Надо Знать

добавить знаний



Лурия Александр Романович



План:


Введение

Александр Романович Лурия (* 16 июля 1902 - 14 августа 1977) - выдающийся советский психолог, основатель нейропсихологии.


1. Биография

Еврей по происхождению, родился в г. Казань, в семье врача, окончил местный университет. В середине 20-х годов приглашен в Москву, в Институт психологии при МГУ им.Ломоносова. Совместимость А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л.С.Выготским. Становится последователем предложенной Выготским культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Вместе с другими представителями этой школы, подвергся преследованиям. В 1930-х годах непродолжительное время работал в Харькове, приобщившись к формированию местной психологической школы. Пишет несколько книг в соавторстве с Выготским. Преподает; в то же время получает медицинское образование, работает в Институте нейрохирургии АМН СССР и Институте неврологии АМН СССР. Во время войны работает в госпиталях со случаями поражениями мозга. Полученный опыт работы обобщает в работах, которые дали развитие науке нейропсихологии. По окончании войны работает в МГУ, читает курсы психологии, а с 1950 года - нейропсихологии. Автор многих работ из разных областей психологического знания.
Признан в СССР так и за рубежом. Член АПН СССР, профессор, иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, почетный член французского, британского, швейцарского, испанского психологических обществ, почетный профессор шести иностранных университетов. Его работы с 20-х годов и до выдаются на разных языках по всему миру.


2. Вклад в науку

Значительное внимание А. Р. уделял прикладным аспектам психологии. Первые его исследования осуществлены еще в Казанском университете касались психологии труда. Исследование аффективных процессов для которого А. Г. в 1924 году адаптировал методику К. Г. Юнга получило мощный резонанс в Европе. Знакомство с Выготским определило интерес А. Г. к изучению высших психических функций и, в частности, их локализации в головном мозге. Весомым является вклад Лурии в генетическую, возрастную психологию; в этой области исследований он использовал метод близнецов для выяснения генетических и внешних факторов развития. На пересечении медицины, физиологии и психологии проводились исследования афазии и нарушений языка у больных с локальными поражениями головного мозга. Со временем эти исследования явились фундаментом для нейропсихологии. Им были разработаны методы диагностики нарушений и возобновления высших психических функций на основе изучения и корректировки нейронных структур мозга. О. Р. часто обращался к понятию интериоризации, разработанного Выготским, в частности в багаторичому исследовании процессов памяти детей разного возраста. Культурно-историческая теория еще раз громко заявила о себе в одной из последних работ А. Г., в которой он изложил результаты исследований запрещенных в 30-е годы. В них речь шла об особенностях психики неосвичних и малограмотных жителей среднеазиатских республик, а обобщение определили культурно-исторические факторы развития познавательных процессов. В целом, А. Р. Лурия способствовал развитию всех отраслей и направлений психологии, в том числе, методологии и теории науки.


2.1. Интересные

В 1921 году создал психоаналитическое общество в г. Казань. В ответ на свое письмо А. Г. получил письмо-поздравление от Зигмунда Фрейда, который сохранял в течение всей жизни.
Лурия разработал один из первых полиграфов. Его работа на эту тему была опубликована в США и способствовала развитию исследований, в конце концов привели к появлению современного детектора лжи.
Отец А. Г. считал, что сын занимается пустой, никому не нужной наукой и успокоился, лишь когда тот получил второе образование, медицинскую.


Источники

Психология. Словарь-справочник. Р. С. Немов, - М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Т. 1,2, с. 294
Психологическая энциклопедия
Психологический словарь


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам