Лефортовский дворец

Лефортовский дворец в 1883 году

Лефортовский дворец ( рус. Лефортовский дворец , Также Старый Слободской дворец) - дворцовая постройка суток барокко в Немецкой слободе на правом берегу реки Яуза в Москве.


1. История

1.1. Дворец для Лефорта

Имея вокруг себя мало людей, которые поддерживали поезд Петра к достижениям европейской культуры, к светским сторон жизни, молодой царь особенно ценил дружеские отношения с Францем Лефортом, швейцарцем по происхождению. Своеобразным признанием приверженности Лефорта стал подарок назад нового дворца на берегу Яузы. К строительству привлекли местного архитектора, россиянина Аксамитов Дмитрия Васильевича, "мастера палатного строительства". В тогдашней Москве медленно оживилось строительство. После казни мятежных стрельцов царь жил теперь в Немецкой слободе под охраной Семеновского и Преображенского полков. По Царем именно здесь начали строить свои дома и приближенные ко двору вельможи.

Архитектор Аксамитов не имел европейской образования, но был знаком с некоторыми элементами западноевропейской архитектуры. Отсюда симметрия в построении дворца для Лефорта. Но пьятичастинна здание имело разные объемы, каждый из которых имел собственную крышу вроде старинных московских дворцовых построек. Главный фасад был на реку и на первые регулярные сады, оствивци и каналы вокруг. Строительство завершили в 1699 году.

Необычными были и интерьеры дворца - одна зал с кожаными обоями зеленого цвета, вторая с мебелью, которые украсили китайской порцелякою. Один зал украсили голландскими картинами морской тематики - маринами и моделями парусников. Парадный зал дворца имела 10 метров в высоту и по поводу банкета здесь размещалось более 1.000 гостей.

Сохранилось письмо Франца Лефорта брату (на русском): "В саду имеются пруды, которых здесь нелегко найти, и в них множество рыбы. По другую сторону реки у меня есть парк, где находятся разнообразные дикие животные. Мой дом самый красивый и самый приятный из всех в окрестности, люди Этой страны приходят сюда, Чтобы посмотреть его как редкость ".

Дворец официально принадлежал Лефорту, но часто использовался царем для совещаний, праздников и банкетов. Лефорт недолго жил во дворце, ибо марта 1699 года умер на 46 году жизни. И дворец перешел к царю.


1.2. Лефортовский дворец к пожару

После смерти Лефорта постепенно место фаворита отвоевал Александр Меншиков. Лишь в 1706 г. царь передал дворец Меншикову, продолжая пользоваться им как еще одной своей резиденцией.

Меншиков быстро научился жить в роскоши. Его не удовлетворила дворцовая здание компромиссных форм на фоне обращения к европейской культуре и модных в то время образцов итальянских дворцов. Среди вновь в Москву архитекторов был Джованни Марио Фонтана, которого Меншиков и привлек к перестройкам и расширение дворца. Фонтана построил два боковых флигеле и новый коррпус с парадной воротами со стороны города. Все это в формах сдержанного европейского барокко. Флигеле со стороны двора имели приветливы, открыты галереи, фасады, украшенные пилястрами. Все это напоминало верхний ярус аркад Колизея в Риме.

Московия начала Великую Северную войну, и политический центр страны переместился на запад. Впоследствии столицу страны перенесли из Москвы в Петербурга. После ареста Меншикова и ссылка в Сибири, Лефортовский дворец отобрали в казну. Начался период, когда владелец дворца был и обладателем новой тогда Российской империи.

В мае 1737 года дворец пострадал от пожара и пустовал.


1.3. Перестройки после разрушений

Немецкий слодоба не перестала быть дворцовым районом и при новых обладателях. Напротив поврежденного Лефортовского дворца, на противоположной стороне реки, архитектор Варфоломей Растрелли построил новую резиденцию для императрице Анне Ивановне. Еще один дворец стороне выстроил Растрелли уже для новой императрицы - Елизаветы Петровны. Ни один из них не сохранился, их вид и планы известны по старым проектами архитектора.

Наскоро восстановлен Лефортивський дворец использовали для жилья именитых гостей, иностранных дипломатов, временное помещение для театральных служащих. Впоследствии дворцом пренебрегли и передали под чумной карантинный барак. В очередной раз дворец обветшал и его очень перестроили в новомодном стиле классицизм. Дворец потерял былую игру различных объемов, получил единственный крышу, открытые галереи двора заложили, на новых местах избили новые окна, а внутренний двор застроили. В 1850-е гг двухэтажный дворец надстроили третьим этажом. Теперь о первоначальной стилистику барокко напоминала лишь парадная ворота в виде Триумфальной арки, полностью потеряла декор. Примишення перестроенного дворца отдали под Московское отделение Военного архива.


1.4. Современный адрес

Москва ,2-га Бауманская улица,, б. № 3