Надо Знать

добавить знаний



Лукреций


Lucretius1.jpg

План:


Введение

Лукреций или Тит Лукреций Кар ( лат. Titus Lucretius Carus ;
ок. 99 - 95 - 55 до н.е.) - древнеримский поэт и философ-материалист.


1. Биографические сведения

Биографические сведения о Лукреция почти не сохранились (сообщение Иеронима и Светония относятся к IV ст. н. н.э. и мало достоверны). Вполне вероятно, Лукреций получил философское образование в популярной в то время неаполитанской эпикурейской школе, которую возглавлял Филодем.

Сохранилась одна философская поэма Лукреция, не опубликована при его жизни и, очевидно, не закончена. По свидетельству Светония ее отредактировал и опубликовал Цицерон (вероятно, не Марк Туллий Цицерон, а его брат Квинт). Позже она получила название "О природе вещей" ( лат. "De rerum natura" ), Название которой вполне выражает ее смысл. Это произведение Лукреция - единственная полностью сохранившаяся достопримечательность материалистической мысли античности, в ней систематически и аргументированно изложено античный материализм и особенно полно выше его достижения - атомистическое учение Эпикура.

Произведение Лукреция - дидактическая поэма, популяризировать философские идеи, жанр, довольно обычный для той эпохи. Отметим, что еще до Лукреция Манилий и Германик пробовали изложить свои астрономические взгляды в дидактической поэме. Поэт Саллюстий в своем стихотворении "Эмпедокл" излагает учение древнегреческих натурфилософов. Вкладывая философский смысл в звучащую форму гекзаметра, Лукреций сам объяснил, почему он пишет стихами: поскольку научное знание тяжелое воспринимается, нужно с помощью поэзии облегчить овладение им; Лукреций считал поэзию одним из способов распространения знания. Каждой книге предшествует поэтический вступление, за которым следует изложение соответствующей части атомистической философии. В поэтическом оформлении философского материала преобладают сравнения, разворачиваются иногда в довольно яркие описания, например вечного возрождения в природе, овец, ручья, боя, культа Кибелы, чумы в Афинах. Латинский язык поэмы отличается как архаизмами, так и некоторыми новообразованиями, вызванными необходимостью передачи незнакомых римлянам философских понятий. Дактилический гекзаметр Лукреция более плавный, чем в Энния или Луцилия, но ему далеко до той изысканности, которая достигается только в поэзии Вергилия. Лукреций содействовал выработке научной литературного языка.


2. Философские взгляды

Лукреций развивал материалистический взгляд на природу. Исходным для Лукреция было основное положение древнегреческого материализма: "Из ничего никогда не возникает ничто" ("О природе вещей", I: 150; укр. Пер., К., 1988). Лукреций показывал, что в основе вещей лежат какие-то мелкие материальные начатки:

Мы те начатки именует: материя, или родотворни
Тельца вещей; кроме того, семенами вещей очень часто
Их называем; наконец, еще и другую употребляем название:
Первоначальные тельца, от них-то, первых, все возникает. (I :53-56).

Вслед за Демокритом и Эпикуром Лукреций считал эти вечные, неделимые (Лукреций в поэме не употреблял греческий термин "Атом"), неизменные "тела", "семя", абсолютно плотными, непроницаемыми, движущихся в пустоте. Существование тел и пустоты, за Лукрецием, взаимно обусловлено. Источником движения тел, за Лукрецием, является вес "первооснов" (I: 360), скорость движения в силу "веса" в пустом пространстве всех "первооснов" была бы одинакова, они "падали" бы параллельно, не сталкиваясь, если бы не владели определенной, присущей каждому начала индивидуально, свойством отклонения (II :219-224). Развивая в учении о "отклонения" мысли Эпикура, Лукреций считал, что благодаря "отклонению" тельца случайно, "нарушая предписания судьбы", сталкиваются и связываются друг с другом, образуя все многообразие вещей и явлений в природе (II :250-54). Идея "отклонения" интересует Лукреция особенно как основа для объяснения совбоды воли человека, его неподвластности "судьбы" (II :254-56). Учение это направлено не только против т. н. "Сквозной причинности" Демокрита, но и против древнеримской религии, связывающая действия человека с учением о богов, судьбу и определенность судьбы каждого человека, потому что во времена Лукреция ( I ст.до н.е.), в эпоху бурных социальных перемен, на первый план выдвигались эти проблемы. В противовес представлению римлян о время как существующий сам по себе, Лукреций считал, что времени нет "за движением и покоем вещей" (I: 455).

Космогонические и космологические взгляды Лукреция в основе является систематическим изложением учения Демокрита - Эпикура о безграничности Вселенной, бесконечном многообразии, постоянном изменении, возникновение и гибель миров, подобных и неподобных нашему. В то же время Лукреций своеобразно объяснял возникновение жизни, считая, что живое возникло в результате случайного стихийного сочетания определенных тел, "семян", в дальнейшем выжили всего "приспособлены" организмы, "эта приспособленность" является, по Лукрецием, результатом того, что могли сохраниться только удачные сочетания тел, соответствующих условиям среды (см. ИИИ :789-90). Лукреций полностью отвергал учение идеалистов о конечной цели, понимая целесообразность лишь как случайный результат сочетания первооснов (IV :828-61).


3. Учение о познании

В учении о познании Лукреций также продолжал линию философского материализма, считая мир узнаваемым. Единственно достоверным источником знания является, по Лукрецием, чувства, ошибки возникают там, где выводы не основаны на чувствах, данных или при неверном обобщении умом этих данных (см. IV: 507-19). В основу механизма чувств, восприятия Лукреций кладет теорию "образов" ("ейдола") Демокрита.

Таким образом, Лукреций использовал все основные положения эпикурейской школы, внесенные ею в атомистическое учение Демокрита ("отклонение", признание гипотез для объяснения причин некоторых явлений и др.).. В то же время Лукреций в своем обосновании атомистики отличался от Эпикура, который ограничивался преимущественно логической аргументацией; Лукреций сделал доступными сложные философские идеи Эпикура, он широко применял сравнения, аналогии между различными процессами живой и неживой природы, метафоры и др.. Эта особенность изложения атомистики в Лукреция связана, очевидно, с его стремлением широко популяризировать атомистическую теорию, его теоретико-познавательной концепцией и большим доверием к данным чувств и повседневной практики.


4. Общественно-исторические взгляды

Вслед за Демокритом Лукреций рассматривал развитие общества как поступательного процесса, в основе которого лежат "нужда" (особенно нужда в жилье, в огне и одежде) и "ум человеческой" (V: 1450). В ходе этого процесса возникают язык, государство (происхождение которой Лукреций объяснял договором людей), право.

Будучи сторонником античной демократии, Лукреций осуждал аморализм рабовладельцев, выступал против войн, отрывают мирных жителей от полезной для общества работы.


5. Атеизм

Последовательным выводом из материализма Лукреция был его атеизм. Лукреций считал несостоятельными религиозные представления о провидении, чудеса и т.д.. Согласно Лукрецием, религия - суеверие и предрассудки, продукт невежества и страха (I: 153), поддерживая которые, она стала источником многих зол и несчастий, несправедливости и преступлений. Средство избавления от религии Лукреций видел в разъяснении истинных причин природных явлений, в раскрытии распространяемой жрецами лжи о бессмертии души и загробном существовании. Душа, по Лукрецием, телесно, она состоит из тех же атомов, что и тело, но более тонких. Душа неразрывно связана с телом. Со смертью тела гибнет и душа. Смерть означает прекращение страдания. Между жизнью и смертью нет ничего общего. В смерти пугает не уничтожение, а неизбежность загробной воздаяния, которое является лишь суеверием.

По Лукрецием, боги, хотя и существуют где-то в между мировыми просторах, никакого отношения к миру и жизни людей нет. Признание Лукрецием бытия богов объясняется не его поступками религии, а теорией познания Демокрита и Эпикура, согласно которой источником представлений, в том числе представлений о богах, есть тончайшие образы, идущие от вещей и предметов внешнего мира: поскольку существуют и сами боги.

Лукреций решительно отстаивал возможность атеистической этики. Поэтому он допускал в человеке свободную волю, которую связывал с идеей Эпикура об отклонении движения атомов от вертикальной линии.


6. Наследие

Влияние философского произведения Лукреция на последующее развитие философии и естествознания чрезвычайно велик. Еще на римской почве под этим влиянием находился инженер и теоретик архитектуры Витрувий ( I ст.до н.е.), трактат которого "Десять книг об архитектуре?, содержащей ссылку на Лукреция, был широко известен в последующие века, а затем именно своими материалистическими идеями повлиял на итальянского архитектора эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти. Галилео Галилей, Ньютон и другие корифеи науки нового времени часто ссылались на Лукреция. Материалисты XVII - XVIII в. воспринимали атомистические идеи древности главным образом из поэмы Лукреция. Выдающимся пропагандистом идей Лукреций был Гассенди. Огромным было влияние атеизма Лукреция.

Атеистическая по сути поэма Лукреция родила среди служителей церкви множество "Анти-Лукреция" (напр., М. де Полиньяк, Против Лукреция). Среди некоторых христианских исследователей наследия Лукреция появилась диаметрально противоположная "новая" интерпретация его мировоззрения (G. Hadzsits, Lucretius and his influence, 1935), согласно которой Лукреций якобы был предвестником высшей религии, предшественником христианства и отвергал лишь римское язычество.


7. Произведения

  • Тит Лукреций Кар. О природе вещей / Перевод А. Содоморы. - Киев: Днепр, 1988. - 191 с. ISBN 5-308-00201-0

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам