Надо Знать

добавить знаний



Лесь Курбас



План:


Введение

Лесь Курбас, 1933

Лесь Курбас (полностью - Александр-Зенон Степанович Курбас * 25 февраля 1887, Самбор - ? 3 ноября 1937, Сандармох) - украинский режиссер, актер, теоретик театра, драматург, публицист, переводчик. Народный артист РСФСР (1925).


1. Жизнеописание

Родился 25 февраля 1887 года в городе Самбор (теперь Львовской области) в семье актеров галицкого театра Степана и Ванды Курбасов (за сценой Яновичи). Отец его, хотя и был странствующим украинским актером, однако и в бедности своей стремился дать Александру хорошее образование.

Учился в Тернопольской гимназии, в Венском и Львовском университетах. Поэтому вполне естественно, что Лесь вобрал в себя все то, что могла дать ему европейская культура. Уже тогда Курбас мечтал работать на Приднепровской Украине, где существовал сильный демократический театр Садовского (Киев) и где рядом была высокая театральная культура. 1916 года его мечта осуществилась, он вступает в этот театр. Актерское творчество Курбаса в театре Николая Садовского обещала развиться, но случилось так, что он принес свой актерский талант в жертву режиссерском. Главное внимание и энергия молодого художника были направлены на организацию студии молодых актеров, из которой вырос впоследствии Молодой театр. Название "Молодой театр" появилась уже летом 1917 года. Молодой театр - это театр поисков новых форм воплощения современной и классической драматургии. С этого театра взяли начало несколько украинских театров.

Летом 1920-го Лесь Курбас собрал своих лучших актеров, кто добровольно присоединился из Киевского театра им Шевченко, и под названием "Кийдрамте" (Киевский драматический театр) труппа начала свое турне по городам Киевщины. Сначала осели Белой Церкви, потом в Умани.

Лесь Курбас был основателем сначала политического (1922-1926), а затем и философского (1926-1933) театра в Украине. В представлениях своего философского театра "Березиль" ( Харьков) Курбас рисует вселенную, где главным становится особое доверие к жизни человека во всех его противоречиях. В июне 1924 Всеукраинское кино-фото управления пригласило его на один год режиссером в Первой государственной одесской кинофабрики. [1]

Лесь Курбас и "Березильцы" нашли своего драматурга, пьесы которого были созвучны их эстетическим принципам. Таким драматургом стал Николай Кулиш. Первой его пьесой, увидела свет рампы на сцене театра "Березиль", стала ?Коммуна в степях? (Киев). Творческое сотрудничество продолжалась и в Харькове.

Кульминация достижений Курбаса связана с драматургом Николаем Кулишом (1892-1937) и художником Вадимом Меллером (1884-1962).

В Киеве "Березиль" имел под своим крылом мастерской, текучие пивавтономни единицы. В Харькове все было под одной крышей и под одним руководством - курбасовских. В театре действовал мюзик-холл (спектакли "Шпана", "Алло на волне", "Четыре Чемберлену"), агитпроп. Было подготовлено серию "Костюмированные истории" (спектакли "Жакерия", "Савва Чалый", "Король забавляется", "Заговор Фиеско").

Пьеса М. Кулиша ?Народный Малахий", "Мина Мазайло", к сожалению, не нашла понимания у критики. Против Леся Курбаса были предъявлены обвинения в "мрачности", искривлении оптимистической советской действительности.

Многое из творческих поисков Курбаса не понималось широкими массами зрителей. Это касается и его спектакля "Маклена Граса", которая достигает подлинной философской глубины. Но несмотря на неблагоприятную для творчества атмосферу непонимания, неприязни, Лесь Курбас НЕ падал духом, он до последней возможности вел борьбу с распространенными в то время тенденциями упрощенчества, вульгаризации искусства. Оппоненты же малейшую неудачу Л. Курбаса всегда расценивали как полный провал театра.

Возможно, именно потому, что режиссер не отступил, не поступился своими убеждениями, был клеветнически оклеветан, уволен с должности руководителя "Березиль" и арестован в Москве, где он несколько месяцев работал у Соломона Михайловича Михоелса в Московском государственном еврейском театре на Малой Бронной. Он был выслан на строительство Беломорско-Балтийского канала на Медвежьей Горе, потом его отправили на Соловки. 3 ноября 1937 года после повторного суда он был расстрелян в урочище Сандармох, а 1957 года посмертно реабилитирован.

Акт о расстреле, 1937

2. Память

21 декабря 1991 Кабинет Министров Украины постановлением № 367 отменил постановление Совета Народных Комиссаров УССР от 17 декабря 1933 г. "О лишении Л. Курбаса звание народного артиста УССР".

1989 года на фасаде Харьковского государственного академического украинского драматического театра им.Т. Г. Шевченко была установлена ​​мемориальная доска в память о Леся Курбаса, а "Малая сцена" театра вновь получила название "Березиль".


Примечания

  1. http://www.history.org.ua/?hrono - www.history.org.ua/?hrono

Литература

  • Энциклопедия Львова. Т. 3 Под ред. / А Козицкого. - М.: "Летопись", 2010, см..: C. 694.
  • Жадько В. А. украинский некрополь.-К., 2005.-С.214.
  • Корниенко, Нелли. Лесь Курбас и духовные основы украинского авангарда / / Зеркало недели. - 2007. - № 5 (10-16 февраля).
  • Макарика, Ирина. Преобразование Шекспира. Лесь Курбас, украинский модернизм и советская культурная политика 1920-х годов / Пер. с англ. Николай Климчук. - К.: Ника-Центр, 2010. - 348 с.: 41 ил.
  • Лабинский М. Г. "Лесь Курбас. Воспоминания современников" - К., 1969.
  • Лесь Курбас: Статьи и воспоминания о Лесе Курбаса. Литературное наследие / Сост.: М. Г. Лабинский, Л. С. Танюк. - М.: Искусство, 1987. - 463 с.
  • Курбас Лесь. Философия театра / Сост. М.Лабинський. - М.: Изд-во Соломии Павлычко ?Основы?, 2001. - 917 с.
  • Курбас Л. Березиль: Из творческого наследия. - М.:, 1988.
  • Молодой театр: Генезис. Задача. Пути / Под ред. Ю. П. Косенко; упорядн. М. Г. Лабинский. - М.: Искусство, 1991. - 320 с.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам