Надо Знать

добавить знаний



Луи Армстронг


Louis Armstrong restored.jpg

План:


Введение

Луи Армстронг ( англ. Louis Armstrong * 4 августа 1901, Новый Орлеан, США - 6 июля 1971, Нью-Йорк, США) - американский джазовый музыкант: трубач и певец, в США известен как король джаза. Его записи 1920-х годов в Чикаго с группами "Хот-Файв" и "Хот-Севен" принесли ему известность за особое теплое звучание трубы, мастерство импровизации и особый низкий хриплый голос в 1922 году отправился играть в Чикаго в оркестре Джо Оливера. Снимался в кино.

Первую музыкальное образование получил в исправительном заведении для цветных подростков, куда попал за стрельбу из филина на улице в Новый год. Освободившись, бывший лидер тюремного духового оркестра достаточно быстро нашел работу. В 18 лет его взял в свой ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори; однако сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем корнетиста Джо "Кинга" Оливера.

В составе "Креольского джаз-банда Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. В 1924 году он по настоянию своей жены Лил Хардин начал самостоятельную карьеру. В 1925 году Луи Армстронг организовал свою Горячую пятерку - первый джазовый импровизационный ансамбль. Сделанные в эти годы записи принято считать первыми страницами золотой книги джазовой классики, ведь именно тогда Армстронг начал петь. Сначала это был "скэт" - вокальное звукоподражание трубе; вокал со словами пришел позднее.


1. Биография

1.1. Детство

Луи, как называли его на креольский манер, родился в бедном негритянском районе Нового Орлеана. Рос в неблагополучной семье (мать - прачка, отец - рабочий-поденщик). Его отец рано бросил семью, и мальчика вместе с младшей сестрой Беатрис отдали на воспитание бабушке Джозефина, которая еще помнила времена рабства. Через некоторое время мать Армстронга, Мейенн, забрала Луи и в дальнейшем воспитывала его сама (хотя должного внимания ему никогда не уделяла). Они жили в Сторивилля, районе, известном своими свободными нравами, а также барами, клубами, танцзалами и публичными домами. Армстронг с детства работал, развозил уголь, продавал газеты и тому подобное.

Семилетнего мальчика пожалела и пригрела у себя еврейская семья Карнофски, недавно иммигрировали в Америку из Литвы. Сначала они просто давали ему "работу" по дому, чтобы подкормить вечно голодного ребенка. Затем он стал оставаться ночевать в доме евреев, где впервые в жизни с ним обращались с добротой и лаской. Когда он ложился спать, госпожа Карнофски пела ему русскую колыбельную, и он подпевал ей. Позже он научился петь и играть множество русских и еврейских песен. Впоследствии мальчик фактически стал приемным сыном в этой семье. Карнофски дали ему деньги на покупку его первой трубы; как водится в еврейских семьях, они искренне восхищались его музыкальным талантом. Позже, когда он стал профессиональным музыкантом и композитором, он использовал еврейские мелодии, в таких, например, композициях, как St. James Infirmary and Go Down, Moses. В память о них он до конца жизни носил Звезду Давида и рассказывал, что именно в этой семье он научился "how to live - real life and determination".


1.2. Начало музыкальной деятельности

Армстронг рано начал петь в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух. Первую музыкальное образование он получил в исправительном лагере-интернате "Уейфьс Хоум для цветных подростков в 1913, куда попал за случайный озорной поступок - стрельбу из пистолета на улице в Новый год (пистолет был похищен им у полисмена - одного из клиентов матери) . Там он сразу присоединился к лагерному духовому оркестру и научился играть на тамбурине, альтгорна, а затем освоил корнет. Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар - марши, польки и популярные песенки. На момент окончания срока Луи уже решил стать музыкантом. Освободившись, он начал ходить по клубам и играть на позичаемих инструментах в местных оркестрах. Его взял под свое покровительство Кинг Оливер, считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 Армстронга взял в свой ​​ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори. Луи эпизодически начинает выступать в ансамбле "Tuxedo Brass Band" Оскара "Папы" Селестина, где играли тогда такие музыканты как Пол Домингес, Затти Синглтон, Альберт Николз, Барни Бигард и Луис Рассел. Участвует в джазовых парадах по улицам родного города и играет в бэнде Jazz-E-Sazz Band" Фэтс Мерейбла, который выступал в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. Мерейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, дал юноше первые основы нотной грамоты и Армстронг становится квалифицированным музыкантом. За ним, постепенно, в среде музыкантов закрепляется прозвище Сачмо - сокращение от английского Satchel Mouth.


1.3. Профессиональная творческая деятельность

В 1922 году Оливеру понадобился второй корнетист, и он приглашает Армстронга в Чикаго играть в Линкольн Гарденс" (ресторан на 700 мест) в своем оркестре "Creole Jazz Band". Этот бэнд был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго, и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе "Креольского джаз-бэнда Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. В 1924 он вторично женится (первой его женой была проститутка, креолка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана) на пианистке ансамбля, Лил Хардин, и по настоянию своей жены начинает самостоятельную карьеру. Армстронги едут в Нью-Йорк, где Луи поступает на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там к нему приходит известность, любители джаза приходят слушать бэнд часто ради его "горячих" соло. К этому времени окончательно формируется собственный стиль Луи Армстронга - яркий, импровизационный и изобретательный.

В этот период Армстронг участвует в записях ансамбля "Blu Five" пианиста Кларенса Уильямса и работает в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами (Ма Рэйни, Трикси Смит, Кларой Смит, Бесси Смит, Альбертой Хантер, Мэгги Джонс, Евой Тейлор, Вирджинией Листон, Маргарет Джонсон, сыпи Уоллес, Перри Бредфордом). В 1925 после окончания срока ангажемента у Флетчера Хендерсона Луи Армстронг возвращается в Чикаго и там много и успешно работает. Играет в Эрскин Тейта в театральном шоу-бэнде, где ярко проявляется его актерское дарование. Делает исторические записи со своим лучшим студийным составом Hot Five". Записи сделаны в эти годы с участием тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддс, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистки Лил Хардин (позднее в записях участвуют Фред Робинсон, Джимми Стронг, Эрл Хайнс и Затти Синглтон) становятся шедеврами джазовой классики. В 1926 Луи - солист оркестра Кэрролла Диккерсон, после ухода которого Армстронг сам становится бэндлидер и в течение короткого времени руководит собственным оркестром "Louis Armstrong And His Stompers", членами которого были Бойд Аткинс, Джо Диксон, Эл Вашингтон, Эрл Хайнс, Рип Бассет, Пит Бриггс , Табби Холл. В 1927 к студийному квинтета "Hot Five" примыкают Пит Бриггс и Бэби Доддс (брат Джонни) и образуется новый студийный состав Hot Seven", с которым осуществляется ряд блестящих сессионных записей. В то же время Армстронг отказывается от корнета и полностью переходит на трубу, полюбившуюся ему более ярким звучанием. Выступает в дуэтах с пианистом Эрлом Хайнсом и начинает петь в манере "скэт" (впервые это происходит при записи пьесы "Heebie Jeebies"), получая огромный успех у слушателей.

Наиболее значительные и революционные записи сделаны Армстронгом в 1927 и 1928 годах: известные как "Louis Armstrong and His Hot Fives". Эти записи стали образцом для наступающей эры свинга. Вплоть до конца 1940-х Армстронг оставался импровизатором, имел наиболее имитаторов среди всех джазовых музыкантов.

В 1929 Луи Армстронг окончательно перебирается в Нью-Йорк. Наступает эра биг-бэндов, и он все больше концентрируется на танцевальной, популярной тогда мир-музыке (sweet music). Армстронг привносит в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную хот-джазу и быстро становится звездой национального масштаба. Талант Сачмо достигает расцвета.

В 1930 -е годы Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэнда Луиса Расселла и Дюка Эллингтона, затем в Калифорнии - с оркестром Леона Элкинс и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде. В 1931 посещает с биг-бэндом Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играет в Гарлеме и на Бродвее. Ряд турне совершенных в Европу (в довоенный период с 1933 он несколько раз выступал в Англии, гастролировал в Скандинавии, Франции, Голландии) и Северную Африку приносит Армстронгу широкую известность как у себя на родине (ранее в США он был популярен в основном в негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями выступает с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори, с вокальным квартетом "Mills Brothers", в театральных постановках и радиопрограммах, снимается в кинофильмах.

В 1933 вновь руководит джаз-бэндом. C 1935 всю деловую часть жизни Армстронга берет под свой контроль его новый менеджер Джо Глейзер - тертый профессионал в своем деле. В 1936 в Нью-Йорке выходит его автобиографическая книга "Swing That Music". Затем наступают проблемы со здоровьем: переносит несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра), а также операцию на голосовых связках (с ее помощью Армстронг пытается избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознает лишь впоследствии).

В 1938 Луи Армстронг женится четвертый (и последний) раз в танцовщицы Люсиль Уилсон, с которой он проживет мирно и счастливо до конца своих дней.

В 1947 Джо Глейзер, его менеджер, собирает для Армстронга ансамбль "All Stars" ( англ. "Все звезды" ). Сначала это действительно был оркестр всех звезд - у него тогда входили кроме Луи Армстронга (труба, вокал) Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт (ударные ) и другие знаменитые мастера джаза. Впоследствии музыканты часто менялись и благодаря своему участию в группе многие малоизвестные до тех пор джазмены приобретали большую популярность.

"All-Stars" ориентировались на исполнение в стиле "диксиленд", а также джазовые обработки популярных песен, причем последние все же преобладали в репертуаре ансамбля. К середине 50-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул Посол джаза" и неоднократно спонсировал его мировые турне. В середине 50-х, когда Госдеп при Эйзенхауэре был готов финансировать его поездку в Россию, Луи отказался:

  • "Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр ..."

Впоследствии, в 60-е неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в СССР, но это так и осталось в проектах.

Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина "Порги и Бесс". В зените славы Армстронгом записана песня "Хелло Долли!" англ. "Hello, Dolly!" ; Песня входила в репертуар многих исполнителей знаменитостей, однако Армстронг из них самый известный. Последним хитом Армстронга стала песня "What а Wonderful World".

В 1954 он пишет вторую автобиографическую книгу "Satchmo. My Life in New Orleans".

В дальнейшем популярность артиста продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней творческой деятельности. Примечательна его совместная работа с Сиднеем Беше, Бингом Кросби, Саем Оливером, Дюком Эллингтон, Оскар Питерсон и другими звездами джаза, участие в джаз-фестивалях ( 1948 - Ницца, 1956 -58 - Ньюпорт, 1959 - Италия, Монтерей), гастроли во многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера. Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина "Порги и Бесс".

В 1959 Армстронг перенес инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда не прекращал концертные выступления. В 1960-е гг. Армстронг работает чаще в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций в стиле госпел (Go Down Moses"), так и новые песни (например, тема к фильму "На секретной службе Ее Величества", "We Have All the Time in the World "). Вместе с Барбра Стрейзанд он принял участие в мюзикле Привет, Долли!"; Выпущена отдельным синглом песня "Hello, Dolly!" В его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж. Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня What a Wonderful World" (первое место в Великобритании).


1.4. Творческий и жизненный финал

В конце 60-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжает работать. 10 февраля 1971 он последний раз играл и пел в телешоу со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби. В марте Сачмо и его "All Stars" еще две недели выступали в Уолдорф Астория" в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 Армстронг просит собрать его оркестр для репетиции. 6 июля 1971 самый джазмен уходит из жизни. Сердечная недостаточность привела к отказу почек.

Смерть Армстронга вызвала настоящий поток самых искренних и глубоких соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах (в том числе и советская газета "Известия") поместили на первой полосе сообщение о его смерти. Похороны состоялись очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну. 8 июля тело было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному распоряжению президента США. В заявлении, сделанном президентом Никсоном, говорилось:

  • "Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из создателей американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную популярность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной

1.5. Религия

Когда его спросили о его религиозные верования, Армстронг отвечал, что он был Баптист, но всегда носил звезду Давида, и дружил с пастором. Армстронг носил звезду Давида на честь семьи Карновский, которой взяли в детстве, и дали ему денег, чтобы купить свой первый корнет. Луи Армстронг был, по сути, крестным как католик в церкви Св. Сердца Иисуса в Новом Орлеане, и он встретился папой Пием XII и Павлом VI, хотя нет никаких доказательств того, что он считал себя католиком. Армстронг, кажется, был терпимым по отношению к различным религиям, но и нашел в них немало смешного.


2. Творчество

2.1. Маэстро джаза

Оглядываясь на творчество Армстронга, поражаешься тому, какое огромное влияние оно оказало на музыку XX века. Почти невозможно, включив радио или телевизор, услышать музыку, в которой бы не сказалось его влияние. Луи Армстронг был одним из величайших музыкантов, когда-либо игравших джаз и одновременно одной из самых противоречивых фигур в нем. Труба Армстронга звучала божественно, особенно, когда он был в ударе. Поэтому, наверное, многих музыкантов и слушателей буквально ослеплял его талант. Поэтому и сегодня для большинства джаз - это прежде всего Луи Армстронг. Все, за що люди люблять джаз, втілено в цьому імені. І хоча Луї Армстронг - це ще не весь джаз, але він - це душа джазової музики.

Будучи трубачем-революціонером свого часу, Армстронг заклав фундамент всіх прийдешніх джазових революцій. Не будь його, доля джазової музики могла скластися інакше. З приходом Сачмо йде в тінь м'яка забарвлення звуку і колективні імпровізації. А Луї Армстронг яскравим звуком труби, з дивовижною вібрацією, з запаморочливими переходами, з ритмічною розкутістю і невичерпною фантазією своїх імпровізацій розширює уявлення про можливості труби і музиканта, який грає на ній. Завдяки Армстронгу джаз пішов по сольного шляху розвитку.

Армстронг-трубач насамперед вражав своєю дивною технікою. Характеризуючи його сольний "чиказький" стиль (створений на основі новоорлеанского) американський критик і дослідник джазу Джеймс Лінкольн Коллієр писав:

  • "Його тон був насиченим і ясним, атака - чистою. Він чудово володів верхнім регістром, міг виконувати у швидкому темпі найскладніші пасажі. Сучасна техніка гри на мідних духових інструментах була розроблена в 1930-х - 1940-х роках американськими музикантами, котрі виступали в складі танцювальних оркестрів. Слід, однак, визнати, що всі вони при цьому значною мірою відштовхувалися від того, що ще до них зробив Армстронг".

Відомий свінговий ударник Джин Крупа не перебільшував, коли говорив:

  • "Який би не був стиль джазового музиканта, він не зіграє і 32 тактів, не віддавши музичної данини Луї Армстронгу. Все зробив Луї, і зробив першим".

А відомий продюсер Джордж Авакян писав:

  • Він був найбільш обдарованим і майстерним з усіх імпровізаторів джазу. Хоча тоді ще й не було такого терміну, але саме він "свінговал" більше, ніж будь-хто інший, - часто-густо тьмяне виконання будь-якого номера світили іскрою життя, коли Луї починав своє соло, навіть якщо це соло тривало всього вісім тактів. Як новатор, він ввів у джаз безліч нових прийомів і вніс ряд свіжих ідей, які потім ставали кліше для інших музикантів, але з них знову ж таки з'являлися нові паростки доброї музики, які завдяки Луї ставали знайомими кожному людині в джазі.

Розмах його інтересів підтверджують співпрацю та спільні виступи з музикантами різних стилів - диксиленду, свінгу та модерн-джазу, з сімфонізірованнимі складами, виконавцями спірічуелів і госпел, церковними хорами, блюзовими співаками, а також участь у філармонійних джазових концертах, мюзиклах, шоу, музичних фільмах. Армстронг виробив стиль, легко адаптується до будь-якого музичного контексту і до будь-якої аудиторії. Він міг одночасно задовольняти смаки діаметрально протилежних категорій слухачів (включаючи прихильників поп-музики і шлягерів).

Армстронг - едва ли не самым уникальная личность в истории джаза. В своем творчестве маэстро сумел соединить несоединимое: неповторимо индивидуальный тип самовыражения с беспредельной общедоступностью музыки, грубоватую простоту и спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский идеал звукоизвлечения с европеизированными идиомами свинга и мейнстрима. Армстронг оставался неоспоримым королем джаза до самой своей смерти, и ни на минуту не ослабевал его талант, не высыхала сила его воздействия на слушателей. Его теплота и юмор неизменно делали его дорогим и близким для всех, с кем он встречался. Его смерти сочувствовать все ведущие мастера джаза - Дюк Эллингтон, Диззи Гиллеспи, Джин Крупа, Бенни Гудмен, Ал Хирт, Эрл Хайнс, Тэрри Гленн, Эдди Кондон и многие другие.

  • "Если кого-нибудь и следует назвать Господином Джаза, так это Луи Армстронга, - говорил Дюк Эллингтон. - Он был и навсегда останется епитомиею джаза".

Говоря от имени музыкантов и от имени миллионов почитателей его таланта, Диззи Гиллеспи подчеркивал:

  • "Луи не умер, потому что его музыка остается и останется в сердцах многих и многих миллионов людей во всем мире и в игре сотен тысяч музыкантов, которые стали его последователями".

3. Аудио записи


Источники

  • Коллиер Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений. - М.: Издательство Прессверк, 2001. ISBN 5-94584-027-0
  • Фейертаг В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. - СПб.: "Скифия", 2001, с.22-24. ISBN 5-94063-018-9
  • Шапиро Н. Послушай, что я тебе расскажу ... История джаза, рассказанная людьми, Которые Ее создавали. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006. ISBN 5-94087-307-3
  • Bohlander K., Holler K.-H. Jazzfuhrer. - Leipzig, 1980, с.18-23.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам