Надо Знать

добавить знаний



Литературные жанры



Литературный жанр (фр. genre - род, вид) - тип литературного произведения, один из главных элементов систематизации литературного материала, классифицирует литературные произведения по типам их поэтической структуры.

  • Категорией высшего порядка при трехчленное деление литературы является литературный род (общее) - эпос, лирика, драма;
  • категории среднего порядка - литературный вид (особенно) - роман, повесть, новелла в эпохе;
  • категории низшего порядка (отдельное) - разновидность ( жанр).

Наука, изучающая литературные жанры называется Генология.

Первым подчеркнул культурно-исторический характер Литературного жанра французский ученый Ф.Брюнетьер (1849-1906) в книге "Эволюция жанров в истории литературы" (1890). Определяется литературный жанр по различным признакам: с точки зрения способов подражания действительности ( Аристотель), типов содержания ( Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное - субъективное в Гегеля), формальных признаков (А. ​​Н. Веселовский), психологии (Е. Штайгер).
Ряд литературоведов отождествляет понятия литературный вид и жанр, употребляя эти слова как синонимы.

Со времен Аристотеля, который дал в своей "Поэтике" первую систематизацию литературных жанров, укрепилось представление о том, что литературные жанры являются закономерной, раз навсегда закрепленной системой, и задачей автора является лишь добиться наиболее полного соответствия своего произведения сущностным свойствам выбранного жанра. Такое понимание жанра - как предлежащей автору готовой структуры - привело к появлению целого ряда нормативных поэтик, содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия; вершиной такого типа произведений является трактат Буало "Поэтическое искусство" (1674). В то же время изменения (и очень существенные) длительное время или не замечались теоретиками, или рассматривались ими как порча, отклонения от необходимых образцов. И только под конец XVIII века разложения традиционной жанровой системы, связано, согласно общим принципам литературной эволюции, как с внутрилитературную процессами, так и с действием абсолютно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность .

С точки зрения тип поэтической структуры литературного произведения (способ создания воображаемого мира, позиция литературного субъекта, наличие или отсутствие сюжета, рецепция) чаще всего выделяют такие жанровые виды

среди эпических произведений: среди лирических: среди драматических:


В процессе исторического развития почти каждый жанровый вид варьировал в разновидности, или жанры.
Так, жанровыми разновидностями романа сегодня роман:

  • биографический,
  • автобиографический,
  • детективный,
  • духовный,
  • исторический,
  • готический,
  • бульварный,
  • плутовской,
  • приключенческий,
  • психологический,
  • научно-фантастический,
  • социально-бытовой,
  • тенденциозный,
  • роман-эпопея,
  • роман-дневник,
  • роман-притча
  • и др..

Классификацию подвидов проводят то по содержательной признаку (исторический роман, духовный роман, роман ужасов), то за композиционной или версификацийни особенностью произведения (сонет, рондо), то по совокупности признаков и особенностей (мадригал, хокку). Типология жанров была четко определена в классицизме. Романтизм нарушил классицистическая "чистоту" жанров. В XIX в. стало распространенным сочетание литературных родов в жанре. Когда в жанровом виде выступают элементы двух или трех родов, говорим о смешанный жанр (поэма, баллада - смешанные лирико-эпические жанры). Иногда выделяют пограничные Литературные жанры, которые включают в себя литературные элементы с научным стилем изложения (литературу и публицистику объединяют художественный очерк, эссе, фельетон, репортаж). Литературные жанры и жанровые системы - категории исторически переменные. В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализоваться, другие, наоборот, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. Взлет баллады на рубеже XVIII-XIX вв., связан в России с именем Жуковского, оказался весьма кратковременным, то гегемония романа - жанра, который нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, - затянулась в европейских литературах минимум на столетие. Популярная в эпоху классицизма, ода в литературе XIX-ХХ вв. почти совсем исчезает. Просвещение выдвинуло на первое место мещанскую драму, сатирический жанр, позже были вытеснены романтическими жанрами - элегией, балладой, лиро-эпической поэмой и др.. Особенно активно стали развиваться произведения гибридной или неопределенной жанровой природы: пьесы, о которых сложно сказать, комедия это или трагедия, стихи, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение. Падение четких жанровых идентификаций оказалось и в умышленных авторских жестах, нацеленных на разрушение жанровых ожиданий: от романа Лоренса Стерна, которое обрывается на полуслове, "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" до "Мертвых душ" Н. В. Гоголя, где парадоксальный для прозаического текста подзаголовок "Поэма" вряд ли может полностью подготовить читателя к тому, что с достаточно привычной колеи плутовского романа его неоднократно выбивать лирическими (а порой - и эпическими) отступлениями.

В XX веке на литературные жанры сделало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск. Массовая литература заново почувствовала острую потребность в четких жанровых предписаниях, значительно повышающих для читателя предсказуемость текста, позволяют легко в нем ориентироваться. Разумеется, бывшие жанры для массовой литературы не годились, и довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лег весьма пластичен и такой, что накопил немало разнообразного опыта жанр романа. В конце XIX, первой трети XX-го окончательно оформляются детектив и полицейский роман, фантастика и дамский ("розовый") роман.

Неудивительно, что актуальная литература, нацеленная на художественный поиск, стремилась дальше отклониться от массовой и поэтому шла от жанровой определенности дальше. Но поскольку крайности сходятся, постольку стремление быть дальше от жанровой определенности время приводило к новому жанротворення: так, французский антироман настолько не хотел быть романом, в основных произведений этого литературного течения, представленной такими самобытными авторами, как Мишель Бютор и Натали Саррот, отчетливо наблюдаются признаки нового жанра. Таким образом, современные литературные жанры (и такое предположение мы встречаем уже в раздумьях М.М.Бахтина) не являются элементами какой-либо определенной системы: напротив, они возникают как точки концентрации напряженности в том или ином месте литературного пространства, согласно художественных задач , предъявляемым определенным кругом авторов.


См.. также

Источники и ссылки

Нонна Копыстянская. "Жанр, жанровая система в пространстве литературоведения"


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам