Надо Знать

добавить знаний



Лагаш



План:


Введение

Карта древнего Шумера, английском правда, но разобраться не сложно. Как видно Лагаш располагался на восточных окраинах Шумера, на Тигре в то время как центром шумерского мира был Евфрат.

Лагаш - древнее государство и одноименный город. Один из крупнейших и важнейших городов-государств Шумера, располагался в юго-восточной части современного Ирак, на обоих берегах Тигра.


1. Археология

Археологические раскопки велись в Лагаше с 1877 года французскими археологами Эрнестом де Сарзеком. В 1903 его раскопки продолжил Гастон крое. В 1929-1931 годах работал там Анри де Женуяком, а затем два года Андре Парро.

2. Общее описание

Кроме собственно Лагашу (место ворон шумерской), который назывался также Урукуга - священный город (современное городище Эль-Разве) в состав государства входили такие города как Нгирсу (городище Тепла) где находился храм бога покровителя Лагашу Нингирсу, Сиранан или Нина, Кинунир, Уру , Киеши, Е-Нинмар, Гуаба и некоторые другие. В XXIV веке до нашей эры площадь государства Лагашу составляла 2-2,5 тысячи квадратных километров и население по современным оценкам 150-250 тысяч.

Первые поселения и зрощувальний канал появились в Лагаше не позднее рубеже V и IV тысячелетий до нашей эры. Древнейшие письменные упоминания датируются ХХVI век до нашей эры, последние же эпохой Селевкидов - II век до нашей эры. То есть город просуществовали около 4 тысяч лет не имеет 2,5 тысячи лет письменной истории.

Традиционным врагом Лагашу времена существования в Шумере независимых городов-государств была Умма - эти два города почти постоянно воевали между собой.

Правители города носили титул энси и время от времени принимали титул лугаля. Однако при этом они не были верховными жрецами "санга" - эту должность занимал другой человек. Дело в том, что центральное место в религиозном мировоззрении шумеров занимала концепция так называемого "священного брака" в соответствии с ней санга определенного божества должны составлять ему пару, поскольку покровителем Лагашу был бог Нингирсу, то санга была жрица.


3. Додинастический период

На основе найденных в Ури табличек датированных началом III тысячелетия до нашей эры можно сделать вывод, что город признавало власть правителя Лагашу. Поскольку Ур издавна был одним из самых влиятельных городов Шумера, а между ним и Лагашем находились и иниши города, то можно предположить, что в то время Лагаш был гегемоном страны. Однако где-то около середины ХХИХ века до нашей эры гегемония перешла к Шурупаку воины которого згадно документов стояли гарнизонами в Уруке, Ниппуре, Адаби, Умме и Лагаше.


4. Первый Раннединастический период

Позже гегемонию захватил Киш. Известно, что у 2600 году до нашей эры Лагаш признавал его власть. Тогдашнему лугаль Киса приписывается вынесение самого древнего в истории человечества третейского решения по спору о границе между Лагашем и Уммой.

В Раннединастический период столицу было перенесено с собственно Лагашу в Нгирсу.

5. Третий раньодинастичний период и первая династия Лагашу

Тот же рельеф. Тот лысый с корзиной на голове это сам правитель Лагашу Ур-Нанше. Это он так показывает свою причастность к строительству как в наши времена всякие президенты надевают строительные каски.

Наибольшего расцвета город достиг в середине III тысячелетия до нашей эры во время правления так называемой Первой династии Лагашу в XXV-XXIV веках до нашей эры. Основателем династии был Ур-Нанше который заложил основы будущей пмогутности Лагашу. Внешним проявлением мощи стало широкое будивницвто которое развернул этот правитель. На одном из рельефов того времени изображены самого царя участвующий в закладке храма в присутствии детей слуг всяких достойных. В своих надписях Ур-Нанше описывает сооружение храмов, каналов и подарки святилищам.

Стелла коршунов. Впереди сам Эаннатум, сверху пешком, а снизу на колеснице, за ним движется лагашська тяжелая пехота.

Его наспуникам Эаннатуме и Энтемена подчинили себе значительную часть Шумера. Одна из побед Эаннатума над Уммой и союзными ей царями Киша и Акшак отражена в надписях и рельефах знаменитой "Стеле коршунов". Эаннатум уволил Лагаш от политического влияния Киша. Он завоевывает Ур где прерывает правления I династии Ура, а также подчиняет своему влиянию Урук, Ларсу и Эриду, то есть весь южный Шумер. Эаннатуме удалось также разбить восточных соседей - горцев Элама, сам правитель заявляет в своей надписи, что "покорил Элам, горы, вызывающие удивление, насыпал (могильные холмы) ... разбил Элама голову, Элам был отогнан в свою страну". Дело предшественника продолжил его племянник Энметена. Он навязал уммському обладателю мирный договор, и одновременно, чтобы положить конец затяжному конфликту между Лагашем и Уммой, вырыл новый канал от Лагаша к Тигру (Шатт эль-Хай), который эксплуатируется местным населением до сих пор. Также ему удалось укрепить власть Лагашу над Уром, Эриду и священным Нуппуром и отразить нащестя эламитов. Однако преемники этих правителей не смогли удержать гегемонию и Лагаш потерял ведущую роль в Шумере.


5.1. Архив храма Бабы

От более поздних времен правления Лугальанды и Урукагины пришел значительный архив храма богини Бабы или Бау в котором содержатся важные сведения касающиеся социально-экономической истории как Лагашу так и всего Шумера. Хотя Харм Бабы не был центральным в Лагаше в отличие от храма Нингирсу, но исследователи полагают, что в целом его хозяйство может служить образцом и по другим храмов Шумера. Хотя предполагают, что в храмах богов-покровителей городов шире использовался труд свободных граждан, которые в качестве повинности должны отработать определенное время "на бога". Согласно данным архива вся земля храма разделялось на три части. Первая входила непосредственно в храмовое хозяйство и обрабатывалась ниже персоналом храма из числа бывших иноплеменников и иных гнеповноправних лиц, не из числа граждан. Урожай с этой части предназначался для сакральных нужд, торгового обмена, страховых выдач и т.п., т.е. потреблялся непосредственно храмом. Вторая часть земли в виде служебных наделов раздавалась рабочим и служащим храма, включая ремесленников, - как плата за их труд. Наконец, третья часть в форме наделов предназначалась для сдачи в аренду всем желающим за весьма умеренной арендной платой, которая составляла 1/6-1/8 урожая.


6. Реформы Урукагины

Войны обогатили лагаську знать. Она принялась путем взимания налогов и поборов грабить свой народ. Лагаш саранчой облепили чиновники-фискалы, которые иногда появлялись править налог даже на похороны. Как отмечал С. Н. Крамер, эти "слуги народа" проявляли такую ​​изобретательность в наращивании собственных доходов, что им могли бы в этом позавидовать даже современные их коллеги. Жертвой ненасытных чиновников становились также храмовые хозяйства, но жречество исправно переводило убытки на плечи простого народа, увеличивая плату за культовые услуги.

Произвол чиновников, вероятно, привело к социальному взрыву в Лагаше. Последнему представителю династии Ур-Нанше, Лугальанда, указали на дверь, а на царство поставили его свояка Урукагина. Новый обладатель стал перебдовуваты общество и стал первым в истории человечества, известным нам, социальным реформатором. Он первым объявил популярный в следующем лозунг ?пусть сильный не обижает вдов и сирот!". Урукагина вернул храмам присвоены чиновниками земли и рабочую силу, меньшим уменьшил поборы с жрецов и увеличил пайки подневольным храмовым рабочим, восстановил автономнию храмового хозяйства. В Шумере храмы принадлежало до половины земли и очень значительная часть населения так или иначе была связана с ними - жрецы, храмовые ремесленники и рабочие, люди арендовали у храмов землю и т.д. все они заинтересованы в процветании храмов и всех их затрагивали предыдущие притеснения. О рядовых общинников, то было также снижена плата за культовые услуги, отменен некоторые налоги с ремесленников и уменьшено трудовые повинности в ирригационных сооружениях. Также Урукагина отменил долги тех, кто попал в кабалу и восстановил судебную организацию в сельских общинах. Кроме того была запрещена полиандрия. Все это реформатор выдавал за договор с богом Нингирсу, а себя представлял исполнителем божьей воли.

Историки неоднозначно оценивают социальные реформы Урукагины. Одни трактуют их как социальный переворот, другие - как косметическое средство, предназначенное выпустить пар из социального котла. Видимо, вторая оценка более удобный, как отмечал по этому поводу С. Н. Крамер, Уруинимгина "подобно большинству других реформаторов., Видимо, появился поздно и успел сделать слишком мало".

Однако в конце его правления Лагаш были покорены правителем Уммы Лагальзаггиси объединивший под своей властью весь Шумер. Вскоре его разбил Шаррума-кем покоривший всю Страну. Так же шумеры называли Шумер, в том числе и Лагаш.

Следует отметить, что хотя переход из шумерского языка на аккадскую начался еще задолго до Саргона, но именно в Лагаше шумерский дольше оставалась не только письменным и литургической, но и живым разговорным языком.


7. Вторая династия Лагашу

Второй подъем города произошел при господстве гути, когда правители Лагашу признавая власть горных завоевателей и откупаясь от них данью смогли подчинить себе ряд других городов Шумера и добились фактической гегемонии в Шумере. Наибольшее влияние Лагаш достиг при Гудеа, которому похоже подчинялся весь южный Шумер и даже некоторые области Элама. В те времена в Лагаше возродились старые шумерские порядки - как и в старину всю жизнь была сосредоточена вокруг храмов, а его правители тратили огромные ресурсы на их строительство и украшение. Однако после изгнания гути, процветания этого времени и соответственно слава "предательского" города помешал претензий местных правителей на гегемонию. И если Лагаш так и не вошел в царство Шумера и Аккада Утухенгаля, то его преемник и основатель Третьей династии Ура Ур-Намму покорил Лагаш и включил его в состав своего государства. С тех пор Лагаш потерял прежнее значение.


Источники

  • Большая Советская Энциклопедия
  • Советская историческая энциклопедия
  • Крыжановский А.П., История Древнего Востока, Учебное пособие / М.: Просвещение, 2002. - 590 c

Литература

  • Robert D. Biggs, Inscriptions from al-Hiba-Lagash: the first and second seasons, Bibliotheca Mesopotamica. 3, Undena Publications, 1976, ISBN 0890030189
  • E. Carter, A surface survey of Lagash, al-Hiba, 1984, Sumer, vol. 46/1-2,, pp. 60-63, 1990
  • Donald P. Hansen, Royal building activity at Sumerian Lagash in the Early Dynastic Period, Biblical Archaeologist, vol. 55, pp. 206-11, 1992
  • Vaughn E. Crawford, Lagash, Iraq, vol. 36, no. 1/2, pp. 29-35, 1974
  • RD Biggs, Pre-Sargonic Riddles from Lagash, Journal of Near Eastern Studies, vol. 32, no. 1/2, pp. 26-33, 1973

Примечания


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам