Надо Знать

добавить знаний



Лира колесная


Лирник1.jpg

План:


Введение

Lira.jpg
"Лира, ее составляющие и их народные названия" (Иллюстрация из журнала "Киевская старина". 1884 г.)
Лирник1.jpg

Колесная лира - струнный смычковый музыкальный инструмент, в котором роль смычка выполняет колесо. На трех (иногда больше) струнах играют мелодию, прижимая струны клавишами, а две другие струны - бурдонного.


1. Конструкция инструмента

Слепой лирник Павел Чемерский (Киев, 1982)

Лира имеет удлиненный и глубокий деревянный резонансный корпус, чаще глубокий, лодки-или восьмеркообразных. Корпуса лир бывают также другой формы - прямоугольной с закругленными углами, овальной с едва намеченной талией и наиболее распространенной фигурной с гитарным или скрипичным профилем, который, однако, по пропорциям больше приближался к контрабаса. Обе деки, или "Дейк", соединены между собой боковыми стенками - "обручами" и внутренними перегородками для прочности и лучшего звучания, делали чаще плоскими; в верхней дейци прорезали круглые или фигурные отверстия - "голосники". К верхней части корпуса приклеены сделанную из отдельных дощечек достаточно большую коробку - "шею", в сторону которой установлена ​​длинные колышки для накручивания струн. Ближе к нижней части корпуса в поперечнике - "зятек" закреплено валок с деревянным колесом, выполняющий роль бесконечного смычка. Через нижнюю боковинки корпуса валок выходит наружу, где на нем прикрепляется ручка - "ворот" с "троник" - приспособлением, с помощью которого крутят корбу, а через нее и колесико. Через проем в верхней деке колесо небольшой частью выходит наружу, где оно, для сохранения своего гладкого отполированного обода от повреждений и дождя, прикрывается крышей - "лубником" с загнутыми краями - "поросикамы". Далее на верхней деке в продольном направлении прикреплены длинную узкую коробку с клавишами - узкими деревянными планками произвольного количества (от 4 до 13). Каждый клавиш на своем внешнем конце имеет утолщение - "зубчик", что помогает ему после нажатия пальцем немедленно возвращаться в исходную позицию. На стержне клавиша внутри коробки, где проходит и средняя струна - "мелодия", "спиваниця", "рынка" и т.д., закреплен перпендикулярно установлен порожек - "тесьма" топирцевои формы. Клавиши, вдвигаются внутрь, касаются этими порожками средней струны и укорачивают ее, изменяя тем самым высоту звука. Снаружи по обе стороны коробки проходят другие две струны лиры: толще - бас и тоньше - пидбасок, или тенор, которые вместе со средней струной закрепляются на подгрифом внизу лиры. Все струны плотно прилегают к колесу и при его вращении начинают звучать, причем в среднем струне с помощью клавиш ведется мелодия, а обе боковые струны, настроенные в квинту, создают неизменную гармоническую основу этой мелодии.


2. Из истории лиры

По мнению музыковедов, колесная лира происходит от примитивного древнегреческого инструмента под названием монохорд, имевший одну струну и клавиш, который передвигался вдоль нее.

В ИX веке в Западной Европе уже был известен более похож на лиру органиструм - инструмент с восемью клавишами и колесом вместо смычка. Он был, однако, настолько большой и громоздкий, требовавший двух исполнителей: первый прокручивал колесо, второй - нажимал на клавиши. Случались и разновидности: с колесом, но без клавиатуры, с клавиатурой и смычком, который заменял колесо.

Времени колесная лира понемногу приобретала современные черты. До XV века ею охотно пользовались французские странствующие поэты-музыканты. В Германии этот инструмент убрал презрительных названий - нищенская или мужицкая лира, а на картине выдающегося английского художника Хогарта "Ярмарка в Саутворк", созданной 1733 года, лиру даже изображен в ярмарочном среде.

Того же XVIII века во Франции возникает интерес этим несложным по конструкции и приемами игры инструментом. Над его улучшением и отделкой работают лучшие музыкальные мастера, совершенствуют механизм и акустику, расширяют до двух октав и даже хроматизують звукоряд. Появляются учебники, а также исполнители-виртуозы - Ларош, Батон, Шадевилье, Готтетер. Они услаждает своей игрой слух знати, а композиторы, и среди них большой Йозеф Гайдн, создают для лиры концерты, сонаты, дуэты.

Неизвестно, как оказалась лира среди восточнославянских народных инструментов, но известно, что в XVI и начале XVII века она была уже распространена в России и Белой Руси. Инструмент этот среди белорусов не только убрал тождественные российским и украинским названия "лира", "реля", но и такие имена, как "Кобза" и "Бандура". Очевидно, термин "кобза" и "бандура" были заимствованы белорусами от Украинской, которые использовали их, как названия многострунных щипковых инструментов. Эти инструменты, подобно лиры у белорусов, были постоянными спутниками бродячих певцов. Неудивительно, что в районах наиболее тесных контактов двух народов названия украинских инструментов были по ассоциации перенесены на белорусскую лиру. Так, колесная лира получила распространение в музыкальном быту украинского народа примерно в те же времена, что и у русских и белорусов.


3. Лира в наше время

Сейчас конструкции инструмента успешно разрабатываются музыкальными мастерами. В Украине один из самых современных лир предложил миргородский мастер Иван Скляр. Сохранив своеобразие тембральной окраски исторической лиры и общие принципы выполнения, И. Скляр создал усовершенствованный образец девьятиструннои лиры, изменил конструкцию так, что у каждой струны при помощи клавиш добывается, кроме ее основного звука, два следующих звуки хроматического звукоряда. Настроены струны на этой лире по малым терциям, что позволяет воспроизводить, кроме мелодии, трех-, четырех-и пьятизвукови аккорды. Сбылось предсказание Хоткевича, который еще 1930 года, отвергая обвинения скептиков, оптимистично писал: "В наши дни мы находимся накануне того, что лира если не войдет в симфонической оркестры, то во всяком случае до оркестры народных украинских инструментов".


4. Галерея

  • Лирник украинской

  • Лирник Тимофей из-под Полтавы

  • Подольский лирник .. jpg
  • Подольский лирник

  • лирник Гиполит Липинский

  • 1926

  • Харьков 1902

  • Харьков


См.. также

Источники

  • журнал "Наука и общество", 03.1984, с. 48, 49
  • Черкасский Л. М. - Украинские народные музыкальные инструменты - Киев "Техника", 2003

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам