Надо Знать

добавить знаний



Леонардо да Винчи


Possible Self-Portrait of Leonardo da Vinci.jpg

План:


Введение

Леонардо да Винчи ( итал. Leonardo da Vinci , 15 апреля 1452 в Анкиано, круг Винчи - 2 мая 1519 в замке Кло-Люсе, Амбуаз) - выдающийся итальянский ученый, исследователь, изобретатель и художник, архитектор, анатомисты и инженер, один из выдающихся фигур итальянского Возрождение.


1. Жизнеописание

1.1. Детство

Дом, в котором жил Леонардо

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в поселке Анкиано вблизи Винчи, укрепленной крепости в 30 км от Флоренции, о "третьем часу ночи", то есть в девять вечера по современным отсчетом времени. В дневнике деда Леонардо отмечено (дословный перевод): "В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео ". Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разведенный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах.

В Италии того времени к внебрачных детей относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился вторично - и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 67 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался привлечь Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; да Винчи означает просто (родом) из городка Винчи. Полное его имя - итал. Leonardo di ser Piero da Vinci , Т.е. "Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи.


1.2. Учитель или учителя

Примерно с 15 лет учился в мастерской Верроккио. Мастерская Верроккио находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технических знаний.

Наcправди, официально первым учителем Леонардо считают Верроккио, настоящее имя которого Андреа ди Микеле Чоне.

В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.


1.3. Творческая жизнь

Мадонна в скалах (в гроте)

В возрасте 24 лет Леонардо и еще трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по анонимному обвинению в содомии, но их оправдали [1]. О его жизни после этого события известно очень мало, но вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476-1481 годах. Леонардо долгие годы провел в странствиях по Италии, занимался математикой, инженерными делами.

В 1481 году монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ "Поклонение волхвов" (не завершен). Тогда же была начата работа над картиной "Святой Иероним".

В 1482 году Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкой [2], создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал в качестве миротворца к Лодовико Сфорца в Милан, а лиру отправил с ним в качестве подарка. В этом году Леонардо начал работу над конным памятником Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро. В течение 10 лет Леонардо да Винчи работает над этим монументом (глиняная модель статуи была разрушена при взятии Милана французами в 1500; известна лишь по подготовительным эскизам). На этот период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-1494, Лувр, Париж, 2-й вариант - 1497-1511, Национальная галерея, Лондон) разработаны Леонардо да Винчи персонажи представлены в окружении странного скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Леонардо да Винчи. В середине 1480-х он создал "Мадонну Литта". В 1485 году создан Портрет музыканта".

У Леонардо было много друзей и учеников. Что касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счет нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилию Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину "Дама с горностаем (1488, Музей в Кракове), в которой изгибы линий повторяются в фигуре женщины и животные, придает картине изящной грации.

"Витрувианский человек"

В 1487 разрабатывает летательную машину - орнитоптер, основанный на птичьем полете. 1489 выполняет анатомические рисунки черепов.

С 1490-х годов сосредоточился на архитектуре и анатомии. В 1490 создана Витрувианский человек - знаменитый рисунок, который иногда называют каноническими пропорциями. Выполнена глиняная модель конного монумента Франческо Сфорца. Но ее разрушат безобразничая воины-французы в Милане.

В 1495-1498 Леонардо работает над фреской Тайная вечеря в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.

В 1499 Милан был захвачен французскими войсками Людовика XII, Леонардо покидает Милан, модель памятника Сфорца сильно повреждена.

В 1502 Леонардо поступает на службу в Чезаре Борджиа, 1503 возвращается во Флоренцию, где соперничал с Микеланджело, но имел с ним общие работы. Здесь он создает картон к фреске "Битва в Анджарии (при Ангиари)" и картину "Мона Лиза" ( Лувр, Париж).

1505 наблюдает и делает наброски полета птиц.

В 1506 возвращается в Милан для службы у короля Франции Людовика XII, который в то время контролировал север Италии (см. Итальянские войны). В 1507 Леонардо изучает строение человеческого глаза. Работает в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио 1508-1512, расписывает собор Святой Анны (1509). 1512 создает свой знаменитый "Автопортрет".

В 1512 году Леонардо переезжает в Рим под покровительство папы Льва X, три года живет в римском Бельведере, где работает над картиной "Иоанн Креститель".

Кло-Люсе, место смерти Леонардо

1516 переезжает во Францию ​​как придворный художник, инженер, архитектор и механик. Здесь он создал серию рисунков на тему всемирного потопа. Но во Франции Леонардо почти не рисовал, у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверны, но распространенная во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите выбита надпись: "В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и архитектора Французского королевства".

Его основным наследником был Франческо Мельци : кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и прочее имущество. Салаи и его слуге досталось по половине виноградников Леонардо.


2. Искусство

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что Да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи - Джанкарло Джентилини и Карло Сиси - утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной скульптурной работой Леонардо да Винчи [3], что дошло до нас . Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или ученым. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно невелика, а ряд его работ утрачена или сильно повреждена. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение.

Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были еще достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивали предмет, изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы ее видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато - дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешел на качественно новую ступень.


2.1. Список живописных произведений

Название форма Год Музей
Пейзаж долины реки Арно Чернила, карандаш, бумага 15 августа 1473
Крещение Христа Масло и темпера на панели 1473-1475
Благовещение Масло и темпера на панели 1473-1475 Уффици
Поклонение волхвов 1472-1477
Портрет Жиневры где Бенчи Масло и темпера на панели у 1475-1478
Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) Масло, перенесена с доски на холст 1478-1480 Эрмитаж
Мадонна Литта 1478-1482 Эрмитаж
Мадонна в скалах (Мадонна в гроте) Масло на панели 1483-1486 Лувр, Лондонская Национальная галерея
Дама с горностаем Масло на панели у 1488-1490 Музей Чарторыйских
Портрет музыканта Масло на панели 1485-1490
Тайная вечеря Масло и темпера на штукатурке 1494-1498
Мона Лиза (Джоконда) Масло на тополиной панели 1503 Лувр
Битва при Ангиари Стенная роспись 1503-1505
Леда с лебедем Масло на панели 1508-1514
Иоанн Креститель Масло на панели 1512 Лувр
Туринский автопортрет 1514-1519

3. Наука и техника

Страница из дневника Леонардо. Исследование гравитации

Важным источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке, потому Леонардо не знал латыни. Сам он не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи, составленный после смерти учеником Леонардо Франческо Мельци из фрагментов, во многом самостоятельно взятых из контекста его записок, оказал большое влияние на художественную европейскую практику и теоретические мысли. Для самого Леонардо да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно. Живопись он понимал как универсальный язык (подобно математике в сфере науки), в которой воплощены пропорции и перспективы обнаружения разумного начала, царит в природе.

Особое внимание Леонардо да Вечные уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней главный ключ к тайнам свитознання. Он предпринял попытки установить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление металлов, занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические опыты помогли Леонардо правильно описать равновесие жидкости в сосуде.

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полета. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: "Кто знает все, то может все. Чтобы узнать - и крылья будут!" Сначала Леонардо разрабатывал полет с помощью крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простого аппарата Дедала и Икара. Но потом он пришел к мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплен, а имела сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводиться в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Для того, чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошел. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлета и посадки. На вертикальном "ornitottero" Леонардо планировал разместить систему втяжных лестницы. Примером ему послужила природа: "посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног, а когда он в полете, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху. Так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами ". Что касается приземления, он писал: "Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и при этом тело ее сотрясается так, если бы она прыгала на каблуках ".

Изучая устойчивость человеческого глаза Леонардо да Вечные высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических исследованиях его обобщающие результаты вскрытий, в детализированных рисунках заложили основы современной научной иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов к изучению функции, он рассматривал организм как образец природной механики. Леонардо да Винчи впервые описал ряд костей и нервов, высказал предложения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии. В опытах с выделением различных органов у животных Леонардо да Винчи стремился ввести исследовательский экспериментальный метод в биологии. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную биологическую дисциплину, выделяя и здесь структурно-функциональные моменты. Он дал описание листкорозмищенню, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растения.

Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проникающими исследованиями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовку к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в то время идеала ученого-эрудита, Леонардо да Винчи был самым ярким представителем нового, основанного на эксперименте искусствоведения. Занимаясь архитектурой, он разрабатывает различные варианты идеального города и центрально-купольного храма. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (1481-1482) Леонардо да Винчи выступает в роли военного инженера гидротехника, организатора придворных празднеств и феерий.

Любовь к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструктивным догадок, которые намного опередили эпоху; таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, земледельческих и других машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта.

Записки Леонардо да Винчи научно-технического содержания стали известны широкому кругу исследователей только в самом конце XVIII в., Почти через 300 лет после его смерти, когда Джованни Баттиста Вентури опубликовал в 1797 году в Париже описание отдельных его рукописей [4], вывезенных Бонапартом с Милан.

Единственный его изобретение, получил признание при его жизни, - колесцовый замок для пистолета (который заводился ключом). В начале пистолет с Колесцовый замком был мало распространен, но уже к середине XVI века стал популярным у дворян, особенно в кавалерии, что даже отразилось на конструкции рыцарских доспехов, а именно: максимилиановские латы из-за необходимости выстрелов из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретенный Леонардо да Винчи, был настолько удачным, что продолжал встречаться и в XIX веке.


4. Литературное наследие

Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.

Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован Трактат о живописи (Trattato della pittura, 1-е издание 1651). В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX-XX веках. Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному состава и необыкновенно чистой речи. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил, ибо его проза - образец разговорного языка интеллигенции XV века, и это уберегло ее в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.

Даже в наименее "поэтических" по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью; так, его Трактат о живописи оснащен великолепными описаниями (например, знаменитый описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Вместе с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи дает в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмов, аллегории, пророчества. В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью, а некоторые его фацеции не отличаются от новелл Франко Сакетти.

Фантастичным характер имеют аллегории и пророчества: во-первых Леонардо да Винчи использует приемы средневековых энциклопедий и бестиарии, вторые носят характер шутливых загадок, отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеровской иронией, направленной по адресу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы. Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматичная форме его философия природы, его мысли о внутренней сущности вещей. Художественная литература имела для него исключительно утилитарное, вспомогательное значение.


4.1. Дневники Леонардо

На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, содержащихся в различных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци, но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали всплывать на рубеже XVIII-XIX веков. Сначала они не вызвали должного интереса, многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало им в руки. Но когда ученые установили авторство, выяснилось, что и книги кладовых, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуры, гидравлики, геометрии, военных фортификаций, философии, оптики, техники рисунка - произведения одного человека. Все записи в дневниках Леонардо сделаны особой манерой и их читают в зеркальном отражении.


5. Мыслитель

Творец "Тайной вечери" и "Джоконды" проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: Те, кто предается практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в путь без руля и компаса. Практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории .

Требуя от художника углубленного изучения изображенных предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в блокнот, который постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и т.п., все это пересыпана разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для огромного энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнено до сих пор.

Признавая единственным критерием истины опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлеченному умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с ее пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить - значит правильно думать, то есть мыслить независимо, не признавать никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука средневековой феодальной культуры, но и гуманизма, продукта буржуазной мысли, еще не окрепла, застывшая в суеверному преклонении перед авторитетом древних.

Отрицая книжную ученость, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи опережает нападки Монтеня на ученых буквоедов и открывает за 100 лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.

" Пустые и полные ошибок те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте "
" Ни человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, потому что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности "

6. Произведения Леонардо в музеях мира


7. Сноски

  1. Леонардо да Винчи. Шедевры графики / Я. пудиков. - М.: Эксмо, 2008. - С. 182. - ISBN 978-5-699-16394-6
  2. Original Leonardo Da Vinci Music
  3. http://lenta.ru/news/2009/03/26/davinci/
  4. Essai sur les ouvrages physico-mathmatiques de Lonard de Vinci, avec des fragments tirs de ses manuscrits. DuPrat, 1797 - 56 с. (Фр.)

Литература

Украинские:

Иностранными языками:

  • Леонардо да Винчи, редактор Волынский А. Л., СанктПетербург, "Парфенон", 1922.
  • Всеобщая история искусств, т 3, М., "Искусство", 1962.
  • "Техника-молодежи", № 7, 1983 (на русском), Известный Тайные истоки.
  • Daniel Arasse (1997). Leonardo da Vinci. Konecky & Konecky. ISBN 1 56852 1987.
  • Angela Ottino della Chiesa (1967). The Complete Paintings of Leonardo da Vinci. Penguin Classics of World Art series. ISBN 0-14-008649-8.
  • Frederich Hartt (1970). A History of Italian Renaissance Art. Thames and Hudson. ISBN 0-500-23136-2.
  • Sherwin B. Nuland (2001). Leonardo Da Vinci. Phoenix Press. ISBN 0-7538-1269.
  • AE Popham (1946). The Drawings of Leonardo da Vinci. Jonathan Cape. ISBN 0-224-60462-7.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам