Надо Знать

добавить знаний



Леся Украинской


Lesya Ukrainka portrait.jpg

План:


Введение

Леся Украинской

Леся Украинского (настоящее имя: Лариса Петровна Косач-Квитка * 13 (25) февраля 1871, Новоград-Волынский [3] - 19 июля (1 августа) 1913, Сурами, Грузия) - украинский писательница, переводчик, культурный деятель . Писала в самых разнообразных жанрах: поэзии, лирике, эпосе, драме, прозе, публицистике. Также работала в области фольклористики (220 народных мелодий записано с ее голоса) и принимала активное участие в украинском национальном движении.

Известная благодаря своим сборникам стихов На крыльях песен" (1893), "Думы и мечты" (1899), "Отзывы" (1902), поэм Старая сказка (1893), "Одно слово" (1903), драм Боярыня" (1913), "Кассандра" (1903-07), "В катакомбах" (1905), "Лесная песня" (1911) и др..


1. Биография

1.1. Происхождение

Мать, Ольга Петровна Драгоманова-Косач - писательница, которая создавала под псевдонимом Елена Пчилка (ее поэзию и рассказы для детей на украинском языке хорошо знали в Украине), была активной участницей женского движения, издавала альманах "Первый венок". Отец - высокообразованный помещик, который очень любил литературу и живопись. Детские годы прошли на Волыни : в Новограде-Волынском (1871 - весна 1879), Луцке, в селе Колодяжном, что во Ковелем.

В доме Косачей часто собирались писатели, художники и музыканты, устраивались вечера и домашние концерты. Дядя Леси (так ее называли в семье и это домашнее имя стало литературным псевдонимом) - Михайло Драгоманов, был известным ученым, общественным деятелем, который перед эмиграцией в Франции и Болгарии сотрудничал с И. Франко. Ему принадлежит одна из ведущих ролей в формировании племянницы соответствии со своими социалистическими убеждениями, идеалами служения родине, которые она, к счастью, переросла, и помогал ей как литературный критик и фольклорист.


1.2. Раннее детство

Леся Украинского в 7 лет

Лариса Петровна Косач родилась 25 февраля 1871 в городе Новоград-Волынском.

Леся Украинского и его брат Михаил (в семье их называли общим именем - Мишелося) учились в частных учителей. Рано (в 4 года) научилась читать [4]. В январе 1876 года А. П. Косач с детьми Михаилом и Ларисой приехали в Киев, чтобы попрощаться с М. П. Драгомановым перед его вынужденной эмиграцией.

" Помню, ... я привезла своих старших детей Мишу и Лесю в Киев; жили некоторое время у Михаила, чтобы скилькимога ближе спизнатися с дядей и его семьей [5] "

Летом того же года А. П. Косач вместе с Лесей и Михаилом отдыхают в селе Жаборице. Здесь Леся впервые услышала рассказы матери о Мавку.

" ... Видно было, что пребывание в Жаборице произвело на Лесю очень большое впечатление и очень ей понравилось: она, бывало, неоднократно с удовольствием вспоминает, что то или то слышала или видела в Жаборице ... Жаборицьки песни, сказки, различные поверья, обычаи, купальские, жнивьяни и т. д. Леся помнила и часто вспоминала ... [6] "

В 6 лет Леся начала учиться вышивать.

" Леся сосредоточена и очень Вражливый. Много времени посвящает вышиванию, могла даже вышить отцу рубашку [7] "

1.3. Детство

В 1878 году родители Леси едут на всемирную выставку в Париж, где встречались с М. П. Драгоманова. В настоящее время ухаживать за детьми приезжает Елена Антоновна Косач, сестра Леси отца. Дружба с "тетей елея" оставила заметный след в жизни и творчестве поэтессы [8].

7 (19 ноября) ноября того же года приказом Министерства внутренних дел П. А. Косача переведен на работу в Луцк.

" ... Отца нашего переведено с обжитого места, чтобы наказать за его "украинофильство" и за свидание, во время поездки в Париж на выставку 1878 года, с эмигрантом, папиным другом, а материнским братом Михаилом Петровичем Драгомановым ([9] "


В марте 1879 арестован Елену Антоновну Косач, тетю Леси за участие в покушении на шефа жандармов Дрентельна, позже ее выслан в Олонецкую губернию, а 1881 г. сосланы в Сибирь на 5 лет (Ялуторовск Тюменской обл., а затем в г. Тюмень) [10] Узнав об этом, Леся в конце 1879 или начале 1880 года написала свою первую поэзии - "Надежда".

Летом 1880 г. Александра Антоновна Косач-Шимановская, тетя Леси, с двумя сыновьями переезжает в Луцк, живет в семье Косачей. Причиной переезда стал арест и ссылка в Сибирь мужа Бориса Шимановского. "Тетя Саша" - первая Лесина учительница музыки. К ней Леся хранила всю жизнь чувство большой благодарности.

6 (18) января Леся очень простудилась, начало тяжелой болезни.

В этом году А. П. Косач повезла Михаила, Лесю, Ольгу в Киев для обучения под руководством частных учителей. Михаил и Леся начали учиться по программе мужской гимназии, там Леся берет уроки игры на фортепиано у жены М. Лысенко - Ольги Александровны О'Коннор.

В начале мая 1882 года Косачи переезжают в село Колодяжное, что отныне стало их постоянным местом жительства.


" Наша семья жила в очень близких отношениях с крестьянами, все мы, в том числе и Леся, может, еще больше, чем кто, имели между колодяжненцямы не только знакомых, но и друзей, и подруг, и товарищей, поэтому весь их быт очень скоро стал нам известен, а потом и родным "

А тем временем Леся с братом Михаилом живут в Киеве, учатся в частных учителей, в частности изучают греческий и латинский языки.

Летом 1883 года Леси диагностировали туберкулез костей, в октябре этого же года профессор А. Ринек оперировал левую руку, удалил кости, пораженные туберкулезом. В декабре Леся возвращается из Киева в Колодяжного, состояние здоровья улучшается, с помощью матери Леся изучает французский и немецкий языки.

29 мая (10 июня) 1882 года родилась сестра Оксана, 22 августа (2 сентября) 1884 - брат Николай.


1.4. Юность

Памятная доска Леси Украинский в Вене

Начиная с 1884 года Леся активно пишет стихи ("Ландыш", "Сафо", "Лето красное прошло" и др.). И публикует их в журнале "Заря". Именно в этом году появился псевдоним "Леся Украинского"

Сердечная дружба объединяет Ларису с ее старшим братом Михаилом. По нерозлучнисть в семье их называли общим именем "Мишолосие", позже Ларису перезвалы в семье на Лесю.

Некоторое время Лариса училась в школе Александра Мурашко в Киеве. С этого периода осталась одна картина нарисована масляными красками. Позже ей пришлось получать образование самостоятельно, в чем помогала мать.

Она знала много европейских языков, включая и славянские языки (русский, польский, болгарский и др.)., а также древнегреческий, латинский, что свидетельствовало о ее высоком уровне интеллектуальный. Елена Петровна воспитывала его как сильного человека, который не имел права к чрезмерному выражения своих чувств. Следует этой "paidei" можно найти в каждом произведении "одиночного мужчины". Об уровне его образования может свидетельствовать факт, что в 19-летнем возрасте написала для сестер учебник "Древняя история восточных народов" (напечатана в Екатеринославе 1918). Украинские много переводила (Гоголя, А. Мицкевича, Гейне, Гюго, Гомера и др.)..


1.5. Зрелость

Памятная доска Леси Украинский в Берлине на Йоганнисштрассе (о лечении в 1899)

Вынужденные необходимостью лечения поездки в Германию, Австро-Венгрии, Италии, Египта, неоднократные пребывания на Кавказе, в Крыму обогатили ее впечатление и способствовали расширению кругозора писательницы. Побывав 1891 в Галиции, а позже и на Буковине, Украинской познакомилась со многими выдающимися деятелями Западной Украины: И. Франко, М. Павликом, О. Кобылянской, В. Стефаником, А. Маковеем, Н. Кобринской. Основной кисть социально-политический мировоззрения Л. Косач сформировался после круглогодичного (1894-95) ее пребывания в М. Драгоманова в Софии и трагической событием, каким был для нее смерть дяди.

Историю любви Леси Украинские часто начинают с Сергея Мержинского. Расположение Леси Украинские и Ольги Кобылянской (сохранились письма Л. Косач) помогает в понимании Леси произведения "Голубая роза" (1896).


1.6. Последние годы жизни

В начале марта 1907 Леся Украинского переезжает из Колодяжного в Киев [11]. А в конце марта вместе с К. Квиткой совершила поездку в Крым, где в частности побывала в Севастополе, Алупке и Ялте [12] [13].

Надгробие Леси Украинские на Байковом кладбище в Киеве

7 августа 1907 Леся Украинского и Климент Квитка официально оформили брак в церкви и поселились на улице Большой Подвальной (ныне ул. Ярославов вал), 32, кв. 11 в Киеве [14]. 21 августа они вместе отправляются в Крым, где Квитка получил должность в суде [15].

В настоящее время много работает на литературном поприще. 5 мая 1907 было завершено драматичку поэму "Айша и Мохаммед", 18 мая окончательно завершила поэму "Кассандра", работу над которой начал еще в 1903. 12 мая направила в альманахе "Из неволи" (Вологда) драматическую поэму "На руинах". Издание признавалось для помощи политическим ссыльным [16] В сентябре было написано стихотворение "За горой зарницы", продолжена работа над произведениями "В пуще", "Руфин и Присцилла" [17].

Последние годы жизни Л. Косач-Квитки прошли в путешествиях на лечение в Египет и на Кавказ. Вместе с мужем, Климентием Квиткой, она работала над собранием фольклора, интенсивно обрабатывала собственные драмы. На весть о тяжелом состоянии Ларисы Петровны в Грузию приехала мать. Так собственно ей писательница диктовала проекты своей так и ненаписанной драмы "На берегах Александрии". Символическое значение его творчества можно прочитать в молитве детей до Гелиоса над манускриптами.

Умерла 19 июля (1 августа) 1913 года в Сурами в возрасте 42 лет. Похоронена на Байковом кладбище в Киеве (надгробный памятник - бронза, гранит; скульптор Г. Л. Петрашевич; установлен в 1939 году) [18].


2. Творчество

2.1. Поэтическое творчество

Леся Украинского в 1887 году

Писать стихи Леся Украинского начала рано, 9-летней девушкой (стихотворение "Надежда"). Леся написала этот первый в своей жизни стихотворение под влиянием известия о судьбе своей тети Лены Антоновны Косач (в замужестве Тесленко-Приходько), засланные за участие в революционном движении, который посвятила своей тетке Александре Судовщиковий. Впервые напечатаны - стихотворения "Ландыш" и "Сафо" - который посвятил своей тетке Александре Судовщиковий 1884 во львовском журнале "Заря". 1885 в Киеве вышел сборник ее переводов с Николая Гоголя (изготовленная ею совместно с братом Михаилом).

Литературная деятельность Леси Украинские оживилась с середине 80-ых pp., Когда Косачи переехали в Киев и в окружении семьи Лысенко и Старицких она вошла в литературный кружок "Плеяда". 1892 в Львове вышла Книга песен Генриха Гейне в переводах Леси Украинский (совместно с М. Славинским). Первый сборник его оригинальных стихов "На крыльях песен" появилась во Львове (1893, второе издание в Киеве 1904), там же вышла и вторая книга "Думы и мечты" (1899), третья "Отзывы" (1902) - в Черновцах.

После Леся Украинского работала целое десятилетие и написала более сотни стихотворений, из которых половина за его жизнь не была напечатана.

В канон украинской литературы Леся Украинского вошла прежде всего как поэтесса мужества и борьбы. Тематически богатую ее лирику несколько условно (ввиду взаимосвязь мотивов) можно разделить на личную, пейзажную и гражданскую. Главные темы ее ранних лирических стихотворений: красота природы, любовь к родному краю, личные переживания, назначение поэта и роль поэтического слова, социальные и общественные мотивы. В первых произведениях ее заметно влияние Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Михаила Старицкого, Генриха Гейне, но и в них видны отчетливые влияния Ольги Петровны и Михаила Драгоманова (псевдоним - Украинский) на выбор мотивов.

А уже стихотворение "Contra spem spero" (1890) характеризует античное понимание доблести (arete), блестящее владение мифологическими иллюзиями, автокреация женщины-воина. Именно этот аспект творчества на долгие годы определял тонус научного "лесезнавства". Таковы основные мотивы поэзии "К товарищам", "товарищ на память", "Грешница", "Slavus - Sclavus", "Fiat nox", "Эпилог" и многие другие. Мотив свободы вступает в ней достаточно разнообразных красок: от непослушании традиционному пониманию империи по индивидуальный выбор modus vivendi, что означает открытие истины и служения ей. Измена на любой плоскости утотожнюеться с трагедией, с поступком Медеи. Лирика жажды и скрытого триумфа, связанного с невозможностью реализовать свою любовь, экспонирует схему рыцарской любви. Лирическая героиня - рыцарь, который поет своей даме сердца. Эротизм таких стихов как "Хотела бы я тебя как плющ обнять", "Твои письма всегда пахнут увядшими розами" - это мистические дифирамбы в честь божественной возлюбленной.

Элемент эпоса, свойственный многим лирическим стихотворениям Украинской нашел позже воплощение в балладах, легендах, поэмах, написанных на сюжеты мировой культуры, проектируемых на актуальные проблемы свободного человека в мире лишенным воли ("Самсон", "Роберт Брюс, король шотландский", "Вила- подруга "," Одно слово "и др.). и роль поэта в этой борьбе (" Старая сказка "," Саул "," Орфееве чудо ").


2.2. Драматургия

Леся Украинского. 1888

Во второй половине 90-х годов Леся Украинского обращается к драматургии. Первая ее драма " Голубая роза" (1896) из жизни украинской интеллигенции распространяет тематику тогдашней украинской драмы, до показывала преимущественно жизни крестьянства. Философский дискурс драмы, навязывая к творчеству Гаутпмана, представляет не только безумие как форму свободы, но и определенную тоску за телом.

Далее Леся Украинской, широко используя темы и образы мировой литературы, развила новый жанр - драматическую поэму.

Первая из них - " Одержимая" (1901). Канва библейской истории Мириам и Мессии трансформируется в мотив эроса и танатоса, которые, будучи самим воплощением жизни, составляют антитезу к осанки Мириам.Особливе место в ее творчестве занимают драматические поэмы на темы вавилонского плена при аналогии плена Украина в Российской Империи ("На руинах" , "Вавилонский плен", "В дома работы - в стране неволи"). Символический смысл этих поэм поэтесса раскрыла в поэзии "И ты когда-то боролась, как Израиль, Украина моя", где можно найти такие строки: "Долго ли еще, Господи, / / ​​Долго мы будем блуждать и искать родного края на своей земле ? ". Представляют они своеобразный ключ к пониманию образа неволи как оскорбление души раба собственных стереотипов. Персонажи раб-египтянин и раб-еврей из поэмы "В дома работы - в стране неволи" - это люди, которые забыли свои корни. Духовная слепота становится определенным лейтмотивом творчества Леси Украинский.

В драматической поэме " Кассандра" (1907) писательница развивает метафору человеческой правды и трагической истины, которую представляет главная героиня. Угодництво и пассивность умеренной общины корит поэтесса в драматической поэме "В катакомбах" (1905). Свобода создателя это служба народу и его утилитарным целям. Наказание за этот поступок - невозможность творить дальше. Мотив высшего призвания художника, который ярко проявляется уже в цикле стихов "Семь струн" в стихотворении "Fa" (фантазии, ты сила волшебная) в данной драме приобретают особое обострение. В драме "Руфин и Присцилла" светлый образ христианки противопоставлен грубой силе императорского Рима. Драматическая поэма " Боярыня" в новом ракурсе представляет тему свободы. Исходя вне схему мотива "Украинской Рисорджименто", представленную в интерпретации Д. Донцова, можно прочитать фигура Оксаны как образ человека, который не открыла чем истинная свобода в ее антично-христианской ипостаси.

Поэма "Оргия" в определенном смысле продолжает тему предыдущей драмы. Античный фон событий эксплицирует ведущие вопрос философии. Контраст между дионизийським и аполинським началами подчеркивает фигуру певца Антея. Понимая что есть искусство и его роль в истории, он выбирает смерть, которая переносит его в бессмертие.

К наиболее произведений Леси Украинский относятся драмы " Каменный хозяин" и " Лесная песня" . Традиционная тема мировой литературы нашла в драматической поэме " Каменный хозяин" (1912) вполне оригинальную трактовку образа Дон Жуана. Женственность героя и мужская осанка Донны Анны континуо классическую традицию смены ролей, которая приводит к символической смерти Дон-Жуана. " Лесная песня" (1911) - вершина творчества Леси Украинский. В ней показано конфликт между высоким идеалом и прозаической мелочной обыденщины. Главная героиня драмы-феерии М - не только поэтический образ сказочного существа, но и философское обобщение всего прекрасного, вечно живого. Цикличность натуры противопоставляется человеческой жизни. И то собственно натура побеждает, безразлична к трагедиям.


2.3. Прозаическое творчество

Отдельное место в литературном наследии Леси Украинский имеет художественная проза. Первые рассказы из сельской жизни (" Такова ее судьба" , "Святой вечер", "Весенние песни") содержанием и языком связаны с народными песнями. В жанре сказки написаны "Три жемчужины", "Четыре сказки зеленого шума, Лелия" , " Беда научит" , "Бабочка". Острым драматизмом отличаются повести " Жаль" и "Приязнь". Осталась не законченной предсмертная повесть Украинские "Екбаль Ганем", в которой она хотела изобразить психологию арабской женщины.


3. Значение творчества

Исключительно большое значение творчества Леси Украинский в истории украинской литературы состоит в том, что она обогатила украинскую поэзию новыми темами и мотивами; совершенстве владея катренах и октавами, сонетами и оригинальными строфическими строениями, используя гексаметр, верлибр, пятистоповое стихотворение т.д., она обогатила строфику , ритмику и метрику украинской поэзии. На переломе 19 - 20 вв., Используя бродячие сюжеты мировой литературы, Леся Украинского стала в авангарде творческих сил, выводили украинскую литературу на широкую арену мировой литературы.

Ее произведения издавались много раз. Научно объективными являются издание "Книгоспилка" (в 7 тт. 1923 - 25 и в 12 тт. 1927 - 30) с профессиональными предисловиями М.Зерова, Б.Якубського, Драй-Хмары, П.Рулина, Е.Ненадкевича , О.Билецкого и других. Все позднейшие издания имеют умышленные цензурные пропуски: в 5 тт. (1951 - 56), в 10 тт. (1963 - 65) и в 12 тт. (1975 - 79). Ценное богатым биографическим и эпистолярным материалом издания О. Косач-Кривинюк "Леся Украинского. Хронология жизни и творчества" (Нью-Йорк, 1970).


3.1. Леся Украинского и кинематограф

Ей посвящено художественный фильм Мащенко " Иду к тебе" (1972) по сценарию И. Драча, научно-популярные картины "Леся Украинского" (1957), "Леся Украинского" (1969), документальную ленту "Леся Украинского" (1971) . Самые экранизации его произведений - "Лесная песня" (1961) В.Ивченко и "Лесная песня. Мавка" (1980) Ю. Ильенко, Искушение Дон Жуана" (1985) В.Левина, телевизионная спектакль "Оргия" (1991).

3.2. Театральные постановки по произведениям Леси Украинские

Композитор М.А.Скорульський в 1936 году написал балет "Лесная песня" по одноименной драме-феерии Леси Украинский. Премьера балета состоялась в 1946 году в Киевском театре оперы и балета УССР имени Тараса Шевченко. С 1958 года балет "Лесная песня" идет в постановке балетмейстера В.Вронського [19]. Харьковским театром "PS" было выпущено спектакль "Монологи. Вечер Слова", поэтический спектакль по стихотворениям Леси Украинский (режиссер: С. В. Пасечник). Харьковским театром имени Тараса Шевченко был выпущен спектакль "Адвокат Мартиан" (режиссер: С. В. Пасечник).


3.3. Переводы

  • (Рус.) Леся Украинка. Собрание сочинений в 3-х тт. М. 1950. (Рецензия П. О. в Лит.-Наук. Сборнике УВАН, кн. 1. Нью-Йорк 1952)
  • (Англ.) Spirit of Flame. A Collection of the Works of Lesya Ukrainka. Translated by Percival Cundy. Foreword by Clarence A. Manning. Нью-Йорк 1950.

4. Памяти

4.1. Музеи и памятники

Памятник Лесе Украинский в Телави

Памятники Лесе Украинской установлены в Луцке, Телави, Балаклаве, а также:


21 октября 2010 Верховная Рада Украины постановила в феврале 2011 года торжественно отметить на государственном уровне 140-летия со дня рождения Леси Украинские [20].


4.2. Использование образа Леси Украинский


4.3. Премия имени Леси Украинские

Постановлением Центрального Комитета КП Украины и Совета Министров СССР от 17 июля 1970 г. N 372 "О праздновании 100-летия со дня рождения Леси Украинский" [21] была учреждена литературная премия имени Леси Украинские за лучшее произведение для детей. Премия присуждалась ежегодно начиная с 1972 года "за глибокоидейни и высокохудожественные произведения для детей, которые способствуют коммунистическому воспитанию подрастающего поколения и получили широкое общественное признание".

2004 установлена ​​" Премия Кабинета Министров Украины имени Леси Украинские за литературно-художественные произведения для детей и юношества" , которая "присуждается ежегодно за произведения, которые способствуют воспитанию подрастающего поколения в духе национальной гордости, духовного единства украинского общества и получили широкое общественное признание" [ 22].


4.4. Площади, улицы, театры, вузы, учреждения, предприятия

Именем Леси Украинские названы бульвар, площадь, театр, центральная публичная библиотека для взрослых в Киеве.

Имя Леси Украинские носят улица, парк, университет и музей археологии в Луцке, а также большое количество площадей, улиц, театров, вузов, учреждений и предприятий в Украине, в частности Центральная городская библиотека имени Леси Украинские города Львова.

Ее жизнь и творчество изучает Научно-исследовательский институт Леси Украинский.


Примечания

  1. русском языке написаны литературно-критические статьи "Два направления в новейший итальянской литературе", "Малорусские писатели на Буковине", "Новые перспективы и старые тени", "Заметки о новейший польской литературе", "" Михаэль Крамер ". Последняя драма Гергарта Гауптмана"
  2. французском языке написана статья "La voix d'une prisonnieri russi"
  3. Леся Украинского. Документы и материалы. - К.: "Наукова думка", 1971 г., с. 17
  4. Воспоминания о Лесе Украинке. - М.: "Днепр", 1971 г., с. 42
  5. Воспоминания о Лесе Украинке. - М.: "Днепр", 1971 г., с. 81
  6. Воспоминания о Лесе Украинке. - М.: "Днепр", 1971 г., с. 36
  7. Косач-Кривинюк А. Хронология жизни и творчества Леси Украинский. - Институт литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР, отдел рукописей, ф. 107
  8. Воспоминания, с. 48
  9. Воспоминания, с. 44).
  10. Деятели, Т. 2. Вып. 2. с. 659
  11. Косач-Кривинюк А. Хронология жизни и творчества Леси Украинский. - Институт литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР, отдел рукописей, ф. 107
  12. Письмо Леси Украинский к О. П. Косач (сестры) от 19 марта 1907 p.
  13. Письмо Леси Украинский к семье Косачей от 15 марта 1907 p.
  14. Письмо Леси Украинский к О. П. Косач (матери) от 25 июля 1907 p.
  15. Письма Леси Украинский к родителям от 10 и 17 августа 1907 p.
  16. Письмо Леси Украинский к семье Косачей от 29 апреля 1907 p.
  17. Письмо Леси Украинский к О. П. Косач (матери) от 10 сентября 1907 p.
  18. Киев: Энциклопедический справочник / Под редакцией Кудрицкого А. В. - К. : Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1981. - 736 с., Ил.
  19. Мария Загайкевич. О балет "Лесная песня" / / "Лесная песня". Программка к спектаклю. - Издание Национальной оперы Украины имени Тараса Шевченко. - Киев, 2009.
  20. Постановление Верховной Рады Украины от 21 октября 2010 года N 2633-VI "О праздновании 140-летия со дня рождения выдающейся украинской поэтессы, общественного деятеля Леси Украинский (Ларисы Петровны Косач-Квитки)" - zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin / laws / main.cgi? nreg = 2633-17
  21. "О праздновании 100-летия со дня рождения Леси Украинский" - www.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=372-70- - постановление Центрального Комитета КП Украины и Совета Министров СССР от 17 Июль 1970 N 372
  22. "О Премии Кабинета Министров Украины имени Леси Украинские за литературно-художественные произведения для детей и юношества" - zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi? nreg = 32-2004- Постановление Кабинета Министров Украины от 14 января 2004 N 32

Литература

  • Франко И. "Леся Украинского". ЛНВ, т. III, Л. 1898, кн. 7
  • Забужко О. Notre Dame d'Ukraine: Украинское в конфликте мифологий. - М. 2007
  • Зеров М. Леся Украинский. X. - М. 1924
  • Музычка А. Леся Украинской, его жизнь, общ. деятельность и поэтическое творчество. О. 1925
  • Драй-Хмара М. Леся Украинский. Жизнь и творчество. К. 1926
  • Леся Украинского. Публикации. Статьи. Исследование, т. I - III. 1954 - 60
  • Одарченко П. Леся Украинского и М. П. Драгоманов. Нью-Йорк 1954
  • Бабышкин О. и Курашова В. Леся Украинского. Жизнь и творчество. К. 1955
  • Бабышкин А. Драматургия Леси Украинский. К. 1963
  • Журавская И. Леся Украинской и зарубежной литературы. К. 1963
  • Воспоминания о Лесе Украинке. К. 1963. 2 изд. 1971
  • Денисюк И., Мищенко Л. Дивоцвит. Источники и поэтика "Лесной песни" Леси Украинский. Л. 1963
  • Аврахов Г. Художественное мастерство Леси Украинский. К. 1964
  • Кулинская Л. Поэтика Леси Украинский. К. 1967
  • Сверстюк Е. "На поле чести". В кн. Е. Сверстюк, "Собор в лесах". Париж - Балтимор. 1970, с. 106 - 12, а также в газ. Литературная Украина, ч. 61, 1963
  • Леся Украинского. Документы и материалы. 1871-1970. К. 1971
  • Кулинская Л. В мире идей и образов. (Особенности поэтики драмы Леси Украинского). К. 1971
  • Костенко Л. Леся Украинского. К. 1971
  • Дзюба И. "Да, что наблюдала костра". (К 50-й годовщины со дня смерти Леси Украинского). В кн. Л. Украинской. "Боярыня". Торонто 1971, с. 110 - 28
  • Леся Украинского. Публикации. Статьи. Исследования. К. 1973
  • Вишневская Н. Лирика Леси Украинский. Текстологические исследования. К. 1976
  • Кулинская Л. Проза Леси Украинский. К. 1976
  • Агеева В. Поэтесса излома тысячелетий. Творчество Леси Украинский в постмодернистской интерпретации. - К., 2001
  • Олесь Ильченко о Леонардо да Винчи, Карла Линнея, Жюля Верна, Джона Рокфеллера, Лесю Украинку, Уинстона Черчилля / О. Ильченко. - Киев: Грани-Т, 2007. - 92 с. : Ил. - (Жизнь замечательных детей). - ISBN 978-966-2923-79-7

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам