Львовская братская школа

Львовская братская школа - первая братская школа в Украине. Основали ее ок. 1585 деятели Львовского братства Ю. Рогатинець, И. Рогатинець, И. Красовский и др.. Значительной степени школа содержалась на средства от деятельности Львовской братской типографии.

Устав Л.Б. Ш. ("Порядок школьный" 1591 г.) - памятник украинской педагогической мысли. Он предусматривал демократические основы организации школы. К Л. Б. Ш. принимали детей разных состояний из Львова и других городов и сел Украины. Обучение проводилось тогдашней русской (украинской) литературным языком. Изучали славянский, греческий, латинский языки (риторика, грамматика, пиитика), диалектику, а также арифметику, геометрию, астрономию, философию, богословие, музыку. Школа была и центром развития хорового пения и украинского школьного театра. С каталога братской библиотеки видно, что значительное внимание уделяли произведениям классических авторов: здесь были издания Аристотеля, Овидия, Вергилия, Валерия Максима и других. В 1591 была напечатана греко-славянская грамматика "Адельфотес", составленная учениками школы и учителем Арсением Элассонский.

В разное время ректорами и учителями здесь были: С. Зизаний, Л. Зизаний, Ф. Касиянович, И. Борецкий, П. Беринда, Г. Дорофеевич, И. Трофимович-Козловский, С. Косов, В. Ушакевич и др.. Гетман П. Сагайдачный завещал значительные средства на нужды школы. Л.Б. Ш. оказала значительное влияние на развитие образования не только на Руси-Украине, но и в Беларуси, Молдове, Валахии и других странах. Она воспитала много выдающихся общественных и культурных деятелей. Со второй половины 17 в. упадок, прекратила существование в конце 18 в.

Устав Л.Б.Ш.: 1. Должны быть выдвинуты от братства две опытные человека, чтобы наблюдать за обучением, а также за хорошими и плохими делами дидаскалом, потому что посеет человек то и пожнет. И тем братьям должен быть данный реестр с печатью братской, в которой дидаскалом должны вписывать данные об учете детей, отсчет лет и обучения й оплате им есть дидаскалом.

А если бы кто хотел забрать своих детей от науки, когда придет квартал, тогда в присутствии тех отпустить ..., кто будет приводить к обучению сына или других для науки, должен взять с собой соседа, одного или двух, и в присутствии из соседей должен с дидаскалом заключить условную о порядке и повинность его согласно реестру нижченаписаного, и прежде всего должен быть ему прочитан этот реестр, чтобы знал, как будут его сына учить, и за это должен, и чтобы не возражал ему, а всеми средствами помогал детям в науке и приводил к послушанию дидаскалом, как настоящий отец, желающий иметь удовольствие от паломничества, и должен по обычаю вписаться в реестр.

2. А дидаскал, взял порученное ему ребенка, должен ее учить овладевать полезными науками, за непослушание наказывать не по-тирански, а учительская, не выше, но посильно, спокойно, не только по народному, но и выше народного, чтобы через свою зависть не остался виновным ни по одному (ученика) ни перед Богом, ни перед родственником, ни перед ним самим, если бы забрал у него время или отвлек его. Написаное: "злыЙе, лукавый, ленивый раб по что НЕ отдал серебро мое торжникам да пришед аз взял бых свое со лихвой; и паки: щадя жезла ненавидит сына, а еще без наказания были бахом, уво прелюбодейчище бысто были, а не сынове" .

3. Сидеть должен каждый на своем месте, предназначенном за успехи в учебе. Какой больше умеет, будет сидеть выше, если бы и был очень беден, а кто меньше умеет, должен на постидному месте сидеть, сказано же: "Имеящему везде дано будет".

4. Богатый д бедным в школе ничем не должен быть выше, только одной наукой, телом же уровне все; глаз руке, нога руке не может сказать: ты мне не нужна.

5. Обучать дидаскал и любить должен всех детей одинаково, как сыновей богатых, так и сирот бедных, и тех кто ходит по улицам, прося милостыни; кто сколько научится может за своими сыновьями; только в пределах одного учить, чем другого, ибо написано: " Всякому потому просящему у тебя дай и хотящему у тебя взять не возбрани, хощу ибо всем спастись и в разум истинный прийти ".

6. Приходить должны отрока в школу на определенное время, то есть в большие дни на девять часов, точно так и в другие, меньшие дня, как постановил дидаскал, и отпускать их после обучения в определенное время; написано же: "Все да действует ... в подобное время ".

7. Каждое утро дидаскал должен внимательно следить и, если которого отрока не было, должен за ним сейчас же послать и узнать причины, по которым не пришел: не заигрался где игрой, дома поленился, долго спал и поэтому в школу не пришел, узнать все и привести должны его, как написано: "Иных страхом и нуждой спасай".

8. Утром, придя все в назначенное время, не должны начинать обучение, пока не покажут молитвы и обычные предисловия ...

9. В школе дети должны быть разделены на три группы: первые - которые будут учиться чистоте и на память учить многое, вторые - которые будут учиться распознавать слова и составлять, третьи - будут учиться рассказывать прочитанное, размышлять и понимать, ибо сказал святой Павел : "Егда бех младенец, младенческая мудрствовах ы смышлях, егда же достигох в муж совершен, Млека не нуждаюсь".

10. Утром после молитв каждый должен рассказать вчерашний свой урок и писание, дома писал и должен изложить изучено, а затем должны по частям учить Псалтырь или грамматику и другие полезные науки, в которых есть потребность.

11. После обеда мальчики должны писать сами на таблицах каждый свой урок, заданный ему учителем, кроме малых (детей), которым учитель должен сам вписать. Изучив в школе трудные слова, должен их спрашивать друг у друга, то есть дискутировать, а придя домой, стихотворение повторить, чтобы в ужине, придя из школы домой, умели дети перед родственниками или чужие дети, проживающие на квартирах, перед хозяином своим науку, в школе учили, прочитать с объяснениями, как это делали в школе, а что учили в этот день должны вечером написать и утром принести в школу, показать своему учителю, чтобы каждый плод науки был известен: "Всяко потому древо от плода познават подобает".

12. Должен быть дидаскал учить и на письме им подавать по грамматике, риторике, диалектике, музыке и других поэтов и из святого Евангелия, из книг апостольских: "Вся потому елика писана суть к нашему наказанию писана суть".

13. В субботу утром должны повторять уроки, которые учили в течение недели, а после обеда должны учить паскалия и месячной течения, и счет, и вычисления, или музыку церковного пения: "Вся потому писания благодухновенна и полезна суть к научению".

14. После вечерни в субботу должен дидаскал разговаривать с детьми не мало времени, а значительно больше, чем в другие дни, обучая их страхе Божием и должным юношеским обычаям: как они должны вести себя в церкви перед Богом, дома перед родственниками и в других местах, стыд беречь, высказывать Богу и его святым честь и страх, родным и дидаскалом услуг всем покорность и уважение, себе самому чистоту. И эти наставления снова должны навиюватись ребенку ... ибо написано: "любя сына прилежнее наказует, а не любя щадить жезла", и говорит: "Отрачастю безумие на сердци Привязано жезлом же изженемы е, новое потому вино в мехи новые вливают и обое соблюдает ся" .

15. В воскресенье и в праздники церковные диаскал должен со всеми, пока пойдут в литургии, разговаривать и рассказывать об этом празднике и учить их Божьей воле, а после обеда должен научить Евангелие и апостолу этого праздника ...

16. Двух или четырех парней, каждое воскресенье других поочередно, нужно назначать для сохранения порядка, от чего никто не сможет отказаться, когда к нему придет очередь. Делом их будет быстрее прийти в школу, подмести школу, разжечь в печи и у дверей сидеть, о всех знать, кто выходит и входит, кто бы ни учился, резвился, или в церкви плохо себя вел, или, идя домой, не вел себя достойно, должны написать и сообщить о них сказано: "Блюдетесь како да опасно ходите, не как неразумные, но яко премудрое искупующе время, яко дни лукавый суть".

17. Если бы какой-то парень один день ходил в школу, а второй - пропускал - и так только время терял, считаясь при школе, такого больше не принимать, потому что и знахарь если бы больного в один день лечил, а в другой относился не в соответствии, вместо лечение еще более способствовал его заболеванию, сказано: "Всякого брата не по чину ходящий отрицайся".

18. Отцу о детях или хозяину о порученных ему чужих детей дидаскал и члены братства - надзиратели школьные должны напоминать, чтобы дети дома вели себя соответственно школьном распорядка, показывая всем свою ученость и человечность. А если в детях найдено что-то несоответствующее науке, то это должно быть изучено. А если бы дидаскал своей породивистю или родственник или хозяин нечистоплотностью своей мешали учебе или добрым обычаям, то виновный должен быть наказан.

19. Если бы также кто хотел от дидаскала сына своего забрать для иной потребности, то должен делать это не заочно и не из-за кого-то другого, только лично и в присутствии того же человека или двух, при которых он отдавал на науку, взять может, чтобы этим не делать пренебрежения ни ученику, ни дидаскалом, от которого без объяснения ученика забрал; такой порядок все остальные ремесленники хранить должны, когда при людях не только сына, но и слугу ремесленнику поручают, и потом, когда его научиться, тем более не хотят его отпустить; собрав многих, хвалят терпение и приличия родственников и его самого, от чего и мастеру большое удовольствие, когда видит ученика своего не последнее, чего больше и в школах и в людей христианских иметь необходимо.

20. Если бы сам учитель или кто-то из его учеников был виновником тех дел, которые не только закон не позволяет, но запрещает, как: развратник, пьяница, вор, сребролюбив, гордый, такой не только учителем, но и жителем не должен быть здесь ... потому, если сам противником заповедей ... то как может других беречь в целомудрии и в пользу наставить. Сказано: "Не можете хорошо глаголати зло сущее" - и еще: "Пить ... примудросты черенку воду от источника неисчерпаемого ... то есть лучше, чем покупать серебро и золото и каменные драгоценности, ибо не в них состоит жизнь человеческая".


Источники

  1. Гайдай Л. История Украины в лицах, сроках, названиях и понятиях. - М.: Башня, 2000.
  2. Справочник по истории Украины. Под ред. И.Подковы и Р.Шуста. - К.: Генеза, 1993.
  3. Советов. энциклопедия истории Украины. - К., 1971. - т.3.
  4. Исаевич Я. Д. Братства и их роль в развитии украинской культуры 16-17 вв. - К.: Наукова думка, 1966.


История Это незавершенная статья истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.