Надо Знать

добавить знаний



Леонтович Николай Дмитриевич


Mykola Leontovych.jpg

План:


Введение

Леонтович Николай Дмитриевич (* 1 декабря 1877, Монастырок - 23 января 1921, Марковка) - украинский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог. Автор широко обработок украинских народных песен для хора "Щедрик", "Дударик", "Казака несут". Его обработка "Щедрика" известна во всем мире как рождественская колядка "Carol of the Bells".


1. Биография

1.1. Детство, обучения и семья Леонтовича

Родился 1 декабря 1877 года в селе Монастырок Брацлавского уезда Подольской губернии в семье сельского священника. Раннее детство прошло в деревне Шершнях Тывровский волости Винницкого уезда. Начальное музыкальное образование Леонтович получил у отца, который играл на виолончели, скрипке, гитаре и некоторое время руководил хором семинаристов. Мама, которая умела петь научила народных песен. В 1887 году Леонтович поступил в Немировской гимназии. В 1888 году, из-за нехватки средств, отец переводит его в Шаргородского начального духовного училища, где воспитанники содержались на полном пансионе. В училище он овладел пение по нотам и мог свободно читать сложные партии в церковных хоровых произведениях.

1892 году Леонтович поступил в Подольской духовной семинарии в Каменец-Подольском, где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторые духовые инструменты, начал обрабатывать народные мелодии, беря за образец обработки Н. Лысенко.


1.2. Первые творческие шаги

1898 Леонтович закончил духовную семинарию и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать свое музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. 1901 году он издал первый сборник песен с Подолье. 1903 году вышел второй сборник подольских песен с посвящением Н. Лысенко.

Mykola leontovych.jpg

Осенью 1904 года оставляет Подолье и переезжает на Донбасс, где устраивается преподавателем пения и музыки в местной железнодорожной школе. Во время революции 1905 года Леонтович организовал хор рабочих, выступал на митингах. Деятельность Леонтовича привлекла внимание полиции, и он вынужден был вернуться на Подолье, в город Тульчин, где преподавал музыку и пение в Тульчинском епархиальном женском училище для дочерей сельских священников. С 1909 года Леонтович учится под руководством известного теоретика музыки Б. Яворского, которого он периодически посещает в Москве и Киеве.

В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый "Щедрик", а также "поют петухи", "Малая иметь одну дочь", "Дударик", "Ой взошла заря" и др.. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко. 1916 вместе с хором Киевского университета выполняет свою обработку "Щедрика", которая принесла ему большой успех у киевской публики.


1.3. Киевский период

С установлением Украинской Народной Республики Леонтович переезжает с Тульчин в Киев, где начинает активную деятельность как дирижер и композитор. Ряд его произведений включили в свой репертуар профессиональные и самодеятельные коллективы Украины. На одном из концертов большой успех имела "Легенда" Николая Вороного (оригинальное произведение Леонтовича). После прихода большевиков Леонтович работает некоторое время в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, вместе с композитором и дирижером Г. Веревки работает в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания, организует несколько хоровых кружков.


1.4. Возвращение на Винничину

Во время захвата Киева 31 августа 1919 года деникинцами, преследовавших украинскую интеллигенцию, вынужден бежать в Тульчин. Основывает первую в Тульчине музыкальную школу. 1919 - 1920 года работает над первым большим симфоническим произведением - народно-фантастической оперой На русалок" по одноименной сказке Б. Гринченко.

Осенью 1920 г. в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством К. Стеценко и Павла Тычины как второго дирижера. Во время концертов капеллы исполнялись произведения Леонтовича.

В последние месяцы жизни Леонтович заканчивал оперу "На русалок".


1.5. "Загадка" смерти Леонтовича

Гибели Николая Леонтовича протяжении 80-и лет было посвящено наибольшее публикаций. В своих деталях все эти рассказы часто основываются на рассказах свидетелей-родственников и резко контрастируют и противоречат между собой. Это четко проявилось уже со свержением советско-коммунистической власти во времена независимости Украины - когда стали доступны засекреченные материалы тех времен, которые показали ущербностью и заангажированности публикаций в советские времена, которыми скрывали уничтожения талантливого украинского композитора тогдашним властными структурами - так называемым ВЧК. Единственное, что так и не стало ясно, - через чекисты прибегли к такому жестокому акту, которая была причина убийства композитора? Лишь в конце 20-го века удалось частично приоткрыть завесу пропагандистской машины советских карательных структур.

Памятник Николаю Леонтовичу в Тульчине

Именно в ночь 22 на 23 января 1921 г. композитор находился у своего отца в селе Марковка Гайсинского уезда, где был убит агентом ВЧК Грищенко, который напросился в дом переночевать, назвавшись чекистом, который проводит борьбу с бандитизмом. Утром неизвестный ограбил дом, застрелив Николая Леонтовича. Текст рапорта, раскрывающий имя убийцы композитора, был обнародован только в 1990 -х годах. [1]

" "Рапорт

В ночь на 23-е января агент уездчека Грищенко выстрелом из винтовки убил сына священника с.Марковкы, Кубличской волости Николая Леонтовича 43-х лет, у которого Грищенко Ночевала, и 26-го января Грищенко, скрывавшийся в м.Теплике, при преследования его чинами милиции, выстрелом из винтовки в живот милиционера Твердохлеб.

Начальник Уездной Советской милиции .... "

"

Подробные сведения о той трагедии стали известны благодаря двум редким документам, нашла заведующая отделом областного краеведческого музея Лариса Семенко. После многих лет сбора материалов в музей и поповнювання его фондов туда попал толстый дневник известного украинского писателя Степана Васильченко. Там упоминалось об одном из ближайших друзей Леонтовича, Гната Яструбецкий, поскольку он записал подробный рассказ отца Леонтовича об убийстве композитора. Именно Игнат Васильевич собрал больше материалов о жизни и творчестве Леонтовича, написав его биографию, а в своем дневнике поведал о ту ужасную ночь в Марковцы [2] :

" "Это была очень тяжелая и ​​опасное путешествие," - написал он в своем дневнике. Прежде исследователь отправился в село Марковку, ныне Теплицкого района, отцу композитора. Хотел из первых уст узнать, что же случилось в тот январский день с его сыном. Вот как описывает об этом исследователь. В субботу 9 января 1921 года Николай Леонтович был в Тульчине. По просьбе сестры Виктории он положил на ноты "Завещание" Шевченко. Под вечер, в тот же день, он приехал лошадьми в Марковку к отцу. Еще не успели обменяться новостями, как во двор въехала телега. "Была шесть часов вечера по солнцу ... Домой зашел молодой, 22-23-х лет, среднего роста человек. Темный блондин, без усов и бороды. Руки имел Холен, с длинными пальцами. Хорошо одетый. Пальто с овечьим воротником. На голове кепка. Разговор русский, солдатская. попросился переночевать. " Если бы Леонтович знали, что дают ночлег убийцы ... Прибывший говорил, что в Марковке имеет много дела. Что он чекист (источник). Проводит борьбу с местным бандитизмом. Предлагал рассмотреть документы с печатями Гайсинского ЧК. Особенно предлагал это сделать Николаю Дмитриевичу. А документов была "гора". Леонтович рассмотрел их и, возвращая владельцу, сказал: "С такими документами опасно везде ночевать". Незваный гость называл себя по фамилии Грищенко. Как было указано он в документах, никто не знает, потому что Николай Дмитриевич единственный, кто смотрел документы, никому ничего не говорил по этому поводу ... Звук выстрела разбудил отца. Была 7.30 утра. На кровати под окном сидел полусогнутых Леонтович и испуганным голосом спросил: "Что это, взрыв?" Произнеся эти слова, упал на подушку. Над его кроватью стоял Грищенко. Он был бос, в одном белье. В руках держал оружие, выбрасывая стреляную гильзу. Дома были еще сестра композитора Виктория и дочь Галина. Им, как и отцу композитора, незваный гость позвьязував руки. Он надел на себя напивкожушок, который носил отец Леонтовича. Ругался грязными словами. Требовал денег. На глазах у всех вытряхивал все из кошелька Николая Дмитриевича. Забрал 5000 рублей разной валютой. Все опрокинул в доме. Искал вещи. И с вещами вышел. В настоящее время Леонтович лежал с открытыми глазами. На кровати и на полу была лужа крови. На крик пана отца прибежал учитель, другие люди. Они развязали руки Леонтовича, наложили повязку на рану пострадавшего. Рана была с правой стороны. Рваная рана. Леонтович еще успел сказать: "Папа, я умираю". Была восемь часов утра, воскресенье 10 января 1921 года. Когда приехал врач, Леонтович был уже мертв. 12 января, когда хоронили композитора, в Марковке мела очень сильная метель. " "

Хронология технологий искажения-искажение фактов коммунистическим режимом о смерти Николая Леонтовича:

  • Как только окрестности Теплика навестила о гибели, от рук чекиста, их земляка - известного композитора Николая Леонтовича (сына местного священника) - местным органам пришлось, чтобы сдержать волну гнева, выдумать версию убийства на бытовой почве с постоялого белогвардейцам (а позднее - петлюровцем). Но это не стало панацеей, информация о позорном преступлении дошла ло Киева - где Леонтович имел много друзей и поклонников, особенно в кругу интеллигенции.
  • Поэтому настоятельно была откомандирована из Киева в Марковки одного из товарищей Николая - Гната Яструбецкий, который, в то время работал заместителем заведующего политотделом одного из киевских издательств [3]. Поехав на место трагедии с мандатами киевской ЧК и губревкомитету, он провел там 4 месяца (с февраля по май), а по приезду сделал доклад "Обществу памяти Леонтовича". Яструбецкий приводит фамилии свидетелей, рассказы композиторов сестры Виктории и дочери Галины, то изложение был сделан по свежим следам, очень подробный, но часть фактов было упущено, благодаря чему в официальных кругах распространили информацию об убийстве Леонтовича переодетым "петлюровцами".
  • Опісля першої хвилі фальсифікації в Україні почалися часи розкуркулення, Голодомору та Великого терору - все це мало би стерти з пам'яті селян той ганебний випадок, та суспільна память не далася так просто - у воєнні часи частина матеріалів та спогадів свідків таки потрапили за кордони СРСР, а надзвичайна популярність до пісні "Щедрик-ведрик" призвела до грунтовних досліджень творчості й життя її автора. Багато науковців-діаспорян та навіть американських дослідників й журналістів перейнялися долею цього талановитого композитора. Й знову "виплили на світ божий" факти та спомини щодо знищення Леонтовича чекістськими структурами. Тому радянській владі довелося вдаватися до різних методів, аби "віднайти" хоча би вже нейтральні факти.
  • Чергова хвиля спотворень виплеснулася після публікації в діаспорянських колах спогадів композитора, хорового диригента, публіциста, духовного діяча Тележинського Михайла Теодоровича, в яких напряму йшло звинувачення тодішньої влади в утисках талановитого композитора з наступним його вбивством. Оскільки розголосу не вдалося уникнути, в українській владній машині було доручено вибудувати систему спростувань. Нею зайнявся відповідальний секретар міністерства внутрішніх справ УРСР Головченко Іван Харитонович, який з 1962 р. став Міністром внутрішніх справ УРСР (аж до 1982 року). Саме з-під пера цього "письменника"-міністра почали виходити спогади родичів Леонтовича (сестри чи дочок), в яких поміж куцих даних вбивства поширювалася розлога інформація щодо "петлюрівсько-розбійницького" сліду в справі Леонтовича.
  • Будучи на найвищих щаблях репресивно-каральної машини, "письменнику" Головченку, як куратору справи "Композитора Леонтовича", вдалося приховати багато фактів й затвердити офіційною версією вбивства - петлюрівсько-розбійний напад.
  • Але, з припиненням існування СРСР, громадськості відкрилося чимало прихованих сторінок історії і, як наслідок, вдалося віднайти й оприлюднити факти зумисного вбивства органами ВЧК талановитого українського композитора - Миколи Леонтовича.

2. Творчі здобутки

2.1. Композитор Леонтович

Микола Леонтович на марці України

Основу музичної спадщини Леонтовича складають хорові мініатюри - обробки українських народних пісень, які й донині є неперевершеними й виконуються всіма українськими хорами в Україні і діаспорі. Це позначені великим талантом композитора перлини народного мелосу "Щедрик", "Козака несуть", "Дударик", "Із-за гори сніжок летить", "Женчичок-бренчичок", "Гаю, гаю, зелен розмаю" та багато інших. На основі українських народних мелодій Леонтович створював цілком оригінальні самобутні хорові композиції, всебічно художньо переосмисливши їх, надавши їм неповторного звучання. Леонтович був одним з перших серед майстрів української музики, які по-новому інтерпретували фольклор, використовуючи музичні надбання європейської музично-хорової культури. Водночас почерк Леонтовича вирізняється з-поміж інших граничною гнучкістю і природністю руху голосів, ювелірною шліфовкою деталей. Леонтович вдало використав традиції імпровізаційності в творчості українських кобзарів, які кожну нову строфу тексту пісні інтерпретували по-новому. Леонтович застосовував темброву варіантність виконання народних рапсодів у своїх обробках, надаючи хору можливість розкрити велике розмаїття гармонії, контрапункту. Послідовно втілюючи в своїх обробках ідею гармонізації й поліфонічності, Леонтович, маючи глибоку й різнобічну музичну освіту, широко використовував найкращі досягнення світової хорової техніки.

Тематика хорових мініатюр композитора надзвичайно різноманітна. Це обрядові, церковні, історичні, чумацькі, жартівливі, танцювальні, ігрові пісні. Одне з центральних місць у творчості Леонтовича посідають хори на побутові теми. Це, зокрема, "Ой у лісі при дорозі", "Ой темная та невидная ніченька", "Мала мати одну дочку", "Ой з-за гори кам'яної". Вони характерні динамічним розгортанням сюжету, активною драматизацією подій та образів. Взірцем такого високого драматичного піднесення може служити народна пісня "Пряля", в якій Леонтович досяг рівня трагічної балади.

В піснях-реквіємах "Козака несуть", "Із-за гори сніжок летить", "Смерть" Леонтович талановито переосмислив мелодику народного плачу, використовуючи специфічне звучання окремих голосів та цілих хорових груп, застосовуючи різні хорові звукові ефекти, наприклад, спів із закритим ротом.

Найвищим досягненням композитора вважаються пісні "Щедрик" та "Дударик", в яких Леонтович досягнув максимальної ритмічної організації. Особливо популярним був і залишається "Щедрик", в якій органічно поєднані прийоми народного багатоголосся з досягненнями класичної поліфонії, і кожен голос відіграє цілком самостійну виражальну роль, відтворюючи найтонші зміни настрою в пісні, подаючи кожен художній образ у граничному завершенні.


2.2. Леонтович Диригент-хормейстер

2.3. Леонтович - Учитель

Початок 20-го століття озаменував нові шляхи в українському вчителюванні, яке перейшло від бурсацько -релігійного до народницько-українського спрямування. А Миколі Леонтовичу вдалося й на цій, педагогічній ниві, проявити свій талант.

Леонтовичу, як і багатьом тогочасним українським композиторам Миколі Лисенку, Кирилу Стеценку, Якову Степовому, притаманне було поєднання творчої, педагогічної і виконавської ( диригентсько-хорової) діяльності. Понад двадцять років Микола Леонтович віддав роботі вчителя співів у школах різних міст: Тиврова, Вінниці, Гришиного (нині Красноармійська), Тульчина та Киев. Як, композитор він був ще й добре обізнаний зі станом викладання співів у школах, з художнім рівнем учнівських хорів. Чимало своїх сил він віддавав педагогічній праці в учительській семінарії, Музично-драматичному інституті імені Миколи Лисенка, та на диригентських і театральних курсах, а ще на курсах працівників дошкільного виховання чи навіть робітничих гуртках і школах.

Именно, в Музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко и на дирижерских курсах Леонтович преподавал хоровое пение, основы техники дирижирование, теория музыки и контрапункт. Проводя свои занятия он часто знакомил хористов со своими песнями ("Позволь мне, мать", "Ой там, за горой", "Дударик"), выявляя в них замечательное умение, за довольно короткий ча, охватить хоровое произведение в целом и создать полноценное впечатление об этой композиции. Как преподаватель музыкально-теоретических предметов, в частности контрапункта, композитор был последователем методологических принципов своего учителя Болеслава Яворского - автора теории ада ритма, которая была в те времена довольно распространенной. А на курсах дошкольного воспитания он проявил себя как опытным практикам-методист. Следуя стройной последовательности, он применял свои методы изучения песен детьми, предлагая им сначала простые, а подальше - сложные песенные образцы. И особенно обращал внимание на составные части самой песни - мотив, фраза, предложения, период (куплет). В процессе пения ребенка он учитывал и развивал чувство ритма у нее, используя, при этом, отражение ритмического пульса руками, ногой, пальцами, Леонтович комбинировал различные позиции пения - предлагая пение сидя и стоя, пение отдельными группами, а затем всех вместе, и что самое главное, всегда считал необходимым, прибегать к музыкально-слуховой наглядности, в частности пения самого учителя. Большое значение Николай Леонтович оказывал дикции исполнителя, певца дыханию, предостерегая от слишком сильного, форсированного звука, отстаивая тех или громкий пение и соответствующее его применения при исполнении песен. А по подбору / выбора песен, Леонтович ориентирует учителей пения на песни канонического склада, считая, что их усвоение создает почву для двоголосного пения.


3. Чествование Николая Леонтовича

Бюст Николая Леонтовича на аллее выдающихся земляков в Виннице

1 февраля 1921 года большая группа деятелей культуры, профессора и студенчество собрались в Киевском музыкально-драматическом институте имени Николай Лысенко, чтобы по христианскому обычаю отметить 9 дней после смерти Николая Леонтовича. Наскоро, но с большой ответственностью снарядили концерт из произведений Леонтовича, выступили со словами сожаления и скорби. На этой встрече был создан Комитет памяти Николая Леонтовича, который позже оформился как Музыкальное общество имени Николая Леонтовича. До этого общества входили такие известные украинские художники, как Борис Лятошинский и Павло Тычина, многие из членов общества, например Лесь Курбас и Хоткевич, позже разделили трагическую судьбу Леонтовича, погибнув от рук представителей московских спецслужб. Само же имя Леонтовича было "признано неактуальным для советской эпохи", и фактически оставалось таким до середины 1950-х.

Сегодня имя Леонтовича носят отечественные музыкальные коллективы, в частности Капелла бандуристов и учебные заведения (в частности Винницкое училище искусств и культуры). Именем Леонтовича названы улицы в Киеве и других украинских городах. Мемориальный музей Леонтовича работает в городе Тульчин Винницкой области, 1977 года был открыт также музей Леонтовича в с. Марковка неподалеку от места его захоронения [4].

1977 37 хоровых произведений Леонтовича были записаны хором студентов Киевской консерватории под руководством П.Муравського. 2005 диск с 32 духовными произведениями Леонтовича выпустил камерный хор "Киев" под руководством М.Гобдича


4. Список произведений

Диск камерного хора Киев с духовными произведениями Леонтовича

опера

  • "На русалок" (по сказке Б. Гринченко, 1919, среднее; 1975 Скорик завершил, отредактировал и инструментовал для современного состава симфонического оркестра);
фрагменты композиций
Леонтовича

хоры на слова украинских поэтов:

композиции на литургические тексты

  • Литургия св. Иоанна Златоуста,
  • Молебен,
  • части Всенощной;

хоровые обработки украинских народных песен (свыше 150)
в частности:

  • " Щедрик" ,
  • "Дударик",
  • "Пряля"
  • "Казака несут",
  • "Малая иметь одну дочь",
  • "Зашумела лищинонька",
  • "Ой-за и ори каменной",
  • "Из-за горы снежок летит",
  • "За городом утки плывут",
  • "Поют петухи",
  • "Коза",
  • "Игра в зайчика"




Литература

  • Жадько В.А. Николай Аркас. Сочинения в 2-х томах.-Т.1.-К., 2008.-с.207-478.
  • Дяченко М. Д. Леонтович. Рисунки из жизни, К., 1941, 1950, 1963, 1969, 1985;
  • Леонтович М. Д. 36. статей и материалов, упор. В.Довженко, К., 1947;
  • Гордейчук Н. Н. Д. Леонтович. Очерк о жизни и творчестве, К., 1956;
  • он же. М.Леонтович, К. 1960, 1972,1974, 1977;
  • Творчество Д. Леонтовича. 36 статей, упор. В.Золочевський, К., 1977;
  • Завальнюк А. М. Д. Леонтович. Неизвестные страницы творчества, Винница, 1996;
  • он же. Некоторые вопросы стиля творчества М. Д. Леонтовича, Винница, 1996;
  • он же. М. Д. Леонтович, Винница, 1997;
  • он же. Николай Леонтович: исследования, документы, письма, Винница, 2002.

6. Нотные издания произведений Леонтовича

  • Леонтович М. Народе песни. - М. - Изд-во Днепросоюз. - 1921 (5 десятков, редактор П. Козицкий).
  • Леонтович М. Музыкальные произведения. - К.-Х. - Книгоспилка. - 1930-31 (8 сборников, проверил и примечания подал Я. Юрмас).
  • Леонтович М. Украинские народные песни для хора. - К. - Искусство. - 1952 (Составил М. Вериковский, 2 изд. - 1961).
  • М.Леонтович. Хоровые произведения. - К. - Музыкальная Украина. - 1970 (Общая редакция М. Гордейчука, составления и примечания В. Брусса).
  • Леонтович М. Избранные хоровые произведения. - К. - Музыкальная Украина. - 1977 (Спец.-редакция И.Мартона).
  • Леонтович М. Хоровые произведения на народно темы. С неопубликованного. - К. - Музыкальная Украина. - 1987 (Составление и редакция Б. Луканюка).
  • Леонтович М. На русалок. Опера в 1 действие. Либретто М. Леонтовича по сказке Б. Гринченко. - К. - Музыкальная Украина. - 1980 (Лит. редакция А.Бобиря. Муз. Редакция для солистов, хора и симфонического оркестра М. Скорика).
  • Леонтович М. Духовные хоровые произведения. - К. - Музыкальная Украина. - 1993 (Составление В.Иванова).
  • Духовно-музыкальные произведения украинских композиторов ХХ века. - К. - 2004 (Составление и редакция М. Юрченко).
  • Духовные произведения М. Леонтовича. - К. - 2005 (Составитель М. Гобдич).
  • М. Леонтович. Хоровые произведения. - К. - Музыкальная Украина. - 2005 (Редактор-составитель В. Кузик).

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам