Леонард Маркони

Леонард Маркони ( итал. Leonard Marconi 6 октября 1835 Варшава - 1 апреля 1899, Львов) - львовский скульптор, педагог итальянского происхождения. Мастер архитектурной пластики суток историзма.


1. Биография

Леонард Маркони родился 6 октября 1835 в Варшаве. Происходил из династии архитекторов, скульпторов и живописцев выходцев из Мантуе. Отец - скульптор Ферранте Маркони приехал в Варшаву 1828 года по приглашению своего брата, Генрика Маркони, уже в то время был известным архитектором в Польши. Леонард был одним из семи детей Ферранте. Первые уроки скульптуры получил в мастерской отца. Затем учился в Варшавской школе искусств ( 1856 - 1857) в Константина Хейдли и в Римской академии св. Луки ( 1859 - 1861) в Адамо Тадолини. Учась в Риме, получил награду лучшего ученика, а также золотую и две серебряные медали академии. Некоторое время работал вместе с отцом. Затем 12 лет в мастерской совместно с шурином Анджеем Прушинских (мужем сестры Аделаиды). Варшавская наследие Маркони почти полностью погибла во Второй мировой войне. Последняя масштабная постройка, украшенная Маркони - дворец Кронеберга, была уничтожена 1963 года для строительства гостиницы "Виктория". В варшавском периоде творчества ощутимо сильное влияние итальянского классицизма.

1873 года назначен на должность "профессора чрезвычайного" на кафедру рисунка и моделирования в Львовской политехнике. Окончательно поселился во Львове в январе 1874 года. Член Политехнического общества во Львове в 1877 - 1883 и 1899 годах [1]. 1879 года в селе Берездовцы Львовской основал мастерскую по изготовлению изделий из алебастра. В 1892 году занимал должность декана архитектурного факультета. Участвовал в конкурсе на лучший проект Художественно-промышленного музея с собственным проектом. Однако для реализации на конкурсе был выбран проект Юзефа Каэтана Яновского, в котором Маркони был автором скульптурного убранства. В 1876 ​​- 1878 годах восстанавливал отделки замковой часовни в Бережанах по заказу графа Станислава Потоцкого. В 1877 году выставлял свои работы на полеводческой-промышленной выставке во Львове. 1880 - 1890 года занимается скульптурным убранством львовских зданий. Основным материалом для его работ была смесь цемента и гидравлической извести. В начале Львовского периода своей деятельности активно изучал породы песчаников и известняков Восточной Галиции. Результаты своих исследований опубликовал в статьях журнала Głos z miasta ( 1877). Маркони имел особое пристрастие к архитектуре. Вычерчивание цели фасады и участвует почти во всех архитектурных конкурсах во Львове и других городах Польши. Несмотря на то, часто соавторами его проектов были архитекторы. Под конец львовского периода творчества в стилистике склоняется к необарокко.

С января 1874 г. проживал на улице Зигмунтовский, 10 (ныне улица Гоголя). Построил собственный дом на углу улиц Антоновича и Русовых, где проживал вместе с семьей с декабря 1878 года. Имел пять дочерей и двух сыновей.

В последние годы жизни Маркони натыкался на все большую враждебность со стороны художественных критиков и коллег по цеху. Известно, об особо большую неприязнь скульптора Фаддея Баронча, который на страницах газеты Kurjer Lwowski раздувал конфликт вокруг памятника Яну Собескому. Затягивалась судебное дело в споре с Юзефом Каетаном Яновским относительно авторства проекта Художественно-промышленного музея. Тяжелым ударом стала смерть Юлиана Захаревича - "друга артистического" как его называл Маркони. Инициатива добычи алебастра в Берездовцы оказалась неуспешной и скульптор попал в серьезные долги. Конце 1899 года начала обостряться давняя проблема здоровья Маркони - туберкулез.

Умер в ночь с 1 на 2 апреля 1899 года. Похоронен на Лычаковское кладбище, поле № неподалеку Юлиана Захаревича. После смерти Маркони, возглавляемую им кафедру был расформирован. Предприятие по добыче алебастра в Берездовцы упадок. Судебный иск против Ю. К. Яновского был проигран (от имени Маркони выступила его вдова).


2. Мастерская

Ателье Леонарда Маркони в Львовской политехнике стало чем-то вроде артистической школы. В разное время на работах были задействованы позже известные деятели изобразительного искусства. Такими в частности были: Михал Адам Созанский, Гавриил Красуцкий, Петр Войтович, Петр Герасимович, И. Вдовицький. Вместе с Маркони в 1874 году с Варшавы в Львов прибыли несколько его друзей и ассистентов. Частности Михал Корпало, Кароль Клос, также возможно и Анджей Прушинский. Благодаря протекции зятя, Антона Попеля, на работу были взяты Теобальда Оркасевича [2].


3. Произведения

3.1. Варшава

3.2. Львов

  • Неоренессанса рельефы портике здания Химического факультета Львовской политехники ( 1875 - 1876 ​​, архитектор Юлиан Захаревич) [3].
  • Скульптурная группа "Инженерия, Архитектура, Механика", которая символизировала три основных на то время факультеты, помещена на аттике главного корпуса Львовской политехники ( 1873 - 1877, архитектор Юлиан Захаревич). Архивольты окон второго яруса портика также украшены символическими скульптурами. По проекту Маркони выполнено резной деревянный плафон интерьера библиотеки [3].
  • Модели будущих деревянных скульптур для интерьеров библиотеки и актового зала политехники ( 1876 ​​- 1877).
  • Алебастровое скульптурное убранство лестничной клетки дома Галицкого наместничества что на нынешней улице Винниченко, 18 ( 1878, архитекторы Феликс Ксенжарський и Сильвестр Гаврышкевич).
  • Скульптуры на фасаде дома № 28 на улице Чарнецкого, нынешний Винниченко ( 1880, архитектор Михал Фехтер).
  • Модификация скульптурой портике львовской ратуши ( 1880, разобран 1928).
  • Скульптурное убранство лестничной клетки и фасада здания сейма, ныне главного корпуса Львовского универститета ( 1878 - 1881).
  • Скульптуры домов № 1 и 23 на улице Крашевского (ныне Соломии Крушельницкой). Кроме отделки, был также соавтором архитектурных проектов домов № 15, 17, 21. Все работы выполнены в 1882 - 1894 годах.
  • Фигура Меркурия в полете на здании Львовской дирекции железных дорог на улице Третьего Мая (ныне - Сечевых стрельцов) построенной в 1885 - 1887 годах. Композиция в чем-то повторяет работу скульптора Джованни да Болонья, в которой Меркурий находится на голове Горгоны. Маркони же разместил его на колесе Фортуны, символизирующий залиницю. У фигуры Меркурия помещены мальчиков-путти с атрибутами железной дороги. В этом здании скульптор выступает соавтором фасада вместе с Винсентом Равским юниором. Статуя находилась в аварийном состоянии [4]. Для сохранения статуи в 2010 году стартовала общественная инициатива "Спасти Меркурия", в ноябре 2012 г. реставрацию завершено [5].
  • 1892 - каменная скульптурная группа "Триумф справедливости" на фасаде Краевого Суда на ул.Батория, 1-3 (ныне Князя Романа). Теперь это здание - один из корпусов Политехники. Скульптуры повреждены.
  • Скульптуры электрического цветного фонтана на Галицкой краевой выставке ( 1884) [6]
  • Памятник Александру Фредро во Львове (ныне находится в Вроцлаве). В июне 1892 года Маркони получил победу на конкурсе проектов, после чего дорабатывал гипсовую модель еще в течение четырех лет. В бронзе отлит в венском подразделении фирмы Фридриха Альфреда Круппа и 25 октября 1897 года торжественно открыт на площади Академической (ныне проспект Шевченко). Памятник активно критиковали в прессе за якобы несоответствие созданного образа в реальной фигуры великого польского драматурга и героя наполеоновских войн. Скульптор Станислав Левандовский также утверждал, что памятник - плагиат его эскиза. [7]
  • Статуи - аллегории четырех континентов и барельеф ?Св. Георгий? на фасаде гостиницы "Жорж" во Львове. Скульптуры выполнены Антонием Попелем по моделям Леонарда Маркони и смонтированы в 1900 году уже после смерти Маркони.
  • Скульптурное убранство Художественно-промышленного музея им. Франца-Иосифа I (ныне Национальный музей) на ул. Гетманской, теперь пр. Свободы, 20. Скульптуры из фасада здания утраченные в 1950-х годах.
  • Изготовил модель главного алтаря Костела Святого Сердца Иисуса и монастыря францисканцев на улице Курковой, 43 (ныне улица Лысенко). Проект алтаря авторства Юлиана Захаревича, был несколько модифицирован Маркони. Выполнен из мрамора и алебастра скульптурной мастерской Леопольда Шимзера. В ранние советские времена уничтожен. [8]
  • Отделка фасада дома № 2 на улице Барской (ныне Ивана Франко).
  • Отделка фасадов домов № 6, 10, 11, 12 на улице Браеривський (ныне Богдана Лепкого).
  • Фасад дома № 8 на улице Подлевского (ныне Е. Гребенки).
  • Фасад домов № 4-6 на улице Пекарской.
  • Статуи дома № 8 на улице Гротгера (ныне Смольского). Глиняные модели этой скульптурной группы были проданы автором с целью получения средств на благотворительность.
  • Два памятники на Лычаковское кладбище.
  • 1891 года завершено трехфигурная скульптурную группу "Бережливость" на аттике здания Галицкой сберегательной кассы во Львове ( проспект Свободы 15). Балюстрада лестничной клетки выполнена в технике инкрустированного алебастра.
  • Две кариатиды при входе в Городское казино во Львове на улице Академической, 13 (теперь пр. Шевченко). Архитектор Филипп Покутинський. До настоящего времени не были сохранены.
  • 1890 года изготовил гипсовую модель скульптуры Божьей Матери, которая в том же году в бетонном отливку или возможно в камне была размещена на фасаде виллы Яна Стыки на улице Мицкевича, 11 (ныне улица Ноябрьского чина). Иван Левинский на своей фабрике растиражировал уменьшенную копию статуи в терракоте (опаленная красная глина) и майолике. Несколько экземпляров экспонировались на Представлении краевой 1894 года. Еще одна статуя Богоматери изготовлена ​​в 1892 году была размещена в нише дома № 1 на улице Крашевского (ныне Винниченко). Подобная каменная статуя, изготовленная примерно в 1892 - 1894 годах была установлена ​​перед костелом Марии Магдалины во Львове, как дар семьи Бромильских. Все статуи Богоматери, авторства Леонарда Маркони, потерянные во время Второй мировой войны.
  • 1890 - 1896 года - изготовил пластическое убранство Преображенской церкви во Львове на улице Краковской 21. Каменные скульптуры 12 апостолов под куполом. Выполнил фриз с гербов крупных галицких городов в технике стукко с золочением.
  • 1894 - скульптурный декор дома Винсента Равского юниора на ул. Матейко, 8.
  • Каменные атланты Гранд-отеля на улице Карла Людвига, 13 сейчас Проспект Свободы ( 1894, архитектор Эразм Герматник).
  • Богоматерь с младенцем Иисусом ( 1897) на фасаде виллы Давида Шварцвальда на улице св. Софии 29 (ныне улица Ивана Франко 115).
  • 1876 ​​- бюст Мицкевича изготовлено из белого песчаника. 1880 размещено на фасаде дома № 14 на ул. Мицкевича (ныне Ноябрьского Чина).
  • Каменный бюст Мицкевича ( 1898) на доме № 20 по ул. св. Софии (Ивана Франко, 104).
  • Все скульптурное убранство дома Юзефа Солецкого на ул. Зибликевича 8 (Ивана Франко 28). В частности большое статую Адама Мицкевича. Скульптуры предположительно были завершены А. Попелем.

3.3. Другие населенные пункты


3.4. Работы, приписываемые

  • Скульптуры дворца Лянцкоронских в Старом Роздоле (ныне пгт. Раздел) Николаевского района. Авторство вероятно Леонарда Маркони. Вероятно первые работы львовского периода.
  • Отделка дома № 10 на улице Зигмунтовский (ныне улица Гоголя). На такие предположения наталкивает числе и тот факт, что скульптор жил некоторое время в этом доме.
  • Статуя меркурия на ризалите второго здания дирекции львовской железной дороги на современной улице Огиенко ( 1897) [4].
  • Отделка филиала Австро-венгерского банка на улице Третьего мая, 9 ( Сечевых Стрельцов).

Примечания

  1. Towarzystwo Politechniczne we Lwowie 1877-1902. Pamiętnik jubileuszowy / pod red. E. Grzębskiego. - Lw?w, 1902. - S. 91.
  2. Jurij Biriulow с. 242
  3. а б Бирюлев Ю.А. И руки музыку лепили / / Галицкая брама. - № 1, 1994. - С. 8, 9.
  4. а б Семочкин И., Гранкин П. Три здания дирекции львовской железной дороги. / / Галицкие ворота. - № 14, 1996. - С. 6.
  5. Сообщение о завершении реставрации savemercury.org.ua
  6. Бирюлев Ю.А. 100-летия архитектурного спектакля / / Галицкие ворота. - № 2, 1994. - С. 8.
  7. Семочкин И.В. В традициях львовских амбиций, или в глубине околотворческие конфликтов конца XIX в. / / Галицкие ворота - № 11 1996. - С. 15.
  8. Kościoły i klasztory Lwowa z wiek?w XIX i XX - Krak?w: Międzynarodowy Centrum Kultury, 2004. - S. 77-101. - ISBN 83-85739-17-9.

Источники

  • Архитектура Львова: Время и стиле. XIII-XXI вв. - М.: Центр Европы, 2008. - С. 248, 274, 291, 294, 303, 313, 319, 339, 366, 441, 463. - ISBN 978-966-7022-77-8 .
  • Семочкин И.В. Дом Художественно-промышленного музея во Львове (к вопросу об авторстве проекта) / / Вестник института "Укрзападпроектреставрация". - № 3, 1995. - С. 30-33.
  • Семочкин И.В. Леонард Маркони / / Галицкая брама. - 1999. - № 11-12 (59-60). - С. 6, 7.
  • Семочкин И., Ягнищак В. De alabastro Dnystriense laborandum est / / Строим иначе. - 1999. - № 5. - С. 13-20.
  • Biriulow J. Rzeźba Lwowska. - Warszawa: Neriton, 2007. - С. 152-161. - ISBN 978-83-7543-009-7 .
  • Łoza S. Marconi Leonard / / Słownik architekt?w i budowniczych polak?w oraz cudzoziemc?w w Polsce pracujących. - Warszawa: Wydawnictwo im. Mianowskiego, Instytutu popierania nauki, 1931. - С. 212. .

6. Галерея

  • Памятник Александра Фредра во Вроцлаве (перенесен из Львова)

  • Фасад Галицкого Сейма во Львове

  • Кроненберг дворец в Варшаве

  • Эпитафия Ф. Шопена в Базицлици Святого Креста в Варшаве.

  • Памятник Т. Костюшко