беседку, через трельяж которой отраженных ветви и зеленые листья. Перекличка с декоративными скульптурами саду было и бюст Александра Македонского в античных доспехах на постаменте, стояла в углублении. Присутствие греческого царя в столовой никого не огорчало, как и плафон (живопись) кисти Шарля Лебрена. Комбинация произведений искусства разных культур и эпох в одном интерьере - характерная черта эпохи 18 века.

В дворцовой сборнике находятся четыре бюст работы скульптора Федота Шубина. Их уникальность в том, что их заказали для усадьбы Кусково и они до сих пор на своих первоначальных местах.

Декоративные скульптуры в парке, к сожалению, невысокой художественной ценности. Интересна лишь аллегорическая скульптура реки Скамандр в полный рост с горшком, который представляет источник реки.

Среди картин подавляющее большинство портреты царских особ и семьи. Великих имен сборник не имела. В Дубовом кабинете несколько натюрмортов кисти Теплова, Богомолова и др.. Это натюрморты-обманки с очень тщательным воспроизведением реальных вещей.

  • Худ. Иван Аргунов. Дочь Шереметевих

  • Худ. Иван Аргунов. "Анна Акимовна Лазарева", 1769

  • Аноним. "Сергей Борисович Шереметев"

  • Худ. Иван Аргунов. "Николай Шереметев в детстве".


2.10. Домовая церковь Шереметевих

Западный фасад церкви Спаса, состояние на 2009 год.

Первоначально церковь в усадьбе была деревянной, как и Старые хоромы. Каменную церковь в усадьбе Кусково начали строить в 1737 году. Смотрителем за строительством в усадьбе был опальный денщик самого царя Петра Юрий Кологривов, изучавший архитектуру. Избегая безжалостного гнева царя за поддержку его сына Алексея, Кологривов самовольно остался в Италии, скрываясь там до смерти Петра. Сторонник итальянского варианта позднего барокко, Кологривов вернулся в Москву, где и нашел работу как архитектор в усадьбе Кусково. Именно Кологривову отдают авторство проекта и построения барочного павильона Итальянский домик.

Строительство каменной церкви произошло в новых для Москвы формах западноевропейского барокко. Церковь имеет сложный по формам крыша, над которым высится одна гранчата баня, которую венчает скульптура ангела в полный рост с крестом. Достаточно новым для того времени было использование архитектурного ордера и скульптуры в декорировании бани и крыши. Использование скульптур в декоре православных церквей было долгое время под запретом. На старой гравюре 18 века видно, что аттик церкви тоже украшали объемные скульптуры (святых или апостолов с нимбами). Во время последней реставрации церкви Спаса скульптуры не были восстановлены, что снизило ее художественный образ.

По современным (на 2009 год) оценкам здание было концептуальной, ведь владелец хотел иметь такую ​​усадебную церковь, чтобы поражала гостей роскошью и богатством. К разрушению так называемых Старых хором (первоначального деревянного дворца в стиле барокко) церковь вместе с дворцом составляла интересный барочный ансамбль, которому не хватало колокольни. Постоянные перестройки в усадьбе и желания властелинов догнать скоротечную моду разрушили то ансамбль. Сейчас усадебные здания составляют удивительный набор разностилевых объектов от барокко до классицизма через ряд промежуточных стадий.

Во времена СССР церковь была закрыта и использовалась как вспомогательные помещения музея. Церковь Спаса в усадьбе Кусково была реставрирована и заново освящена в 1991 году.


2.11. Барочный сад усадьбы Кусково

Павильон Эрмитаж, состояние на 2009 год.

Сад барокко в усадьбе Кусково долго был лучшим в Подмосковье. Считают, что его хорошо обустроили к визиту императрицы Елизаветы в 1754 году. Императрицу радовали причудливыми блюдами, ночной фейерверком и показом фарфора Китая.

В 1812 году усадьбу захватили военные Наполеона Бонапарта, и здесь недолго "хозяйничал" маршал Ней. После отступления воинов Франции в усадьбе ограбили и испортили все, что можно. Ценные вещи, картины и гобелены вывоз сам маршал. Усадьбу и сад восстановили, но без прежних роскоши. Наибольшие потери понес именно сад барокко через военные разрушения и отсутствие ухода. Владелец усадьбы после 1861 года потерял садоводов, а часть сада продал под дачные участки. Всем оставил только регулярную часть (ее остатки и основные строения).

После переворота большевиков 1917 года в усадьбе в 1919 г. создали краеведческий музей. Реставрационные работы и возвращения несколько первоначального вида дома и сада началось с 1943 года. Барочный сад восстановили в упрощенных формах по старым планам и гравюрами без кропотливого вистригання растений и без использования кадочних культур.

  • Мраморный бюст 18 ст.в парка

  • Остатки канала в сторону села Вешняки, 2006 г.

  • Сад барокко возле павильона Грот


2.12. Пейзажный парк "Гай" в Кусково

Часть барочного парка Кусково, найверхний-Итальянский домик.

Изменение моды на парк нового типа побудила хозяина подчиниться. И в 1770-1780 годы за садом барокко распланировали пейзажный парк, где были ставки естественных форм, искусственные холмы, волнистые тропы. За естественными условиями ландшафты Кусково довольно бедны, потому небогатый набор пейзажного парка обогатили новомодными павильонами - Кофейня, Китайская башня, Домик уединения, Храм тишины, Шомьер, Львиная пещера, Храм Дианы, Стог сена.

Домик уединения и Стог сена удивляли слишком упрощенными фасадами и контрастом роскошно декорированных интерьеров. В Доме уединения их было 15. Храм Дианы построили на искусственном холме вроде вавилонской башни или раковины улитки. В Храме тишине стоял посреди лабиринта, поставили скульптуру Венеры, древнеримской богини любви. Было и особое помещение в парке, где для гостей выставляли картины. Моду диктовал классицизм, поэтому многочисленные домики, храмы, беседки имели неоклассический декор, но были построены из дерева. Вблизи зверинца стояли псарне и конюшни. Эта часть парка пострадала от перестроек и разрушений больше, фактически уничтожена.


2.13. Здания усадьбы-музея на 2009 г.

Кусково в начале 21 в.
  • Дворец (1769-1775)
  • Усадебная церковь Спаса (1737-39)
  • Кухонный флигель (1756-57)
  • Голландский домик (1749)
  • Итальянский домик (1755)
  • Каменная оранжерея (1761-1763)
  • Воздушный театр (1763)
  • Павильон Ермитаж (1765-1767)
  • Дом управляющего (1810)
  • Вольер для птиц (современная реконструкция)
  • Менажереи (современная реконструкция)
  • Американская оранжерея (современная реконструкция)
  • Швейцарский домик (1860)

2.14. Современное использование

С мая 1919 года в усадьбе музей. Реставрации в 1958-68 гг, в 1976-80 гг Усадьба объединенная с 1938 года с музеем керамики и носит название Музей керамики и "Усадьба Кусково 18 века".

2.15. Иконография Кусково

Сохранился большой архив усадьбы Кусково. План регулярной части парка зафиксировано в 1782 году. Среди сохранившихся материалов - гравюры П.Лорана и А.Миронова, рисунки М. Махаева, уроженца Кусково. Пейзажи усадьбы рисовали разные мастера 18-19 веков. Среди наиболее интересных - маркетри (деревянная мозаика) на столешницы 18 века для нот работы Н.Васильева.


Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам