Латинский кафедральный собор (Львов)

Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии или Латинский кафедральный собор - католическая базилика, главный храм Львовской архиепархии Римско-Католической Церкви на Кафедральной площади в Львове, Украина. Памятка сакральной архитектуры XIV - XVIII века.


1. Архитектура

Собор находится по центру площади Кафедральной и со времен средневековья остается архитектурной доминантой юго-западной части бывшего центра города (города в стенах). Ориентированный на оси восток-запад, с главным входом с запада на оси храма. Построенный из кирпича двух оттенков, тинькована (кирпич демонстрирует зондаж на контрфорсе апсиды). Применены также блоки с миоценового литотамниевого известняка и известкового песчаника, которые добывались в каменоломнях в окрестностях тогдашнего Львова. Длина храма 67 м, ширина - 23 м. Здание трехнефная, зального типа, с вытянутым презбитерием и граненой апсидой. С запада к глыбы храма примыкают два квадратных в плане объемы колоколен. Права колокольня построена только до высоты сводов нефа. Изначально собор снаружи подпирали 12 четырехярусных контрфорсов, которые заканчиваются чуть ниже кровельного карниза. Основное пространство почти кубический, но более поздние пристройки сильно затрудняют конфигурацию храма. С обеих сторон к презбитерия симметрично примыкают по одному захристю и одной часовни. В промежутках между контрфорсами в нефов с северной и южной сторон пристроены по 3 часовни. Презбитерий и каждая из трех нав перекрыты тремя пряслами крестовых сводов. Крыша над навами и презбитерием - двоспадовий, над левой колокольней - сложный барочный с вазонами, над недостроенной правой - пологий шатровый. На крыше нефа устроено два ряда люкарн на разной высоте. Готическую составляющую подчеркивает высокий шип крыши. В интерьере четыре высокие снипчасти колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами. Стены и своды покрыты многочисленными фресками.

Сегодня латинский кафедра - памятник архитектуры национального значения, охранный номер - 316/0.


2. История

2.1. Проблема начал храма

Архитектор М. Ковальчук. План кафедры. Черной заливкой обозначены древнейшую основу, тонким контуром - более поздние пристройки

Обстоятельства основания кафедры, точная датировка и основатели остаются невыясненными. Главной проблемой является полное отсутствие первичных документов. Многочисленная литература оперирует годами и гипотезами, время в форме однозначных утверждений. Однако все они основаны на историографической традиции, или на вторичных источниках. Количество версий о дате основания особенно приумноженная трудами XIX - XX веков. Анализ историографии, опубликован 2000 года украинский исследовательницей сакральной готики Ольгой Козубский показал, что ни традиция, ни одна из гипотез документально не подтверждены и по многим соображениям сомнительны. [1] В дальнейшем эта позиция получила определенное распространение, в частности видобразлась в фундаментальном труде "Архитектура Львова. Время и стиле XIII-XXI вв. " ( 2008) [2] и Энциклопедии Львова ( 2010) [3].


2.2. Версии о годе основания

1344. Версия с неопубликованной работы секретаря капитула первой пол. XIX в. Каэтана Андрусевич. Никоим образом не обоснована, однако поддержана Станиславом Зайончковский, который утверждал, что датировка подтверждается городскими актами, на самом деле не соответствует действительности - таких дат в актах нет. По Зайончковская повторена Тадеушем Маньковским, Юзефом Крентошем, Бартоломеем Качоровски, Яном Островским, Ежи Петрусом. [4]
1350. Версия о деревянный костел Девы Марии, который существовал в 1340 - 1349 годах и новый каменный, заложен 1350 уже на нынешнем месте. Происходит из подъемника из городских архивов, высланного 1763 или 1765 года в Рим в тракте процесса архиепископа Сераковского с магистратом. Повторенная Владиславом Абрахамом, Фридерик Папе. Критиковалась Денисом Зубрицким и Михаилом Грушевским. Достоверность первичного источника этого акта и сам факт существования источника у исследователей вызывают сомнение. [5]
1361. Озвученный Яном Длугошем в труде "История Польши". Александр Семкович предполагал, что источником для Длугоша стала папская булла от того года, якобы позволяла фонд митрополии. На самом деле булла датирована 6 апреля 1363 года и собственно разрешения не содержит (митрополию основано лишь 1412 года). Сам Длугош вероятно имел в виду религиозную организацию, а не здание. Показательно, что среди фондов Казимира III Длугош не упоминает львовского храма. Тем не менее версия о создании митрополии повторена Мартином Кромер и Яном Альнпек. Последний изменил год на 1364 и однозначно приписал Казимиру закладки самого здания. [6]
1360-1368. Период, в пределах которого состоялась закладка, по мнению Мавриция Дидушицкого. Он однако предполагает, что к началу XV века строительство не велось. [5]
1370. Версия Владислава Лозинского о годе закладка камня и о начале строительства только через около 30 лет спустя. [7]
1370 и 1349. Две противоречивые даты, представлены Бартоломеем Зиморович на базе неизвестных источников. Первая встреча повторяется в XIX в. в работе Игнатия Ходиницького. [8]


2.3. Версии об обстоятельствах основания

Основание Казимиром III. Историографическая традиция, поддержанная большинством авторов. Современник Казимира летописец Янко с Чарнкова, не упоминает львовский храм в перечне фондов короля. Таких данных не содержит ни одно из сообщений тогдашних хронистов. Сам король в переписке с папой ничего не упоминает об этом. Подобной фонда не способствовал и тогдашний трудное финансовое положение Казимира (неоднократно обращается за помощью). Многие исследователи сходятся на том, что после смерти Казимира строительство финансировали мещане. По мнению Ольги Козубский мещане могли быть основателями изначально, как это произошло в том числе с Марияцький костелом в Кракове. [9]
Первичная посвящение Святой Троицы. Впервые появляется в Яна Альнпека. Источники такого утверждения неизвестны. [6] Повторенная Станиславом Зайончковская, Тадеушем Маньковским, Бартоломеем Качоровски, Яном Островским, Ежи Петрусом, Тадеушем Трайдосом [10].
Версия о костеле Марии Снежной, как первый приходской храм. Внедрена Франциском Захариясевичем, повторенная Станиславом Зайончковская.
Храм предшественник. Исследователи Игнатий Ходиницький и Исидор Шараневич утверждают, что в княжеские времена здесь стояла одна из окраинных церквей восточного обряда - Успения, которую Казимир Великий распорядился снести [11] [12].
Общий храм двух конфессий. Мнение высказано Романом Могитича, базируется на анализе древней книги протоколов судебных заседаний Львовского городского совета 1382 - 1389 лет. Для документа характерно определение всех православных, армянских и католических храмов единым словом eсclesiae. При этом приходских храмов в центре упомянуто всего два - Ecclesia Armenorum (армянский) и Ecclesia beate Maria Virgilis, parochialis (без уточнения конфессии). Могитич предполагает значительное сближение восточной и западной церквей в многонациональных городах того времени. Обращает внимание также на факт о священника Иоанна Русина, который был противником передачи парфияльного храма римо-католическом архиепископу. По мнению Могитича новый (нынешний) храм мог строиться вокруг древнего, возможно даже с использованием определенных его частей. [13]


2.4. Строительство (XIV-XV вв.)

Архитектор М. Ковальчук. Графическая реконструкция первоначального вида (с тыла)

1353 годом датируется первое документальное упоминание о приходской костел Девы Марии во Львове. Источником является грамота 1359 года, в которой говорится о пожертвовании храмовые комитисою Анной мельницы на Збоищах. В дальнейшем в течение всей второй половины XIV века встречаются документы о храме Девы Марии, однако ни один из них не дает уверенности - говорится о храме в центре или костел Марии Снежной, который в то время уже существовал и по мнению многих исследователей был первым приходским во Львове. [14] 6 апреля 1363 года датируется булла, которая была реакцией на просьбу короля Казимира Великого учредить епископство с центром во Львове. Замысел этот не была реализована. [6] 1384 года впервые упоминается пожертвование на строительные работы, хотя и в дальнейшем непонятно котором храмовые (вполне возможна и перестройка костела Марии Снежной). Распространена версия о строительстве кафедры мастером Нычки с Троппау базируется на упоминании 1385 года, которая на самом деле также не уточняет - в каком из двух костелов проводились работы. Первое упоминание, которая точно касается будущей кафедры, происходит из 1399 года, когда члены городского совета сделали пожертвование на будущий алтарь 10000 мучеников. [15] Управляющим фондов в это время был Петр Штехер. Он от имени города наблюдал за строительством, а также лично пожертвовал сто коп. Сооружением занимался Вроцлавский архитектор Николай Гансечке (Гонзага). [16]

По первоначальному проекту у собора должно было быть две башни - одну завершили в конце XIV в., другая так и осталась незаконченной из-за нехватки средств [17].

Кафедра в 1898

В 1404 году Николай Гансечке закончил алтарную часть храма, а в следующем, 1405 года, она была освящена перемышльским епископом Мацеем Яниной, при участии архиепископа галицкого Якова Стрепы [18]. 1406 года до кафедры перенесен братство Девы Марии, которое действовало изначально при костеле Марии Снежной (основано не ранее 1387). Статус кафедры храм получил 1412 года [15], а окончательное подтверждение через два года предоставил антипапа Иоанн XXIII буллой "In eminenti". Вероятно еще 1415 года была образована капитула и 1429 была утверждена. Она взяла на себя управление фондами и надзор за строительством [19]. 1481 года вроцлавские строители Йоахим Гром и Амвросий Рабиш завершили возведение Навь, засклепившы их. Тогда же был рукоположен было установлено три алтаря. Упоминаются также vitra variecolora - вероятно витражи. В то время от имени города за работами наблюдал местный патриций Ежи Шеллер. Над боковым входом с южной стороны были вмурованы скульптуру святого Юрия - патрона Шеллера, выполненную "грубым резцом". 1490 года крышу над презбитерием пришлось заменить. Работы выполнил плотник Никель Клоч. 1493 -й принято считать годом завершения строительства. Тогда строитель Ганс Штехер построил и засклепив хоры. [20]


2.5. Оформление и перестройки XVI-XVIII вв.

Обет Яна II Казимира в латинском соборе 1 апреля 1656 года (фрагмент картины Яна Матейко)

В 1510 году в кафедре установили первый орган. В 1527 году во время большого львовской пожара сгорело практически все готический город. Пострадала также и кафедра - особенно западная его сторона и башня. Восстановлением храма занялись уже ренессансные архитекторы, повлияло на будущий облик сооружения - в частности, 1566 году по инициативе архиепископа Станислава Сломовського устанавливают новый алтарь. Простоял он недолго - в 1616 г. в храме уже другой, позднеренесансний алтарь работы Лукаша Калинского.

В 1629 г. в кафедре впервые отправили Богослужение епископы-униаты, между ними и Мелетий Смотрицкий - автор грамматики славянского языка и митрополит Русский. По свидетельствам горожан, тот факт, что владыки отправили Службу Божью в костеле, очень огорчило армянскую и русскую общины города, которые были в основном православными. "Поварихи русские и армянские язычниками их [владык] называли и проклинали", - свидетельствует неизвестный мещанин.

1 апреля 1656 года в храме перед образом Ласковая Божьей (авторства Йозефа Шольц-Вольфовича) обета за оборону Польши король Ян II Казимир. Это событие вошло в польской истории как "Львовские браки Яна Казимира", - монарх просил Божьей помощи в борьбе против нападений шведов на Польшу, обещая взамен облегчения жизни простым людям.

В 1760-78 гг собор в стиле позднего барокко и рококо перестроил тогдашний архиепископ Иероним Сераковский - до этого храм находился в плохом состоянии, однако предыдущие почти 50 лет дальше разговоров и призывов дело не шло. Тогда же и башня получила барочное завершение, которое выполнил кузнец Ян Неджвецки, а ее высота стала 64,3 м (34 венские сажени). Также в 1765-71 гг устанавливают новый рококовой алтарь Петра Полейовского, который мы видим и сейчас. Во время реставрации много древних готических и ренессансных алтарей и других достопримечательностей были уничтожены или заменены барочными. Фактически, до нашего времени в первозданном виде дошла основная часть конструкции - особенно хорошо это демонстрирует экстерьер алтарной части храма (со стороны улицы Галицкой и площади Рынок).

Показать кафедры от площади Рынок

В 1776 г. было установлено современное главный алтарь, выполненный в стиле барокко. Он украшен мраморными колоннами и статуями работы Матфея Полейовского, изображающие святых Августина, Григория Амвроського и Иеронима. В алтаре также находится копия небольшого, прославленного чудесами образа ласковые Божьей (оригинал 1946 г. были вывезены в Польше и сейчас он находится в краковском Вавеле). Слева от алтаря находится неоготическая, "королевская", ложа.

На стене кафедры со стороны улицы Галицкой повешены пушечное ядро ​​с осады Львова 1672 года турок с Петром Дорошенко. Во ядром для объяснения сделана надпись на латыни - Ex obsidione turcica. Со стороны той же улицы Галицкой можно увидеть портрет Яна Домагалича, основателя одной из часовен, не сохранились, надгробную плиту из часовни Шольц-Вольфович и фреску Богородицы с Христом. Фреска является копией иконы 1598 г. мещанина Юзефа Шольц-Вольфовича в память о любимой внучке (об этом см. ниже.). Во второй половине 2000-х годов фреску реставрировали.


2.6. Новейшая история (XIX-XXI вв.)

На протяжении целого XIX века в интерьер и экстерьер внесено много изменений. 1802 года слева перед входом в презбитерия смонтировано новый, кованый из металла амвон. С противоположной стороны установлен ампирный памятник Екатерине Оссолинских с Яблоновских, изготовленный в 1805 - 1806 годах из мрамора и бронзы скульптором Гартманом Витвером. По инициативе архиепископа Франца Пиштека был проведен целый ряд модификаций в 1835 - 1846 годах. Аутентичную готическую кладку фасада, изложенного кирпичом двух оттенков, было полностью поштукатурены. 1839 г. в кафедре устанавливают новый орган, выполненный львовским мастером Романом Духенським, фундированный каноником и кустошем Якубом Бэмом. В 1844 г. крест, венчающий башню, покрыли позолотой. Также в храме был установлен ряд надгробий, а собор украсили картины Алоиза Рейхана и Юзефа Хойницького.

1916 год. Австрийские военные снимают медную бляху с крыши Латинской кафедры.

Конце века во Львове проводилась подготовка к Галицкой краевой выставки, которая должна была состояться 1894 года. В связи с этим 1892 года инициировано очередной этап восстановительных работ. Руководителями назначен епископ Яна Пузино, профессора Владислава Лозинского и молодого архитектора Михала Ковальчука. Работы начаты с презбитерия. Было сбито штукатурка со сводов и пилястры из стен вместе с барочными росписями Станислава Строинского. Зато выполнено новые орнаментальные росписи. Слева от алтаря устроен еще один, малый, орган, выполненный львовской фирмой Яна Сливинского. С Перемышля был приглашен скульптор и архитектор Фердинанд Маерск, исполнивший неоготический балкон нового органа и немного глубже в презбитерии в таком же стиле - "императорскую ложу". Он сделал новые порталы часовен святого Казимира и святого Иосифа, имеющие входы с презбитерия. Заново выбиты ряд заложенных ранее окон, вставлены неоготические масверкы, выполнено новые витражи. По левой (северной) стороне помещены витраж "Посвящение Гжегожа с Сянока на львовского архиепископа" Тадеуша Попеля, "Обещания короля Яна Казимира" Юзефа Мегофера, "Казимир Великий - основатель кафедры" Эдварда лепше. Над главным алтарем - "Наисвятейшая Мария Дева, Королева Польской короны" Эдварда лепше ( 1902). По правой (южной) стороне: "Оборона Львова с помощью св. Яна из Дукли" Станислава Батовского-Качора, "Святые покровители Польши" Яна Матейко и Томаша Лисевич, "Святая Семья" Фердинанда Ляуфбергера, "Матерь Божия Пидкаминецька" Тадеуша Крушевского, "Святые Константин и Елена" Юлиана Макаревича. Витраж на хорах, выполненный по проекту Теодора Аксентовича. Большинство алтарей выполнены фирмой Майера из Мюнхена. 1894 года завершить работы не удалось - только реконструкция презбитерия продолжалась до 1899 года. Впоследствии Венская австрийская комиссия по реставрации признала уже проведены работы непрофессиональных, такими, которые уничтожают подлинность памятника. Работы были прекращены, переоформления нав даже не начато.

1908 года руководителем реставрационных работ в кафедре назначен профессор Львовской политехники Тадеуша Обминский, который исполнял эти обязанности до своей смерти 1932 года. 1909 года отменены время каменные барочные вазоны на башне заменены жестяными. В связи с этим организация под названием "Круг архитекторов" заявила протест, считая подобные действия крайне непрофессионально. [21] В 1910 г. на кафедре установили мемориальную таблицу в честь 500-летия Грюнвальдской битвы (проект Михала Лужецкого, выполнила фирма Генрика Перье) [22], в 1912 - таблицу посвященную Петру жалобе (скульптор Люна Дрекслер) 1917 года - Фаддей Костюшко по случаю сотой годовщины смерти (мастерская Вильгельма Скунжила). Австрийские власти реквизировали медное покрытие крыши во время Первой мировой войны. При украинском-польских боев за Львов 3 мая 1919 года в кафедру попал артиллерийский снаряд. В память об этом в контрфорс от улицы Галицкой вмурованы мемориальную табличку Ex obsidione ruthenorum. В 1920-х годах Тадеуш Обминский организовал осушения фундаментов кафедры и перекрытия здания новым медной крышей.

Мемориальная таблица по случаю визита Папы Римского

Во время Второй мировой войны храм почти не пострадал, однако мемориальные таблички, посвященные Грюнвальдской битве и Петру жалобе, немцами было уничтожено. 1946 года, уезжая из Львова, архиепископ Евгениуш Базяк забрал чудотворную икону Божьей Ласковой, реликварий блаженного Якуба Стрепы и еще некоторые предметы по отделке храма. По советское время храм был одним из немногих, можно было посещать, поэтому сюда на литургии приходили не только католики, но и верующие других конфессий. Считается, что за сохранение кафедрой своего первоначального назначения, а не превращение ее советской властью на склад, спортивный зал и т.д. (такая судьба постигла многие львовских храмов) нужно благодарить о. Рафалу (Владиславу) Керницькому - заключенному ГУЛАГа и настоятелю кафедры в это нелегкое время.

25 июня 2001 года храм посетил Папа Римский Иоанн Павел II. В 2003 г. по случаю этого события на западной стене храма появилась мемориальная таблица с надписями на украинском, польском и латинском языках (скульптор Ярослав Скакун) [23]. По случаю этого визита в 1999-2000 гг интерьер кафедры было основательно отреставрировано украинскими и польскими консерваторами достопримечательностей. Также было проведено восстановление презбитерия, большого алтаря, захристя и часовни св. Иосифа.

От 22 ноября 2008 года митрополитом Львовским является Мечислав Мокшицкий, сменивший на этом посту предыдущего митрополита кардинала Марьяна Яворского [24].


3. Кладбище и часовни

Одна из статуй, когда-то стояла на кладбище

При кафедре с самого ее начала находилось кладбище. Правдоподобно, что он возник примерно 1405 года, когда был освящен же кафедру, так у непосвященных землю не хоронили. Кладбище занимал территории почти всей современной площади Кафедральной и был обнесен стеной.

Напротив нынешней захристии (со стороны площади Рынок) были ворота для проезда колесниц называемая "Королевской". Пеше заходили несколькими ступенями. Уровень тогдашнего кладбища был значительно ниже современного - о его уровне в 70-х гг XVIII в. можно судить, заглянув через решетку, которыми обнесен углубление круг кафедры.

Также калитки были со стороны современной площади Ивана Подковы и напротив главного входа. У последней также стояли палатки мясников, в которых порой даже забивали скот. Лотки 1800 г. был разобран и перенесен по Краковскую ворота.

1762 года был разобран часовню Милевских, а две эпитафии перенесен в кафедры. Стены кладбища снесли при реставрации 1776 года. Тогда же перенесен под сам храм скульптурный комплекс "Христос на смертном ложе" (также известна как часовня "Гроб Господень"), который стоял в одном из жилищ. В 1783 г. император Иосиф II издал распоряжение о сносе во Львове церковных кладбищ и основания четырех кладбищ за чертой города. Из шести часовен, стоявших особняком, сохранилась только часовня Боимов. Также сохранились статуи святых, после сноса кладбища, была поставлена ​​вокруг собора. [25]


4. Пристроенные часовни

Промежутки между контрфорсами нав и презбитерия изначально использовались для строительства часовен - семья усыпальниц зажиточных мещан и львовских патрициев. Захоронение делались в их подземельях. Уже 1395 года при кафедре упоминается часовня свв. Петра и Павла. Многие пристроен и в последующие годы. Это в частности часовни Святых Даров ( 1440), Журавновского ( 1441), Бучацких ( 1440, перестроена 1495, а затем - архиепископом Яном Соликовского 1587), святого Станислава ( 1440), Раецкая ( 1454), Струмило ( 1463), Кушнирская ( 1478), братства нищих ( 1493), часовни епископов Томаша Пиравського ( 1610) и Яна Замойского ( 1615). Вход в часовен был организован по-разному: одни имели только входное отверстие, другие отгораживались дверью или кованой решеткой. Для их устройства обычно пробивались стены и перемуровувались контрфорсы, очень ослабило конструкцию. К тому же разновременные часовни были разными по размерам и не представляли собой единого стилевого ансамбля. В 1760-х годах архиепископом Иеронимом Вацлавом Сераковский инициировано коренную перестройку кафедры, во время которой часть часовен было перестроено, а некоторые вообще снесен. С пристроенных часовен сохранилось восемь.

Бичевание Христа
Часовня Бичевание Христа (Кампианов)

Находится при северной нави, первая от входа. Редко фигурирует в литературе под своей настоящей названием-посвящением. Более известна как часовня Кампианов - усыпальница семьи львовских чиновников и бургомистров. Построена в стиле ренессанса в течение 1584 - 1629 годов на месте древней часовни Струмило, стоявшей здесь от 1463 года. Ордерный каркас фасада с рустованным цоколем вероятно выполнил архитектор Павел Римлянин. Рельефы "Положение во гроб", "Воскресение Христа", "Христос огородник" между пилястрами фасада приписывают Генриху Горсту, а фигуры евангелистов выполнили вероятно Ян Пфистер и Севастьян Чешек. Около 1660 года проведен ремонт, инициированный Бартоломеем Зиморович. Тогда в интерьере появились новые скульптурные надгробия, в частности портретные бюсты авторства Войцеха Капиноса младшего. При перестроек, инициированных архиепископом Вацлавом Сераковский, был изменен вход в часовню, перестроен своды, которое 1774 года расписано Станиславом Строинским. Реставрирована под руководством Владислава Садловского течение 1905 - 1906 лет. Следующая реставрация состоялась 1923 года. В часовне кроме Кампианов похоронены представители родственных с ними семей Гросваерив и Острогурських.

Подробнее в статье Часовня Кампианов
Святого Антония

При северной нефе, вторая от входа. Образована в объеме бывшего передсинку бокового входа. Снаружи на фасаде сохранился заложенный готический портал бывшего входа. 1898 года в часовне установлены новые витражи. Здесь установлен памятник Анджею Алоизия Анквичу (перенесена 1925 года из часовни Распятого Христа). В 2008 - 2009 годах проведена комплексная реставрация. С улицы к фасаду приставлена ​​скульптурная группа "Гроб Господень".

Святых Даров

При северной нефе, третья от входа. Званый также часовней Вишневецких или Святейшего Сакрамента. На этом месте от 1440 года находилась часовня Бучацких, перестроена архиепископом Яном Дмитрием Соликовского в 1587. В 1701 - 1707 годах Вишневецкими построена новая часовня. 1747 установлено богатый пизньобароковий алтарь неизвестного автора. Скульптуры алтаря выполнил вероятно Томас Гуттер или Христиан Сейнер. Росписи купола приписываются Станиславу Строинский (примерно перед 1771). В течение 1870 - 1872 лет произведен ремонт. 1888 встановлно установлен мраморный памятник архиепископу Франциску Вежхлейському (скульптор Тадеуш Баронч) [26]. От 2009 года идет реставрация.

При входе в древней часовне Бучацких находился известный во Львове алебастровый ренессансный алтарь Шольц-Вольфович (Святой Троицы). Изготовлен предположительно скульптором Яном Зарембой в мастерской Германа ван ГАТТ. Изначально находился при стене северной нефа, позже перенесенный у входа в часовню Бучацких. Во время перестройки храма архиепископом Сераковский, алтарь был продан в костела святого Николая, где находится до сих пор. Является одним из самых ценных и немногочисленных памятников львовской ренессансной скульптуры.

Святого Казимира

Имеет вход с презбитерия. Построена во второй половине XVIII в. на месте часовни святого Станислава. Во второй половине XIX в. разобраны боковые алтари. При переоформлении презбитерия течение 1892 - 1899 лет установлен новый неоготический белокаменный портал, выполненный фирмой Фердинанда Маерск с Перемышля. К 1977 года отреставрировано полихромию. В течение 2000 - 2001 лет входной портал отреставрирован.

Святого Иосифа

Древнее посвящение - Всех святых. Примыкает к презбитерия, имеет вход оттуда же. Построена на месте часовни епископов Яна Замойского и Томаша Пиравського. Существуют сведения об украшении древней часовни Замойского тремя вероятно алебастровыми алтарями святых Войцеха и Станислава, Святого Казимира и святого Яна Канты. Сохранились лишь статуи архиепископов Яна Тарновского и Яна Замойского, фигурки ангелов с надгробия последнего (скульптор Ян Пфистер). Часовня Пиравського содержала алтарь и надгробие с эпитафией, фрагменты которых сохранились и находятся в нынешней часовни, стоящей на этом месте. Один фрагмент из темно-красного мрамора изображает сюжет "Уверование святого Фомы" ( 1610, скульптор Себастьян Чешек). Второй, также мраморный, содержит фигура Пиравського и латинская надпись на светлой мраморной вставке.

Около 1867 года здесь установлен отреставрированный ренессансный алтарь, найденный реставратором Мечиславом Потоцким в подземельях. Он находился в подвалах костела со времен масштабной реконструкции архипископом Вацлавом Сераковский. По крайней мере часть алтаря выполнена 1592 году львовским скульптором Яном Бялим. Во второй половине XIX в. разобраны боковые алтари. 1898 года в часовне установлены новые витражи. В промежутке между 1892 - 1899 годы установлено неоготический портал, выполненный фирмой Фердинанда Маерск из Перемышля. В течение 2000 - 2001 лет белокаменный входной портал отреставрирован. В ноябре 2000 года в часовне установлен памятник генералу Юзефу Дверницкий. Изначально изготовлен из известняка скульптором Парисом Филиппи и 15 мая 1869 года установлен в львовском костеле св.Архангела Михаила оо кармелитов, в советское время демонтирован и сильно разорен. Перед установкой в ​​кафедре памятник отреставрирован польским специалистом, доктором Янушем смазать. Вторым этажом нынешней сооружения являются личные покои архиепископа.

Христа Милосердного

При южной нави, первая от входа. Известна также как "Часовня нищих" и "Дзядивська". В арке входа помещены эпитафии каноника Петра Милевского и его отца, перенесенные из разобранной 1762 часовни Милевских кафедрального кладбища. Автором эпитафий вероятно был скульптор Александр Прохенкович. Перестроена в стиле сецессии течение 1905 - 1907 годов по проекту Владислава Садловского. Мраморный алтарь выполнила фирма Людвика Тировича, барельефы - Томаш Дикас и Алоиз Бунши. Витраж изготовлен по проекту Люны Дрекслер, росписи в супрапортах - художники Станислав Дембицкий и Валериан Крицинський. 2001 года польскими специалистами М. Раевской, К. Бромильского под руководством Януша смазать проведена реставрация. Смонтировано памятные таблицы в честь львовских епископов XX в. Установлено серебряный реликварий святого Зигмунта Гораздовского, в связи с чем модифицировано алтарь.

Матери Божьей Ченстоховской

При южной нави, вторая от входа. Устроена в бывшем передсинку бокового входа. С улицы видно замурован готический портал. 1897 года в часовне установлены новые витражи. В 2008 - 2009 годах проведена комплексная реставрация.

Христа Распятого

При южной нави, третья от входа. Известна также как часовня Яблоновских. Построена Петром Полейовский течение 1769 - 1771 лет средства княгини Анны с Сапигив Яблоновской. Стюкове отделки выполнил Иван Оброцький в 1775 - 1776 годах. 1787 года здесь установлены памятники архиепископу Вацлаву Иерониму Сераковский, 1797 года - Фердинанду Онуфрий Кицкого. 1880 года изготовлены новые витражи. Во второй половине XIX в. реставрирован. 1909 года в часовне установлен серебряный реликварий, выполнен Тадеушем Блотницького, с реликвиями патрона архиепархии блаженного Якова Стрепы. Очередную реставрация проведена в течение 1925 - 1930 лет. Художник Н. Высоцкий восстановил фрески. В это же время установлен памятник архиепископу Юзефу Бильчевского, авторства Петра Вийтовича. 19 марта 1928 года в цоколь вмурованы шкатулку с сердцем архиепископа. 2000 года в пятую годовщину смерти Рафала Владислава Керницького, многолетнего настоятеля советского периода, в часовне установлен гипсовый бюст авторства Валерия Бортякова и Александра Оверчука. Торжественно освящен 12 декабря 2000 года.

Потерянные

Среди утраченных известна часовня Домагалича, которая примыкала к тыльной стороне храма в промежутке между двумя контрфорсами. В ней находилась икона Божьей Ласковой, признана чудотворной и перенесена впоследствии в кафедры, коронованная 12 апреля 1776 года.


5. Библиотека

О древнейший период существования библиотеки кафедрального костела сведений нет. По мнению исследователя Эдварда Ружицкий, она могла быть основана еще в Галиче и вместе с митрополией впоследствии перенесена во Львов. Должна была содержать минимум рукописные литургические книги. Одно из первых упоминаний о библиотеке зустричаетья в письме архиепископа Д. Соликовсього в Рим от 1600. После ликвидации кафедральной школы ее сборник пополнила кафедральную. Часть книг на рубеже XVII-XIX веков было передано львовском монастырю кармелитов обутых. Название "Кафедральная библиотека" происходит из XIX в. Большинство книг теперь находятся как депозит в библиотеке Львовского университета. Часть книг, переданных в свое время кармелитам обут, оказалась в вроцлавскому Оссолинеуме. [27]


6. Легенды и интересные факты

  • От 1472 г. все, кто помогал в строении кафедры, были освобождены от постов по воле Папы Римского Сикста IV.
  • Король Польши Ян Казимир - рекордсмен среди всех монархов, когда-либо посещали кафедру. Ян Казимир во время семи визитов во Львов ни разу не обошел этого храма.
  • В 1772 г. жители города в знак протеста против оккупации Львова австрийцами замуровали парадный вход в собор. Стрельчатые арки, заложенные красным кирпичом, видно и сейчас. С того времени и по сей день в храм можно попасть только боковыми входами.
  • На западной стене храма в 1910 году установлена ​​мемориальная доска в честь 500-летия Грюнвальдской битвы в которой потерпел поражение от польско-русино-литовских войск Тевтонский орден. Во время нацистской оккупации города доска была уничтожена. Сейчас на этом месте - таблица Иоанну Павлу II.
Фреска образа ласковые Божьей
  • В самом соборе похоронены многие воинов, погибших на поле боя. Сюда с войны против молдавского господаря Богдана (1450) привезли тела русского воеводы Пйотра Одровонжа, Николая порав, Михала Бучацкого - сына гетмана [28] Михала Бучацкого и командиров львовских добровольцев Януша и Адама Замхив. Там же были похоронены погибшие 1506 в битве с татарами Щенсны и Гжегож Сотрясении, погибшие в битве под Сокалем 2 августа 1519 сыновья знаменитых шляхетских фамилий: Гербурты, Боратынски, Фредро. Тела павших шляхтичей составляли у гроба, обитую и покрыты алым бархатом "в знак пролитой крови".

Похороны проходили крайне торжественно, в военном сопровождении, вроде описанных Б. Зиморович :

" ... Шел впереди конвой военный с флагами, с оружием вниз склоненной, между ними трубачи, что хриплыми звуками уши поражали, за ними вели несколько лошадей, вышитыми попонами покрытых, тут же знамена и оружие полученное на врагах несли, дальше длинной чередой шли монахи, псалмы погребальные напевая, были тоже жалобные Плачков, для возбуждения печали и плача наняты, те себя в голову били, волосы на себе рвали, щеки ногтями царапали и наигранным плачем делая скорбь, у простых людей слезы, а в разумных смех вызвали. Катафалк погребальный, триумфальной ворот подобный, представлял знаки побед и трофеев. По окончании службы всем скорбям покончил поминальный обед, или стрипа, где скорбные кубки допоздна перехилявшы неделю не скоро почухалися. "
  • На восточной стене храма со стороны улицы Галицкой есть изображение иконы с надписью. Эта надпись рассказывает нам о трагической и трогательной истории, которая произошла во Львове более чем четыре века назад. 1598 года умерла от неизлечимой болезни 9-летняя Катя, дочь мещанина Войцеха Домагалича. Дедушка девочки, известный львовский геометр, Юзеф Вольфович, убитый горем, нарисовал и установил на стене костела образ ласковые Божьей. Этот образ является копией оригинала.

7. Латинские надписи

  • "С осады украинском года Божьего 1919 дня 3 марта" (надпись у снаряда в стене храма);
  • "Во время осады Львова турками года Божьего 1672 дня 17 сентября эта 36-фунтовая шар, пущенная из пушки через восточное окно с большим алтарем внутрь церкви, застряла под изображением святейшего Христа, не причинив никакого вреда. И именно в ту ночь на архангела Михаила была необычной силы буря с громами и молниями "(надпись у подвешенного ядра);

Цитаты святых о Деве Марии внутри храма:

  • "Она выздоравливающего воодушевляет, болящего исцеляет, отчаявшегося в вере преподносит. Св. Хиллари"
  • "Она ищет отпетые души и укрепляет, просит ласку и постигает ее, святее от Вирсавии. Св. Епифаний"
  • "Величественные слова сказаны о Тебе, Богородице, но до сих пор есть место для прославления Твоего еще славу Тебе говорят все языки. Св. Максим"
  • "Ты единственная, Дево, всей еретической лжи конец. Св. Лаврентий"
  • "Источник благодати, что его нельзя исчерпать. Св. Лев"
  • "В других - по частям, а в Марию влила себя вся полнота благодати. Св. Иероним"
  • "Как может не быть матерью избранных и, что брата их родить?" Св. Дионисий, "О небесной иерархии"
  • "Не могла в достоинства своей распространиться и выше подняться. Св. Бернардин"
  • "Помогай несчастным, поддерживай малодушных, согревай рыдающих, молись о народе, ходатайствуй за клир. Св. Августин"
  • "Источник благодати, колодец живой воды на спасение смертным. Св. Фома с Виланова"

Эпитафии в храме:

  • "Благородный и знатный знатный господин Бальтазар Бзовський с Бзове вице-староста яворовский, что почил о Господе дня 15 декабря года Божьего 1574 на 6-м году жизни. Его вечная душа покоится в мире, удаленная, в Господе ласковом. Аминь ";
  • "Известному Станиславе Ганель, гражданину львовском, умершему дня 17 ноября года Божьего 1570, этот памятник поставила достойная жена София. Сегодня мне, завтра - тебе"
  • "Здравствуй гостю. Петр Милевский с Милева часовню, от самых основ построенную и упосаджену, единственному сыну, Петру Милевскому, канонику львовском - ему как памятник, себе как могилу, потомкам как память, живым как пример - оставил после себя. Ты, читаешь - кем бы ты ни был - скажи, пусть Бог помилует обоими. Года Божьего 1634, день 1 декабря"
  • "Станислав из Жовквы, воевода Русский, многими блестящими наградами в мир и в войну он показал свою верность и преданность Речи Посполитой и, во выстояв за нее и сражений и поражений, и прославился. Наконец, достаточно прожив, на 68-м году жизни зупнив свою судьбу дня 28 июля года Христова 1588 -го. Пусть говорится за него молитва "
  • "Николай Красновский с Залусок в ТУЛЫГОЛОВО, когда подкоморий львовский, затем воевода черниговский, величественный именем еще величественнее мужеством, а наибольший делами, прославленный в турецкой войне, упорен в гражданских делах, радость своего народа, несравненный гуманист, щедрый к бедным, очень дорог в народе, сильный мыслью, а еще сильнее рукой, - тот, кто никогда не знал покоя [в заботах] за родину, - здесь покоится. Положенный в благочестии останков Николая Кросновського с Залусок, архиепископа львовского, его дяди и отца Альберта с тех же Залусок, отошел 1723 года, 20 декабря в возрасте 69 лет "

8. Галерея

  • Показать на кафедру и бывшую площадь Капитульну (1943 г.)

  • Башня кафедры со стороны площади Рынок

  • Главный витраж храма, выполненный по проекту Т. Аксентовича

  • Интерьер храма - презбитерий

  • Интерьер храма - хоры

  • Интерьер храма

  • Интерьер храма

  • Фрагмент фасада часовни Кампианов


Примечания

  1. Козубский А. Латинский собор во Львове: попытка новой интерпретации известных фактов / / народоведческой тетради. - 2000. - № 2. - С. 252-261.
  2. Архитектура Львова: Время и стиле. XIII-XXI вв. - М.: Центр Европы, 2008. - С. 68. - ISBN 978-966-7022-77-8 .
  3. Смирнов Ю. Кафедра римско-католическая / / Энциклопедия Львова / Под редакцией А. Козицкого. - М.: Летопись, 2010. - Т. 3. - С. 144. - ISBN 978-966-7007-99-7 .
  4. Козубский А. Латинская ... - С. 255, 257.
  5. а б Козубский А. Латинская ... - С. 254-255.
  6. а б в Козубский А. Латинская ... - С. 253.
  7. Козубский А. Латинская ... - С. 255.
  8. Козубский А. Латинская ... - С. 253-254.
  9. Козубский А. Латинская ... - С. 252-253, 260-261.
  10. Козубский А. Латинская ... - С. 257.
  11. Шараневич И. Исторический очерк о Ставропигийской церкви с. 1-20
  12. Chodynicki J. Historja stołecznego Kr?lestw Galicyi i Lodomeryi miasta Lwowa od założenia jego aż do czas?w teraźniejszych. - L., 1829. - S. 342.
  13. Могитич Р.И. Старейшая городская книга о строительстве Львова в XIV веке / / Галицкая брама. - 1999. - № 11-12 (59-60). - С. 6-7.
  14. Козубский А. Латинская ... - С. 259.
  15. а б Козубский А. Латинская ... - С. 260.
  16. Łoziński W. Sztuka Lwowska w XVI i XVII wieku. Architektura i rzeźba. - Lw?w, 1901. - S. 7.
  17. Мельник Б.В. улицам старинного Львова. - Изд. Во-вторых, с изменениями. - М.: Мир, 2002. - С. 114. - ISBN 966-603-393-3 .
  18. Łoziński W. Sztuka ... - S. 9.
  19. Petrus J. Lwowska katedra obrządku Łacińskiego. Przewodnik. - Warszawa, 1999. - S. 18.
  20. Łoziński W. Sztuka ... - S. 9, 11-13.
  21. Budkowski A. Jeszcze o katedrze lwowskiej / / Architekt. - 1909. - № 9. - S. 170-171.
  22. Biriulow J. Rzeźba Lwowska. - Warszawa: Neriton, 2007. - S. 176. - ISBN 978-83-7543-009-7.
  23. Цисарик В. Львовская школа монументальной скульптуры второй половины XX в. / / Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств - 2006. - N 9. - С. 98.
  24. РКЦ в Украине - rkc.lviv.ua / index.php? option = com_content & view = article & id = 160 & Itemid = 54 & lang = uk
  25. Мельник Б.В. улицам ... - С. 115-116.
  26. Biriulow J. Rzeźba ... - S. 98.
  27. Ружицкий Е. К истории библиотеки львовского кафедрального костела латинского обряда / / Вестник Львовского университета. - 2009. - № 4. - С. 195-199.
  28. Barącz S. Pamiątki jazłowieckie. - Lw?w: Zakład narodowy im. Ossolińskich, 1862. - S. 29.

Источники

  • Архитектура Львова: Время и стиле. XIII-XXI вв. / Составитель и научный редактор Ю. А. Бирюлев. - М.: Центр Европы, 2008. - С. 68-71, 140-143. - ISBN 978-966-7022-77-8 .
  • Козубский А. Латинский собор во Львове: попытка новой интерпретации известных фактов / / народоведческой тетради. - 2000. - № 2. - С. 252-261.
  • Крипьякевич И. П. Исторические проходы по Львову. - М.: Каменщик 1991. - С. 62-65. - ISBN 5-7745-0316-X .
  • Лиле И. М., Лиле-Откович С. М. Прогулка по Львову. Путеводитель. - М.: Балтия Друк, 2005. - 224 с.
  • Мельник Б.В. улицам старинного Львова. - Изд. Во-вторых, с изменениями. - М.: Мир, 2002. - С. 114-119. - ISBN 966-603-393-3 .
  • Островский Г. С. Львов. - Изд. второе переработать. и доп. - Ленинград: Искусство, 1975. - С. 24-39.
  • Смирнов Ю. Реставрация Латинской кафедры в 1892-1899 / / Галицкая брама. - № 9-10 (57-58). - 1999. - С. 24, 25.
  • Смирнов Ю. Алебастровые алтаре и надгробия в латинском кафедральном соборе / / Галицкие ворота. - № 8 (68). - 2000. - С. 6-9.
  • Смирнов Ю. Латинский собор встречает Иоанна Павла II / / Галицкие ворота. - № 5-6 (77-78). - 2001. - С. 22, 23.
  • Смирнов Ю. Часовня Кампианов / / Энциклопедия Львова / Под редакцией А. Козицкого. - М.: Летопись, 2010. - Т. 3. - С. 89-91. - ISBN 978-966-7007-99-7 .
  • Смирнов Ю. Кафедра римско-католическая / / Энциклопедия Львова / Под редакцией А. Козицкого. - Львов: Летопись, 2010. - Т. 3. - С. 144-149. - ISBN 978-966-7007-99-7 .
  • Petrus J. Lwowska katedra obrządku Łacińskiego. Przewodnik. - Warszawa, 1999. - 86 s.: Il.
Достопримечательности Львова
Библиотека имени Стефаника ? Бригидки ? Дом ученых ? Дом Галицкого наместничества ? Вернисаж ? Высокий замок ? Армянский собор ? Галерея искусств ? Глинянские ворота ? Главный железнодорожный вокзал ? Доминиканский костел ? Железная Пидзамче - Лычаков ? Исторический музей ? Часовня Боимов ? Костел иезуитов ? Комплекс Успенской церкви ( Успенская церковь ? Часовня трех святителей ? Башня Корнякта ? Королевский арсенал ? Костел бернардинцев ? Копец Люблинской унии ? Костел Иоанна Крестителя ? Костел и монастырь кармелитов босых ? Костел Марии Магдалины ? Костел Марии Снежной ? Латинский собор ? Лев Лоренцовича ? Лычаковское кладбище ? Львовский университет имени Ивана Франко ? Львовская Политехника ? Городской арсенал ? Митрополичи палаты ? Монастырь святого Онуфрия ? Национальный музей ? Оперный театр ? Дворец Бандинелли ? Дворец Бельских ? Дворец губернаторов ? Дворец Корнякта ? Дворец Любомирских ? Дворец Потоцких ? Дворец римо-католических архиепископов ? Дворец Сапег ? Под черным орлом ? Парк "Вознесение" ? Площадь Рынок ? Пороховая башня ? Преображенская церковь ? Проспект Свободы ? Ратуша ? Синагога "Золотая Роза" ? Собор святого Юра ? Старый город ? Стрыйский парк ? Театр имени Марии Заньковецкой ? Тюрьма на Лонцкого ? Кладбище орлят ? Церковь святых Ольги и Елизаветы ? Церковь святого Николая ? Церковь святой Параскевы Пятницы ? Цитадель ? Шевченковский гай ? Шотландская кафе
Соборов Львова
Хорошая статья