Ладакх

0034.17 00077.58 34 ? с. ш. 77 ? вост. д. / 34.17 ? с. ш. 77.58 ? в. д. (G) 34.17 , 77.58

Ладакх на карте штата Джамму и Кашмир (показан красным цветом)

Ладакх ( тиб. ལ་དྭགས་ , Уайли : la dwags, хинди लदाख , урду لداخ ) - Историческая и географическая область, в наше время [ Когда? ] входит в состав индийского штата Джамму и Кашмир. Дословно "а" означает перевал, "ГАКХ" - страна. Расположена между хребтами Куньлунь на севере и Гималаи на юге. Ладакх населенный народами как индоевропейского, так и тибетского происхождения и является одной из наименее населенных областей Центральной Азии. Исторически в состав Ладакх входили Балтистан, долина Инда, Занскар, Лахул-спите на юге, Нгари и Аксай Чин на востоке, а также долина Нубра на севере. В настоящее время [ Когда? ] Ладакх граничит с Тибетом на востоке, Лахулом и спите (штат Химачал-Прадеш) на юге, долинами Кашмира, Джамму и Балтистаном на западе, и ограничен хребтом Куньлунь, за которым начинается Восточный Туркестан, на севере. На территории Ладахка находятся одни из самых высоких гор в мире.

Ладакх иногда называют "Малым Тибетом" из-за сходства с культурой и природой Тибета. В прошлом он часто играл важную стратегическую роль из-за своего положения на пересечении торговых путей [1]. Здесь когда-то проходил Великий шелковый путь, а буддийские пилигримы основали монастыри на своем пути из Индии в Тибет. После закрытия западных границ Китая международная торговля здесь пришла в упадок. Существенным фактором дохода является туризм. До 1974 года Ладакх был закрыт для туристов, но сейчас индийское правительство активно развивает туризм в регионе.

Самое важное и крупнейший город Ладакх - Лех. Большинство жителей Ладакха - буддисты и шииты [2]. Последнее время неоднократно выдвигалось лозунг о выделении Ладакха в отдельную союзную территорию с преимущественно мусульманского штата Джамму и Кашмир [3] [4]. Так как Тибет, попав в 1950-х годах под экспансию Китай и пережив вместе с ним культурную революцию, лишился большинства уникальных памятников буддийской культуры, сегодня именно Ладакх стал второй родиной тибетского буддизма.


1. География

Ладакх является частью штата Джамму и Кашмир на севере Индии и состоит из двух районов - Лех и Каргил. Лех, площадью 45 100 км ?, - больший из двух. Он расположен между 32 ? и 36 ? северной широты и 75 ? - 80 ? восточной долготы. На западе Лех граничит с Пакистаном, на севере с Китаем. В районе Лех находятся город Лех и 112 населенных пунктов.

Исторически регион включал Балтистан (Балтиюл), долину Инда, Занскар, Лахул и спите, иногда, Нгари включая Рутог и Гуге, Аксай Чин, Нубра. Современный Ладакх на востоке граничит с Тибетом, Лахул и спите на юге, долиной Кашмира, Джамму и Балтистаном на западе, а также закуньлуньскими землями Восточного Туркестана на севере. Направляясь с юго-запада на северо-восток, Алтын-Таг сходится с Куньлунем в Кашмире, который с юго-востока на северо-запад в форме буквы "V" с изгибом в непальского городка Пула. Географическое разделение между Ладакх и Тибетом начинается непосредственно к северу от Пула. Оно идет дальше на юг в массивном лабиринте хребтов восточнее Рутога, где находятся Алинг Кангри и Маванг Кангри и завершается в районе Маюми Ла.

Горный хребет региона был сформирован 45 миллионов лет назад при ударе Индостанской плиты о Евразию. Плита все еще ​​движется, вызывая землетрясения в Гималаях [5]. Пики Ладакх средней высоты в Зоджи Ла (5000-5500 м) и выше на юго-восток, самые высокие в Нун-Кунь (7000 м).

Слияние рек Инд и Занскар

Ладакх - высшее плато Индии с перепадом высот от 2750 метров над уровнем моря в Каргил в 7672 метров в Сасир-Кангри. Граничит с двумя горными хребтами, Каракорумом на севере и Большими Гималаями на юге, а также пересекается двумя параллельными горными цепями - Ладакхським и Занскарським хребтами. Ладакхський позвоночник не имеет высоких вершин, в среднем его высота составляет 6000 метров, высота некоторых перевалов ниже 5000 метров.

К северу от хребта Ладакх расположена тепла и плодородная долина реки набрать, тянущийся к подножию Каракорума. К ней ведет дорога из Леха через перевал Кардунг Ла (5600 м), который является самым высокогорным автомобильным перевалом в мире. Долина набрать и долина реки Шиок вместе называются набрать.

Между хребтом Занскар и Большого Гималайского хребта находится область под названием Занскар - столь велика и значительна, что ее имя часто упоминается наравне с Ладакха для обозначения региона в целом. Окруженная со всех сторон высокими хребтами, она веками была изолирована от цивилизации и сохраняла свою власть и свою историю. Наличие всех высотных поясов - и плодородных долин, и альпийских пастбищ - позволяло ее жителям существовать вполне самостоятельно. Река Занскар, собрав воды нескольких крупных притоков и многих мелких, покидает эту долину через узкую и глубокую расщелину, пропилен ней в позвоночнике Занскар, и впадает в реку Инд ниже Леха. Прямой колесной дороги с Занскара в Ладакх нет, единственный путь сообщения - окружная дорога через перевал Пенза-Ла (4400 м) и Каргил в Кашмире. Значительная часть коммуникаций сей осуществляется по принятым за много веков караванные тропы, ведущими в Ладакх, Лахол и юго-западные предгорья Гималаев.

В климате соединяются условия пустыни и Арктики, и Ладакх часто называют "холодной пустыней". Температура здесь колеблется от -40 ? C зимой до +35 ? C летом. Говорят, что только здесь можно страдать от солнечного удара и обморожения одновременно [6].

Панорама Ладакха

2. История

Территория Ладакха была заселена с неолита, что подтверждается многочисленными находками пещерных рисунков. Древнейшее население Ладакха вероятно состояло из индоариев, монив и Дарда [7], о чем упоминают Геродот, Неарх, Мегасфен, Плиний Старший и Клавдий Птолемей; упоминание о них встречается в географических списках "Пураны" [8]. В I веке н. е. Ладакх входил в состав Кушанской империи. Во II веке в западном Ладакх распространился пришедший из Кашмира буддизм. Восточный Ладакх и Западный Тибет в VIII века были населены поклонниками религии бон. В VIII веке Ладакх попал в сферу влияния розширювановся на Запад Тибета. Одновременно через Центральную Азию распространялся китайское влияние. В 842 году, после распада Тибетской Империи, Ладакх захватил Ньима-Гон, представитель тибетской правящей династии, который и стал основателем династии правителей Ладакха. Во время его правления весь Ладакх был обращен в буддизм (что в литературе часто называется "вторым распространением буддизма"), религиозные идеи были заимствованы в северо-западной Индии, в частности, в Кашмире.

В XIII веке, находясь перед угрозой исламского завоевания, Ладакх решил ориентироваться на Тибет в вопросах религии. К 1600 году соседние мусульманские государства осуществляли регулярные набеги на Ладакх, что привело к дроблению и ослаблению последнего и обращения части населения в ислам.

Монастырь Тикси Гомпеш

Царь Лхачен Бхаган в XIV веке объединил Ладакх и основал новую династию Намгьял, правившая до 1834 года. Представители династии отбили нападения из Центральной Азии и расширили территорию государства, в какой-то момент доходила на восток до Непал. В начале XVII века в Ладакх были присоединены Занскар и спите. Позже Ладакх был завоеван моголами, которые перед этим заняли Кашмир и Балтистан, но смог сохранить свою независимость.

В конце XVII века Ладакх заключил союз с Бутаном против Тибета, что привело к тибетскому вторжения в Ладакх. Кашмир предоставил Ладакх помощь и обновил правления династии Намгьял на том условии, что царь Ладакха наверенеться в ислам и построит мечеть в Леху. В 1684 году был заключен Темисгамский мирный договор между Ладакх и Тибетом, по которому независимость Ладакха была сильно ограничена.

В 1834 к игре, ходивших на войну пенджабский сикхской государства под управлением Ранджита Сингха, заняли и аннексировали Ладакх. Восстание в Ладакх в 1842 году было подавлено, и Ладакх был включен в государство догрев, Джамму и Кашмир. Династия Намгьял получила джагир Сток (южнее города Лех), которым формально обладает сей день. Начиная с 1850-х годов, в Ладакх проникал европейское влияние; в 1885 году в Леху была основана миссия протестантской Моравской церкви.

В 1947 году во время раздела Британской Индии правитель Джамму и Кашмира махараджа Хари Сингх колебался, стоит ли ему присоединиться к Индии или Пакистана, но в конце концов подписал договор о присоединении к Индии. В 1949 году Китай закрыл границу между долиной Нубра и Синьцзян, перекрыв тем самым старинный торговый путь. В 1955 году Китай начал строить у границы дороги, соединяющие Синьцзян и Тибет. Он также совместно с Пакистаном построил Каракорумское шоссе. В ответ Индия построила вдоль границы шоссе, соединяющее Лех и Сринагар, сократив путь между этими городами с 16 дней до двух. Весь штат Джамму и Кашмир является предметом территориальных диспутов Индии с Пакистаном (Кашмирский конфликт) и Китаем. В 1999 году в ходе Каргильськои войны регион едва не стал ареной ядерной войны. Административно Ладакх, входящей в состав штата Джамму и Кашмир, был в 1979 разделен на округа Лех и Каргил. В 1989 году произошли столкновения между буддистами и мусульманами. В 1993 году, после призывов к большей независимости от правительства штата, в котором доминируют кашмирцев, была создана Автономная горная совет развития Ладакх ( англ. Ladakh Autonomous Hill Development Council ).


3. Флора и фауна

Яки в Ладакх

Природа региона в первый раз была изучена Фердинандом Столичкой, палеонтологом с Австрии, который организовал большую экспедицию в регион в 1870-х годах. Растительность в Ладакх главным образом встречается у потоков и водоемов, на высоких склонах, и в местах полива [9].

Фауна Ладакх схожа с центральноазиатским больше, чем с тибетской. В Ладакх много птиц, которые проводят в нем лето, зимой возвращаясь в Индию. 225 видов птиц странно для такого пустынного района. Многие виды зябликов, малиновок, горихвисток и удодов встречаются летом. Коричневоголови чайки летают летом над Индом и озерами Чангтанга. На озерах живет браминская утка и огар, горные гуси. Черношейный журавль - редкий вид тибетского плато, также встречается в Ладакх. Другие птицы: ворон, клушиця, гималайский улар и азиатский кеклик. Ягнятник и беркут часто бывают замечены в Ладакх.

Черношейный журавль

Нахур или "голубой баран" - самое распространенное парнокопытное ладакхських гор. Он также встречается в Занскари и Шами [10]. Сибирский горный козел - очень элегантная животное, встречается в западной части Ладакха, популяция примерно 6000 голов, это второй по распространенности парнокопытное. Он приспособлен к высокогорью и, чувствуя опасность, поднимается по крутым склонам [11]. Живет также ладакхський муфлон (Ovis orientalis vignei). Он уникален для региона, его численность сократилась и в настоящее время [ Когда? ] составляет около 3000 голов [12]. Этот муфлон - эндемик Ладакх, и чаще встречается у Инда и Шайока. Фермеры часто преследовали животных, обвиняя их в порче урожая. Не следует также забывать об охотниках, которые с XIX века приезжали из Сринагар для охоты на муфлонов. Тибетские аргали, или Ньян - крупнейший дикий горный баран в мире, высотой 100-120 см в плечах с огромными рогами. Его ареал площадью 2,5 млн км ? включает плато Тибета, и, мигрируя, аргали преодолевает огромные горы. В Ладакх около 400 аргали. Они живут на открытых пространствах, так как, в случае атаки хищника, предпочитают отвесной бегства, а не подъема в горы [13]. Редкую тибетскую антилопу оронго, или чиру, а в Ладакх называемую "ЦОС", истребляли через ценную шерсть (по-персидски "шахтуш"), которая продавалась на востоке для изготовления одежды высокопоставленных персон. С одной оронго вручную выщипывали немного шерсти, при этом антилопу убивали. Шерсть везли в Кашмир, где местные мастера вышивали изысканные шали. Ладакх также ареалом обитания Procapra picticaudata - антилопы-гоа, пасущегося в восточном Ладакха на границе с Тибетом [14].

Кианг, или тибетский дикий осел

Кианг, или тибетский дикий осел, обычно пасется в лугах Чангтханга, насчитывают около 2500 особей. Кочевники-чангпа обвиняют ослов в порче и без того скудных пастбищ [15]. Около 200 Ирбис из 7 000 в мире, живут в Ладакх. В Хемиському национальном парке (Hemis National Park) созданы все условия для привольной проживания леопарда. Рысь живет в Нубри, Чангтханге и Занскари и охотится на мелких млекопитающих [16]. Манул был замечен в Ладакх, но больше о нем неизвестно. Тибетский волк иногда нападает на скот ладакхцив и поэтому бывает переслидуемий ними [17]. Есть также несколько медведей в долине Суру и около Драса. Недавно в регионе была обнаружена тибетская лисица [18]. Среди малых животных - сурки, зайцы, пищухи и полевки [19].

В Ладакх скудная растительность через сухое и жаркое лето и холодную зиму, но недостаток влаги существенная условие. В водоемов, особенно в местах полива растительность гораздо развитее.

Часто встречается облепиха (Hippophae spp.), Шиповник, тамариск (Myricaria spp.), Тмин, крапива, мята, Physochlaina praealta, и разные травы.

В пустыне вокруг Леха встречаются каперсы (Capparis spinosa), котовник (Nepeta floccosa), мордовник (Echinops cornigerus), эфедра (Ephedra gerardiana), ревень, пижма, Гармала и ряд других суккулентов. Деревья рода можжевельник часто почитаются буддистами, как священные.

Человеческие поселения отмечены пышными полями и деревьями, орошаются водой из ледниковых потоков, источников и рек. В высокогорных селах выращивают ячмень, горох и овощи, и есть один из видов ивы (дрокчанг). В селах в долине также выращивают пшеницу, люцерну, горчицу на масло, виноград, и большое количество овощей. С культивируемых деревьев в нижних селах выращивают абрикосы, яблоки, шелковицу, грецкие орехи, бальзамические тополя, ломбардные тополя и несколько видов ивы. Вязы и тополя растут в Нубрский долине, один легендарный белый тополь растет в Алчи, в долине Инда. Акация белая (Robinia Pseudoacacia), гималайский кипарис и конский каштан выращиваются с 1990 года.


4. Правительство и политика

Ладакх с политической точки зрения представляет собой два округа штата Джамму и Кашмир. 1 июля 1979 были созданы окрестности Лех и Каргил. Округами управляет Ladakh Autonomous Hill Development Council, основанный на структуре Дарджлингскои автономной совета гуркхов. Это было компромиссным решением, так как жители требовали предоставить Ладакх статус союзной территории.

В октябре 1993 года правительство Индии и штата согласился создать в каждом округе Автономную холмов совет. И в 1995 году был издан акт "О создании ладакхськои автономной холмовой ради развития". Выборы в совет состоялись 28 августа 1995 года. Первое заседание состоялось в Леху 3 сентября 1995. Каргилл нашел свой ​​совет в июле 2003 года [20]. Совет взаимодействует с сельскими панчаята по вопросам экономики, здравоохранения, образования, землепользования, налогов, управления и самоуправления. Эти вопросы обсуждаются в исполнительном органе блока в присутствии исполнительного советника и других членов совета [21]. Суды, закон, правопорядок, высшее образование является компетенцией штата.

Ладакх отправляет одного представителя (MP) в нижнюю палату парламента - в Лок Сабха (Ладакхський избирательный округ Лок Сабха). Сейчас Ладакх представляет Хассан Хан [22].


5. Монастыри Ладакха

Достоверно известно, что первые буддийские культовые сооружения появились в Ладакх во II веке н. е. при Кушанского императоре Канишци. Но строения разрушились, а буддизм надолго покинул регион, уступив место религии бон и другим анимистическим культам. В IX-X веках в регионе стала утверждаться Ваджраяна и появлялись первые религиозные сооружения, священные пещеры, где уединялись йогины. Многие монастыри связывают свою основу с деятельностью Ринчен Санпо (958-1055) - святого, переводчика, философа, и по некоторым сведениям, регента Гуге [23]. В XVII веке в Ладакх сформировалась современная система монастырей, принадлежащих, главным образом, в школах Друкпа Кагью и Гелуг.

Некоторые важнейшие монастыри:

  • Алчи Гомпеш - монастырь знаменитый фресками эпохи Ринчен Санпо, редко где можно найти.
  • Дзонгхул Гомпеш - маленький монастырь, но очень знаменитый. Основал его сам Наропа, он убил в скалу свой ​​посох и пхурпа (тантрический кинжал). С тех пор к реликвиям стекаются паломники, а йогины часто медитируют там.
  • Дискит Гомпеш - главный монастырь долины Нубра и один из крупнейших гелугпинських монастырей в регионе.
  • Зангла Гомпеш - в этом монастыре начал свое изучение тибетского языка Александр Чома где Кьорьош.
  • Цыпленок Гомпеш - крупнейший гелугпинський монастырь Занскару.
  • Ламаюру - основан Наропы. Служил одновременно для Дрикунг Кагью и Бон-по. Николай Рерих оставил его описание.
  • Ликир Гомпеш - красивый монастырь с 7-метровой статуей Будды под открытым небом.
  • Ридзонг Гомпеш - гелугпинський. Славится строжайшим соблюдением монашеских правил.
  • Сани Гомпеш - возможно, самый древний монастырь региона, поскольку основан во II веке н. е. Легенды связывают гомпа с Канишки, Падмасабхавою и Наропы.
  • Тикси Гомпеш - крупнейший монастырь Ладакха.
  • Хемис Гомпеш - основан на месте встречи Наропы с его гуру Тилопы. В определенном смысле, место зарождения Кагью. Также здесь якобы найдено Тибетское Евангелие.
  • Шей Гомпеш - знаменитый монастырь в летней столице Ладакхського царства.

6. Экономика

Лехський рынок

Экономика Ладакх основывается на трех столпах: индийская армия, туризм и гражданское правительство в форме предоставления рабочих мест и расширенных субсидий. Сельское хозяйство сейчас не является основой экономики, хотя так было поколение назад и теперь большинство ладакхцев живут сельским хозяйством.

Веками основу ладакхськои экономики составляло производство ячменя, гороха, пшеницы, разведение скота, особенно яков, коров, помесей яков и коров, овец и коз. На высоте 3000-4000 м сельскохозяйственный сезон короткий, всего несколько месяцев в году, как в северных странах. Недостаток влаги препятствует созданию крупных фермерских хозяйств, но ладакхци выработали эффективные формы для мелкого производства. Для орошения создавались ирригационные каналы. Важнейшие культуры: ячмень и пшеница. Рис ранее считался роскошью, но сейчас, благодаря субсидиям правительства, стал дешевле других видов зерна [2].

В низинах выращивают фрукты, в таких высокогорных местах как Рупшу живут кочевники. Ранее они обменивали дополнительный продукт на соль, сахар, спички и другие предметы. Два ладакхських продукта были экспортными: абрикосы и кашемир. Сегодня важной сельскохозяйственной продукцией стали овощи, которые активно закупаются индийской армией и продаются на внутреннем рынке. Производством занимаются мелкие землевладельцы, которые работают на земле лично и иногда нанимают сезонных рабочих из Непал. Голый ячмень (Ладакх nas, урду grim) - традиционно ведущая сельскохозяйственная культура Ладакх, на берегах Цоморари вблизи Корзок Гомпеш его выращивают на высоте 4600 м, считается высшим полем в мире [2].

Ранее Ладакх в полной мере наслаждался выгодой своего географического положения, находясь на пересечении торговых путей. Ладакхци брали пошлину с товаров, перевозимых караванами с Туркестана, Тибета, Пенджаба, Кашмира и Балтистан. Некоторые ладакхци сами занимались караванной торговлей, способствуя торговле тканями, коврами, красителями и наркотиками между Пенджабом и Синьцзян. Однако, со времени закрытия тибетского границы китайским правительством, международная торговля через Ладакх сошла на нет [24] [25].

С 1974 года индийское правительство приняло меры по развитию туризма в Ладакх, который, несмотря на войну в Кашмире, стал безопаснее. Сейчас только 4% ладакхцив заняты в туристическом бизнесе, но туристы приносят 50% ВНП региона [24].

Приключенческий туризм появился в Ладакх в XIX веке. В начале XX века стали популярны 14-дневные туры английских служащих в Индии с Сринагара в Лех. Агентства, возникшие в Сринагар и Шимла специализировались на приключенческом туризме - охота, рыболовство и походы. Эта эпоха описана Артуром Невис в "туристический путеводитель по Кашмира, Ладакха и Скарду", впервые опубликованных в 1911 году [25]. Сегодня около 30 000 туристов посещают Ладакх ежегодно. Туристы посещают такие места, как Лех, Драсс, долина Суру, Каргилл, Занскар, Зангла, Рангдум, Падум, Фуктал, Сани Гомпеш, тондо, Шайок, Саку, Солона долина. Популярные маршруты Манали-Лех, Нубра, долина Инда, Маркхам, маршрут по ладакхським монастырям, Южный Зангскар, Транс-Зангскарська экспедиция, спит-Ладакх, спит-Питок-Хемис, Рупшу, соленые озера, ледник Чадар, Падум-Фуктал, Падум- Дарчиа, Паникхар-Хенискот, Падум-Манали, Ламаюру-Марцеланг, Ламаюру-Аличе, Калла Паттарський маршрут, Пахалгам-Суру, Киннаур-спит-Ладакх, Цоморари и Манали-Лех [26].

Сейчас правительство занято крупными проектами по улучшению инфраструктуры Ладакх. Уже построены дороги позволяют сплотить ладакхську экономику и создать альтернативу сельскому хозяйству. Субсидирование продовольствия, работа в туристической сфере и новая инфраструктура привели к росту городского населения Ладакха, переселение многих ладакхцив в города. Основной опорой остается индийская армия, вербует с ладакхцив военнослужащих и обслуживающий персонал, а также покупает местные товары и услуги.


7. Транспорт

Транспорт на Гималайском шоссе 3

В Ладакх около 1800 км дорог, из которых 800 км с твердым покрытием [27]. О большинстве дорог заботится Организация пограничных дорог.

Ладакх был точкой соприкосновения Центральной и Южной Азии, когда использовался Великий шелковый путь. 60-дневная дорога по Ладакхскому пути связывала Амритсар и Яркенд через 11 перевалов и активно использовался в последней четверти XIX века [1]. Другой регулярно используемой дороге был Калимпонгський путь между Лехом и Лхасу через Гарток, административный центр западного Тибета. Гартока достигали зимой через долину Инда или через Тагланг Ла или Чанг-Ла. По гатей Черкей Ла приводил путников к Манасаровар и озера Ракшастал, затем в Барка, который был связан с Лхасе дорогой. Этот путь теперь перекрыт решением китайского правительства. Другие пути соединяли Ладакх с Хунзах и Читрал, но теперь и эти пути перекрыты из-за войны с Пакистаном.

В настоящее время только две важные ладакхськи дороги используются: Сринагарська и Манали. Путешествие от Сринагара начинается от Сонамарга, через Зоджи Ла (3450 м), Драс и Каргилл (2750 м), Намика Ла (3700 м) и Фату-Ла (4100 м). Это древнейший путь в Ладакх и сейчас перевалы открыты с апреля / мая по ноябрь / декабря. Однако, из-за роста напряженности в Кашмире, основная нагрузка легла на Сринагар-Каргилл-Лех через Зоджа Ла на Лех-Манальське шоссе с Химачал-Прадеш. Шоссе пересекает перевалы Рохтанг Ла (3978 м), Баралача Ла (4892 м), Лунглача Ла (5059 м), Тагланг Ла (5 325 м) и равнину Мор, его открыто с мая по ноябрь.

Автобусы ходят от Леха до сел. Манали-Лех-Сринагарская дорога - это половина дорожной системы Ладакх, другие являются ее ответвлениями. Для пешеходов и караванов Ладакх связан запутанной сетью горных троп, следуя по которым можно попасть в любую его часть, но путь из соседнего Химачал-Прадеша может занять несколько месяцев. Дороги и тропы позволяют, путешествуя по Ладакха на автомобиле, пополнять запасы в соседних населенных пунктах, но путники предпочитают использовать пешеходные тропы.

Один аэропорт есть в Леху, его каждый день выполняются рейсы в Дели на Jet Airways, Air Deccan и Indian Airlines и еженедельно в Сринагар и Джамму. Есть два аэропорта в Даулат Бег Олди и Фукче для военного транспорта [28].


8. Туризм

9. Демография

Ладакхська женщина в традиционной одежде и шапочке
Местная женщина, Ладакх

Население Ладакх около 260 000 человек, представляет собой смесь различных народов, в основном тибетцев, монив и Дарда. Как и остальные ладакхцив, Балте Каргилл, Нубры, долины Суру и Балтистан тесно связаны с Тибетом в языковом плане и были буддистами до Нового времени.

Большинство ладакхцив округа Лех и Занскара - тибетские буддисты, большинство каргильцив - мусульмане-шииты. Соответственно в Каргил является буддийская меньшинство, а в Леху - мусульманская. Некоторое количество кашмирских суннитов живет в Леху и Падуми в Занскари. В селах Балте живет несколько сотен мусульман-нурбахшия. Менее 40 семей ладакхцив исповедуют христианство, которое они приняли в XIX веке.

Среди неладакхцив большинство составляют индуисты и сикхи, имеется небольшое число последователей религии бон.

Кочевники чангпа на плато Рупшу основном переселились из Тибета в недавнее время. С начала 1960-х годов тибетцы-кочевники бежали из оккупированного Китаем Тибета в индийский Ладакх. Около 2000 из них бросило кочевать и поселился в Леху и других городах. Около 3500 тибетских беженцев расселилось в округе Лех.

В Драси и Дха-Хану преобладают люди дардского происхождения. Жители района Дха-Хану известны как брокпа - последователи буддизма, но сохранили старые дардски традиции. В Драси принят ислам и сильный кашмирский влияние. Монив осталось очень мало, но некоторые музыканты, кузнецы и плотники считают себя потомками настоящих монив. По переписи 2001 года, 47,4% населения региона - буддисты, 45,9% - мусульмане, 6,2% - индуисты и 0,5% - другие. Население делится примерно пополам по округам Лех и Каргил. В Леху 77% буддистов, а в Каргил - 80% мусульман.

Основной язык Ладакх - Ладакх, ветка тибетского языка. Образованные ладакхци часто знают хинди, урду и иногда английский. В Ладакх есть целый ряд диалектов, как: чанг-па, пуриг-па в Каргил, занскарський, но они взаемозрозумили. Благодаря торговым путям Ладакх активно обогащался иностранными словами. Традиционно Ладакх была чисто разговорным языком и для письма использовали классическую тибетский язык, но в последнее время появились авторы, пишущие на разговорном Ладакх тибетскими буквами.

Население округов Лех и Каргил
Год [К1] Лех Каргил
населения процент прироста женщин на 1000 мужчин населения процент прироста женщин на 1000 мужчин
1951 40,484 - 1011 41,856 - 970
1961 43,587 0.74 1010 45,064 0.74 935
1971 51,891 1.76 1002 53,400 1.71 949
1981 68,380 2.80 886 65,992 2.14 853
2001 117,637 2.75 805 115,287 2.83 901

В Леху было 1011 женщин на 1000 мужчин в 1951 году, но в 2001 стало 805, для Каргилл изменилось с 970 до 901 [27]. Для городов обеих округов этот уровень еще ниже - 640. Эта странность объясняется тем, что в Ладакх много сезонных рабочих, мигрантов, торговцев. Около 84% ладакхського населения живет в селах [29]. Средний годовой прирост населения в 1981-2001 годах составлял 2,75% в Леху и 2,83% в округе Каргилл [27].


10. Культура

Чертенок в Ладакх

Культура вообще и кухня частности похожие на центрально-тибетскую. Основными блюдами являются тхукпа (суп с лапшой) и Цампа, которая в Ладакх называется ngampe и незаменима при путешествиях. Собственно ладакхське блюдо - skyu - тяжелые макароны с корнеплодами. Сейчас употребляется и привозная еда, как в долинных Индии. Чай делают в маслобойни с добавлением масла и соли, его называют gurgur cha. Сладкий чай (cha ngarmo) сейчас обычный, его делают как в Индии, добавляя много сахара и молоко. Излишки ячменя идут на приготовление чанга - алкогольного напитка, который часто употребляют на праздниках [30].

Архитектура Ладакх развивалась под влиянием Тибета и Индии, в основном как монастырская. Буддийские колеса, часто украшенные драконами, встречаются почти в каждой гомпа. Дома и монастыри строили на холмах, выбирая южные склоны. При строительстве использовали камень, дерево и землю, но теперь предпочитают заполнять глиняные ячейки стен камнями и необожженного кирпича. Здесь находится множество монастырей, расположенных в непонятные местах - на выступлениях высоких гор, на краях ущелий. Ладакхський монастырь называется гомпа, что означает "место для медитации". Гомпа является центром любой деревни, и численность монахов в каждом монастыре пополняется за счет местной традиции у жителей деревни посылать одного из сыновей в монахи.

Кроме архитектуры Ладакх известен своими религиозными фестивалями. Монастырь Хемис является центром ежегодного фестиваля танцев в масках. Фестиваль проводят в июне или июле, в зависимости от подсчетов монахов, он приурочен ко дню рождения гуру Падмасамбхавы. Это религиозный праздник грандиозно отмечается каждые 12 лет в год обезьяны за восточному календарю.

Музыку чаще можно услышать на буддийских монастырских праздниках, она подобна тибетской музыке, в ней часто присутствуют религиозные песнопения на тибетской языке и санскрите. Эти длинные и сложные тексты выполняются только в особые дни праздников. Пение янг не имеет метрической строки, исполняется под аккомпанемент барабанов низким голосом. Очень важны танцы в ритуальных масках - мистерии Цам. Хемис Гомпеш, центр школы Друкпа Кагью в Ладакх, проводит этот праздник ежегодно, другие крупные гомпа не отстают. В бытовом смысле, в танцах показана борьба благих и неблагих сил [31]. Ткачество - неотъемлемая часть ладакхськои культуры, в восточном Ладакх ткачеством занимаются и женщины и мужчины [32]. Типичный костюм включает гончас из вельвета, украшенные жилеты, сапоги, шляпы. Праздники проходят в Ладакх с 1 по 15 сентября. Ладакхци одевают лучшие головные уборы, иногда украшенные золотом, серебром или бирюзой. Монахи танцуют в масках и играют на тарелках, трубах и флейтах. В народе известный танец которая, льва и ташиспа. Вокруг монастырей часто можно видеть флажки лунгта. В монастырях создаются иконы-танки. Проводят соревнования по стрельбе из лука, поло и шуточные свадьбы [33].

Сейчас самый популярный спорт в Ладакх - хоккей на льду, пик сезона в январе. Очень популярен крикет. Стрельба из лука исторически народный спорт, сельские жители устраивают турниры по стрельбе на праздниках, не обходится и без танцев, выпивки, азартных игр. Во время стрельбы играют специальную музыку СУРН и даман. Поло, вероятно, заимствовано у балтов в XVI веке при царе Сенге Намгьял, чья мать была принцессой Балте [34].

По сравнению с Индией, женщины играют очень важную общественную роль. Полиандрия (фратернальна или братского типа) и наследование жен были общему обычаю до 1940 года, когда правительство Джамму и Кашмира запретил ее, но в некоторых областях полиандрия есть и сейчас. Другой обычай, khang-bu, или "маленький дом", при котором глава семьи, когда его старший сын становится достаточно взрослым для управления делами, переезжает в отдельный дом, беря с собой только необходимое для жизни имущество [2].

" Наш христианский евангелист в Кхалаце стал отцом несколько недель назад, и люди из села сделали ему подарок "мучные Козерога" для него и его жены. Он дал мне одну из тех фигур, которые были сделаны из муки и масла, и сказал мне, что это обычай в Тибете и Ладакх - делать подарки "мучные Козерога" по случаю рождения ребенка. Это довольно интересная информация. Я часто задавался вопросом, почему было так много наскальных рисунков с козерогов в местах, связанных с добуддийською религией Ладакх. Теперь кажется вероятным, что они благодарны приношениями после рождения детей. Как я пытался показать в моей предыдущей статье, люди ходили в добуддийськи места отправления культа, в частности, молиться, чтобы получить детей [35]. "

Долгие годы тибетская медицина была единственной системой оказания медицинской помощи. Эта школа вобрала элементы аюрведы и традиционной китайской медицины, а также представления космологии тибетского буддизма. Веками медицинская помощь людям амчи предоставлялась местными целителями, она остается популярной и теперь [36]. Правительство не пытается бороться с этим, а наоборот, поддерживает местных целителей и поощряет населения изготавливать лекарства из растений.

Неправительственные организации оказывают посильную помощь в обеспечении ладакхцив чистой водой, доступной электроэнергией и защиты женщин. Ладакхська группа по защите экологии и окружающей среды работает с 1971 года.


11. Образование

Согласно переписи 2001 года, уровень грамотности в округе Лех составил 62% (72% у мужчин и 50% у женщин), в округе Каргилл 58% (74% у мужчин и 41% у женщин) [37]. Ранее образование можно было получить только в монастырях. По традиции, один сын с каждой семьи изучал тибетский письмо, чтобы читать священные книги [2].

В октябре 1889 года моравские миссионеры открыли в Леху школу (которая существует и поныне), и Вазир-ай Вазарат (ex officio комиссар-офицер британской армии) Балтистан и Ладакх приказал, чтобы каждая семья отправила хотя бы одного ребенка в школу. Этот указ встретил большое сопротивление со стороны местных жителей, которые боялись, что дети будут вынуждены обратиться в христианство. В школе учили тибетский язык, урду, английский, географию, науки, изучали природу, арифметику, геометрию и Библию [7]. Местной общиной первая школа Lamdon Social Welfare Society была открыта в 1973 году. Позже, при поддержке со стороны Далай-ламы и некоторых международных организаций, количество школ возросло, в них могло обучаться около двух тысяч учеников. Они гордятся тем, что сохранили ладакхськи традиции и культуру. Драконова школа Белого Лотоса под покровительством Его Святейшества Гьялванг Друкпа XII, главы ладакхськои Друкпа Кагью, расположена в Шей. Эта школа нацелена на изучение ладакхських традиций и буддизма.

Школы хорошо распределены по Ладакх, но из них 75% дают только начальное образование. 65% детей посещают школу, но часто случается, что не только ученики, но и учитель не приходят на уроки. Ранее в обоих округах школьные экзамены (X класс) не могли сдать около 85-95% учащихся, в колледже способны вступить не более половины выпускников. К 1993 году до 14 лет преподавание велось на урду, а затем переходили на английский язык.

В 1994 году Студенческое движение за образование и культуру Ладакх (SECMOL) провозгласил Операцию Новая Надежда (ONH), компании с "культурным и местных особенностей образования" и планируют сделать муниципальные школы функциональнее и эффективнее. В 2001 году в округе Лех экзамен на аттестат зрелости сдавали уже 50% выпускников. Чтобы студенты смогли продолжить образование не покидая Ладакха, в Леху был открыт государственный колледж.


12. Медиа

  • "Рангьюл", или Kargil Number - местная газета на английском языке и урду. Печатается в Кашмире.
  • ReachLadakh.com
  • Еженедельные новости на VisitLadakh.com.

13. Комментарии

К1 ^ Перепись не проводился в Джамму и Кашмире из-за войны.

Примечания

  1. а б Rizvi, Janet Trans-Himalayan Caravans - Merchant Princes and Peasant Traders in Ladakh. - Oxford India Paperbacks, 2001.
  2. а б в г д Rizvi, Janet Ladakh - Crossroads of High Asia. - Oxford University Press, 1996.
  3. "Kargil Council For Greater Ladakh" - www.jammu-kashmir.com/archives/archives2003/kashmir20030809c.html. The Statesman, August 9, 2003. 2003 . http://www.jammu-kashmir.com/archives/archives2003/kashmir20030809c.html - www.jammu-kashmir.com/archives/archives2003/kashmir20030809c.html . Проверено 2006-08-22 .
  4. Loram, Charlie Trekking in Ladakh 2nd Edition (English). - Trailblazer Publications, 2004.
  5. "Hazard profiles of Indian districts" - web.archive.org/web/20060926235134/http :/ / www.undp.org.in / dmweb / hazardprofile.pdf (PDF). United Nations Development Program. 2003. Архив оригинала - www.undp.org.in / dmweb / hazardprofile.pdf за 2006-09-26 . http://web.archive.org/web/20060926235134/http://www.undp.org.in/dmweb/hazardprofile.pdf - web.archive.org/web/20060926235134/http :/ / www.undp .org.in / dmweb / hazardprofile.pdf . Проверено 2006-08-22 .
  6. Лама Анагарика Говинд. Путь белых облаков. М., 1997. С. 89-90
  7. а б Ray, John Ladakhi Histories - Local and Regional Perspectives (English). - Koninklijke Brill NV, Лейден, 2005.
  8. Petech, Luciano The Kingdom of Ladakh c. 950-1842 AD (English). - Istituto Italiano per il media ed Estremo Oriente, 1977.
  9. "Flora and fauna of Ladakh" - www.india-travel-agents.com/ladakh/ladakh-tourism/fauna-ladakh.html. India Travel Agents . http://www.india-travel-agents.com/ladakh/ladakh-tourism/fauna-ladakh.html - www.india-travel-agents.com/ladakh/ladakh-tourism/fauna-ladakh.html . Проверено 2011-07-22 .
  10. Namgail, T., Fox, JL & Bhatnagar, YV (2004). Habitat segregation between sympatric Tibetan argali Ovis ammon hodgsoni and blue sheep Pseudois nayaur in the Indian Trans-Himalaya. Journal of Zoology (London), 262: 57-63
  11. Namgail, T. (2006). Winter Habitat Partitioning between Asiatic Ibex and Blue Sheep in Ladakh, Northern India. Journal of Mountain Ecology, 8: 7-13.
  12. Namgail, T. (2006). Trans-Himalayan large herbivores: status, conservation and niche relationships. Report submitted to the Wildlife Conservation Society, Bronx Zoo, New York.
  13. Namgail, T., Fox, JL & Bhatnagar, YV (2007). Habitat shift and time budget of the Tibetan argali: the influence of livestock grazing. Ecological Research, 22: 25-31.
  14. Namgail, T., Bagchi, S., Mishra, C. and Bhatnagar, YV (2008). Distributional correlates of the Tibetan gazelle in northern India: Towards a recovery programme. Oryx, 42: 107-112.
  15. Bhatnagar, YV, Wangchuk, R., Prins, HH, van Wieren, SE & Mishra, C. (2006) Perceived conflicts between pastoralism and conservation of the Kiang Equus kiang in the Ladakh Trans-Himalaya. Environmental Management, 38, 934-941.
  16. Namgail, T. (2004). Eurasian lynx in Ladakh. Cat News, 40: 21-22.
  17. Namgail, T., Fox, JL & Bhatnagar, YV (2007). Carnivore-caused livestock mortality in Trans-Himalaya. Environmental Management, 39: 490-496.
  18. Namgail, T., Bagchi, S., Bhatnagar, YV & Wangchuk, R. (2005). Occurrence of the Tibetan sand fox Vulpes ferrilata Hodgson in Ladakh: A new record for the Indian sub-Continent. Journal of Bombay Natural History Society, 102: 217-219.
  19. Bagchi, S., Namgail, T. & Ritchie, ME (2006). Small mammalian herbivores as mediators of plant community dynamics in the high-altitude arid rangelands of Trans-Himalayas. Biological Conservation, 127: 438-442.
  20. "Official website of the Ladakh Autonomous Hill Development Council, Kargil" - kargil.gov.in / lahdck / lahdck.htm . http://kargil.gov.in/lahdck/lahdck.htm - kargil.gov.in / lahdck / lahdck.htm . Проверено 2011-07-24 .
  21. "India" - reference.allrefer.com/country-guide-study/india/india78.html. Allrefer country study guide . http://reference.allrefer.com/country-guide-study/india/india78.html - reference.allrefer.com/country-guide-study/india/india78.html . Проверено 2011-07-24 .
  22. Fifteenth Lok Sabha member list - 164.100.47.132/LssNew/Members/Biography.aspx? mpsno = 191
  23. Tabo Ancient Monastry - About Tabo Monastery - www.aarogya.com / tabo / monastery.html
  24. а б Trekking in Ladakh (with 50 maps), by Charlie Loram. India Trekking Guides (Trailblazer), 2004, 288 pp.
  25. а б Weare, Garry Trekking in the Indian Himalaya 4th. - Lonely Planet, 2002.
  26. Ладакх Лехские трэки - www.lehladakh.net/
  27. а б в "State Development Report-Jammu and Kashmir, Chapter 3A" - planningcommission.nic.in/plans/stateplan/sdr_jandk/sdr_jkch3a.pdf (PDF). Planning Commission of India. 2001 . http://planningcommission.nic.in/plans/stateplan/sdr_jandk/sdr_jkch3a.pdf - planningcommission.nic.in/plans/stateplan/sdr_jandk/sdr_jkch3a.pdf . Проверено 2011-07-25 .
  28. NDTV.com: IAF craft makes successful landing near China border - www.ndtv.com/convergence/ndtv/story.aspx?id=NEWEN20080071230
  29. "Rural population" - www.educationforallinindia.com/rudpop2001.html. Education for all in India. 1999 . http://www.educationforallinindia.com/rudpop2001.html - www.educationforallinindia.com/rudpop2001.html . Проверено 2011-07-28 .
  30. Norberg-Hodge, Helena Ancient Futures: Learning from Ladakh. - Oxford India Paperbacks, 2000.
  31. "Masks: Reflections of Culture and Religion" - www.dollsofindia.com/library/article0010/2/. Dolls of India . http://www.dollsofindia.com/library/article0010/2/ - www.dollsofindia.com/library/article0010/2/ . Проверено 2011-07-29 .
  32. "Living Fabric: Weaving Among the Nomads of Ladakh Himalaya" - www.powells.com/cgi-bin/biblio?inkey=62-0834805219-0 . http://www.powells.com/cgi-bin/biblio?inkey=62-0834805219-0 - www.powells.com/cgi-bin/biblio?inkey=62-0834805219-0 . Проверено 2011-07-29 .
  33. Jina, Prem Singh Tourism in Ladakh Himalaya. - Indus Publishing, 1994. ISBN 8173870047.
  34. "Ladakh culture" - web.archive.org/web/20060712004749/http :/ / www.jktourism.org / cities / ladakh / culture / index.htm. Jammu and Kashmir Tourism. Архив оригинала - www.jktourism.org / cities / ladakh / culture / index.htm за 2006-07-12 . http://web.archive.org/web/20060712004749/http://www.jktourism.org/cities/ladakh/culture/index.htm - web.archive.org/web/20060712004749/http :/ / www .jktourism.org / cities / ladakh / culture / index.htm . Проверено 2011-07-29 .
  35. Francke (1914), pp. 95-96.
  36. Plantlife.org project on medicinal plants of importance to amchi medicine - www.plantlife.org.uk / international / plantlife-med-plants-projects-allachy-India-Ladakh.htm
  37. "District-specific Literates and Literacy Rates" - www.educationforallinindia.com/page157.html. Education for all website. 2001 . http://www.educationforallinindia.com/page157.html - www.educationforallinindia.com/page157.html . Проверено 2011-07-26 .

Источники