Монумент Кранаха в городе его рождения.

Лукас Кранах Старший ( нем. Lucas Cranach der ?ltere * 4 октября 1472 - ? 16 октября 1553) - немецкий художник эпохи Возрождение, известный немецкий график 1-й половины 16 века. Рисовал портреты, религиозные и мифологические картины, аллегории.


1. Общая характеристика

Благоволил к деятелям Реформации, был другом М. Лютера. В ранних живописных произведениях "Распятие", "Отдых на пути в Египет" и других пытается преодолеть позднеготического традиции условностей и орнаментальности и создать реалистические образы, проникнутые духом гуманизма. Черты Возрождение и традиции готики переплетаются в изображениях Мадонны, библейских и мифологических персонажей.


1.1. Семья художников

Город кроной, вид на 2006 год.

Происходит из семьи художников. Известно, что его дед и отец (Ганс Малер) были живописцами. О утренние годы и юность Лукаса мало сведений. Потому что не все можно проверить по документам о провинциальных мастеров, как невозможно спрогнозировать формирования гения и его появление в той или иной семье.

С рождения носил фамилию Зундер или Зондер (Sunder), но позже взял фамилией название своего города Кранах.

Вероятно, что в семье Лукас и получил первоначальную художественное образование, а затем, по тогдашней традиции (почти законом) сделал образовательную путешествие по немецким княжествам того времени.


1.2. Кранах и Вена (1500 - 1504).

Особую страницу в жизни художника было Вена. Кранах прибыл туда в 1500 году. Вена занимал особое место в немецкоязычных землях, к тому же был университетским городом. Здешний университет был центром научной мысли и ростков новой идейного течения - гуманизма. Кружок венских гуманистов, поэтов и математиков возглавил Конрад Цельтис, сам поэт.

Уже в венский период началась смена художественной манеры Кранаха. В ней все меньше готических влияний и все больше черт возрождения. Но манера художника не было резкого развития и так и не пришла до полного усвоения уроков итальянского гуманизма. Однако, эта смесь различных влияний стала индивидуальной художественной манере Кранаха на всю жизнь.

Неудивительно, что к зрелому 28 - летнего художника обратились для создания портретов. Кроме религиозных образов в Вене Кранах нарисует портреты, в том числе Куспиниана и его жены Анны.


1.3. Иоганн Куспиниан

Портрет Куспиниана, ректора Венского университета, 150З, Париж, Лувр.

Иоганн Куспиниан был одним из первых заказчиков. В возрасте 27 лет его избрали ректором Венского университета. Вероятно, по этому поводу он и заказал свой портрет. Куспиниан, врач, историк и гуманист, и был сторонником Цельтиса. Художник не скрывал несолидности нового ректора, его безбородое лицо не является образцом мудрости или величия. На значимость личности указывали только роскошные одеяния, драгоценный фолиант в руках и аллегории в небе. Над головой ректора звезда Сатурн и филин с добычей в когтях, намеки на меланхолию, что считалась присущей исследователям.

Позже художник использует подобную же композицию и в парадном портрете Йохана-Стефана Реуса. Там тоже будет дерево слева, небольшие скалы справа и уже раскрыт фолиант в руках роскошно одетого владельца.

Напишет художник и портрет еще одного ректора, на этот раз Виттенбергского университета - Кристофа Шейрля. Тот ректор будет сторонником мастерства художника.


1.4. Переезд в Виттенберг

Охота на оленей, Вена

Небогатые профессора заказчики и новый жизненный этап (перешло за 30) побудили переезд художника в город Виттенберг. Здесь жил небольшой двор курфюрста Саксонского на имя Фридрих Мудрый. Фридрих делает мастера придворным художником, а тот получает стабильную зарплату и уверенность в завташньому дня. Кранах рисует картины, стенописи в замках своего патрона, делает эскизы одежды, мебели, декора праздников и рыцарских турниров. Все это погибель с течением времени в войнах и из-за человеческой небрежности. Останутся только рисунки.

Представление о быте двора и его развлечения дает картина Кранаха 1529 "Охота на оленей", (ныне Вена, Художественно-исторический музей).


1.5. Тайная миссия в Мехельне (Нидерланды) и портреты.

До сих пор неизвестно, зачем курфюрст посылал Кранаха в город Мехельне, Нидерланды, в 1508 году. Ведь не для написания портретов и не для знакомства с новыми достижениями живописи Нидерландов 16 века. Художник сделал это самостоятельно. Среди написанных портретов - портрет 8-летнего парня (внука императора Максимилиана, тогда еще принца), будущего императора Карла V.

Задача (тайное и успешное) привело щедрость курфюрста. И художник получил от патрона дворянство (рыцарство) и собственный герб.

  • Неизвестный с болезненным лицом, 1521

  • Курпринц Иоахим II в доспехах, 1520.

  • Кардинал Альберт Гогенцоллернов Бранденбургский, 1526

  • Кристоф Шейрль,


1.6. Женские портреты Кранаха

  • Барбара Полен, герцогиня Саксен

  • Жена Йохана Реуса

  • Анна Кспиниан

  • Неизвестная немка


1.7. Рыцарь Кранах

Герб и подпись Кранаха, 1529

Герб для себя - рыцаря - художник создал себе сам. Незнатное происхождения не давало возможности использовать льва, орла или другого хищника в качестве эмблематический зверя. Но и обычная животное не годилась новоиспеченному рыцарю. Тогда и появился небольшой дракон с крыльями. Он и стал подписью мастера как на его картинах, так и на гравюрах его мастерской.


1.8. Женитьба и успешная карьера

Лукас Кранах Старший
  • 1512 - женитьба в 40 лет (жена - дочь бургомистра города Готта Барбара Бренгбер)
  • 1524. Богатый художник, который уже имел аптеку и корчму, приобрел печатный станок и открыл в городе наибольшей типографию.
  • 1525 рик.Обрання в городской совет Виттенберга.
  • 1537. Избрание бургомистром Виттенберга (ему - 65). Эту должность он будет занимать дважды.

1.9. Горечь последних лет

В последние годы жизни благополучие и счастье покинули старого мастера. По средневековому предан своему патрону, старый художник не покидал курфурста Иоганна Фридриха, неудачного политика. Оба получили обиды и были в плену у католиков, взявшие верх в политической борьбе. После плена Лукас Кранах не вернулся в Виттенберг и поселился в городе Веймар. Там он и умер на 82 году жизни.

1.10. Запоздалый музей мастера

Веставрований дом Лукаса Кранаха на 2009 год

Имя Лукаса Кранаха Старшего не потерялось с течением времени, хотя не все важные события его жизни сохранены в памяти потомков. Ценят и его произведения. Так, музей Лувр в 2010 г. начал кампанию во Франции по привлечению средств для приобретения картины Кранаха "Три грации", созданную в 1531 г. За нее заплатили четыре миллиона евро.

Для увековечения памяти о мастере, в 1991 г. муниципалитет города Виттенберг в Германии приобрел в собственность бывший дом Лукаса Кранаха, случайно сохранился до 21 века. Ведь мастер прожил здесь сорок восемь лет. Из мастерской художника вышло почти 5.000 картин и гравюр, из которых до 21 века сохранены только одна тысяча. В плачевном состоянии находился и дом художника. На его реставрацию потрачено более четырех миллионов долярив. Так был создан запоздалый музей Лукаса Кранаха Старшего. Музей Кранаха имеет виставкови залы, мастерские местных художников и офис Фонда Кранаха (на 1997 год).


1.11. Графические произведения Кранаха

  • Папа римский принимает деньги от продажи индульгенций, 1521 г.

  • А Христос гнал торгашей из храма, 1521 г.

  • Христос моет ноги апостолам, давая пример уважения

  • Грехопадение Адама и Евы.


1.12. Потерянный Кранах из Музея Ханенко

Во времена СССР состоялась безосновательная национализация художественных произведений и массовая продажа их за границу. Постараждалы как коллекции бывших дворянских усадеб, провинциальных собраний, так и сборки европейские известных, столичных музеев.

Среди забранных и проданных за границу вещей из Музея Ханенко в Киеве - византийские иконы, гобелен "Поклонение волхвов" ( Франция 1512), картина Лукаса Кранаха Старшего "Адам и Ева". Последнее произведение продано в городе Берлин в мае 1931 года под лживой пометкой собрания Строгановых (хранится ныне в музее Нортона Саймона, США, город Пассадене, Калифорния). Это был лучший произведение Кранаха на территории тогдашней Украины.


Источники

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал
  • Гершензон Н. М., Лукас Кранах, М., 1933;
  • Немилов А.Н. "Лукас Кранах Старший", М, 1973
  • Friedl?nder М. J., Rosenberg J., Die Gem?lde von Lucas Cranach, B., 1932;
  • Lucas Cranach der ?ltere. Der K?nstler und seine Zeit, B., 1953;
  • Lucas Cranach der ?ltere im Spiegel seiner Zeit, B., 1953;
  • Jahn J., Lucas Cranach als Graphiker, Lpz., 1955;
  • Rosenberg J., Die Zeichnungen Lucas Cranachs, B., 1960.
  • "Lucas Cranach - Sein Leben, seine Welt und seine Bilder" von Peter Moser erschienen im Babenberg Verlag Bamberg 2004, ISBN 3-933469-14-7
  • "Der Weinberg des Herrn" von Albrecht Steinwachs erschienen bei JMPietsch, edition AKANTHUS, Spr?da (deutsch) ISBN 3-00-008905-5, (engl.) ISBN 3-00-008904-7
  • "Die Funde in den Turmkn?ufen zu Wittenberg" von Nikolaus M?ller erschienen in Magdeburg 1912
  • "Das Raths-Collegio der Chur-Stadt Wittenberg" von Paul Gottlieb Kettner (Wolfenb?ttel 1734).
  • "Neue Deutsche Bibliographie" Band 3
  • "Allgemeine Deutsche Biblographie"
  • "Lexikon der Renaissance" von VEB Bibiliographisches Institut Leipzig 1989 ISBN 3-323-00268-7
  • "Geschichte der deutschen Kunst 1470-1550" von Ernst Ullmann erschienen im VEB EA Seemann Verlag Leipzig 1985 Best. Nr. 505 600 8 05700
  • "Die Stadtkirche der Lutherstadt Wittenberg" von Albrecht Steinwachs
  • "Die Malerfamilie Cranach" erschienen im VEB Verlag der Kunst Dresden 1974, englische Version "Cranach: A Family of Master Painters" 1980 Werner Schade im VEB Verlag der Kunst Dresden
  • "Lucas Cranach d. ?. In Wittenberg" von Jutta Strehle erschienen bei JM Pietsch, edition AKANTHUS, Spr?da 2001 ISBN 3-00-008441-X
  • "Lucas Cranach der ?ltere in Wittenberg" von Heinrich K?hne erschienen im Drei Kastanien Verlag 1993 ISBN 3-9803358-4-4
  • Claus Grimm, Johannes Erichsen, Evamaria Brockhoff: "Lucas Cranach: ein Maler-Unternehmer aus Franken" erschienen Haus der bayrischen Geschichte Augsburg 1994, ISBN 3-927233-33-I