Надо Знать

добавить знаний



Лисичанск


Расположение города Лисичанск

План:


Введение

Лисичанск - город областного значения в Луганской области Украина, один из древнейших городов Донбасса и важный промышленный центр. Железнодорожная станция на линии Купянск - Попасная Донецкой железной. В административном подчинении Лисичанского городского совета находятся города Новодружеск и Приволье.


1. География

1.1. Расположение

Город расположен в северо-западной части Луганской области в 90 километрах от Луганская, на правом берегу реки Северский Донец. Город раскинулся на северных отрогах Донецкого кряжа, нависающих над рекой, поэтому рельеф состоит как из холмов и возвышенностей, так и лощин, балок и долин. По территории города протекает также река Беленькая, длиной в пределах города 7,7 км. Площадь города - 95,64 км ?. Самая высокая точка 217 м.

Окруженное территорией Попаснянского района Луганской области.


1.2. Климат

Климат типичный для Луганской области: умеренный, континентальный.

2. История

2.1. XVIII века

На левом берегу Северского Донца городки Боровское, Трехизбенкське и другие, которые были основаны на начало XVIII века беглыми крестьянами на территории современного Лисичанска, после Булавиньского восстания были уничтожены (в действительности перенесены) по приказу Петра Первого. Почти сразу на том месте были основаны хутора Вороново (казаками Хохлова), Сиротино (казаками Попова и Сиротина), Боровеньки (часть боровщан переселившиеся после сожжения слободы Боровской войсками Петра I), Метелкино (казаками Метельникова) и Смоляниново (казаками Смолкин). Возродились они только через 2-3 десятилетия. Когда российский рудознатец Григорий Капустин в 1724 - 1725 годах вел здесь разведку залежей каменного угля, его встретили безлюдные балки и холмы.

С целью освоения правобережья Северского Донца между реками Бахмутка и Луганью правительство Российской империи начал организовывать военные поселения. По указу Сената от 29 мая 1753 в числе других подразделений, которые состояли из сербов, хорватов, болгар и валахов бежавших от турецкого ига, на реке Верхний Беленький была поселена третья рота Бахмутского гусарского полка. Поселение получило двойное название: Третья Рота - по номеру подразделения и село Верхнее - по названию реки.

Интенсивное освоение южных степей и развитие Черноморского флота начали первые предприятия Донбасса. 14 ноября 1795 Екатерина II издала указ "О устройства литейного завода в Донецком уезде при речке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля". Согласно этому указу на земле крестьян села Верхнего (Третьей Роты), возле балки Лисьей был заложен рудник, положивший начало промышленной добычи каменного угля в Донбассе.


2.2. XIX века

10 января 1821 вышел указ, по которому казенные крестьяне села Верхнего, где проживало тогда 1232 человека, переводились на положение непременных работников Луганского литейного завода. Им вменялось в обязанность перевозить уголь на своих лошадях и волах с Лисичанского рудника в Луганская. Резкое ухудшение положения, жестокие притеснения и произвол со стороны администрации вызвали в верхнян протест. 8 октября 1821 они обратились к царю с жалобой и просьбой вернуть их в прежнее состояние военных поселян. За этим последовали протесты инициаторы которых были наказаны. После реформы 1861 года жители Лисичанска и Верхнего были освобождены от обязательной работы на руднике и наделены землей. Однако наделы их были не одинаковыми. В связи с тем, что жители города к работе на шахте не имели земли, полевой надел их составлял 1 десятину на ревизскую душу.

В 1879 году от Попасной в Лисичанск была проложена железнодорожная линия, а в 1895 году Лисичанск был соединен железной дорогой с Купянском, благодаря чему получил выход в центр страны. Это способствовало дальнейшему развитию промышленности. Весной 1890 года в селе Верхнем акционерное общество "Любимов. Солвей и К ?" заложило Донецкий содовый завод, который в апреле 1892 года начал выпускать кальцинированную соду. Рядом с заводом был открыт железнодорожный пост Любимовская (сейчас Переездная).


2.3. XX века

2.3.1. Первая половина

Содовый завод в 1913

В момент роста промышленности в Лисичанске начинает расти политическая активность рабочих, так как условия труда и уровень жизни в те годы были не самые лучшие. Многие малое плохое жилье, не имели его вообще. Грязная вода в источниках способствовала многим заболеваниям у рабочих. Поэтому начались периодические забастовки и волнения рабочих. Так в жандармских архивах зарегистрировано, что 9 мая 1902 у ворот Лисичанского штейгерськои школы были разбросаны рукописные листовки с призывом: "Да здравствует республика, долой (царей-мучителей) Николая!?. Жители города принимали участие как в первый, так и в второй российской революции.

Стекольный завод в 1935

После окончания войны жители Лисичанска приступили к восстановлению промышленности в регионе. Многие шахты были затоплены, заводы стояли. Не хватало специалистов. С 60 предприятий, находившихся тогда в районе, было решено в первую очередь восстановить только 19. Шахты "К. Скальковский", "Дагмара", "Рубежанский" находились в лучшем состоянии, поэтому вскоре начали давать уголь. Во второй половине 1921 года начал давать продукцию содовый завод, был построен стекольный завод бывшего Ливенгофского общества. К 1926 году восстановление хозяйства района в основном было завершено. В связи с развитием промышленности увеличилась численность населения, изменилась его структура. Сократилось число занятых в сельском хозяйстве, наблюдался быстрый рост числа рабочих. 1935 года было образовано государственный трест "Лисичанскуголь", объединявший одиннадцать шахт. В 1938 году Лисичанск был отнесен к категории городов.

Развитие Лисичанска и других городов страны было прервано нападением на Украину немецких захватчиков. В первые дни войны тысячи горожан ушли на фронт, в том числе 1200 добровольцев. Многие предприятия были эвакуированы вглубь страны. Осенью 1941 года фронт приблизился к городу. На этой линии части советской армии удерживали оборону более полугода. Лисичанск дважды подвергался оккупации врага. Сотни его жителей были уничтожены немцами. В городе начали появляться подпольные партизанские группы. Бывший учитель И. Ф. Быков, стал штурманом морской авиации, повторил подвиг Николая Гастелло. 1 сентября 1943 части 279-й стрелковой дивизии освободили Лисичанск, хотя официально день освобождения города, а затем и официальное городской праздник принято считать 2 сентября. Город стал возрождаться. Восстанавливались шахты, заводы. 11 января 1944 дала ток первая турбина ГРЭС, 6 июня была восстановлена ​​первая система Лисичанского стеклозавода, а 28 августа 1944 поставлена ​​на сушку стекловаренная печь завода "Пролетарий". В июне этого же года произвел первую продукцию содовый завод. Многим за подвиги на фронтах войны было присвоено звание Героя Советского Союза.


2.3.2. Вторая половина

В послевоенные годы Лисичанск не только был восстановлен, но и значительно вырос, изменился. С 1952 года он стал городом областного подчинения. Были восстановлены и реконструированы стекольные заводы. Дальнейшее развитие получила химическая, нефтехимическая и другие отрасли промышленности. В 1967 году был основан Лисичанский нефтехимический техникум. 7 марта 1972 в Лисичанске появилась первая троллейбусная линия : от завода "Пролетарий" в кирпичный завод. В мае того же года сделанную второй маршрут. В 1988 году был основан третий троллейбусную линию: от Центрального рынка до школы № 3.

В 90-х дела города становились хуже. Закрывались предприятия, замораживались шахты. В 1995 году кризис отразился на троллейбусном управлении: маршрут № 2 закрыли, маршруты № 1 и № 3 сократили, машины ломались.


2.4. Наше время

300-летия города

В первой половине 2000-х предприятия пошли на восстановление. В 2008 году был отреставрирован городской футбольный стадион. Город понес застройки новых торговых комплексов. Но в 2010 прекратил свою работу содовый завод. Подвесная дорога с Белогоровка уже полностью демонтирована. А в 2011 году была заморожена работа на нефтеперерабатывающем заводе.


3. Население

Шахта на фоне терриконов
Лисичанский краеведческий музей
Дворец культуры им. В.М. Сосюры

Административно городу Лисичанск упорядочены г. Новодружеск и г. Приволье

Численность населения горсовета составляет - 121,110 тыс. человек. [2]

Из них женщин - 70,0 тыс., мужчин - 58,5 тыс. В трудоспособном возрасте численность населения составляет 79,6 тыс. человек, моложе трудоспособного - 19,2 тыс. человек, старше - 31,0 тыс. человек, пенсионеров - 40,1 тыс. человек.


4. Природные ресурсы

Город Лисичанск расположен на высоком правом берегу реки Северский Донец в зоне континентального климата степнь зоны Украины с повышенным метеорологическим потенциалом загрязнения. Северский Донец является основной водной артерией как города Лисичанска, так и для всей области.

Северский Донец - источник питьевого и технического водоснабжения. Река - приемник сточных вод предприятий промышленного, коммунального и сельского хозяйства, шахтных вод. Длина ее участки в пределах г. Лисичанска составляет 26,5 км. Река Беленькая прав приток реки Северский Донец течет через южную часть г. Лисичанска. Длина ее участки в границах города составляет 7,7 км. По загрязненными сбросами сточных вод реки Северский Донец относится к наиболее неблагонадежных. В городе есть 17 очистных сооружений, но обстоятельства с очисткой сточных вод до сих пор остаются напряженными.

За долгую историю геологического развития планеты, в недрах сформировались разнообразные полезные ископаемые. Наш город не был исключением. История развития Донецкого каменноугольного бассейна началась в 1700 году с выходом приказа Петра о поиске рудных месторождений и неразрывно связана с развитием г. Лисичанска - ?колыбели Донбасса". При подземном добыче каменного угля на поверхности образуются терриконы (в городе их 35). Это агрессивные источники загрязнения окружающей среды. И эта экологическая проблема требует своего решения.

Oбсязи реализованной промышленной продукции (2008) - 16,9 млрд грн, (2009) - 14,6 млрд грн.


5. Культура

5.1. Музеи

5.2. Памятники и мемориалы

  • Памятник Владимиру Сосюре
  • Мемориал "Танк"
  • Памятное место, где была заложена первая шахта в Донбассе
  • Памятник борцам за советскую власть
  • Памятники Владимиру Ленину
  • Мемориальный комплекс "Память"
  • Мемориал солдатам интернационалистам Афганистана
  • Братские могилы советских солдат
  • Привольнянское плацдарм

6. Экономика

Нефтеперерабатывающий завод
Автостанция № 1
Железнодорожная станция "Лисичанск"
Поезд на станции "Переездная"
Лисичанский горный техникум

7. Транспорт

7.1. Аэропорт

Ближайший аэропорт находится в Северодонецке. Еще один, более крупный, аэропорт у Луганске.

7.2. Городской транспорт

7.2.1. Троллейбус

В Лисичанске есть только два троллейбусных маршрута:

  • № 1: Завод "Пролетарий" - кирпичный завод. Пересекает почти всю центральную часть города. Главная транспортная артерия города.
  • № 3: Центральный рынок - Школа № 3. Соединяет центральную часть города с улицей Красной (бывшей деревне Верхнее).

До 1995 года работал маршрут № 2, который шел сначала по улице Свердлова, а затем по Генерала Потапенко, таким образом делая круг вокруг города. Директор ЛТрУ не раз заявлял, что если в ближайшие годы дела у троллейбусного управления пойдут вверх, то маршрут № 2 будет возобновлено. Также в советские времена существовал проект по строительству троллейбусной Лисичанском и Северодонецком.


7.2.2. Маршрутные такси

Несмотря на троллейбус, маршрутное такси у Лисичанске хоть и немного дороже, но более частым в использовании городским транспортом. Благодаря множеством маршрутов, от центра до второго другого района города можно быстро добраться.

  • № 101: Центральный рынок - Шахта ?Черноморка?
  • № 106: Центральный рынок - Березово
  • № 107: Центральный рынок - Дибровка
  • № 109: Центральный рынок - РТИ [3]
  • № 111: Центральный рынок - Завод "Пролетарий"
  • № 112: Центральный рынок - Стекольный завод
  • № 191: Центральный рынок - Стекольный завод - РТИ

7.3. Пригородный транспорт

Из Лисичанска ходят маленькие автобусы до многих ближайших городов: Северодонецка (есть два маршрута: через железную дорогу и через завод "Пролетарий"), Приволье, Рубежного, Кременной, Новодружеская, Старобельска.

7.4. Междугородный транспорт

В городе есть регулярное автобусное сообщение со многими городами Украины. Например есть прямые рейсы в Донецк, Харьков, Запорожье, Бердянск, Мариуполь и другие.

7.5. Железная

В городе есть четыре железнодорожные станции: Лисичанск, Насвитевич, Переездная и Вовчоярська. На них всех остановку делают почти все транзитные поезда дальнего следования, проходящих через Лисичанск. Станции расположены пропорционально длине города, что позволяет жителям любых части города не быть зависимыми только от центрального железнодорожного вокзала. Также в за городом есть железнодорожный остановочный пункт "956-й км", где останавливаются дизели пригородного сообщения.

Поездом Лисичанск соединен не только с городами Украины, а России и Беларуси тоже.


8. Учебные заведения


9. Города-побратимы

10. Персоналии

10.1. Уроженцы


10.2. Известные жители


Примечания

  1. Численность населения на 1 апреля 2011 - www.lugastat.lg.ua/sinf/demograf/demog0511_1.htm
  2. Численность населения на 1 октября 2010 года и средняя за январь-сентябрь 2010 года - www.lugastat.lg.ua/sinf/demograf/demog1109_1.htm
  3. Район завода резино-технических изделий. Русском: резиново-технических изделий, РТИ

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам