Надо Знать

добавить знаний



Липинский В \ 'Вячеслав Казимирович


Vyacheslav Lipinskiy.jpg

План:


Введение

Вячеслав (Вацлав) Казимирович Липинский (* 5 ( 18) апреля 1882, с. Затурцы, Волынская область - 14 июня 1931) - выдающийся украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист, теоретик украинского консерватизма. Один из организаторов Украинский демократически земледельческой партии. По гетманата - посол Украина в Австрии.


1. Происхождение и ранние годы

Родился в родовом имении польского шляхетского рода Липинских.

Рос в среде католической, земледельческо-благородному, культурно польской. Род Липинских герба Бродзич, происходивший из Мазовии, издал целый ряд деятелей, занимавших видные положения среди тогдашней шляхты. Среди них - младший брат Станислав ( * 1884 г.), доктор философии, агроном-селекционер.

Родственное происхождения Липинского имело решающее влияние на формирование его взглядов и на отношение к жизни.

Учился в Житомирской, Луцкой и Киевской гимназиях.

Пребывание в Киеве, где он был учеником И-й Киевской гимназии, несомненно, повлияло на дальнейшее развитие его взглядов. Здесь он попал в украинскую среду, принимал участие во встречах, которые проходили в доме Марии Требинськои. О так называемом "кружок Требинськои" известный украинский историк Наталья Полонская-Василенко говорила, что

"Там встречались люди разного возраста, разных политических убеждений, разных профессий, но объединенные одним чувством - любовью к Украине".
Липинский присоединился к этому кружку в конце 1890-х годов. Также он присоединился к так называемым "Хлопоманов".

Во время пасхальных каникул 1901 года в Киеве проходил краевой съезд делегатов середньошкильних ученических корпораций Правобережье. Липинский был одним из делегатов корпорации от I-й Киевской гимназии. В деловой части съезда попросил слова семиклассник Липинский, предлагая создать одну общую корпорацию для римо-католиков и православных на базе украинской территориальной принадлежности. Когда это предложение не прошло, Липинский покинул съезд и отрекся членства корпорации римо-католиков. Вместо этого он стал членом православной учащейся Общества.

После окончания гимназии 1902 года Липинский отбывал военную службу в Рижском драгунском полку, который стоял в Кременце на Волыни. Однако позже военная комиссия признала его "неспособным войска через легкие и сердце" (Липинский, фактически, всю свою жизнь болел туберкулез). Впоследствии его здоровье улучшилось настолько, что в начале Первой мировой войны он был мобилизован как резервный офицер до 4-го драгунского Новотроицкое-Екатеринославского полка, в рядах которого в составе русской армии генерала Самсонова отбыл восточно-прусской кампании. Через тяжелые военные условия легочная болезнь возобновилась, и Липинский был переведен в резервных частей сначала в Дубно, затем в Остроге и, наконец, в Полтаве.

Весной 1903 года Липинский поступил в Ягеллонский университет в Кракове, где изучал агрономии и слушал лекции по другим предметам, в частности, истории, а также посещал лекции по украинской литературы Богдана Лепкого. 1906 года, закончив учебу, женился в Кракове с Казимирой Шуминьською и уехал с ней в Женеву, чтобы изучать социологию в тамошнем университете. Но пробыл он там всего год, поскольку швейцарский климат плохо влиял на здоровье, и врачи посоветовали ему уехать.

С 1909 года Липинский находился отчасти в Кракове, отчасти в своем собственном имении Русаливськи Чагари Уманского уезда (ныне Черкасская область). Здесь он хозяйничал на хуторе, который подарил ему его дядя Адам Рокицкий. Уже тогда Липинский понимал необходимость возвращения украинскому народу, который "живет, хочет жить и будет жить как народ независимый", его элиты; ополяченный и польской шляхте в Украине нужно определиться: будет она с народом, сойдет с позиции колонизаторов или опираться ходовые истории. Эту альтернативу Липинский сформулировал в брошюре "Шляхта в Украине: ее участие в жизни украинского народа на фоне его истории" ( Краков, 1909), а также в статьях в журнале "Przegląd Krajowy" ( Киев, 1909), в редакцию которого он входил.

Накануне Первой мировой войны участвовал в организации за пределами России украинского политического центра, трансформированной в Союз Освобождения Украины (1914 год).

Февральскую революцию 1917 года Вячеслав Липинский встретил, находясь в Полтаве.


2. Эпоха освободительной борьбы

1917 года, в начале освободительной борьбы, Липинский обвинял украинских социал-демократов в отсутствии государственнической воли. После Февральской революции принимал участие в украинизации воинских частей на Полтавской и одновременно вместе с Сергеем Шеметом, как он сам вспоминал, "политически организовывал земледельческие консервативные элементы в Полтавщине" . Тогда же он стал одним из основателей и автором политической программы Украинский демократически земледельческой партии, изданной в октябре 1917 года.

После освобождения Украины от большевиков, весной 1918 -го года, Вячеслав Липинский сближается с Павлом Скоропадским, будущим Гетманом Украинского Государства. В то же время консервативные силы ( УДХП, "Украинская Народная Громада" П. Скоропадского и "Союз земельных собственников") создают оппозиционную к Центральной Рады коалицию и при официальном нейтралитета немецких оккупационных сил начинают подготовку к государственному перевороту. 29 апреля 1918 года Центральный Совет был свергнут, Павла Скоропадского - провозглашено Гетманом.

Национализм бывает двоякий: государственно и державоруйнивний - такой, что способствует государственном жизни нации, и такой, что эта жизнь разъедает. Примером первого может быть национализм английский; другой - национализм польский, украинский.

Первый национализм территориальный, второй - национализм экстерриториальный и вероисповедальная. Первый называется патриотизмом, второй - шовинизмом. Когда Вы хотите, чтобы была Украинская Держава - Вы должны быть патриотами, а не шовинистами. Что это значит? Это значит, прежде всего, что Ваш национализм должен опираться на любовь к своим землякам, а не ненависть к ним, за то, что они не украинские националисты. Для Вас, например, должна быть ближе украинским москвофил или полонофил (этот, как вы называете, малоросс и русин), чем чужеземец, который Вам должен помочь освободиться от Москвы или от Польши. Вы должны все свое чувство и весь свой ум сосредоточить на том, чтобы найти понимание, найти общий политический язык с местным москвофилом или полонофил - другими словами: сотворить с ними вместе на Украинской Земле независимое государство, а не на то, чтобы за пределами Украины найти союзника, который помог Вам уничтожить местных москвофилов и полонофил

- Писал Вячеслав Липинский в письме Богдана Шеметa.

В начале июня 1918 года Вячеслав Липинский выехал из Украины в Вены, чтобы занять там пост посла Украинского Государства.


3. Годы эмиграции

Послом Липинский оставался и после свержения Гетманата. Хотя он и был "убежденным сторонником гетманской форме правления", все же считал, что в сложные для нации времена следует отбросить все идеологические разногласия ради работы на благо Украины. Однако дальнейшие события в Украине, этот процесс "самосожжения, в котором сгорает наш дом" (В. Липинский), а, в частности, расстрел полковника Болбочана стали непосредственной причиной отставки с должности посла УНР в Вене. В конце августа 1919 года Липинский передал дела посольства своему заместителю, и после короткого пребывания в санатории "Гутенбрун" в Бадене поселился в Райхенау, горном городке в Нижней Австрии.

В Райхенау Липинский прожил почти безвыездно до осени 1926 года, если не учитывать коротких поездок в Вены, недалекого Бадена и 10-дневного пребывания в Берлине в мае 1921 года. Именно на эти годы приходится его интенсивная научная и общественная деятельность. Там была разработана монография "Украина на переломе. 1656 - 59", оттуда он руководил деятельностью созданного 1920 года Украинского союза хлеборобов-державников. Также Вячеслав Липинский выдавал непериодические сборники Земледельческая Украина" (1920 - 25 года), где печатался его историософский трактат "Письма к братьям-хлеборобам (отдельно издан 1926 года).

В ноябре 1926 года Липинский по поручению Гетмана Павла Скоропадского переезжает в Берлин работать во вновь Украинского Научного института как его настоящий член. Берлинский климат и частые встречи и недоразумения с близкими к гетманского центра людьми влияли вредно на физическое состояние его здоровья и психологическое спокойствие. По совету врачей Липинский покидает работу в институте и снова возвращается к Австрии. Здесь он поселяется в горной местности Бадег вблизи Граца. Это произошло 1928 года.

Именно в это время обостряются противоречия между Павлом Скоропадским и Вячеслав Липинский. Липинский фактически разрывает свои отношения с Скоропадским и, вместо, сближается с Василием Вышиваным (псевдоним австрийского эрцгерцога Вильгельма фон Габсбурга), зарекомендовавший себя украинским патриотом и прилагал значительные усилия к справедливому решению украинского вопроса за рубежом. Украинский союз хлеборобов-державников раскалывается. Сторонники Гетьмана объединяются в Союз гетманцев-государственников, а сторонники Липинского 1930 года создают Братство украинской класократив-монархистов, гетманцев.

Но хроническая легочная болезнь Липинского обостряется. Весной 1931 года болезнью поражено уже и его сердце. После сердечного приступа 26 апреля 1931 года Липинского перевозят в санаторий "Винервальд", где он умирает 14 июня 1931 года.

Похоронен Вячеслав Липинский в с. Затурцях на Волыни. При советской власти все могилы на польском кладбище, вместе с могилой великого сына Украины Вячеслава Липинского, были утрамбованные в землю колхозной техникой. Но в первые годы независимости местные руховцы расчистили кладбище и установили памятник на символической могиле Вячеслава Липинского.

Сейчас ремонтируется (хотя и слишком слабо) семейное подворье Липинских, изуродованное пребыванием здесь колхозной скота.

2011 года, накануне 20-летия независимости Украины был отреставрирован и открыт мемориальный музей В. Липинского [1].


4. Основные работы

  • пол. "Шляхта в Украине: ее участие в жизни украинского народа на фоне его истории" (Краков, 1909,)
  • "Z dziejw Ukrainy" (1912)
  • "Украина на переломе. 1657 - 1659" (1920)
  • "Письма к братьям-хлеборобов" (1919-1926; выдано 1926 г. в Вене)
  • "Призвание" Варяг "или организация хлеборобов" (1925)
  • "Религия и церковь в истории Украины" (1925)

5. Библиография

  • Переписка Липинского / Редакторы Я.Пеленский, Р.Залуцький, Х.Пеленська и др.. - Т. 1. - К.: Смолоскип, 2003. - 960 с.
  • Вячеслав Липинский. Письма к братьям-хлеборобов. Об идее и организации украинского монархизма / Редактор Я.Пеленский. - К.: Киев-Филадельфия, 1995. - 470 с.

См.. также

Примечания

  1. Карась А. Волынь возвращает долг Липинскому / / Волынь, 25 августа 2011, с. 5

Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам