Надо Знать

добавить знаний



Лемки


Folklore of Sanok, 2010 1.JPG

План:


Введение

Лемки.jpg
Zagroda z Posady Olchowskiej (1880). JPG
Sanok 5 skansen Węgł?wka.JPG
Owczary cerkiew.jpg
Михайловская деревянная церковь (1777) из села Шелестово - классический пример лемковской народной архитектуры
Церковь Успения Пресвятой Богородицы сер. 19 в. в Вроблику Королевском
Церковь в Межиброддю
Folklore of Sanok, 2010 1.JPG

Лемки - этнографическая группа украинский. Жили в Украинском Карпатах (по обоим склонам Восточных Бескидов) между реками Саном и Попрад в пределах современной Польше, и на северо-запад от реки Уж в Закарпатье к реке Попрад в Словакии. Вследствие операции "Висла" 1947 большинство лемков было переселено на территорию УССР, а остальные - на северо-западные земли Польши.

Впервые название "лемки" ввел в историю и литературу Иосиф Левицкий в предисловии к своей "Грамматики русского или малорусского языка в Галиции" (1831). Впоследствии это название приняли Алексей Торонський, Владимир хиляк и другие. Поэтому сами лемки и их соседи стали называть свою этнографическую территорию Лемковщиной. [1]


1. История

1.1. Древние времена и Киевское государство (VI-XIV вв.)

Начиная с 6 ст. на территории средних и западных Карпат проживало восточнославянское племя белых хорватов. 992 года их земли присоединил к Киевского государства Владимир Великий, а во второй половине 11 ст. на реке Сян началось строительство пограничной военной крепости - будущего города Сянока. В то время в этом регионе уже были русские поселения, существовавшие на русском праве (Терепча, Межибрид, Дубровка Русская, Заболотцы, Улич, Человек, Гломча, Тирява Сильна, Ольховке, Сторожа Большие, Сторожа Мали, Костаривци, Половцы, Чертеж, Прусик др.). [2] Русские деревни были также далее на запад - в долине Вислок, вдоль Яселкы. Одними из древнейших здешних поселений на русском праве были Боско и Дошно. По некоторым данным, граница русских поселений на севере достигала Кракова и Ряшева.


1.2. Польша и Речь Посполитая (XIV-XVIII вв.)

В середине 14 в. северные склоны Восточных Карпат захватила Польша, а южные - Венгрия. Следовательно села были переведены из русского на немецкое право, в Польше прикарпатские земли начали колонизировать поляки и немцы (включая города Горлице, Шимбарк, Рихвальд, Зершин имеют немецкое происхождение). Вследствие этого этнические границы расселения здешних восточных славян приблизились к Карпат.

Северная часть Лемковщины ( Динивщина) в конце 16 в. была заселена преимущественно русинами, в меньшей степени поляками и немцами. Поэтому местная шляхта и римско-католическое духовенство насильно перевели в католицизм ряд сел Динивщины, которые до того были частью православными. Подобные религиозные притеснения случались также в западной части Лемковины. [1]

С появлением в этих краях барщины в 14 в. на Прикарпатье и Закарпатье началась массовая локализация сел на грецком обычном праве, которое в горных условиях лучше формулировал крестьянские повинности в интересах шляхты. Это произошло потому, что для регулирования отношений между помещиками и крепостными русское право было устаревшим, а немецкое - неактуальным, поскольку регулировало, в основном, правовые отношения мещан, купцов и ремесленников. Сначала валашское право было введено в королевских селах, а затем - в благородных. В 16-17 вв. на валашское право было переведено свыше 160 сел Сяницькои земли. На этом праве закладывали и новые села, жителями которых были как русские, так и поляки и немцы.


1.2.1. Збийницький движение

Феодальный гнет вызвал среди крестьянства Карпат массовые протесты - сначала это был отказ от работ на господина, уничтожение орудий труда, а впоследствии - бунты. Некоторые крестьяне покидали села, убегая в горы, где мужчины объединялись в отряды, выбирали вожака и нападали на помещичьи усадьбы. Древнейшее упоминание о лемковских збийники датировано 1434 годом.

Известными лидерами збийники были Василий Баюс с Лещин на Горличчини (действовал в 1635-1648 гг) и Андрей Савка с Стебника (действовал в 1649-1651 гг.) [1]


1.3. Австро-Венгрия и эмиграция (1775-1918)

Древнейшая фотография лемка в традиционном наряде - чузи. 1870

В середине 18 в. многочисленные лемковские семьи с Пряшевщины и галицкой части Лемковщины переселились в Воеводины.

В конце 19 ст. началась трудовая эмиграция в Америки, которую среди лемков начал Юрий Кашицкий [1] - крестьянин из Новой Весы Новосанчевского уезда, отправился в США 1871 года. В то время на Лемковщине стало заметным национальное пробуждение, где заметную культурную деятельность развернул греко-католический священник Иван Бирецький. В это же время появилась самоназвание "лемки". (Так же появились отдельные названия среди представителей других этнографических групп Карпат - украинский бойков и гуцулов, польских гуралей).

В начале первой мировой войны австрийское правительство вывоз из Лемковщины более трех тысяч человек в Талергофський концентрационный лагерь, где несколько сотен лемков погибли.


1.4. Украинская революция (1918-1921)

1918 года в селе Команчи на Сяниччини было провозглашено создание Схиднолемкивськои республики, впоследствии провозгласила свое объединение с ЗУНР. Одновременно в селе Фльоринци на Новосанчивщини провозглашено создание Захиднолемкивськои русской республики, которая выступила за солидарность с Советской Украины и Советской Россией. Обе республики ликвидировали польские войска. Подобные попытки борьбы за самоопределение имели место на Пряшивщини и в настоящее Закарпатской области. Лемки были в составе сечевых стрельцов и УГА.


1.5. Межвоенный период (1921-1939)

После первой мировой войны Лемковщина оказалась на границе Польши и Чехо-Словакии. В польской части были закрыты или превращены в польские украинские школы, запрещено украинским культурно-образовательные центры. Всего в Польше того времени по лемков господствовала идея, что диалект лемков является польским, а лемки - этнографическая группа польского народа. [1]

Зато в чехо-словацкой части существовали украинские школы, общества, литературные объединения, образовательные и культурные центры (официально их называли "русскими"). Им помогали общественно-культурные организации лемков в США и Канаде, где действовал ?Комитет помощи Лемковщине".


1.6. После Второй мировой войны (после 1945 года)

Лемковский дуэт.

Значительная часть лемков после Второй мировой войны была переселена в Украине. Тем не менее, после переселения в Польше оставалось еще около 140 тыс. лемков. Однако они были депортированы из Египта 1947 года в ходе операции "Висла" и рассеяны на землях, которые отошли от Германии к Польше после Второй мировой войны (северо-запад Польши). Одной из причин операции "Висла" была деятельность в Лемковщине Украинской повстанческой армии, которая боролась с польскими вооруженными силами.

Эти события значительно ослабили лемкивский движение. Лемки, переселенные на северо-запад Польши, во многом ассимилировались поляками. Кроме того, Украина и Народная Польша считали всех лемков украинский и не признавали для них иного национального самоопределения. Однако довоенные противоречия между "русским" и "Украинской" движением, которые еще больше обострились в период Второй мировой войны, не способствовали самоопределению значительной части лемков украинский. Вместе с тем часть лемков Польши считает себя украинским и группируется вокруг организации "Объединение лемков?.


2. Исследователи культуры лемков

Разного рода исследованиями культуры лемков занимались такие украинские авторы:

  • Иван Верхратский. Из путешествий южной частью Лемковщины вышли труды "Знадоби к познанию угро-русских говоров" и "О говор галицких лемков? ( 1902).
  • Иван Франко. Посвятил значительное внимание лемкам в работе "Карпаторусской литература XVII-XVIII веков", в котором отметил как очень положительное явление то факт, что лемковский диалект очень отчетливо проявил себя в писаниях XVII и XVIII вв.
  • Владимир Гнатюк. Фактически первым начал обстоятельное исследование культуры русинов Закарпатья и Пряшевщины, подготовил и издал шесть томов "Этнографических материалов Угорской Руси" ( 1897 - 1911), много отдельных работ по этнографии и фольклора русинов Пряшевщины и Югославии.
  • Филарет Колесса. Накануне первой мировой войны 1914 г. побывал во многих лемковских селах, записывая местные песни. Издал сборник "Народные песни с юго Прикарпатья" ( 1923), "Народные песни из галицкой Лемковщины" ( 1929). Начатое научно-исследовательскую и культурную работу на Лемковщине остановила Первая мировая война.

3. Волошская теория

В 19 в. в польских кругах возникла теория валашского колонизации Карпат в 15-17 вв. (Ее создателями были К. Добровольский, А. Стадницкий, Е. Длугопольський). [3] Основными ее аргументами факт массовой локализации сел в 15 - 17 вв. на грецком праве и немногочисленные названия и слова румынского происхождения в лемковской диалекте.

По этой теории в 15 - 17 вв. в Карпаты прибыли большие валки валахов (румын) и колонизировали Прикарпатья. Из-за отсутствия аргументов по поводу появления в Прикарпатье русинов, исследователи, среди которых профессор Роман Рейнфусс пол., позже подменили понятие "валашская колонизация" понятием "волошско-русская колонизация". [4]

Критики теории "валашского колонизации" приводят следующие контраргументы: [1]

  • Если такая массовая миграция румын имело место, то существовали бы документальные ее источника. Кроме того, румыны в условиях Польши могли бы разве спольщитися или остаться румынами, но не стать русинами.
  • Слова румынского происхождения могли перейти к лемков от русинов из Закарпатья, которые жили рядом с румынами.
  • В Йосифинський метрике 18 ст. из пяти тысяч фамилий лемков того времени 70% - украинским или такие, которые создавались по правилам украинского словообразования, до 20% - общеславянское, определенная часть польских и словацких. Фамилий румыно-венгерского происхождения очень мало, не более одного процента.
  • Уже в 14 в. на территории Лемковины существовало большое количество православных храмов, о чем упоминается в документах.

4. Самоидентификация

На протяжении истории лемки основном ассоциировали себя с украинской (в частности лемковские культурные деятели сотрудничали с галицкими культурными организациями украинский, лемки симпатизировали украинской государствам периода 1918-1921 годов). Лемковские организации является частью проукраинского настройки (Всемирная Федерация Лемков, Организация Здравоохранения Лемковщины, Объединение Лемков Канады).

Одновременно часть лемков стоят на позиции отдельности их от Украинской. Например, одна из первых лемковских организаций в США "Лемко-Союз", созданная в 1929 году, провозгласила лемков "карпато-росами". Впоследствии в 1980-х эта организация упадок.

После операции "Висла" те лемки, оказавшихся в Украину, в основном ассимилировались с украинским или хотя осознают себя принадлежащими к украинской нации. Зато среди оставшихся в Польше и Словакии, существуют разные идеи.

Петр Тима, Председатель Объединение украинского в Польше (с 2006 года), прокомментировал ситуацию лемков Польши:

Депортация 1947 года на общем не поменяла ориентаций, с XIX в. присутствуют среди лемков. Увеличился Наивысшее показатель, когда речь идет о лемков которые считают себя поляками (их стало больше). Кроме этого есть лемки которые себя отождествляют украинский, является лемки сторонники русинской ориентации, которую в Польше называют лемковской сепаратистской. Изменение заключается в том, что на западе Польши мало ощутимым является фактор когда-то очень весомый среди части лемков, пророссийская (москальофильська) ориентация.

Проблемы дальнейшем актуальные по многим причинам, между другими из того, что современная Украина во многих планах остается чужой страной, неизвестной. Украинских общая "картина" (событий, ценностей) другая от специфического лемковского мира карпатской Малой родины. К тому следует добавить языковой фактор (диалект), культурные клише. Имеет значение также то, что украинский мир с Украиной в дальнейшем физически мало присутствует среди общественности лемков, иногда также предлагаемые Украина образцы присутствии бывают непонятными. [5]

Словацкие лемки основном не считают себя лемками, и постепенно ассимилируются с словаками. [5] Однако не следует путать их с пряшивцямы.


5. Культура

Лемки с Пряшевщины (слева) и Украинской из-под Перемышль (справа) в костюмах этнического стиля, 2007

5.1. Мужской строй

Лемки носили короткую льняную рубашку, которую заправляли в штаны; рубашка была вышита стоячий воротничок (1,5 см), а также была вышита на рукавах, кроме того сзади имела распорку, как и в бойков. Брюки (ногавки) носили также льняные. Зимой носили белые шерстяные брюки (голошни), которые внизу были обшиты красной тесьма. Лайбик носили небесного цвета с красной вышивкой и с рядами нашитых пуговиц. На ногах носили "керпци" (кожные ходоки).

Праздничная одежда состояла из Гуньки или сердаки, который был короче; спереди сердак имел петельки из шерстяного шнура, сзади внизу было три вскрытия и швы, отороченные белым шнурком. Носили также своеобразный плащ темно-бронзового цвета с украшенным капюшоном - чуху (чуганя). Капюшон (пелерина) был украшен висячими френзлямы, он был длинный, обшитый белым шнурком и расшитый черными нитками.

На голове носили черная фетровая шляпа (Калапа), который назывался венгерським, и соломенные шляпы. Шляпы были небольшие с закатанными полями, их носили на Бакир, украшали кожаным поясом с перьями. На голове носили также небесные платьев шапки с "ушами" (из бараньего меха), которые можно было опускать на уши. [6]


5.2. Женский строй

Женщины лемков носили льняные вышитые крестиком на верху рукава и на груди рубашки. Рубашки были с манжетами, имели стойкую или викладний воротничок, который вышивали или пришивали к нему широкое кружево (лягушку).

Юбки (фартук, фарбанка) носили традиционно шерстяные или коленкора темного цвета с нашитыми на них поперечными тремя лентами (красные, небесные, желтые, белые). Посередине пришивали широкую ленту и по бокам - две узких. Порой пришивали еще четвертую ленту или мережку. Традиционными юбками были шерстяные грязно-песочного цвета широкие юбки с нашитыми тремя красными лентами и низом юбки шла четвертая лента. Так же ленты нашивали и на фартук (запаска) и на купленные платки. Также юбки, фартуки и платки были обшиты кружевом.

На верх носили платья голубого цвета или черного бархата вышиты свет красными шерстяными нитками (часто скрученные из золотой нитью) или обшитые красной тесьма горсет (жилеты). На голове носили платок, а замужние женщины - платок. Зимой носили короткую гуньку, сердак или еще сверху белый, вышитый нитками и кожей кожух, часто без рукавов. Кожух был длиной ниже колен. На шее носили пацьорки, что выглядели как воротничок. На ногах носили кожные (ботинки). На шее носили бусы (пацьорки).

Молодые женщины дома часто не носили платков. Волосся заплітали в косу та покривали простим або невеликим оксамитовим очіпком, який крім того був оздоблений мережкою. На свята носили складний головний убір білого кольору, який називався фацелик. Дівчата оплітали косу червоно-зеленими або червоно-гранатовими шерстяними нитками, які закінчувались кутасами. [6]



5.3. Лемківська вишиванка

Вишиванка за описом Франца Коковського : " Чахлик " - вишивана сорочка з купленого або ліпшого домашнього полотна, вишита на рукавах шириною в 1 см. Її частини : обшивка ( комір ), груди, наплічка, плечі, рукави. Рукави завязують " застіжкою ", обшивку спинають - спинкою. " Чахлик " сягає тільки пояса ,до нього пришивають з гіршого полотна "подолок", який сягає по коліна.Вишивка червоно - небесного кольору. Вишивка була простою: ромбами або зірочками.


6. Відомі лемківські діячі культури


7. Лемковские фестивале

Крупнейшим в мире лемковским фестивалем является " Лемковская Ватра" в польском селе Ждыне. В Украине лемковский фестиваль " Колокола Лемковщины" проходит ежегодно в г. Монастыриска.

8. Лемковские СМИ

Практически единственной регулярной газетой, освещает жизнь лемков по всему миру, является украинская газета из Польши " Наше Слово ", в каждом номере которой есть специализированная" Лемковская страница ".

См.. также

Примечания

  1. а б в г д е Иван Красовский, Дмитрий Солинко. Кто мы, лемки ... - www.interklasa.pl/portal/dokumenty/r_mowa/strony_ukr02/etnografia/et07.htm
  2. Adam Fastnacht. Osadnictwo ziemi sanockiej w latach 1340-1650, Wrocław 1962. (Польск.)
  3. Teorie pochodzenia Łemk?w na podstawie historii osadnictwa w Beskidzie Niskim - www.beskid-niski.pl/index.php?pos=/lemkowie/historia/pochodzenie (Польск.)
  4. Roman Reinfuss. Łemkowie w przeszłości i obecnie - docs7.chomikuj.pl/394867853, 0,0, ŁEMKOWIE-KULTURA.doc (Польск.)
  5. а б Роман Кабачий. Оторванные от Украины - tyzhden.ua/Publication/7511
  6. а б http://sanockabibliotekacyfrowa.pl/dlibra/doccontent?id=223&from=PIONIER% 20DLF - sanockabibliotekacyfrowa.pl / dlibra / doccontent? id = 223 & from = PIONIER DLF Северин удел Земля Лемковская, Львов 1937,87 ст.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам