Надо Знать

добавить знаний



Ледокол



План:


Введение

Атомный ледокол "Ямал"
Ледокол "Поларштерн"

Ледокол - самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольных операций относятся: проводка судов по льдам, преодоления ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, выполнение спасательных работ.


1. История ледоколов

Первым ледоколом в мире стал российский пароход "Пилот" [1] - паровой буксир, с переделанной носовой частью, которая позволила ему ломать лед на своем пути. Позже появились и другие суда подобного типа. Ледокол "Саратов" построен в 1896 году английской фирмой Армстронг по заказу Рязано-Уральской железной для обеспечения действия переправы через Волгу в Саратове. Та же фирма построила для России и СССР ледоколы: "Байкал" ( 1900) и "Ангара" ( 1903) (для обеспечения работы железнодорожной переправы через Байкал), "Ермак" ( 1898 год - эксплуатировался Балтийским флотом до 1964 года), "Святогор" ( 1917 год - с 1927 года носит имя "Красин", в 1942 году в составе конвоя PQ-15 "Красин" прошел из исландского порта Рейкьявик в Мурманск, эксплуатировался Северным морским пароходством и Мурманское морское пароходство).

Балтийский завод (Санкт-Петербург) строит из 1921 с 1941 год 8 ледоколов, в том числе "И. Сталин", "В. Молотов", в период 1956 - 1958 завод строит 10 речных ледоколов, с 1974 года завод строит серию атомных ледоколов типа Арктика.

Первым в мире ледоколом с атомной энергетической установкой стал ледокол "Ленин" построен в 1959 году, в 1974 году были завершены ходовые испытания второго атомного ледокола - Арктика.


2. Конструкция ледоколов

Корпус судна обычно делается "бочкообразным", со специальным ледяным усилением в районе ватерлинии ("ледовый пояс"), "ледокольно" формой носовой и М-образной" формой кормы, а энергетическая установка - дизельная или атомная паротурбинная с электрической передачей.

Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии, а также возможным сжатия в ледовых полях. Форма носа позволяет с ходу наползать на кромку льда, ломая его своим весом. "М-образная" форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать застрявшее во льдах другое судно на усах", когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности (и при этом буксируемых судно может "подталкивать" ледокол). Вместе с тем, описана конструкция корпуса, хорошо работает под льдом, дает ледокола не лучшие мореходные качества: на волне в свободной воде его может довольно сильно и резко качать.

Дизель-электрическая (или атомная турбоелектрична) установка применяется на ледоколах сама по себе обеспечивает судну высокую маневренность (на старых ледоколах ставили паровые машины с непосредственной передачей) и возможность варьировать мощность. Тем не менее, современные ледоколы, в том числе и атомные, строятся с тремя гребными винтами. Это также направлено на повышение маневренности и живучести пропульсивной уставы судна.


3. Применение ледоколов

National Geographic Explorer. Антарктида.
Прогулочный дизельный ледокол на реке Москва.

Ледоколы применяются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики и Антарктики, эвакуации и доставки экспедиций с / на научные станции, а также (чаще всего) для прокладки судоходного пути другим судам, следующим по Ледокол. Ледоколы внесли значительный вклад в освоение Северного морского пути.

Самым ледокольным флотом обладают Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция.



См.. также

Примечания


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам