Надо Знать

добавить знаний



Лысенко Николай Витальевич


Николай Лысенко

План:


Введение

Николай Витальевич Лысенко (10 (22) марта 1842, с. Гриньки, Глобинский район, Полтавская область - 24 октября ( 6 ноября) 1912, Киев) - украинский композитор, пианист, дирижер, педагог, собиратель песенного фольклора, общественный деятель.


1. Биография

Николай Лысенко, 1865 год

Родился в селе Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губернии в семье дворянина Виталия Романовича Лысенко, полковника Орденского кирасирского полка.

Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Образование получила в петербургском Смольном институте благородных девиц, говорила почти исключительно на французском и принуждала к этому всех членов семьи.

Происходил из казацко-старшинского рода Лысенко. Как один из основателей рода исторические документы свидетельствуют Иакова Лысенко (1-я половина XVII века, принимал активное участие в освободительной войне 1648-1654 гг.) Иван, сын Иакова - известный военный и политический деятель 2-й половины XVII века, был Черниговским, позднее Переяславским полковником, потом - наказным гетманом; 1695 участвовал в Азовских походах Петра I. Его сын Федор (прапрадед Николая Витальевича) с 1741 года был генеральным судьей [1].

1855 - Лысенко начал обучение в привилегированном учебном заведении - 2-й Харьковской гимназии. В Харькове он занимался с известными музыкантами М.Дмитриевим и чехом Вильчек. Талантливый подросток быстро стал популярным в городе пианистом, которого приглашали на вечера и балы, где он исполнял пьесы Моцарта, Бетховена, Шопена, блестяще импровизировал на темы украинских народных песен.

Окончив гимназию, Лысенко поступил на естественный факультет Харьковского университета. Но 1860 г. из-за материальных трудностей семья Лысенко переехала в Киев, и Николай вместе с троюродным братом Михаилом Старицким перевелся в Киевского университета. Его он окончил с отличием, а 1865 г. даже защитил диссертацию на тему "Размножение нитчатых водорослей".

Становление Лысенко как общественного деятеля прошло в "Киевской Громаде".

Николай Лысенко, 1869

С 1865 по 1867, сразу после окончания Киевского университета, Лысенко работал в Тараще в должности мирового посредника. Там же в Тараще в должности офицера драгунского полка работал и отец Николая Лысенко, - Виталий Романович Лысенко. В этот период Лысенко активно собирают фольклор и публикуют работу "Об исторических предпочтения во вкусах и модах народной одежды в Сквирском и Таращанском уездах" .

Летом 1868 года Николай Витальевич женился на Ольге О'Коннор, которую он привез в Лейпциг.

1867 - 1869 - закончил музыкальное обучение в Лейпцигского консерватории.

1874 - 1875 - совершенствовал мастерство в Петербурге в Римского-Корсакова.

В 1878 году Н. Лысенко занимает должность педагога с фортепиано в институте благородных девиц. Тогда же происходят изменения и в личной жизни - Николай Витальевич берет второй брак с Ольгой Липской, которая была пианисткой и его ученицей. От этого брака М. Лысенко имел пятеро детей.

Бюст Николая Лысенко в Киевской филармонии

С 1869 г. жил в Киеве, где работал учителем игры на фортепиано, а 1904 году открыл собственную музыкально-драматическую школу.

Был в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева - выступал с концертами как пианист, организовывал хоры, концертировал с ними в Киеве и по всей Украине. Принимал участие в "Филармонического общества любителей музыки и пения", "Кружке любителей музыки и пения", "Кружке любителей музыки? Я.Спиглазова, в организации воскресной школы для мальчиков-крестьян, позднее - в подготовке ?Словаря украинского языка", в переписи населения Киева, в работе Юго-Западного отделения Российского Географического Общества. Выступал как пианист в концертах Киевского отделения Российского музыкального общества, на вечерах Литературно-артистического общества, членом правления которого он был, в ежемесячных народных концертах в зале Народной аудитории. Организовывал ежегодные шевченковские концерты. Вместе с Кошица был организатором музыкального общества "Боян" ( 1905).

1908 - 1912 - председатель совета правления "Украинского клуба".

В хорах Лысенко получили начала художественного образования Стеценко, П.Демуцький, Л.Ревуцкий, О.Лисенко и другие. Денежный сбор от концертов шел на общественные нужды, в частности, в пользу 183 студентов Киевского университета, отданных в солдаты за участие в антиправительственной демонстрации 1901 года.

Лысенко преследовало царское правительство, 1907 года он был на некоторое время арестован.

Могила Николая Лысенко

Умер 6 ноября 1912 года в Киеве, похоронен на Байковом кладбище (надгробие - бетон, гранит; скульптор Ю. И. Белостоцкий; установлен в 1939 году) [2].


2. Творческое наследие

Николай Лысенко заслуженно считается основателем украинского музыкального искусства. В этом отношении большую ценность представляет как его музыкальная так и этнографическое наследие.

Этнографическое наследие Лысенко - запись свадебного обряда (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде, запись дум и песен кобзаря О. Вересая, разведки "Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем" ( 1874), "О торбан и музыку песен Видорта "( 1892), "Народные музыкальные инструменты на Украине" ( 1894).

В композиторском наследии Лысенко особенно важное место занимают произведения на тексты Т.Шевченко. Музыка к "Кобзаря", "Радуйся, нива неполитая", "Бьют пороги", "Гайдамаки", "Иван Гус" и др., которые стали краеугольным камнем дальнейшего развития украинского академического музыкального искусства и утверждения его самобытности. Лысенко - автор опер "Рождественская ночь" (1874), "Утопленница" (1885), "Наталка Полтавка" (1889), "Тарас Бульба" (1890), "Энеида" (1910), детских опер "Коза-дереза" (1880), "Пан Коцкий" (1891), "Зима и Весна" (1892), оперетты "Черноморцы", которые стали основой украинского национального оперного искусства.

Несмотря политику царского правительства, направленную на уничтожение украинской языковой самосознания, простиравшейся и на музыкальную сферу, в частности Эмский акт 1876 запрещал также и печатание украинские текстов к нотам, Николай Лысенко занимал однозначную и твердую позицию относительно статуса украинского слова в музыкальном творчестве [3]. Доказательством принципиального отношения художника к украинской текстов является то, что в своих многочисленных хорах (26) и романсы (51), написанных на слова разных поэтов, он обращался преимущественно к украинских авторов ( И. Франко, Леся Украинской, О. Олесь, А. Конисский и др.)., а когда брал за основу стихи других - например, Г. Гейне или А. Мицкевича, то всегда в переводах, осуществленных М. Старицким, Лесей Украинский, М. Славинским, Л. Старицкой-Черняховской подобное. Показательно, что в количественно большой вокальной наследии Николая Лысенко есть только один романс "Признание" на русский текст С. Надсона. Однако уже другой романс на стихи этого весьма популярного среди музыкантов русского поэта - "Во сне мне грезилось небо" - переводной.


3. Семья. Потомки

Лысенко Андрей Витальевич - брат

Лысенко Остап Николаевич - сын

Лысенко Марьяна Николаевна - дочь

Лысенко Юрий Андреевич - племянник, сын Андрея Витальевича

Лысенко Наталья Андреевна - племянница, дочь Андрея Витальевича

Лысенко Ариадна Остаповна - внучка, дочь Остапа

Лысенко Николай Витальевич (младший) - правнук


4. Чествование

Юбилейная марка, выпущенная к 150-летию со дня рождения композитора

Именем Николая Лысенко названы ведущие художественные учреждения Украины. Это Львовская национальная музыкальная академия, Харьковский академический оперный театр, Колонный зал Национальной филармонии, Киевская специализированная музыкальная школа, Полтавское государственное музыкальное училище. Имя Лысенко носит также ведущий камерный коллектив - струнный квартет

Украинским музыкантам ежегодно присуждается Премия имени Лысенко. Периодически в Киеве проводится Международный музыкальный конкурс имени Николая Лысенко. В Киеве действует Дом-музей Николая Лысенко.

Именем Лысенко названы улицы в Киеве и Львове.


4.1. Киевские адреса Николая Лысенко

  • ул. Рейтарская, № 19 (жил на протяжении 1888-1894 годов)
  • ул. Саксаганского, № 95 (жил на протяжении 1898-1912 лет) - теперь здесь Дом-музей Николая Лысенко

5. Список произведений [4]

5.1. Сценические произведения

Оперы :

  • "Андрашиада" (либр. Старицкого и Драгоманова, 1866-77),
  • "Черноморце" (либр. Старицкого по пьесе Я.Кухаренка, 1872),
  • "Рождественская ночь" (либр. Старицкого по повести Гоголя, 1874),
  • "Утопленница" (либр. Старицкого по повести Гоголя ?Майская ночь?, 1883),
  • "Наталка Полтавка" (пьеса Котляревского, вокальные номера аранжировал Лысенко, 1889),
  • "Тарас Бульба" (либр. Старицкого по повести Гоголя, 1890),
  • "Ведьма" (текст Л.Яновськои, 1901, незак.),
  • "Сапфо" (либр. Л.Старицкой-Черняховской, 1896-1904),
  • "Энеида" (либр. Садовского за И.Котляревскому, 1910),
  • опера-минутка "Ноктюрн" (либр. Л.Старицкой-Черняховской, 1912),

детские оперы (первые в укр. музыке)

  • "Коза-Дереза? (1888),
  • "Господин Коцкий" (1891),
  • "Зима и Весна, или Снежная краля?, 1892) - все 3 на либр. Днепровской Чайки (Л.Василевськои)

Музыка к спектаклям

  • "Волшебный сон" (текст М. Старицкого, 1894),
  • "Последняя ночь" (текст М. Старицкого, 1899) и др..;

5.2. Вокально-симфонические произведения

кантаты:

  • "Бьют пороги" (1878),
  • "Радуйся, нива неполитая" (1883),
  • "На вечную память Котляревскому? (1895) - все на сл. Т.Шевченко;

5.3. Для симфонического оркестра

фрагменты композиций Лысенко
  • Рапсодия (файл)
    • Фрагмент из солирующих цимбалами, выполняет Национальный академический оркестр народных инструментов Украины под руководством Виктора Гуцала
  • Менуэт и Адажио, Увертюра на тему укр. нар. песни "Ой запил казак, запил" (все 1869, рукописи не найден).
  • Симфония (ч. I, 1869),
  • Фантазия "Украинский казак-шумка" (1872);

5.4. Камерно-инструментальные произведения

  • Струнный квартет (ч., 1868),
  • Струнное трио (1869);

для скрипки с фортепиано

  • Фантазия на две украинские народные темы (1872-73, вариант-для флейты и фп.)
  • Элегическое каприччио (1894),
  • Элегия в день годовщины смерти Шевченко (1912),
  • обработка украинской народной песни "Сонце низенько" (1912);

для виолончели и фортепиано

  • Элегия "Печаль" (1901);

для фортепиано (56)

  • Украинская сюита в форме старинных танцев (1867-69),
  • 2 концертных полонезы (1875),
  • 2 рапсодии на украинские народные темы (1875, 1877),
  • Соната (1875),
  • Баркарола (1873),
  • рондо, ноктюрны, мазурки, полонезы, скерцо, вальсы, марши, песни, пьесы и др..;
  • транскрипции;

5.5. Хоры

фрагменты композиций Лысенко

На слова Т. Шевченко

  • "Иван Гус? (1881),
  • 3 хоры из поэмы "Гамалия" ("Ой диброво, темный роще" (1881), "Иван Подкова" (1903), "Арина ты, моя нива" (1903))
  • "Встает туча из-за лимана" (1903),
  • "Псалмы Давида" (1910) и др..,

На слова других авторов:


5.6. Романсы

Всего - 51

На слова Т.Шевченко

  • "Ой одна я, одна" (1888),
  • "Садок вишневый коло хаты" (1868),
  • "Гетманы, гетманы" (1872),
  • "Если бы мне ботинки" (1872),
  • "По дубраве ветер воет" (1872) и другие,

На слова других авторов:

  • "Милованка" (сл. Мицкевича, 1881),
  • "У меня был любимый, родной край" (сл. Г. Гейне, 1893),
  • "Не забудь юные дни" (сл. И. Франко, 1898),
  • "Безмежнее поле" (сл. И. Франко, 1898),
  • "Грустно ранней" (сл. Леси Украинский, 1909),
  • "Астры" (сл. А. Олеся, 1907) и другие.



5.7. Вокальные ансамбли

  • "Мы спели и разошлись" (сл. Т. Шевченко, 1869),
  • "Когда расстаются двое" (сл. Г. Гейне, 1893),
  • "Пряля" (сл. Я.Щоголева, 1898) и другие;

5.8. Обработки народных песен

Всего - более 600 обработок украинских народных песен для хора или сольного исполнения, из них:

  • 12 сборников по 10 произведений (1886-1903),
  • "Веснушки" - два венка (1897),
  • "Колядки и щедривки" (1897),
  • "Купальская дело" (1897),
  • "Свадьба" (1903),

для детей

  • "Молодость" (1876),
  • "36. Нар. Песен" (1908) и др..

5.9. Музыковедческое наследие

  • Музыкально-фольклориста работы: записи (13, 138, 20) украинских народных песен (с вариантами), песен разных соседних народов, танцев, маршей, дум (5) от кобзарей;
  • Характеристика музыкальных особенностей украинских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем (1873; опубликовано в "Записках Юго-Западного Отдела Русского географического Общества", т.1, М., 1874; перепечатку.: К., 1978);
  • О торбан и музыку Видорта (Киевская старина, 1892, кн.2)
  • Народные музыкальные инструменты на Украине (Зоря, Л., 1894, № 1, 4-10; перепечатка: К., 1955);
  • литературно-критические разведки; Письма, К., 1964.

6. О Николае Лысенко и его талант

Лучшим показателем ценностей является то, что Лысенко любил украинское общество и признавало его творчество большим вкладом в капитал национальной жизни. Это высшая награда, которую может заслужить создатель мелодий, создатель музыкальных образов.
"... Он бессмертен. Он был высшим творцом красоты, обладателем чистых наслаждений мелодий"

Примечания

  1. Знаменитости Украины / / ukrfoto.net - ukrfoto.net/people_22.html
  2. Киев: Энциклопедический справочник / Под редакцией Кудрицкого А. В. - К. : Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1981. - 736 с., Ил.
  3. М.Загайкевич - Функционирование украинского языка в музыкальном искусстве - mau-nau.org.ua/kong/Odesa/Book2/Art35.htm
  4. Подается согласно справочнику Муха Антон. Композиторы Украины и украинской диаспоры. - М.: 2004. - ISBN 966-8259-08-4
  5. Музыкальное краеведение Полтавщины: от истоков до современности / Сост.: Лобач А., Халецкая Л. Л. - Полтава: Полт. обл. ин-т последипломного. педагогической. образования, 2009. - 360 с. - С. 144.
  6. Музыкальное краеведение Полтавщины: от истоков до современности / Сост.: Лобач А., Халецкая Л. Л. - Полтава: Полт. обл. ин-т последипломного. педагогической. образования, 2009. - 360 с. - С. 144.

Источники

8.1. Библиография

  • Старицкий М. К биографии Н. В. Лысенко. - К., 1905
  • Будищанець В. (Щепотьев В.). Выдающийся музыкант Лысенко. - Полтава, 1913
  • Кривусив-Борецкий В. Отец украинской музыки. - К., 1920
  • Цветок К. Лысенко как собиратель народных песен. - К., 1923
  • '' Кобылянский Л.'' Николай Лысенко. - Л., 1930
  • Шреер О. М. В. Лысенко. - К., 1940
  • Юдина В. М. В. Лысенко. - К., 1941
  • Чаговец В. Лысенко. - К., 1947
  • Дьяченко В. Николай Витальевич Лысенко. Жизнь и деятельность. - К., 1951
  • Вилинский М. От редакции / / Лысенко. Произведения для фортепиано. Собрание сочинений в 20 томах. Том XIII. Музыкальная редакция Н. Н. Вилинского. - Искусство, 1952
  • Архимович Л., Гордейчук М. М. В. Лысенко. Жизнь и творчество. - М., 1952, 1963, 1992
  • Гозенпуд А. Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура. - М., 1954
  • Лысенко О. О Николае Лысенко. Воспоминания сына. - М., 1957, 1959, М., 1960
  • Лысенко О. Солнце украинской музыки. - К., 1967
  • Курковський Г. Лысенко-пианист. - К., 1973
  • Булат Т. Героико-патриотическая тема в творчестве Н. В. Лысенко. - К., 1965
  • Булат Т. Лысенко: творческий портрет. - К., 1973, 1981
  • Андрієвська Н. Дитячі опери М. В. Лисенка. - К., 1962
  • Микола Лисенко - борець за народність і реалізм у мистецтві. Зб. статей. - К., 1965
  • Лисенко М. В. у спогадах сучасників. - К., 1968
  • Товстуха Є. Микола Лисенко. Роман, кн. І. - К., 1970
  • Василенко 3. Фольклористична діяльність М. В. Лисенка. - К., 1972
  • Архімович Л. М. В. Лисенко. "Тарас Бульба". - К., 1986
  • "Тарас Бульба" М. В. Лисенка: зб. - К., 1958
  • Яворський Е. "Тарас Бульба" М.Лисенка. - К., 1964
  • Николай Лысенко и музыкальный мир: тезисы юбилейной наук, конференции 20-22.У.1992, К., 1992
  • Украинское музыковедение, вып. 27 (к юбилею Н. В. Лысенко). - К., 1992
  • Творчество Лысенко и духовное развитие личности: материалы наук. чтений. - Чернигов, 1992
  • Записки НТШ, т. ССХХVИ. Труды музыковедческих комиссии (материалы о Лысенко). - Л., 1993
  • Николай Лысенко в воспоминаниях современников, в 2-х т, т. 1. - М., 2003.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам