Надо Знать

добавить знаний



Легар Франц



Франц Легар

Франц Легар (Ференц Легар) ( 30 апреля 1870 - 24 октября 1948) - венгерский композитор, выдающийся мастер венской оперетты.

Родился 30 апреля 1870 в австро-венгерском городке Комаром (ныне Комаром, Венгрия и Комарно в Словакии) в семье военного капельмейстера. Среди предков Легара были немцы, венгры, словаки и итальянцы. Уже в пять лет Легар знал ноты и блестяще импровизировал на фортепиано.

В 1882 Легар поступил в Пражскую консерваторию, где учился у А.Бенневица (скрипка), Й.Б.Ферстера (гармония) и А.Дворжака (композиция).

Некоторое время работал скрипачом-концертмейстером в театральном оркестре Бармен-Эльберфельде, затем в течение 10 лет был на службе в австро-венгерской армии, став одним из самых популярных капельмейстеров военных оркестров. В это время выходят в свет первые произведения Легара: пьесы для скрипки, песни, марши, вальсы (в частности вальс Золото и серебро, 1899) и опера Зозуля (поставлена ​​в Лейпциге в 1896).

Час Легара пробил, когда В.Леон, в то время лучший венский либреттист, предложил композитору написать музыку на его либретто (Лудильщик). Поставленная в 1902, эта оперетта послужила хорошим заделом на будущее. Через три года Легар прославился на весь мир опереттой Веселая вдова (Die lustige Witwe) - произведением, которое благодаря своей свежести, изобретательности и великолепию оркестровой партитуры открыло новую эпоху в истории венской оперетты. В "Театре ан дер Вин" Веселая вдова выдержала 483 представления; по некоторым данным число спектаклей во всем мире достигало 60 000 за первые 50 лет сценической жизни произведения. За три десятилетия после Веселой вдовы Легар создал 19 оперетт, в частности Граф Люксембург (Der Graf von Luxemburg, 1909), Цыганская любовь (Zigeuner Liebe, 1910), Ева (1911), Там, где поет жаворонок (Wo die Lerche singt, 1918) и Фраскита (Frasquita, 1922; замечательная Серенада из этой оперетты получила широкую известность в обработке Ф.Крейслера). Легар было уже за пятьдесят, когда началась его сотрудничество с Р.Таубером, лучшим тенором Германии. В результате появились такие удачные оперетты, как Паганини (1925), Царевич (1927), Фридерика (1928), Страна улыбок (Das Land des Lchelns, 1929), Как прекрасен мир! (Sch?n ist die Welt, 1931) и, наконец, последний опус Легара - Джудитта, поставленный в 1934 в Венской опере. Из четырех мастеров поздней венской оперетты (вместе с О.Штраусом, Л.Фалем и И.Кальмана) Легар был самым ярким: его мелодическое дарование действительно неисчерпаемый, ритмическая и гармоничная речь отличается разнообразием, а оркестровое письмо - эффектностью. Кроме венского и венгерского колорита Легар использует парижские, русские, испанские, польские и даже китайские элементы. Хотя его критиковали за подмену подлинной музыкальной комедии мелодрамой, т.е. отходом от традиций основоположников жанра Ж.Оффенбаха и И.Штрауса, не вызывает сомнений, что именно творчество Легара принесло венской оперетте широкое международное признание.

Годы Второй мировой войны Легар провел в Австрии, затем переехал в Швейцарию (1946). Через два года он вернулся в свой австрийский дом в Бад-Ишли. Умер Легар в Бад-Ишли 24 октября 1948.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам