Надо Знать

добавить знаний



Лесков Николай Семенович


Serov Leskov.jpg

План:


Введение

Николай Семенович Лесков ( рус. Николай Семеновичу Лесков * 4 (16) февраля 1831, Горохов, Орловская губерния, Российская империя - ? 5 марта 1895) - русский писатель, журналист. Найросийськиший из русских писателей, как называли его современники.


1. Биография

Н. С. Лесков. Рисунок И. Е. Репина, 1888-89 гг.

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Гороховое Орловского уезда. [1] Отец Лескова, Семен Дмитриевич Лесков (1789-1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семеновича, был "... большой, замечательный умник и дремучий семинарист ". [2] Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовное палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, имел репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела. Мать Мария Петровна Лескова (девичья Алферьева) была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из ее сестер была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая - за англичанином, управлявшим несколькими поместьями в разных губерниях. [3]


1.1. Детство

Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орли. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлек на себя гнев губернатора), семья - супруги, трое сыновей и две дочери - переехала в село Панин неподалеку от города Кромы. [4] Здесь, как вспоминал будущий писатель, и состоялось его знакомство с народным языком. [3] В августе 1841 года в десятилетнем возрасте М. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Проводя аналогию с М.А. Некрасовым, Б. Бухштаб предусматривает: "В обоих случаях, очевидно, действовали - с одной стороны, безнадзорность, с другой - отвращение к зубрежке, к рутине и мертвечины тогдашних казенных учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте". [3] В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семенович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственной просьбе - перемещение в штат Киевской казенной палаты. Он переехал в Киева, где жил у своего дяди С. П. Алферьева. [1]


1.2. Николай Лесков и Киев

В 1849-1857 годах Николай Лесков жил в Киеве на улице Маложитомирський, 20 (на доме установлена ​​мемориальная доска писателю), у своего дяди С.П.Алферьев, профессора Киевского университета, декана медицинского факультета. Лесков был вольнослушателем Киевского университета. Служил канцеляристом у присутствующих местах.

Посещая лекции на разных факультетах, он слушал также анатомию, которая поразила его воображение. Написать первый фельетон Николая Лескова уговорил Александр Петрович Вальтер, известный киевский анатом, заведующий кафедрой физиологической анатомии и микроскопии. Так началась творческая жизнь писателя. Вальтер выдавал свой счет журнал "Современная медицина", в котором Лесков опубликовал несколько своих первых статей ("Заметка о зданиях" - 1860, N 29, "О рабочем классе" - 1860, N 32, "Несколько слов о враче рекрутских присутствий "- 1860, N 36, и др.).

1860, 1864, 1865, 1874, 1875, 1880 и 1881 года писатель посещал город, отразил киевской жизни в повестях "Детские годы", "запечатлен ангел", рассказе "Фигура", очерках "Печерские антики" и др..

1940 года в Киеве в честь Николая Лескова названа улица.

В Киеве работал врачом младший брат Лескова - Алексей Семенович Лесков.

В Киеве (в 1850-1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, участвовал в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права. [5] В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тетки А. Я. Шкотт (Скотта) "Шкотт и Вилькенс ". В предприятии, которое (по его словам) пыталось ?эксплуатировать все, к чему край представлял любой удобства", Лесков приобрел огромный практический опыт и знания в многочисленных отраслях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в "путешествие по России", что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. "... Это лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко", - позже вспоминал Н. С. Лесков. [6]

Я. .. думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, из котелка в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под теплым овечьего кожуха, и на замашной Панинском толчее за кругами пыльных замашек ...

- Стебницкого (Н. С. Лесков). "Русское общество в Париже"

[3] [7]

В этот период (до 1860 года) он жил с семьей в селе Райском Городищенского уезда Пензенской губернии. Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил свое существование и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистской и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург, [1] остановившись у И. В. Вернадского.


1.3. Литературная карьера

Лесков начал печататься сравнительно поздно, на двадцать девятом году жизни, поместив несколько заметок в газете "Санкт-Петербургские ведомости" (1859-1860), несколько статей в киевских изданиях "Современная медицина", который издавал А. П. Вальтер (статья "О рабочий класс", несколько заметок о врачах) и "Указатель экономический". Статьи Лескова, разоблачающие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации и Лесков, который проводил служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу. В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, всего печатая в "Отечественных записках" (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в "Русской речи" и "Северной пчеле ". [5] В "Отечественных записках" были напечатаны "Очерки винокуренной промышленности", [8] которые сам Лесков называл своей первой работой, [9]) считаются его первой большой публикацией. [5] Летом того же года он ненадолго переехал в Москвы, вернувшись в Петербург в декабре.


1.4. Псевдонимы Н. С. Лескова

В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебницкий. Псевдонимности подпись "Стебницкий" впервые появилась 25 марта 1862 под первой беллетристической работой - "Погасшее дело" (позднее "Засуха"). Держалась она до 14 августа 1869 года. Время проскальзывали подписи "М. С", "С", и, наконец, в 1872 году. "Л. С", "П. Лесков-Стебницкий" и "Н. Лесков-Стебницкий". Среди других условных подписей и псевдонимов, которые использовались Лесковым, известны: "Фрейшиц", "В. Пересвета", "Николай Понукалов", "Николай Горохов", "Кто", "Дм. М-ев", "Н.", "Член общества", "псаломщик", "Свящ. П. Касторский", "Дивьянк", "М. П.", "Б. Протозанов", "Николай - ов", "Н. Л.", "Н. Л. - в "," Любитель старины "," проезжая "," Любитель часов "," NL "," Л. ". [12]


1.5. Статья о пожарах

У статті з приводу пожеж в журналі "Північна бджола" від 30 травня 1862 року, про які поширювалися чутки як про підпали, здійснюваних революційно налаштованими студентами і поляками, письменник згадав про ці чутки і зажадав від властей їх підтвердити або спростувати, що було сприйнято демократичної публікою як донос. [10] Крім того, критика дій адміністративної влади, виражена побажанням, "щоб надсилаються команди були на пожежі для дійсної допомоги, а не для стояння" - викликала гнів самого царя. Прочитавши ці рядки, Олександр II написав: "Не слід пропускати, тим більше, що це брехня". [4] [11] Внаслідок цього Лєсков був відправлений редакцією "Північної бджоли" в тривале відрядження. Він об'їхав західні провінції імперії, побував в Дінабург, Вільні, Гродно, Пінську, Львові, Празі, Кракові, а в кінці відрядження - і в Парижі. У 1863 році він повернувся в Росію і опублікував серію публіцистичних нарисів і листів, зокрема, "З одного дорожнього щоденника", "Російське товариство в Парижі". [5]


1.6. "Нікуди"

С начале 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты "Северная пчела", где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также - критические статьи, направленные, в частности, против "вульгарного материализма "и нигилизма. Высокую оценку его деятельности, получила на страницах тогдашнего "Современника". Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести "Житие одной бабы" и "Овцебык" (1863-1864). Тогда же в журнале "Библиотека для чтения" начал печататься роман "Некуда" (1864). "Роман этот носит все знаки поспешности и неумелость моей", - позже признавал сам писатель. [12] "Некуда", сатирически изображал быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал недовольство радикалов. Было отмечено, что в большинстве изображенных Лесковым "нигилистов" были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцева угадывался литератор В. А. Слепцов). [5] Именно этот первый, в политическом отношении радикальный дебют на многие годы определил особое место Лескова в литературном сообществе, в большинстве своем, склонно было приписывать ему "реакционные", антидемократические взгляды. Левая пресса активно распространяла слухи, согласно которым роман был написан "на заказ" Третьего отделения. Это "мерзкое клевету", по словам писателя, испортил всю его творческую жизнь, на много лет лишив возможности печататься в популярных журналах. [13] Это и определило его сближение с М. Н. Катковым, издателем "Русского вестника". [5]


1.7. Первые повести

В 1863 году в журнале "Библиотека для чтения" была напечатана повесть "Житие одной бабы" (1863). При жизни писателя произведение не переиздавался и вышло потом лишь в 1924 году в измененном виде под заголовком "Амур в лапоточке. Крестьянский роман" (издательство "Время", под редакцией П. В. Быкова). Последний утверждал, что Лесков сам подарил ему новую версию собственного сочинения - в ​​благодарность за составленную им в 1889 году библиографию произведений. [14] По этой версии существовали сомнения: известно, что Н. С. Лесков уже в предисловии к первому тому сборника "Повести , очерки и рассказы М. Стебницкого "обещал во втором томе напечатать" опыт крестьянского романа "-" Амур в лапоточке ", но тогда обещанной публикации не было. [3] В те же годы вышли произведения Лескова, "Леди Макбет Мценского уезда" ( 1864), "воительница" (1866) - повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставлены без внимания, впоследствии они получили высокие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность "сказания", родоначальником которого - наряду с Гоголем - он впоследствии стал считаться. [3] Элементы прославил Лескова литературного стиля есть и в повести "Котин Доилец и Платонида "(1867). [5] Примерно в это время Н. С. Лесков дебютировал и как драматурга. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу "транжир", драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинен критикой на "пессимизме и антиобщественных тенденции". [5] Из других крупных произведений Лескова 1860-х годов критики отмечали повесть "обойдены" (1865), полемизировал с романом Н. Г. Чернышевского "Что делать?", и "Островитяне" (1866), нравоописательной повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове. [5]


1.8. "На ножах"

В 1870 году М. С. Лесков опубликовал роман "На ножах", в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей состояла е годы в России революционного движения, в представлении писателя срастается с криминалом. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим худшим произведением. [15] Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М. Н. Катковым, который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. "В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на услуги интересам, не имеет ничего общего ни с какой литературой", - писал Н. С. Лесков. [16] Некоторые современники (в частности, Достоевский) отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нем событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н. С. Лесков больше не возвращался.


1.9. "Соборяне"

Роман "На ножах" стал поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал М. Горький, "... после злого романа" На ножах "литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников". Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти - поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получил название "Соборяне" и напечатан в 1872 году в "Русском вестнике". Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев - протопопа Савелия Туберозова диакона Ахилла Десницын и священника Захарии Бенефактова, - рассказ о которых выдержан в традициях героического эпоса, "со всех сторон обступают деятели нового времени - нигилисты, жулики, гражданские и церковные чиновники нового типа ". Произведение, темой которого стало противодействие "истинного" христианства казенному, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, имевших значительный общественный резонанс. [3]

Одновременно с романом писались две "хроники", созвучные по тематике и настроению основном произведения: "Старые годы в селе Плодомасове" (1869) и "захудалый род" (полное название: "захудалый род. Семейная хроника князей Протазанова. Из записок княжны В. Д. П. ", 1873). Согласно одному из критиков, героини обеих хроник - "образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокой мужества, разумного человеколюбия". Оба эти произведения оставляли ощущение незавершенности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой (согласно В. Коровиным) "язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощенными в русской жизни христианства", [7] вызвала недовольство М. Каткова. Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, просто не стал дописывать то, что могло бы перерасти в роман. [5] "Катков ... при печати" захудалого рода "сказал (сотруднику" Русского вестника ") Воскобойникова: Мы ошибаемся: этот человек не наш!" - Позже утверждал писатель. [17]


1.10. "Левша"

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских "праведников" стал Левша ("Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе", 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского "повествования", насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой - многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: открытой (принадлежит простодушному персонажу) и скрытой , авторской, нередко противного. Об этом "коварство" собственного стиля сам Н. С. Лесков писал: Еще несколько человек поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и даже порой будто вовсе не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденном коварстве моей натуры. Как отмечал биограф Б. Я. Бухштаб, такое "коварство" проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова, с точки зрения героя - почти героических, но автором скрыто высмеиваются. "Левша" подвергся сокрушительной критике с обеих сторон. Либералы и "левые" обвинили Лескова в национализме, "правые" признали чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Н. С. Лесков ответил, что "унизить русский народ или польстить ему" никак не входило в его намерения. При публикации в "Руси", а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием: Я не могу сказать, где именно родилась первая заводом баснословием о стальной блохе, то есть завелась она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она ушла из одного из этих мест. Во всяком случае рассказ о стальной блохе есть специально оружейничий легенда, и она выражает собой гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему бешенства от старого оружейника, тульского выходца, переселился на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и признала "Левша" просто записью старинной легенды [18].


1.11. 1872-1874 годы

В 1872 году был написан, а год спустя опубликован рассказ Н. С. Лескова "Запечатленный ангел", которые она о чуде, привел раскольнические общество к единению с православием. [5] В произведении, где есть отзвук древнерусских "Хожение" и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский "бешенство" получил наиболее сильное и выразительное воплощение. "Запечатленный ангел" оказался практически единственным произведением писателя, не претерпели редакторской правки "Русского Вестника", ибо, как отмечал писатель, "прошел за их нехваткой времени в тенях". [19] рассказать, содержавший критику власти, тем не менее произвел резонанс в официальных сферах и даже при дворе. [5] В том же году вышла повесть "Очарованный странник", произведение свободных форм, не мало законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам