Надо Знать

добавить знаний



Линкор



Линкор ВМС США "Аризона", 1931

Линкор (сокр. от "линейный корабль") ( англ. battleship , фр. Cuirass ) - Военный корабль водоизмещением от 20 до 64 тысяч тонн, длиной от 150 до 263 м, вооруженный орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500-2800 человек.

Использовался в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Был эволюционным развитием бронепоездов второй половины XIX в.

Пришел на замену эскадренным броненосца периода русско-японской войны 1904-05 годов.

Прототипом линкора был британский корабль "Дредноут". В годы второй мировой войны линкоры перестали иметь значение главной силы флота, их строительство прекратилось. Из состава ВМС США четыре линкора, построенные в 1943-44 годах, модернизированные современным вооружением, были выведены в 1990-е.

Советский Союз, за ​​все время существования, так и не змогся построить ни одного линейного корабля. Хотя начала были заложены, но не доведены до конца в связи с началом войны 1941-1945.


Дредноуты. "Только большие пушки"

Линкор "Дредноут", 1906 год.
Линкор "Дредноут", 1906 год.

Авторство нового скачка в развитии крупных артиллерийских кораблей приписывают английскому адмиралу Фишеру. Еще в 1899 г., командуя средиземноморской эскадры, он отметил, что стрельбу главным калибром можно вести на гораздо большее расстояние, если ориентироваться по всплескам от падения снарядов. Однако при этом нужно унифицировать всю артиллерию, чтобы избежать путаницы в определении всплесков снарядов главного калибра и среднекалиберной артиллерии. Так родилась концепция all-big-guns (только большие пушки), которая легла в основу кораблей нового типа. Дальность эффективной стрельбы росла с 10-15 до 90-120 кабельтив.

Другими новшествами, которые легли в основу нового типа кораблей, стали централизованное управление огнем из единого общекорабельную посту и распространения электроприводов ускорили наведения тяжелых орудий. Серьезно изменились и сами пушки, в связи с переходом на бездымный порох и новые высокопрочные стали. Теперь пристрелки мог осуществлять только головной корабль, а его спутники, которые шли за ним в кильватере, ориентировались по всплескам его снарядов. Таким образом, построение в кильватерной колонны снова позволило в России в 1907 году вернуть термин линейный корабль. В США, Англии и Франции термин "линейный корабль" не возрождали, а новые корабли продолжали называть "battleship" или "cuirass". В России "линейный корабль" остался официальным термином, а на практике утвердилось сокращение линкор.

Русско-японская война окончательно утвердил преимущество в скорости и дальнобойной артиллерии как главные преимущества в морском бою. Разговоры о новом типе кораблей велись во всех странах, в Италии с идеей нового линкора выступал Витторио Куниберт, а в США была запланирована постройка кораблей типа "Мичиган", но англичанам удалось опередить всех за счет промышленной преимущества.

Первым таким кораблем стал английский "Дредноут", имя которого стало названием всех кораблей этого класса. Корабль был построен в рекордные сроки, выйдя на ходовые испытания 2 сентября 1906 года, через год и один день после закладки. Линкор с водоизмещением 22500 тонн благодаря впервые примененной на столь большом корабле силовой установке нового типа, с паровой турбиной, мог развивать скорость до 22 узлов. На "Дредноуты" было установлено 10 орудий калибра 305 мм (из-за спешки были взяты двогарматни башни эскадренных броненосцев заложенных 1904 года, находились на строительству), вторым калибром был противоминная - 24 пушки калибра 76 мм артиллерия среднего калибра отсутствует.

Появление "Дредноут" сделала все другие крупные броненосные корабли морально устаревшими. Это сыграло на руку Германии, которая начала строительство большого военного флота, - ведь теперь она могла сразу приступить к строительству новых кораблей.

В России после Цусимском сражении внимательно изучали кораблестроительный опыт других стран и сразу обратили внимание на новый тип судов. Однако, с одной стороны, из-за низкого уровня кораблестроительной промышленности, а с другой - некорректную оценку опыта Русско-Японской войны (требование максимально возможной площади бронирования) привели к тому, что новые линейные корабли типа "Гангут" получили недостаточный уровень защиты, не обеспечивает необходимую свободу маневра огнем 11-12 дюймовых пушек. Однако на следующих кораблях черноморского серии этот недостаток был ликвидирован.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам