Лекция

Лекция

Лекция ( лат. lectio - Чтение) - основная форма проведения учебных занятий, предназначенных для усвоения теоретического материала.

Лекция является основной формой учебного процесса в высшей школе. Цель лекции - раскрыть основные положения темы, достижения науки, выяснить нерешенные проблемы, обобщить опыт работы, дать рекомендации по использованию основных выводов по темам на практических занятиях.


1. История

Лекция появилась в Стародовний Греции и получила развитие в Древнем Риме и в средние века. По социально-экономических условий средневековья возникла необходимость приобщения к образованию широких слоев населения, а не только представителей знати. Диалогический вид обучения уже не удовлетворял потребностей. А источников информации (в то время они ограничивались, в основном, книгой) было мало. Поэтому педагог, имел более широкий доступ к литературе, систематизировал информацию в виде писаных текстов и на занятиях зачитывал этот материал студентам. Это был своеобразный способ коллективного распространения и усвоения информации. Студенты конспектировали лекции и так овладевали программный материал. Лишь позже, в конце XIX в., Наряду с лекциями начали применять практические, лабораторные занятия. Понятно, что ограничения учебной работы только лекциями обедняло эффективность учебно-воспитательного процесса.

В конце XIX - начале XX в. лекция как ведущий метод обучения заняла определяющее место в системе учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях мира. В конце XX и в начале XXI в. дискутируется вопрос о целесообразности применения лекции в вузах. Мысли и ученых, и практиков расходятся.


2. Основные черты лекции

Вузовская лекция имеет структуру приобретения новых знаний и содержит следующие элементы:

  1. вступление, где дается мотивация обучения, четкая формулировка темы лекции и постановка задачи;
  2. изложение в логической последовательности отдельных частей лекции
  3. выводы, позволяющие осмыслить лекцию в целом и выделить основную идею;
  4. конкретную задачу на самостоятельную работу;
  5. ответы на вопросы.

Основные требования к лекции:

  • высокий теоретический уровень информации, ссылки на законодательные и нормативные акты, на новые достижения науки;
  • раскрытия научных основ курса;
  • связь теории с практикой, сосредоточение внимания студентов на вопросах, которые решаются в свете современных требований;
  • рекомендации к углубленному самостоятельного изучения тем, необходимых для практической работы.

Виды лекций:

  • вступительная
  • тематическая
  • обзорная
  • информационная
  • итоговая (заключительная)
  • комплексная

В зависимости от методов изложения учебного материала лекции делятся на монологические, информационно-проблемные, проблемные, лекции-беседы и т.д..


3. Преимущества и слабые стороны лекционной системы

Существенными преимуществами являются:

  • лекция дает возможность реализовать одну из стержневых идей гуманной педагогики (творческое сотрудничество педагога со студентами, общая эмоциональная взаимодействие);
  • лекция активизирует мыслительную деятельность студентов (конечно, если она квалифицированно прочитана внимательно выслушан и поняла)
  • в лекции аккумулировано большой объем научной информации на основе новейших достижений той или науки;
  • в процессе чтения лекции можно учесть специфику профессиональной подготовки студентов, их интересы;
  • отличается своей экономичностью. Студент имеет возможность за сравнительно короткое время получить значительный объем научной информации, к тому же насыщенной новейшим материалом;
  • участие студентов в педагогическом действе, которое называется лекцией, является полезной школой для тех, кто в будущем будет заниматься научно-педагогической деятельностью;
  • лекция служит своеобразным указателем для студентов, компасом в необъятном море научной информации;
  • лекция незаменима, когда имеет место дефицит литературы.

Стоит назвать и определенные типичные недостатки лекции:

  • информация, которую подает преподаватель, направлена, в основном, на слуховую память студента. Этот вид памяти весьма несовершенен. Воспринимаемая информация содержится в краткосрочной памяти небольшой промежуток времени. И когда нет подкрепления, информация "выветривается" ("В одно ухо влетело, другой вылетело", - гласит народная мудрость). Исследования показывают, что к концу лекции по всему объему представленной информации студент может воспроизвести лишь 10-15%;
  • большие потоки слушателей (более 50) лишают преподавателя возможности эффективно управлять умственной деятельностью студентов;
  • студенты младших курсов слабо владеют методикой и техникой восприятия содержания лекции и конспектирование;
  • лекция определенной степени приучает студента к пассивному присвоение чужих мыслей, не стимулирует тягу к самостоятельному обучению, не обеспечивает индивидуального, дифференцированного подхода к обучению.

См.. также

Источники

  1. Кузьминский А.И., Педагогика высшей школы, Учебное пособие, М.:, 2005. - 486 c.


Образование Это незавершенная статья о образование.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.



См.. также


Образование Это незавершенная статья о образование.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.