Надо Знать

добавить знаний



Лодка



План:


Введение

Деревянный лодка-плоскодонка на Черниговской. Озеро Ворона.

Лодка - малое, конечно беспалубная, весельное, парусное или моторное судно, предназначенное для передвижения по реках, озерах и в прибрежных морских водах [1] [2]. В военно-морском словаре лодка ( рус. лодка ) Определяется как судно длиной до девяти метров, шириной до трех метров и грузоподъемностью до пяти тонн [3]. В морской практике к лодкам относят все типы маломерных плавсредств, которые можно поднять на необорудованный берег силами экипажа (команды).

Лодки используются для рыболовства, спасения и перевозки людей и грузов, а также как спортивные и прогулочные суда. Термин "лодка" исторически используется также в названиях некоторых классов кораблей, размеры и назначение которых, уже давно не соответствуют определению лодки, например, подводная лодка или канонерская лодка.


1. Этимология слова

По одной из версий, слово "лодка" имеет индоевропейское происхождение от слова kel-n. Корень kel-членом слова kele-, что означало "возвышаться, подниматься над чем-нибудь" [4] (отсюда англ. hill и нем. holm - Возвышение, холм).

С XI века в древнерусском языке употреблялось слово чьлнъ, челонъ (ладья, судно), которое по другим данным происходит от древнеславянского kьlnъ, что значило "колоть, рубить, долбить". То есть буквально лодка - это "Лодка-довбанка" [5].

Считается родственным с славянскими лит. kelnas , пол. czoln , чешск. clun , болг. чолнец , бел. чоўнiк , рус. челн, челнок .


2. Эволюция лодки

Не мнение выдающихся энциклопедистов Брокгауза и Ефрона эволюция лодки у первобытных народов происходило несколькими путями [6].

Идея лодки могла возникнуть при наблюдении ствола деревьев, плывущий по реке. Первобытные люди могли приспособить дерево для лучшего им пользования, обострив один или оба его конца и выдолбив его внутри, то есть, говоря современным языком, сделав из него лодочку. Такие однодеревки, лодки, душегубки были в употреблении у многих народов. Об этом свидетельствуют находки их остатков на местах древних свайных построек в швейцарских озерах и торфяниках. Такие лодки и до сих пор можно встретить на многих украинских реках и озерах, во многих частях Азии и Африки. Обычно это небольшие лодочки, на 1-3 человека, но иногда они могут иметь значительные размеры. Похожие лодки встречаются на островах Полинезии, в Африке. Подобными лодками пользовались древние руси, которые ходили в них даже морем на Царьград. Выдалбливание стволов для таких лодок осуществлялось как правило путем обжига.

К этому типу лодок относятся так называемые каноэ многих туземных племен Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и Океании. Совершенствование лодки состояло в набивке на него с каждой стороны 1-2 досок или планок, причем щели затыкались мхом, замазывались смолой и т.д. - основа лодки превратилась в кол. Такие лодки распространены в малайских народов, а в усовершенствованных формах встречаются повсюду. К ним можно отнести и лодки из пучков папируса, тростника, которые использовались древними египтянами, китайские джонки подобное.

Особый вид - лодки из коры деревьев. Простейшие их формы встречаются в аборигенов Австралии. Они вырезают из огромного ствола продолговатый кусок коры и придают ему с помощью древесных волокон и перекладин форму лодочки. Подобные лодки встречаются у жителей Огненной земли пешересив, а также местами, в индейцев Северной Америки. Другой способ удержания лодки на воде, которым пользовались индейцы, - использование надутых кожаных мешков.

На морском побережье, где силен прибой, в частности у берегов Перу, также применяемые плоты на кожаных мешках. Ими пользовались древние ассирийцы и египтяне для сплава товаров вниз по Тигра и Нила. Иногда основу мешков составляют ивовые корзины : по словам Юлия Цезаря, такими мешками пользовались древние брить. Усовершенствованным видом такого способа передвижения является Алеутские байдарки и эскимосские каяки, состоящие из деревянной основы, обтянутой кожей, в которой остается только небольшое круглое отверстие, чтобы сесть человеку. Такие лодки очень легкие, быстроходные, но неустойчивы. Особые типы представляют сложные лодки и плоты, составленные из нескольких соединенных вместе стволов, например новогвинейское катамараны, двойные каноэ и лодки с балансиром проа. Последние распространены в Полинезии и Меланезии. Иногда балансиры приспосабливаются с обеих сторон от лодки, иногда вместо балансира используется другая лодка (двойное каноэ).

Большинство лодок - весельные. Весло происходит от шеста, палки, копья. Многие формы весел, принимаемых в Полинезии, Меланезии и др.., По своей узкой, заостренной или короткой, расширенной форме почти не отличаются от некоторых форм копий и дубинок.

Руль - устройство, возник уже позже весла. Простейшим парусом был кусок какой-нибудь ткани или циновки, которой позже стали придавать более правильную, треугольную или четырехугольную форму и помещать на палки с перекладиной - прототипы мачты и реи).


3. Исторические типы украинских лодок

Коллекционная монета "Казацкая лодка". 2010 год.

Традиция использования долбаных лодок существовала на территории Украины на протяжении тысячелетий.

Изображение древних парусных лодок были найдены среди петроглифов Каменной Могилы. Подавляющее большинство изображенных судов имеет одну мачту и один прямой парус (изображение из пещеры Козы, пещеры Рыбы и др.).. Эти находки относятся к ямной культуры, которая существовала на протяжении последней четверти IV и до начала II тысячелетия до н.е. [7]

Древнейший лодка была найдена в обнажениях реки Оскол. Он относится к эпохе неолита и свидетельствует о том, что неолитические рыбаки уже пользовались такими средствами передвижения водой. Конструкция этой лодки была очень простой. С помощью огня и кремневых орудий дубовую колоду сначала выжигали, а затем дополнительно обрабатывали теслами или скребками. Длина Оскольского лодки равнялась 10 метрам. Корма и бак не отличались друг от друга и имели одинаковую форму. Для распирания бортов и, возможно, для сидения между ними были оставлены перегородки, разделявшие корпус лодки на три отсеки [8].

В Запорожском музее истории запорожского казачества хранится лодка, который был поднят со дна Днепра у Хортица, который поразительно похож по конструкции к Оскольского лодки, однако датируется находка временем Древней Руси ( XI века). Другой аналогичный корытообразный лодка найденный на дне русла Старого Днепра. Он был сделан из целого ствола дерева диаметром около метра. Длина лодки составляла 5,2 м, ширина - 0,6 м, высота бортов - 0,5 м, толщина - 1-3 см [8].

Почтовая марка эпохи УНР с казацкой лодкой

Славились своей ловкостью в морских походах Азовским и Черным морями и украинские казаки. На Запорожской Сечи судостроение достигло высокого уровня и совершенства. Морская боеспособность запорожских лодок позволяло казакам вести боевые действия на большом расстоянии от Днепра. Исследователи ХИХ и ХХ веков, которые писали о запорожской древности, называли их судна чайками. На самом деле в это был целый ряд типов различных по размеру и назначению лодок:

  • Байдак (липа) - речное плоскодонное одномачтовых деревянное судно длиной 15-20 м, шириной 3-4 м, высотой около 5 м и осадкой 1-1,5 м, с зауженными концами и рулем. Челны ходили на веслах или под парусом. Название "байдак" традиционно считается заимствованной из какой-то восточной языка. Слово существовало уже в древнерусском языке, в формах байдакъ, бодакъ с семантикой "речное судно". Обычно использовались для перевозки грузов по Днепру, Дону, Северскому Донцу, но использовались они и как легкие военные суда для выхода в море. Исследователи считают, что "липами" и "челнами" называли однородные типы судов. Лексема "липа" возникла в результате переноса названия материала, из которого изготовлялись лодки: историк Загоскин в начале XX века рассказывал, что обтесанная, выдолбленная или выжженная липовая колода - остов лодки называлась "липа", "ботник" или "труба" [9]. А Боплан свидетельствовал о том, что в основу запорожского судна "берется лодка с ивы или липового дерева" [10]. Название судна "липа" зафиксирована и в казачьих летописях и литературе.
Современная реконструкция казацкой лодки
  • Будара (от рус. диал. будара "(выдолбленный) лодка, барка") - дубовый челн-однодеревках без киля на два-четыре весла с острыми носом и кормой.
  • Дуб (дубас, думбас) - большое боевое или грузовое парусное судно прибрежного плавания. Дубы были до трех мачт с парусами. Название "дуб" соотносится с дендрономеном дуб (дубъ - "дерево; дуб") праславянского происхождения. По рассказу Дмитрия Яворницкого найденный им дуб был сделан без киля, на вид плоскодонный, с крутыми выгнутыми боками. Дно и нижняя часть бортов его состояла из дубовых досок, а верхняя часть бортов и палуба с ели. Кокора, т.е. шпангоуты, - все с дуба, на всю длину лодки, от носа до кормы, шел дубовый брус. Лодка, кроме весел, ходил под парусами и имел небольшое оснащение [11]. В XVIII веке дубы использовались для грузовых перевозок у северо-западных берегов Черного моря, в устьях Днепра, Буга, Дону. Прибрежный дуб в длину достигал 20 м, имел палубу и две мачты. Речной дуб был меньше и не имел палубы. Военный инженер Семен Мишецкий, который несколько лет жил в Новой Сечи, называл судна запорожцев лодками, дубами и военными дубами [12]. Дубами назывались и лодки запорожцев, которые были под Очаково в 1737 году.
Запорожские чайки преследуют турецкий галеру. Гравюра Афанасия Сластиона.
  • Чайка (боевой дуб) - боевой лодка длиной 15,5 - 21,5 м, с шириной и высотой бортов до 4 м и осадкой около 1,5 м. Главной частью чайки был киль-челнок длиной около 15 метров, выдолбленный из липового или ивового бревна, расширенный кверху. От него строили корпус, прибивая доски гвоздями, расширяя его с увеличением высоты. Крепко сбитые доски обтягивали липовой корой и обливали смолой. Снаружи по обеим сторонам привязывали снопы тростника, которые не позволяли лодке затонуть даже тогда, когда он наполнялся водой. Они также прикрывали экипаж от шаров. Конечно лодки имели 10-12 или 15 весел на каждом борту и были более быстроходные, чем турецкие галеры. Для лучшей маневренности лодка имел два рулевые весла. Недостатком считалось слабое парусное оснащение судна, но казаки компенсировали это тем, что пользуются парусами только при хорошей погоде и предпочитали грести при сильном ветре [12]. Название чайка не имеет общепринятой этимологии. Одни исследователи считают, что оно происходит от тур. şaica - "барка", другие допускают староиталийську этимологию от итал. saica, saicca, saico .

Иностранцы, которые писали об украинской истории, называли казацкие лодки известными им словами - сандал, Шебека, ладья подобное. Торговые, военные отношения с разными странами принесли на украинские просторы названия судов иностранного происхождения - корабль, моноксилов, стернъ и др.. Однако особого распространения эти названия не имели.

С конца 1960-х годов подводные памятники археологии изучает Экспедиция подводных археологических работ (ЕПАР). Главной целью является исследование и подъем затонувших лодок Черноморской казачьей флотилии : после окончания русско-турецкой войны 1736-1739 годов часть казацких судов вернулась к Хортице. В то время там базировалось около 400 кораблей. Во время сильного наводнения 1739 года затонуло около 40 из них. Некоторые лодки, занесенные илом и песком, сохранились до нашего времени и доступны для гидроархеологичних исследований.

В ходе подъемных работ на поверхность подняты целый ряд лодок - праязыке, челнов и дубов, которые хранятся и экспонируются в Национальном заповеднике "Хортица". Среди них казацкую лодку, подобный судов, которые составляли основу казацких флотилий в XVIII веке. Специалисты идентифицируют судно как "новоманерний казачий лодка", сконструированный по примеру традиционного запорожского дуба галерным мастером Андреем Алатчаниновим. Длина судна составляет 18 м, ширина - 3,62 м, высота мачты - 10,4 м. Казацкая лодка имела шесть пар весел, был беспалубным и вмещал до 50 человек. На корабле стояли четыре двухфунтовые пушки, которые устанавливались на фальконетным тумбах - две на корме и дев на носу. Судно построено из сосны и дуба на килевой основе наборным способом.

Работы по консервации и реставрации лодки, которые продолжались почти десять лет и были завершены в конце 2008 года, а уже в январе 2009 -го казацкую лодку увидели первые посетители. Проект "Запорожская чайка" является единственным реализованным проектом по подъему, консервации и реставрации старых судов среди стран СНГ [13].


4. Классификация лодок

В зависимости от назначения и технических характеристик современные лодки бывают разных типов:

по назначению:

за районом плавания - морские (как правило - килевые) и речные (плоскодонные).

по виду движения - гребные, парусные, моторные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные.

по материалу корпуса - деревянные, стальные, с легких сплавов, пластмассовые (пластиковые), резиновые (надувные) и композитные (набор и обшивка из различных материалов).

по архитектурно-конструктивному типу - одно-или двухкорпусные ( катамараны), одно-или двухмоторные.

за кормовым образованием корпуса:

  • транца, имеющие тупую срезанную корму - транец;
  • вельботного типа с острой формой кормы.
Azeri Navy.jpg Lifeboat-drill.JPG Motor-boat-of-wood-amid-reeds FI-EU 2007-Aug-18 by-RAM.JPG La Rochelle - Jonque de plaisance.JPG
Патрульный надувная лодка RIB
Гребная спасательная шлюпка
Моторный плоскодонный лодка
Китайская парусная джонка

5. Конструкция лодки

Основные элементы конструкции лодки:
1. Форштевень 2. Кол 3. Уключины для весел 4. Банки (сиденья) 5. Руль 6. Транец 7. Планшир 8. Рея, 9. Парус (фок) 10. Мачта, 11. Парус (клевер).

Конструкция лодки зависит от его назначения. Спасательные лодки строят так, чтобы они могли проходить большее расстояние с большей скоростью i сохраняли устойчивость при штормовой погоде. Небольшие моторные лодки должны иметь большую прочность, чтобы выдерживать удары волн i постоянную вибрацию двигателя.

Главным элементом лодки является его корпус. Корпус может быть металлическим, пластиковым или деревянным.

Набор лодки без обшивки

Как правило, строительство лодки начинается с киля. Киль является основой набора - своеобразного скелета лодки - системы продольных и поперечных деревянных брусьев, предназначенных для придания жесткости каркаса и формы судна. Набор включает в себя киль, который спереди переходит в форштевень а в корме в ахтерштевень, привальные брусья, транцевой брус, шпангоуты, кормовую и носовую килевые деревянные кницы, резен-киль. Связанные доски обшивки, которые крепятся на набор, обеспечивают герметичность бортов лодки, их форму и прочность. Обшивка включает доски обшивки бортов, ширстрек и обшивку кормовой плоскости.

Элементы конструкции лодки представляют собой систему деталей предназначенных для внутреннего и внешнего его оборудования, создания несущих конструкций, продольного и поперечного усиления прочности корпуса, создание соединений. Среди основных деревянных элементов конструкции - планшир, банки (сиденья для гребцов), рыбы (специальные решетки на дне лодки), руль.

Важный элемент гребного лодки - весла. По роду гребли весла бывают распашные, когда на банке сидит один гребец и гребет одним веслом или валиком, когда на каждой банке сидят по два гребца (правого и левого борта).

Парусное оснащение лодок как правило не сложное. Обычно это одномачтовых реечное разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут - мачта и рея, паруса - фок и кливер. Такелаж - снасти для поддержания рангоута, подъема и управления парусами.


6. Некоторые типы лодок

6.1. Морские корабельные шлюпки

  • Баркасы двадцати-и шистнадцятивесельни. Используются, как правило, для учебно-спортивных целей, реже - для завоза якорей и транспортировки грузов. Имеют обычно деревянный корпус с транцевой кормой, двухмачтовое реечное парусное вооружение. На баркасах, идущие на веслах или буксире в районах закрытых рейдов и гаваней при ветре до 5 баллов, допускается перевозить не более пяти человек на одно весло.
Тузик на шлюп-балках
  • Катера десятивесельни. Используются для учебно-спортивных целей. Корпус деревянный с транцевой кормой. Имеют двухмачтовое рельсовой парусное вооружение. На веслах или буксире при ветре до 5 баллов, можно перевозить не более пяти человек на одну банку.
  • Ялы шести-, четырех-и двохвесельни. Многоцелевого назначения. Корпус деревянный или пластиковый транцевой кормой. Шести-и чотирьохвесельни яли имеют одномачтовых реечно-разрезное парусное вооружение и иногда подвесной мотор. Нормы емкости: для шестивесельних ялив при ветре силой до 5 баллов и движении на веслах - 13 человек, при движении под парусами - 8 человек, при движении под мотором - 7 человек, при ветре силой до 3 баллов под мотором - не более 13 человек.
  • Тузики - маленькие гребные шлюпки с транцевой кормой. Есть на малых кораблях, используются на закрытых рейдах. Норма емкости при ветре силой до 2 баллов - три человека.

Транца шлюпки часто заливает попутная волна. Свободны от этого недостатка вельботы и спасательные шлюпки, остро корма.

Спасательная шлюпка в походном положении
  • Вельботы шестивесельни. Бывают разъездные и спасательные. Корпус деревянный с острой кормой. Имеют распашные весла и одномачтовых парусное вооружение. Могут быть также гребно-парусно-моторными. Норма емкости при ветре силой до 5 баллов и движении на веслах - 13 человек, при движении под парусами - 8 человек.
  • Спасательные шлюпки. Бестранцеви, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса водонепроницаемые воздушные ящики обеспечивают шлюпке непотопляемость. Снаружи на скулах корпуса является киль-поручни, за которые могут держаться люди, которые находятся в воде. Этой же цели служат и расположенные по бортам спасательные леера с поплавками. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовых люгерне. Для спасательных шлюпок мореходность не ограничена.

6.2. Спортивные и туристические лодки

Академическая гребля. Лодка-двойка распашная без рулевого

Гребля - олимпийский вид спорта - включает гребле на каноэ, на байдарках и академической гребле.

  • Байдарка - лодка с закрытым верхом, в котором имеется отверстие для гребцов. Гребцы сидят на дне лицом в сторону движения и гребут двухлопастными веслами. Каркас байдарки изготавливается из ясеня и обшивается фанерой или тканью.
  • В каноэ спортсмен стоит на одном колене и гребет однолопатевим веслом с одного из бортов на выбор. Спортивные каноэ также изготавливаются из полированной фанеры, но лучшим материалом считается углепластик (карбон), красное дерево или пластмасса.
  • При академической гребле спортсмены сидят спиной вперед, гребки веслами осуществляются с помощью ног, спины и рук. Гонки проводятся на море, реках, озерах, естественных или искусственных каналах.
Горизонт.ogv
Коммерческий сплав. Перекат "Горизонт" на реке Чуя. 2009 год

Для занятий водным туризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной или надувной конструкции.

  • Катамараны - двухкорпусные суда, корпуса которых соединяются сверху рамой. Сплавные катамараны, используют для сплава по рекам. Парусные катамараны, в том числе морского и океанского класса, - для путешествий под парусом.
  • Байдарки и каяки делится на множество разновидностей, главные из которых родейний, Водопадный, для игорного сплава.
  • Плоты бывают различных конструкций, рассчитанные на движение главным образом с потоком воды, с маленькой скоростью. Разновидности плотов: рамочные - с надувными элементами, честер - разновидность плота, на котором гребцы сидят лицом друг к другу на гондолах, расположенных поперек хода судна. Наиболее распространенными судами для коммерческого сплава есть надувные плоты рафт.

6.3. Моторные лодки

По общепринятой классификации моторными лодками называются маломерные судна с подвесными моторами в качестве главной силовой установки. В наибольшей степени понятию "моторная лодка" соответствуют суда с подвесными моторами, длиной не более 5-5,5 метров, массой 350-400 кг и мощностью каждого из подвесных моторов 40-50 л.с. Правда, ведущими фирмами производятся подвесные моторы мощностью до 250 л.с., но с учетом возможности спаренной установки моторов судно с двигателями мощностью 500 л.с. можно назвать моторной лодкой лишь с натяжкой [14].

Barry Carne Interstate Ski Challenge on Lake Albert (2). Ogv
Водные гонки Ski Challenge. Озеро Альберта, Австралия. 2011 год

Моторные лодки - легкие, скоростные и недорогие транспортабельные суда с подвесными моторами составляют наибольшую часть мирового маломерного флота. Количество моторных лодок примерно в пять превышает количество судов любого другого типа, их доля в общем количестве судов в США составляет 50%, а во многих странах достигает 80% [14].

Моторные лодки за последние годы нашли широкое применение в качестве спасательных, патрульных и транспортных и промышленных средств в гражданских флотах, военно-морских силах, береговой охране и полиции большинства стран мира.

Обычно моторные лодки изготавливаются из легких сплавов, пластика. Наибольшей популярностью пользуются надувные резиновые или комбинированные резиновые с жесткими элементами корпуса.

По конструкции надувные лодки бывают:

Рыбацкий резиновый катер
  • Плоскодонка без слоевища. Самый простой вариант - борта представляют собой надувные баллоны, дно представляет собой кусок водонепроницаемой ткани.
  • Сланевых плоскодонный лодку. Имеет слоевище - вставку водостойкой фанеры в днище. Слань распределяет нагрузку на всю площадь днища. Могут быть чисто гребными или моторными.
  • Килевой лодка с надувным настилом. За счет наличия киля лодка имеет высокие управляемость и мореходность. Кроме этого, конструкция лодок более жесткая и днище имеет хорошую гидродинамику.
  • Килевой лодка с жестким настилом. Лодка подобной конструкции имеет максимальную жесткость среди разборных лодок. По сравнению с предыдущими имеет лучшие гидродинамику, скоростные и мореходные характеристики. Настил чаще всего выполнен из водостойкой фанеры, реже - алюминиевых пластин. Кроме секций настила набор включает поперечные и продольные соединительные профили.
Жорстконадувний резиновая лодка типа RHIB УСН ВМС США
  • Многосекционный надувная лодка с жестким дном и килем (RHIB, RIB - от англ. Rigged Inflatable Boats ). Лодки типа RIB представляют собой сочетание жорсткокорпусних и надувных лодок и сочетают преимущества обеих конструкций. В сравнении с пластиковыми или дюралевыми лодками RIBы имеют меньший вес (при одинаковых габаритных параметрах). При этом гидродинамика у данного класса лодок такая же как и у лодок с обычным жестким корпусом. Вследствие этого они отличные мореходные и ходовые характеристики. От надувных лодок RIB имеет большую грузоподъемность, большой запас плавучести, непотопляемости и отличную остойчивость. Жесткое дно делает конструкцию абсолютно жесткой, что позволяет устанавливать на лодки мощные моторы и повышает комфорт команды.

Это сочетание преимуществ с каждым годом повышает популярность данного класса лодок: RIB являются основными мобильными и високоморехиднимы лодками во многих спецслужб во всем мире: пограничников, береговой охраны, полиции, спасателей, военных. Патрульные катера ( англ. Patrol boat ) Типа RHIB используются подразделениями SEAL для высадки и эвакуации бойцов с вражеского берега. Этот быстроходный надувная лодка с жестким корпусом поставляется ВМС США в двух ( 24 и 30 футов ) Версиях и имеет высокую плавучесть, что позволяет применять его даже в самых экстремальных погодных условиях. На 30 футовую модель устанавливают водометный движитель, благодаря чему посадка обеспечивается непосредственно на берег и возможна огневая поддержка взвода SEAL вблизи берега [15].


7. Названия судов, исторически связанные с понятием "лодка"

Исторически сложилось, что слово "лодка" имеют в своем названии некоторые виды кораблей, которые на первый взгляд никак нельзя назвать лодками. Например подводная лодка, канонерская лодка, летающая лодка и даже космический челнок.

Атомная подводная лодка проекта 941 "Акула" (Typhoon)

В большинстве случаев это связано с эволюцией этих средств.

Например, первые известные проекты подводных лодок - подводная галера Корнелиуса Ван Дреббеля ( 1620 год), подводное судно Роберта Фултона ( 1806 год) и другие, а также первые их реальные образцы конца XIX - начале XX века, действительно и по размерам и по конструкции больше напоминали лодки чем боевые корабли. Однако сегодня трудно назвать "лодкой" тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения тоннажем свыше 20 тысяч тонн, с атомной энергетической установкой и экипажем свыше полутора сотни человек [16].

Британский "летающая лодка" Short S.25 Sunderland

То же касается термина "летающая лодка". Первые гидроплана появились еще до первого полета "сухопутного" самолета, только в России известны два проекта аппаратов тяжелее воздуха, способных взлетать и садиться на воду. Даже самолет Можайского был выполнен в виде лодки, летавший [17].

Другие названия, например " космический челнок" ( англ. space shuttle ), Никак не связанные с термином "лодка". Название шаттла происходит от челнока - элемента ткацкого станка, прокладывающий поперечную нить между нитями основы при выработке ткани. При этом челнок движется туда-сюда как многоразовый космический шаттл, курсирующий между космодромом и орбитальной станцией. Однако этимология понятия "челнок" (ткацкий) действительно восходит к слову "лодка" [5].


8. Лодка как сакральный образ

Похороны знатного руса. Картина Г. Семирадского [18]

Лодка - символ божества потустороннего мира, символ последнего пути богов и людей, у христианстве - символ силы, которая предохраняет все и всех, материнского чрева, у фольклоре, литературе - символ разлуки.

В древности люди верили, что чтобы попасть в загробный, подземный мир, нужно переплыть море или реку. Эти представления привели к возникновению таких погребальных обрядов, как похороны в лодке, направлялся в открытое море, или захоронения с лодкой или сооружения надгробии в форме лодки.

Лодка была ритуальным предметом у народов Скандинавии, Египет, Океании, Руси-Украины. "Царство мертвых, - писал Святитель Иларион, - было далеко за морем, куда вела река. Вот поэтому в древности часто клали покойника в лодку или в выдолбленное дерево, чтобы этим лодкой покойник легко достался реке в Рай " [19].

Мифический лодка с мертвецами известен европейцам за легенде о " летучего голландца" - корабля, команда которого умерла по непонятным причинам.

На лодках золотых заплывает молодой за тополь ...

По мнению Ксенофонта Сосенка, "золотой челнок", в котором сидит или лежит "белый молодчик", "серебряные весла при лодке" в щедривках символизируют священный для язычников Луна.

В украинском фольклоре и литературе лодка символизирует разлуку, прощание:

"
А молодой казак
Садится в човенце,
Сжал руку, махнул веслом:
Прощай, мое сердце.
"

Аналогичный образ-символ появляется и в поэзии Бориса Олейника "За тобой" [20] :

"
На лодках золотых
Заплывает молодой
По тополь ...
За тобой лечу,
Клюквенно мячу
За тобой ...
"

В христианстве общеизвестен образ лодки-ковчег, символизирующий силу, которая сохраняет все сущее и гарантирует его возрождения [21]. Отдельные исследователи считают, что ковчег является символом человеческого сердца, материнского лона. Лодка это и символ Церкви: в православных храмах во крестом изображают "Церковный Лодка", или "Лодка Праведников", символизирующий Церковь. В акросалии епископа Сиракозия в раннехристианских катакомбах ( IV - VI века) ​​в Сиракузах изображены две лодки - большой и малый. Исследователи объясняют эти лодки как символы вселенской (больший) и поместной (малый лодка) Церквей [22].

Епископ Украинской греко-католической церкви Святослав (Шевчук) трактует "Церковный Лодка" так [23] :

" Бурное море в библейском смысле - образ смерти, а церковь является средой, где можно жить. Каким образом можно быть в этом мире, но в нем не погибнуть? Лишь тот, кто идет за руку с Христом, имеет возможность в море смерти найти источник жизни. Поэтому, независимо от того, в каком мы обществе, мы должны держать руку Христа, чтобы он находился в нашем лодке, тогда не произойдет ничего страшного. "Лодка" церкви, как мы говорим, переплыл не одну державу, не одну культуру, не одну опасность. Церковь оставалась всегда собой не благодаря человеческой силе, а потому, что Бог в ней присутствует ... "

9. Лодка в литературе и искусстве

Одинокий лодка вдохновил не одно поколение поэтов и художников.

Образ лодки в безбрежном бурном море достаточно распространенный в мировой литературе. До этого аллегорического образа прибегали Байрон, Жуковский, Лермонтов. Особенно близок он классикам украинской литературы. Достаточно вспомнить Евгения Гребенку ("Лодка", 1833 [24]), Тараса Шевченко ("Лодка / Ветер с рощей разговаривает", 1841 [25]), Ивана Франко ("Лодка", 1880 [26]), Виктор Забила ("Лодочка" [27]). Лодка в море является олицетворением личности, которая попадает в море жизни - в море непредсказуемых событий и сложных ситуаций. Сложное противостояние личности и окружающего мира создает конфликт, напряжение в поэзии.

Прощай, мой покой, пускаюсь в море! И, может, судьба и злое горе поиграют с лодкой моим ...
- Е. Гребенка, "Лодка"
"
Плывет челнок без весло,
К берегу обращает,
Никто челноком не правит -
Ветром прибивает;
И к берегу причаливсь
Да и остановився,
Не нашлось и там никого,
Кому бы он согласился.
Не было ему спокойно
С берега лежать;
Знай, все стучался об его
Как станет хлопать.
Затем волна исхопилась,
Бедный отбился
От берега и снова плавать,
Пока даже разбился.
И я в мире, как тот челнок,
Где пристань, не знаю;
Где бы хотелось, там нельзя,
Потому что счастье не имею.
"

- Виктор Забила, "Лодочка".

Тема лодки в изобразительном искусстве
John William Waterhouse - Ulysses and the Sirens (1891). Jpg Surikov1906.jpg Lapsen ruumissaatto Albert Edelfelt Convoi dun enfant.JPG
Одиссей и сирены. У. Дж. Уильям. 1891 Стенька Разин. В. Суриков. 1906 Похороны ребенка. А. Едельфельт. 1879
Charles Napier Hemy - Running For Home.jpg Lionel Walden - Fishing Boats Onshore.jpg Slastion-River Khorol (1907). Jpg
Возвращение домой. Ч. Хеми. 1880-е Рыбацкие лодки. Л. Уолден. 1920-е На реке Хорол. А. Сластион. 1907

См.. также


Примечания

  1. Определение понятия "лодка" в Универсальном словаре-энциклопедии "ВСЕ" www.definition-of.net - www.definition-of.net/визначення-човен
  2. "Лодка" в Академическом толковом словаре украинского языка электронная версия sum.in.ua - sum.in.ua / s / choven
  3. Военно-морской словарь. Москва.: Военное издательство. 1990. ISBN 5-203-00174-X (Рус.)
  4. Семенов А. В. этимологическим словарь русского языка. - М.: ЮНВЕС. 2003. Электронная версия на evartist.narod.ru - evartist.narod.ru/text15/027.htm (Рус.)
  5. а б Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. Школьный этимологическим словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа. 2004. Электронная версия на etymological.academic.ru - etymological.academic.ru/5947/челн (Рус.)
  6. Лодка / / Энциклопедический Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона - www.vehi.net / brokgauz / index.html - В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами, С.-Петербург, 1890-1907. (Рус.)
  7. Михайлов Б. Д. Петроглифы каменной Могилы / Б. Д. Михайлов. - Запорожье; Москва, 1999. - С. 118. (Рус.)
  8. а б Пустовалов С. Ж. О двух направлениях в древнем судоходстве на территории Украины по археологическим источникам. Археология и древняя культура. Научные записки НаУКМА. Т. 8. 2009. - www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/naukma/Tik/2009_88/08_pustovalov_szh.pdf
  9. Загоскин Н. П. Русские водные пути и судоводное дело в допетровской России. - Казань, 1909. (Рус.)
  10. Описание Украины Боплана. 1630-1648 / / Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси. Выпуск 2. - К:., 1896
  11. Яворницкий Д. И. История запорожских казаков: В 3-х тт. / Редкол.: П. С. Сохань (председатель) и др.. - К.: Наукова думка, 1990.
  12. а б Фоменко В. Г. О казацкие лодки "чайки" и "дубы" / / Украинский исторический журнал. -1966. - № 8. С. 107-111
  13. "Бригантина" и Казацкая лодка XVIII в. - www.ostrov-hortica.org.ua/kozak-lodka/ Информация на сайте Национального заповедника "Хортица"
  14. а б Преимущества моторных лодок перед другими маломернымы судами. - www.kolibriboats.com/article_boat_007.php (Рус.)
  15. Новые катера типа RIB-36 Сил специальгных операций ВМС США. В. Миладзе. Зарубежное военное обозрение. - 1999. - № 02. (Рус.)
  16. ПЛАРБ проекта 941 "Акула". Сайт РПФ. - submarine.id.ru / sub.php? 941
  17. Пионеры отечественного ракетостроения, воздухоплавания и авиации: А.Д. Засядко, О.М. Кованько, А.Ф. Можайский, братья Касьяненко, Г.Е. Котельников и другие - p-space.narod.ru/expositions/second_room/index_all.html информация Полтавского музея авиации и космонавтики
  18. Семирадский, Генрих Ипполитович. Похороны знатного русса. 1892. ГИМ Холст, масло. 450х400. Государственный Исторический музей. Москва - artclassic.edu.ru / catalog.asp? ob_no = 18385 & cat_ob_no = 18383 сайт МОН РФ " Российский Общеобразовательные портал. Коллекция: мировая художественная культура - artclassic.edu.ru / " (Рус.)
  19. Митрополит Иларион. Жизнь и смерть в древних верованиях. Сайт "Художественная страница" - storinka-m.kiev.ua/article.php? id = 473
  20. Борис Олийнык. За тобой. - www.poetryclub.com.ua/metrs_poem.php?poem=5392 на сайте "Клуб поэзии" - www.poetryclub.com.ua/
  21. Хуан Эдуардо Керлот. Словарь символов. - М.: REFL-book. ISBN 5-87983-014-4 - с.246 (Рус.)
  22. Mariatta Sgarlata "The Catacombs of Siracusa". (Итал.)
  23. Святослав Шевчук: "Мы все боимся каких-то неудач, но настоящий христианин должен искренне и глубоко знать, кто он есть, и признавать это перед Богом". Интервью американскому изданию "Время и События". 4.10.2011 - www.ugcc.lviv.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=2448&Itemid=101
  24. Гребенка Евгений. Лодка. Ukrlib.com.ua - www.ukrlib.com.ua/books/printthebook.php?id=35&bookid=3
  25. 1841. Антология "Изборник" - litopys.org.ua/shevchenko/shev118.htm
  26. И. Франко. Лодка. Классическая и современная украинская литература - www.ukr-lit.net/franko/297-virshi/1136-choven.html
  27. Виктор Забила. Лодочка. Сайт "Клуб поэзии" - www.poetryclub.com.ua/metrs_poem.php?poem=7424

Источники

Хорошая статья


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам