Надо Знать

добавить знаний



Левитан Исаак Ильич



Автопортрет

Исаак Ильич Левитан - русский художник.

Родился 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года в Кибарты (ныне это город находится в Литве) вблизи станции Вержболово в интеллигентной еврейской семье. Дед будущего художника был раввином. Его отец, Илья Абрамович, продолжая семейную традицию, тоже готовился стать раввином, но в конце концов выбрал для себя светскую службу. Служил на железной дороге - переводчиком, контролером, кассиром. Был учителем иностранных языков. Он переехал в Москву, надеясь, что там дети (их было четверо) получат достойнее образование. Это случилось в 1870 году. В Москве Илья Абрамович перебивался копеечными уроками, но при этом с вниманием относился к душевным устремлениям подростков и не возражал, когда сначала старший сын, Адольф (Авель), а затем и младший, Исаак, захотели учиться живописи. Так братья оказались в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Исаак поступил в училище совсем юным - в 1873 году.

С этого времени мы можем проследить его жизни достаточно подробно - благодаря многочисленным воспоминаниям о нем. О детстве же художника, вообще говоря, известно немного - он не любил вспоминать о нем, а письма, из которых мы могли бы почерпнуть дополнительные сведения, были уничтожены по воле Левитана после его смерти.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества в те годы явным образом противостояло Петербургской Академии художеств с ее приверженностью классицизма и академизма. Среди любимых преподавателей училища числились видны передвижники - в частности, А. Саврасов, в пейзажной мастерской которого занимался с 1874 года Левитан. Саврасов выделял Левитана, видел в нем огромное дарование. И это при том, что одноклассникам Левитана были К. Коровин, М. Нестеров, А. Архипов, А. Головин и др. - Художники, чьи имена составили целую эпоху в истории русского изобразительного искусства. Саврасова пришлось уйти из училища - он страдал традиционной русской болезнью, пил горькую, и с осени 1882 Левитан занимался у нового преподавателя - В. Поленова, которого начинающие художники тоже обожали.

Между тем жил в те годы очень трудно. В 1875 году умерла его мать, а двумя годами позже - отец. Левитан остался без средств к существованию. Ему негде было приклонить голову, он в буквальном смысле слова голодал. В училище его освободили от платы за обучение, поставляли красками и другими художественными принадлежностями. Некоторое просвет наметился в 1879 году, когда Совет училища назначила Левитан стипендию генерал-губернатора Москвы, а П. Третьяков за сто рублей купил его картину "Осенний день. Сокильникы ". Впрочем, именно в это время вспыхнуло другое несчастье - после соловьевского покушения на Александра II всех евреев выселили из Москвы. Художник жил под Москвой, а на занятия ездил на "чугунки". Эта история, кстати, повторилась в 1892 году, когда из столицы выгнали уже не безвестного ученика училища живописи и скульптуры, а знаменитого пейзажиста. Тогда, в начале 1890-х, понадобились энергичные усилия левитановских друзей, чтобы ему разрешили вернуться в столицу.

Подмосковная природа очаровала Левитана, он работал без устали. Вообще, Подмосковья, пожалуй, следует назвать первой любовью художника. Два счастливых лета (1875-76 гг.) Он провел в Бабкина, вблизи от Нового Иерусалима. Там, в Бабкина, жило семейство Чеховых. Николай Чехов был однокашником Левитана по училищу, он и свел его со своими родными. Долгая дружба Левитана с А. П. Чеховым началась именно тогда.

Училище художник оставил в 1884 году, получив диплом неклассного художника, давало лишь право быть учителем рисования. Причины этого называются разные: одни говорят, что это произошло из-за "непосещение классов", другие утверждают, что в этом выразилось довольно снисходительное отношение к самому жанра-пейзажа, как к чему-то второстепенному и не достойного высокой оценки. Последнее весьма вероятно - в условиях тогдашнего господства "обличительного" направления в живописи (и в искусстве вообще).

В это время произошло сближение Левитана с Саввой Мамонтовым и основанным им абрамцевского художественного кружка. Для только что открыв Частной оперы знаменитого мецената Левитан исполнил несколько декораций - до опер "Жизнь за царя" Глинки, "Снегурочка" Римского - Корсакова и "Русалка" Даргомыжского (часть из них - по эскизам Поленова и В. Васнецова). Впрочем, окончательно своим в Абрамцевского кружка художник не стал, и театральная работа его врожденного станковист, не увлекла. Но заработанные деньги позволили Левитаном осуществить в 1886 году первое далекое путешествие - в Крым. До этого Левитан писал только в Подмосковье. После этой поездки в его живописи появились новые краски.

Следующий, 1887-й год оказался рубежным в судьбе живописца. Он впервые встретился с Волгой, ставшей огромной темой его творчества. Четыре лета подряд провел на великой русской реке. Ездил на Волгу не один, а с С. П. Кувшинниковою, художницей, музыкантом, актрисой и просто оригинальной, довольно экстравагантной женщиной, чей московский салон посещали многие знаменитости. Почти восемь лет они провели вместе - это романтический эпизод в жизни Левитана в довольно шаржированные виде отражено в рассказе Чехова "Попригунья", вызвавшей после публикации скандал и привел к кратковременному охлаждению отношений между писателем и художником.

За годы, проведенные с Кувшинниковою, Левитан создал множество своих знаменитых картин, утвердившись в роли ведущего российского живописца. В 1894 году он развелся с Софьей Петровной, бросившись с головой в новый роман - с А. Н. Турчанинова. Роман осложнился тем, что у художника страстно влюбилась ее старшая дочь; кончилось все тем, что в 1895 году Левитан стрелялся.

Он был сложным человеком, легко впадал в гнев, в отчаяние, в страшную скуку, в раскаянии, это была не первая в его судьбе попытка кончать жизнь самоубийством. "Захандрив без меры и границы, захандрив до дури, до ужаса", - писал он в одном из писем того времени.

Между тем слава Левитана росла. Его картины исправно покупал П. Третьяков, в 1891 году он стал членом Товарищества передвижных выставок, в 1897 году - членом мюнхенского Сецессиона, в 1898 году - академиком живописи и преподавателем родного Училища живописи, ваяния и зодчества (среди его учеников был одарен, но рано погибший Николай Сапунов). В 1890-е годы он совершил несколько путешествий по Европе. Левитан следил за новейшими художественными течениями, на склоне лет сблизился с новорожденным "Миром искусства" и с его лидерами С. Дягилевым и А. Бенуа.

Но жизнь уже не оставалось. Он болел все сильнее, сердце отказывалось служить. Еще в 1896 году Чехов отметил в дневнике: "У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни ". За несколько месяцев до смерти сам художник писал Марии Павловне, сестре Чехова (между ними свое время тоже произошло нечто подобное полуромана): "Мари! Как страшно умирать и как болит сердце! "Ему казалось, что он понял что-то важное в жизни и теперь сможет писать совсем по-другому. 22 июля (4 августа по новому стилю) 1900 года Левитан умер. By Flubber!


Некоторые работы

  • Солнечный день, 1876

  • Осенний пейзаж, 1880

  • Савинская слобода близ Звенигорода. 1884

  • Городов. Савинская слобода

  • Березовая роща, 1885-1889

  • Весна. Наводнение

  • Вечерние звони, 1892

  • Владимирка, 1892

  • По вечным покоем, 1894

  • Март, 1895

  • Золотая осень, 1895

  • Водяные лилии, 1895

  • Тишина, 1898

  • Плес 1889

  • Весна в Италии, 1890

  • Запад, 1900


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам